Классный час "Что такое толерантность ?"
классный час ( класс) на тему

Климанова Карина Борисовна


Внеклассное мероприятие по формированию культуры толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_1.docx29.78 КБ
Файл pril.k_meropr._1.pptx926.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий №1

воспитательного мероприятия по формированию культуры толерантности

(для учащихся старших классов)

                                                         «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

  1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
  2. Способствовать развитию у учащихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле, развивать терпимость к различиям между людьми.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Толерантность» (приложение 1).

название мероприятия  - слайд № 1

Ход мероприятия:

 Эпиграф:

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди. (
Б. Шоу)- слайд № 2

Ведущий: 

-На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам -  слайд №3

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

-Кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. А что оно означает, знаете? (выслушать мнение учащихся)

-Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово?

-Что означает это слово на разных языках?

Термин «Толерантность» на разных языках. Слайд № 4  

французский - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;

испанский - способность признавать отличные от  собственных идеи или мнения;

английский- готовность быть терпимым, снисходительным;

китайский-  позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

арабский -  прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

русский -  способность терпеть что- то или кого- то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого- либо).

Ученик 1:

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка…» Слайд №5

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) слайд №6

-Ведущий  

16 ноября - Международный день толерантности. Жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

1995,  Год Организации Объединенных Наций для Терпимости, видел запуск международной кампании для терпимости, отказа от насилия и оценки социального и культурного разнообразия. Это был ЮНЕСКО, который начал это совершение и принимал роль координирования ведущего агентства в течение года. Декларация была подписана Государствами - членами, и шесть особенно-созданных флагов терпимости были подняты. Все сектора ЮНЕСКО организовывали широкое множество специальных событий, встреч и публикаций. Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал эту эмблему- слайд №7

-Ученик 2:

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

  - Все люди на земле разные- слайд №8

-Чем они могут отличаться? Давайте попробуем найти эти отличия. (Уч.-ся называют: пол, возраст, национальность, раса, религия, внешний вид, физические данные и недостатки, характер, темперамент, материальный достаток, положение в обществе, состояние здоровья, культура поведения и т д.

-Вспомним стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод"

Ученик 1. и  ученик 2

.

Стихи для ребят

Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей

И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

2.

На ночлег;
Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут

В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты

Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом
 

- О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников) 

Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

 - А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (ответы учащихся). Думаю, ответ у всех один - нет. Хорошо или плохо, что все мы разные? И как надо уживаться в таком обществе? Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга.

-  Давайте вспомним, как вас звали в детстве? Как зовут сейчас? Как бы вы хотели, чтобы вас звали, когда станете взрослым? ( ответы учащихся) Видите, в детстве нам хочется, чтобы нас звали ласково, нежно, чтобы нас любили. А во взрослой жизни нам хочется к себе уважения со стороны окружающих, коллег по работе. Хотим, чтобы все нас оберегали, любили, терпели наши выходки. Но для этого нам самим надо быть добрыми, терпеливыми, открытыми к разговору и т д.

 - Бабушка с тяжелой сумкой идет от магазина. Мама просит вынести мусор. Почему-то дети охотнее помогут бабушке, ищут повод отказаться от просьбы мамы: делаю уроки, иду гулять. В случае с бабушкой дети понимают, что надо делать людям добро. Но его надо делать и близким, регулярно. Не нужно выглядеть хорошим только в чужих глазах и думать, что близкие итак тебя любят, что не нужно прикладывать усилия для поддержания этой любви. Подумай, кто ты? Ученик, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка? Как ты выполняешь свою роль? Что тебе удается, а что нет? Какие хорошие качества в себе ты можешь выделить, а какие хотел бы изменить?

Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение,  делайте им комплименты. Давайте поиграем в игру «комплимент».

Игра «Комплимент»

Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т д. Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.

 Упражнение «Ладошка»

-Нарисуйте  на листе ладошку. На пальцах напишите свои 5 хороших по вашему мнению качеств, а на ладони - что ты хочешь в себе изменить.  -  Некоторые дети, встав взрослыми, забывают о своих родителях и оставляют их в старости в одиночестве. А некоторые бескорыстно ухаживают за чужими больными стариками и соседями. Какие качества присущи первым и вторым? (ответы учащихся)

-Совершенно верно. Первым - безразличие, эгоизм, равнодушие, вторым - жалость, сострадание, терпимость, умение поддержать добрым словом.

