Внеурочное занятие "Традиции русского гостеприимства"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Аболмасова Олеся Анатольевна

Сценарий открытого внеурочного занятия  духовно-нравственного направления "Традиции русского гостеприимства" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon stsenariy_vneurochnogo_zanyatiya.zip39.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности

 «Традиции русского гостеприимства»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре, национальным традициям России.

Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.

  1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание

 – Ведь прозвенел звонок.

 - Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку Антону, Антон  передаёт . …

- А теперь передадим улыбку нашим гостям.

 - Я рада приветствовать Вас на занятии , присаживайтесь

2. Актуализация знаний.

Учитель:

Вы любите читать сказки?

Давайте вспомним две похожие сказки? («Теремок», «Рукавичка») (слайд)

_ Кто главные герои сказок? (звери, которые  жили в одном домике)

_ Как мы можем охарактеризовать герое сказок ? (дружные, гостеприимные)

 - Скажите, пожалуйста. А вы любите ходить в гости? (Ответы детей)

-  А принимать гостей? (Ответы гостей) 
Я думаю вы догадались о чем мы сегодня будем говорить.

Составим это слово у себя на партах . (ГОСТЕПРИИМСТВО)

-Какое слово у Вас получилось?

-Из каких двух слов оно образовано? (гость, принимать)
Учитель : Русские люди во все времена любили ходить в гости. Но и не меньше любили встречать гостей, т.е. были очень гостеприимными.

-Что же такое гостеприимство? (Ответы детей)

Гостеприимство - это готовность и желание принимать гостей, угощать их. (вывешиваю на доску слово гостеприимство) (Слайд 1)

3. Основной этап.

-У каждого народа есть свои  обычаи .  Были времена, когда они укоренялись, укреплялись и постепенно превращались в традицию.

-Кто знает, что такое традиции? (нормы и правила жизни людей, передающиеся из поколения к поколению)

Мы помним, чтим и никогда не забываем традиции нашего народа.

Сегодня  мы  будем говорить о русских традициях гостеприимства.

Встречайте гостей не с лестью, а с честью гласит народная мудрость.

Значит, как мы должны встречать гостей?  (искренне, доброжелательно, достойно)

- Давайте вспомним как наши предки встречали гостей на Руси?

(с хлебом и солью). (слайд)

Дети читают стихи (в руках хлеб, соль)

1 ученик :  

    Мир вам, гости дорогие!

    Вы явились в добрый час-

                      Встречу тёплую такую

                    Мы готовили для вас.

2 ученик:  Если мы хотим кого-то
                Встретить с честью и почетом,
                 Встретить щедро, от души,
                 С уважением большим.
                 То гостей таких встречаем
                 Круглым, пышным караваем.
                 Он на блюде расписном
                 С белоснежным рушником.

3-й ученик::

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.

Учитель :  Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов.

А почему именно хлеб с солью?

Ученик :  Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а редкой в те времена специи, приписывали способность охранять от злых духов.

Дети, а сохранился ли этот обычай до наших времен ?  Когда вы могли наблюдать встречу гостей с караваем? (ответы детей)

Ученик.  Этот древнейший обычай сохранился с давних времен. Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета. (Слайд  )

Учитель: Пекли караваи из сладкого дрожжевого теста, украшали орнаментами, фигурками людей, цветов или колосьями из теста. Выбор украшения зависел от события, к которому готовился каравай. Сверху пирог обязательно смазывали яйцом, чтобы он был блестящий и глянцевый. (слайды)

Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными». (вывешиваю на доску  хлебосольство)

Как вы поняли, что такое хлебосольство? (гостеприимство, щедрость, радушие при угощении)

Во все времена гостей встречали не только  хлебом-солью и добрым отношением, но и чаем.  Чаепитие очень давно стало традицией русского гостеприимства.

 Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. (дети присаживаются за стол, пьют чай )

Ученик1.

        В жизни много есть важных событий,

        Когда все мы за круглым столом.

        Как прекрасен процесс чаепития.

        Мы хотим здесь напомнить о нем.

Ученик 2.

        Скатерть белая, стол с самоваром.

        Перед нами стаканы, лимон.

        Дышит чай, ароматом и паром

        Приглашая начать моцион.

Ученик 3.

        Разливаем заварку в стаканы.

        Доливаем еще кипятка.

        Пьем вприкуску с баранкой румяной.

        А кто хочет – плеснет молока.

