«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ» Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».
методическая разработка (3 класс) на тему
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ»
Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина». Открытое игровое занятие посвящено знакомству с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина и его замечательной сказкой «Волшебное кольцо». На занятии ребята поучаствовали в народных играх, побывали режиссёрами, артистами, художниками, а, главное, почувствовали красоту своеобразного диалекта Поморья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_skazke_vo_vremeni.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО ДТ «У Вознесенского моста»
ГБОУ средняя школа № 307
Творческая мастерская «От игры – к знаниям»
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ»
Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».
Автор:
Начинкина Татьяна Яновна,
воспитатель ГПД
Санкт-Петербург
2015-2016 учебный
Пояснительная записка
Открытое игровое занятие посвящено знакомству с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина и его замечательной сказкой «Волшебное кольцо». На занятии ребята поучаствовали в народных играх, побывали режиссёрами, артистами, художниками, а, главное, почувствовали красоту своеобразного диалекта Поморья.
Цель: знакомство и приобщение к творчеству Б. Шергина.
Задачи: познакомить учащихся с краткой биографией автора, со своеобразным диалектом Поморья, учить осознанно читать художественное произведение; развивать умение работать с текстом, четкую и правильную речь, воображение и логическое мышление; воспитывать уважение к художественному слову, предоставить возможность показать свои творческие способности, получить радость от общения с одноклассниками.
Возраст: 10-11 лет.
Ожидаемые результаты: проявление интереса к творчеству Б. Шергина, желание самостоятельно прочитать сказку, продолжить знакомство с различными диалектами народов России.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Дидактические материалы: выставка книг Бориса Шергина, раздаточный материал (опорный текст), рисунки - кадры из мультфильма, шифровки, текст сценок с использованием диалекта Поморья.
Раздаточный материал: фломастеры, бумага, реквизит для сценок (шапка, пиджак, рубаха, игрушки : змея, собака, кошка, кольцо).
Наглядный материал: презентация, отрывок из мультфильма.
Методы: эвристическая беседа, работа в группах, использование проблемно – диалоговой технологии, технологии критического мышления.
ХОД УРОКА:
ВСТУПЛЕНИЕ
I.Организационный момент. Разбивка на команды. Выбор капитана.
II. Постановка темы занятия.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем проводить его вместе. Для этого мы разделимся на 4 команды ( cинего , красного, жёлтого и белого цвета). За правильные ответы команды будут получать карточки. Наше занятие посвящается творчеству самобытного северного писателя, который родился в городе Архангельске 28 июля 1893года. Ещё учась в школе, этот талантливый северный писатель стал собирать и записывать северные народные сказки, былины и песни.
Давайте вместе расшифруем имя и фамилию детского писателя. Его ещё называют «Держателем чудесного, певучего, богатого северно – русского сказа».
ШИФРОВКА
4-1 5-2 9: 3 12:4 24:8
15:5 18:6 99-96 27:9 14-11 3:1
Ключ: АРБ ГДО ЕЁР ЖЗИ КЛС
МНШ ОПЕ ЯЕР ТУГ ФХИ ЦЧН
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Внимание на экран. Проверим себя. СЛАЙД 1
Борис Шергин родился в Архангельске в 1893 году
СЛАЙД 2 Перед вами вид г. Архангельска в конце 19 века.
СЛАЙД 3 Родители Бориса. Отец Шергина был потомственным мореходом и корабельным мастером, Он передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству». Мама - коренная … жительница Архангельска. Скажите,как можно назвать уроженку г. Архангельска ? Например уроженку города Новгорода называют… новгородкой, а города Архангельска…. (архангелогородкой). Мама Бориса - коренная архангелогородка – познакомила писателя с народной поэзией Русского Севера. В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми - трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь. Родители Шергина были хорошими рассказчиками, мама любила поэзию. По словам Бориса: «Маменька мастерица была сказывать… как жемчуг, у нее слово катилося из уст».
СЛАЙД 4 В детстве Борис любил слушать увлекательные рассказы друзей отца — именитых корабельных плотников, капитанов, лоцманов и зверобоев. Ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.
СЛАЙД 5 Вот такие просторы северного края видел будущий писатель с детства.
СЛАЙД 6 Как вы думаете какое очень красивое явление природы мог наблюдать Борис в г. Архангельске? Это явление часто бывает на севере. (Северное или полярное сияние)
СЛАЙД 7 Здесь вы видите архангельскую область зимой.