-Прослушайте стихотворение Марка Лисянского « Добрые слова».

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела нужны?

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

- А это строки другого автора -  М. Шехтера

Немало встречается злого,

В любой человеческой судьбе,

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

-    В современном мире молодежь развивается не по годам быстро. Сказывается темп компьютерного века. Молодежь «продвинутая», образованная, развитая. Но в то же время по телевизору и радио часто видим и слышим о национальном неприятии,   дискриминации. Ну почему мы не можем быть терпимым к другим национальностям? Ведь у каждого своя культура, своя религия.

- Вспомним слова известной песни (Звучит фрагмент песни).

Я, ты, он, она-

Вместе дружная страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы»- сто тысяч «я»…

-  До сих пор все мы - такие разные - неплохо уживались на этой планете. Это требует от каждого из  нас положительных человеческих качеств. Попробуем назвать черты толерантной и интолерантной личности - слайд №9

основные черты личности:

толерантной:                                                                      интолерантной:

уважение мнения других                                           непонимание

доброжелательность                                                  игнорирование

желание что- нибудь делать вместе                       эгоизм

понимание и принятие                                              нетерпимость

чуткость                                                                       пренебрежение

Ученик 2:

Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары

Ответим друг другу чувством высоким-

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

                      (авт. Александров П.)

               Упражнение “Камушек в ботинке”- слайд №10                              

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение “Жемчужина в раковине” слайд №11                              

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Упражнение “Волшебная лавка” слайд №12                           

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий

-Слово толерантность есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах одинаково.

 -Пусть наша школа и наша Родина станут островками толерантности. Вырастим наше дерево толерантности. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет.

Заключительное задание “Дерево толерантности” слайды №13-14                     

-Возьмите каждый по листочку и напишите, что, по- вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево.

Ведущий:

-Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите  руки друг другу на плечи, поднимите  правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

-Благодарю всех за активное участие. Вижу, что наше мероприятие вам понравилось  и я надеюсь, что оно оставило глубокий след в душе каждого, помогло нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в один миг сделать толерантным своё поведение, поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Спасибо за внимание!  слайд №15 .                             


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Слайд 2

Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б.Шоу

Слайд 3

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор . Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

Слайд 4

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному : в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо

Слайд 5

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности .

Слайд 6

16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности

Слайд 8

В се люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Каждый человек должен иметь возможности для развития без дискриминации.

Слайд 9

Черты толерантной и интолерантной личности терпение чувство юмора уважение мнения других доброжелательность умение владеть собой умение слушать собеседника понимание и принятие чуткость любознательность гуманизм непонимание игнорирование эгоизм выражение пренебрежения нетерпимость раздражительность равнодушие цинизм немотивированная агрессивность

Слайд 10

« Камушек в ботинке»

Слайд 11

«Жемчужина в раковине»

Слайд 12

«Волшебная лавка»

Слайд 13

«Дерево толерантности»

Слайд 15

СПАСИБО ВСЕМ! Презентацию подготовила Климанова К.Б., педагог- психолог МОБУ СОШ № 92, в презентации использованы материалы из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС) «Что такое толерантность» Возраст: 2 класс

Описание:Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 3...

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»...

Классный час «Что такое толерантность?»

«Что такое толерантность?»...

Классный час "Что такое толерантность?"

Разработка классного часа предназначена для учащихся 3 класса и раскрывает понятие "толерантность"...

Классный час "Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?"

Учащиеся в форме сюжетной игры знакомятся с понятием толерантности, с основными чертами толерантной личности. Занятие способствует формированию основ толерантного поведения....

Классный час "Что такое толерантность"

Презентация к классному часу...

классный час для 1 класса "Что такое толерантность?"

Классный час, на котором учащиеся познакомятся с понятием "толерантность", его происхождением, актуальностью формирования, как нравственного качества личности...