Ученик 4.

Для гостей, не жалей угощенье…

Если рядом друзья и родные.

К чаю бублики и варенье.

Мед, печенье, конфеты любые.

Ученик 5.

Ну, а славен наш чай, настроеньем.

Когда пьем мы беседу ведем.

Обращаясь друг к другу с почтеньем.

Будь то утром, иль ночью, иль днем.

Любили русские люди почаевничать. Не иначе, как с вареньем, баранками, сладостями.

Дети, вам знакомо такое хлебобулочное изделие – баранки? Что вы о них знаете?

Ученик: Баранки – традиционные  русские изделия из хлеба. Их издавна продавали на базарах и ярмарках на Руси. Связки этих вкусных, румяных колечек посетители ярмарок везли домой как гостинец. Их любили и взрослые, и дети.

Какие еще традиционные русские изделия подавались к чаю? (сухари, калачи, пирожки, блины .) Блины считаются одним из самых древних русских блюд. Они готовятся очень быстро и просто.

Ваши мамы часто готовят блины?

Вспомним рецепт блинов. (дети называют ингредиенты)

Учитель: А что же является непременным атрибутом русского чаепития?

Вы мне об этом скажите, когда соберете пазл. (Самовар)

Отгадайте загадку?

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита и чайник-

Сам заварит, сам нальет. (самовар) (слайд)

Учитель: Самовар – исконно русское изобретение. На протяжении нескольких веков самовар был украшением русского стола и предметом обихода русского человека.  Своим появлением он обязан чаю . Первые самовары появились на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. Поныне живет и здравствует представление о Туле как самоварном городе. Даже бытует такая поговорка: «В Тулу со своим самоваром не ездят». А все почему? Да потому, что в пору расцвета самоварного производства в Туле находилось больше всего самоварных фабрик и мастерских.

Главным материалом для изготовления материалов служила медь зеленая (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.

Формы самоваров были также различные. Самовары «банки», «рюмки», «шарики», «ваза» «цветок лотоса» (Слайды)

Учитель: В наше время если используют в быту  самовар, то скорее электрический. А вы видели старинный самовар?

 Давайте посмотрим, как он устроен. (Тулово-корпус самовара, куда заливалась вода, кран состоит из ключа и ветки крана, конфорка-подставка для заварочного чайничка, ручки изогнутые с деревянными валиками, поддон на котором стоит самовар

 Внутри самовара находится труба или жаровня. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. Вода в нем закипала быстро и долго не остывала. (показываю на примере самовара)

Кипяток, заваренный в нем, действительно получался вкуснее, а заваренный на его «верхушке» чай лучше распаривался.  И правы те, кто твердит, что чай из самовара вкуснее. Но этой истины не познаешь, пока не испробуешь.   

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые и целебные травы.  ( душицу, мяту, зверобой)

Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.

(Чай с лимоном- придаст бодрости, снимет усталость.  С малиной- полезен при простудах,  с душицей- успокаивает, служит как отхаркивающее средство.)

А Андрей нам даст еще один полезный совет.

Ученик : Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней.
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!

        Учитель: Главная задача самовара не просто вскипятить воду, а создать настроение теплого общения близких людей.

(Песня с инсценировкой )

Самовар

Пых, пых, буль, буль,

Пых, пых, буль, буль,

Ля, ля, ля, ля

Ля, ля, ля, ля.

В дом заходите, всех приглашаем.

Вот уж стоит на столе самовар.

Ярко на солнце боками сверкая,

Весело пускает колечками пар.

Припев. Самовар кипит, самовар поет,

В нем вода бурлит, разговор ведет.

До чего ж хорош наш душистый чай!

Веселей смотри, да гостей встречай!

Чашки и блюдца ждут не дождутся:

Вкусного чая налейте скорей!

С медом, вареньем, с плюшкой, печеньем -

Вот как у нас принимают гостей!

Припев.

Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о чае и самоваре. Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках.

На поверхности иногда  делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай».

-У вас на столах лежат разбитые чашечки давайте их соединим и прочитаем пословицы и поговорки о самоваре, чае. (половинка 1 читает первая, половинка 2 продолжает)

Выпей чайку – забудешь тоску.

Самовар кипит – уходить не велит!

Чаем на Руси – никто не подавился!

Чай не пьешь, какая сила? Чай попьешь – другое дело.

Самовар, что море соловецкое. Пьем из него за здоровье молодецкое.