СЛАЙД 8,9,10, — Замечательный русский писатель, фольклорист и сказитель Борис Викторович Шергин написал много сказок и рассказов для детей. («Золочёные лбы», «Сказки о Шише», «Мартынко», «Тили-Тили», «Волшебное кольцо» и другие. К произведениям Бориса Шергина создано много иллюстраций. Озорные, весёлые и мудрые сказки Бориса Викторовича Шергина вошли в золотой фонд русского национального искусства, в число лучших творений русской литературы.
СЛАЙД 11,12,13,14,15,16 По мотивам сказок Шергина , созданы мультфильмы. Например, «Мартынко» и «Волшебное кольцо».
Воспитатель: и сегодня мы с вами познакомимся с творчеством детского писателя Бориса Викторовича Шергина и его сказкой « Волшебное кольцо».
III. Работа с текстом. Воспитатель читает текст.
Сценка №1
Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего.
И решил Ванька единственну шапку продать. Мамы на аменины пряников купить. И пошел на базар. Видит – мужик котейка мучит:
– Мужичок, вы пошто животно мучите?"
– А твое како дело?
-"Продай котейка?" Подарю котейка мамы" Вот шапку за котейка отдаю.
- "Пожалуйста. Шапка наша, кошка Ваша".
- "Мама , я котейка купил" - "Машкой звать"
Подарком тебе на аменины"
«Тьфу ты. Сами до короба дожили, а он кошку покупат.
………………………………………………………………………………….........
Сценка №2
Решил тогда Ванька последну рубаху продать и муки да рыбки купить. Пошел на базар. Видит – мужик шшенка мучит:
- "Мужичок, Вы пошто опять животину тираните?"
– А твое како дело?
– "Вот хотим у Вас шшеночка вызволить". Продай мне шшенка.
За рубаху сторговались. Привел шшенка домой:
– Мама, я шшеночка купил. Жужей звать.
– Што ты, дураково поле?! Дома в рот положить нечего, а он собак да кошек покупат!
Сценка №3
Ну што тут поделаешь то. Решил Ванька продать пинжак с карманами. Третий раз пошел Иван на базар. Видит – мужик змею давит.
-"Мужичок, что Вы все с животными балуете?"
- "Вот змея запускаем. Купи мамочку позабавить. За пинжачек отдам. С карманами конечно".
За пинжачек – то и сторговались.
Пришёл Ванька домой.
- "Мама, я змея купил"
Бедну маму так в обморок и бросат. Конечно, этот случай всех злее. Стали жить Жужа бела да Машка сера, Ванька с мамкой да змея Скарапея.
…………………………………………………………………………………………..
Сценка № 4
Мамка этой Скарапеи не залюбила. Вот история то.К обеду не зовет, по отчеству не величат, имени не спрашиват, а выйдет змея на крылечке посидеть, дак матка Ванькина ей на хвост кажной раз наступит. Скарапея не хочет здеся жить:
– Ваня, меня твоя мама очень обижат. Веди меня к моему папы!
Змея по дороги – и Ванька за ей. Змея в лес – и Ванька в лес. Ночь сделалась. В темной дебри стала перед има высока стена городова с воротами. Змея говорит:
– Ваня, я змеиного царя дочерь. Возьмем извошыка, поедем во дворец. – Ваня, станет тебе мой папа деньги наваливать, ты ни копейки не бери. Проси кольцо одно – золотно, волшебно.
Ко крыльцу подкатили, стража честь отдает, а Змеиной папа не знат, как Ваньку принеть, куда посадить.
– По-настояшшему,– говорит,– вас, молодой человек, нать бы на моей дочери женить, только у нас есь кавалер сговоренной. А мы вас деньгами отдарим.
Наш Иванко ничего не берет. Одно поминат кольцо волшебно. Кольцо выдали, рассказали, как с им быть. Ванька пришел домой. Ночью переменил кольцо с пальца на палец. Выскочило три молодца:
– Што, новой хозеин, нать?
ПЕРВЫЙ БЛОК
Воспитатель: А). Что, ребята, вы заметили? (необычные слова)
Б). Отличается ли речь Бориса Шергина от нашей?
Герои сказки говорят на северном диалекте. Что такое диалект? Как вы думаете? Это разновидность речи. Люди когда живут на какой- либо территории, например на севере, говорят по-другому, чем те кто живёт на юге.
Диалект – это разновидность языка, на котором говорят люди, на какой- либо территории.
В). Расскажите, какую картинку вы увидели?