Чай не пьешь-откуда силу возьмешь.

В жидком чае всю родню видать. (чем крепче чай, тем дороже гости)

 

  Во всем мире самовар   остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

 И сейчас ни одно народное гулянье не проходит без него. (Слайды)

Давайте вспомним в каких произведениях К. Чуковского упоминался самовар.

«Муха цокотуха» (вспоминаем слова)

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

Федорино горе” –

 “ Самовар стоит,
Словно жар горит, 
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю. 
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»


“Мойдодыр” –

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня

В русских народных сказках есть примеры негостеприимства.

-Скажите дети, а вам приходилось встречать негостеприимных хозяев?

Негостеприимные, значит какие? (недоброжелательные, скупые, жадные)

Давайте вспомним сказки с негостеприимными хозяевами, охарактеризуем героев.

 (“Лиса и журавль” (жадные, скупые), “Лиса и лапоть” (попросилась в гости а сама обманула хозяев) , “Заяц и лиса” (пустил в гости лису, а она его выгнала), “Каша из топора” (хозяйка была не гостеприимной, зато гость находчивым)

А какой основной закон гостеприимства? (накормить, развеселить)

Чем и как развлекали гостей? (устраивали игры, конкурсы, пели песни, танцевали)

Давайте и мы поиграем.

Игра «Валяй каравай» (4 человека. Двое раскручивают. Двоим завязывают глаза)

Катай, катай, каравай:

К лесу-малесу,

В огород залезу,

Грядки ископаю,

Тынчик изломаю,

Куда лицом стоишь?

А теперь песню споем.

Дети поют песню «К нам гости пришли»

«К нам гости пришли»

Сл. М. Ивенсен          

муз. Ан. Александрова

К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

С морковью пирог,

И с капустой пирог,

А который без начинки –

Самый вкусный пирог.

А сейчас поем

Мы для вас поём,

Вы похлопайте в ладоши –

Мы плясать пойдём.

        

Ты топни ногой

Да притопни другой,

Я волчком кружиться стану,

А ты так постой.

Наша школа

Дружбой славиться,

Приходите, гости, чаще,

Если нравится.

Применение новых  знаний.

Чему посвящено наше занятие? (ГОСТЕПРИИМСТВУ). Давайте составим модель гостеприимной хозяйки.

-Выберем на доске только те слова и выражения, которые нам подходят.

 Наше занятие подходит к концу, хозяева устали, а гости медлят не уходят. Как быть?

Проводить гостей – тоже русское гостеприимство. В старые времена на прощание гостям раздавали пряники «разгоняи» или «Выгонцы» . Вырезной пряник вырезался  из теста с помощью металлической формы,  украшался глазурью и затейливыми узорами.  

Практическая деятельность.

Сейчас мы с вами побудем художниками и  раскрасим наши  пряники. (Дети под песню «Гляжу в озера синие» раскрашивают пряники)

А теперь мы наши пряники подарим гостям.

  Хороши обычаи, не правда ли? И гости разошлись и обиды на хозяев нет.

Рефлексия.

- Дети , почему мы должны помнить русские традиции гостеприимства?

Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что в сознании разных народов воспринимаются как нечто должное, как неотъемлемая часть культуры. Времена сейчас сложные, и все равно – ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

Ученик: Мы любим дом, Где любят нас.

Пускай он сыр, пускай он душен.

Но лишь бы теплое радушье

Цвело в окне хозяйских глаз.

И по любой мудреной карте

Мы этот странный дом найдем –

 Где длинный чай,

Где робкий фартук,

 Где равно - в декабре и в марте

 - Встречают Солнечным лицом!

 

Подведение итогов

-Ребята наше занятие подошло к концу. Ответьте мне на такие вопросы.

-Самым интересным сегодня для меня было…

-Я буду вспоминать…

-Я считаю полезным..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства»

История и национальные традиции России...

Внеурочное мероприятие : «Русские народные промыслы. Расписные русские матрёшки»

Данный конспект разработан для проведения занятия по изобразительному искусству для учащихся 2 класса. Проведение занятия предполагает предварительную подготовительную работу с учащимися класса, а име...

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...

Элективные курсы внеурочной деятельности русского языка "Увлекательная грамматика"

Занятия по русскому языку с 1 по 4 классы с углубленным изучением данного предмета....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

"Русское гостеприимство"

Сценарий праздника для начальной школы....