IV Задание1 ПЕРЕВОДИМ НА ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК.
Герои сказки приготовили вам задания. Вам предлагается перевести фразы с северного диалекта на литературный язык. Каждая команда получает карточки. В них надо исправить слова и ответить на вопрос.
СЛОВА для разбора: 1.само последне 2. единственну шапку 3. аменины
…………………………………………………………………………………………………………………………
СЛОВА для разбора: 1. пошто 2. подарю мамы 3. продать последну рубаху
……………………………………………………………………………………………………………………………….
СЛОВА для разбора: 1. собак да кошек покупат 2. бедну маму 3. в обморок бросат
………………………………………………………………………………………………………………………………
СЛОВА для разбора: 1. Жужа бела 2. Машка сера 3. по отчеству не величат
……………………………………………………………………………………………………………………………….
Как вы понимаете слова? Сами до короба дожили
Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего.
V. Задание 2 СЦЕНКИ
Воспитатель: Какие слова вы бы поставили рядом со словом Ваня, мужичок, матка Ванькина. (Ассоциативная цепочка). Сейчас мы с вами поиграем. Каждая команда получает текст. Вам надо разыграть сценку. Можно зачитывать слова, добавлять свои слова и действия. Главное сохранить смысл сюжета.
VI. Отдых.
Воспитатель: давайте, ребята, посмотрим как создатели мультфильма представили сценки, которые вы играли. МУЛЬТФИЛЬМ.
VII. Задание 3 Найти необычные слова и обвести их. Воспитатель раздаёт тексты.
Ванька пришел домой. Ночью переменил кольцо с пальца на палец. Выскочило три молодца:
– Што, новой хозеин, нать?
– Анбар муки нать, сахару-да насыпьте, масла-да…
Утром мати корки мочит водой да сосет, а сын говорит:
– Мама, што печка не затоплена? Почему тесто не окатываш? До ночи я буду пирогов-то ждать?
– Пирого-ов? Да у нас год муки не бывало. Очнись!
– Мама, обуй-ко глаза-те да поди в анбар!
Матка в анбар двери размахнула, да так головой в муку и ульнула.
– Ваня, откуда?
Пирогов напекли, наелись, в город муки продали, Ванька купил себе пинжак с корманами, а матери платье модно с шлейфом, шляпу в цветах и в перьях и зонтик.
Ах, они наредны заходили: собачку белу да кошку Машку коклетами кормят.
Опять Ванька и говорит:
– Ты што, мамка, думаш, я дома буду сидеть да углы подпирать?.. Поди, сватай за меня царску дочерь.
– Брось пустеки говорить. Разве отдадут из царского дворца в эдаку избушку?!
– Иди сватай, не толкуй дале.
Ну, Ванькина матерь в модно платье средилась, шляпу широкоперу наложила и побрела за реку, ко дворцу.
VIII. Задание 4 Рисунок.
Воспитатель: Ребята, а как вы представляете себе царскую дочь? Попробуем её нарисовать всей командой. Каждый ученик дополняет рисунок до сигнала.
IX. Задание 5 Идея сказки
Воспитатель: а что же было дальше? Вы помните, что за своё доброе сердце Ванька вознаграждается тем, что получает во владение волшебное кольцо, обладающее чудеснейшим свойством. Стоит тому, кто им владеет, «переменить кольцо с пальца на палец», как выскакивают, откуда ни возьмись, «три молодца», которые тотчас выполняют любое приказание их хозяина. Они строят в одну ночь хрустальный мост, соединяющий царский дворец с избой Ваньки, сватающегося к дочери царя. Самую избу его превращают в богатые дворцовые хоромы. Ванька женится на царевне. Она похищает кольцо, и по её велению, Ванькина изба-хоромина, и хрустальный мост переносятся в мгновенье ока за тысячи верст и ставятся «посереди городу Парижу». Вот как в сказке говорится:
А царь собрался после обеда к молодым в гости идти, а моста-то и нету, и дому нету. Конешно, обиделся, и Ваньку посадили в казематку, в темну. Мамка, да кошечка, да собачка христа-ради забегали. Под одным окошечком выпросят, под другим съедят. Так пожили, помаялись, эта кошка Машка и говорит собаке:
– Вот што, Белой, сам себе на радось нихто не живет.
Из-за чего мы бьемся? Давай, побежим до города Парижа Ванькино кольцо добывать. Как вы понимаете слова сам себе на радость никто не живет. Что нужно для радости человеку? Верные друзья, а чтобы были хорошие друзья человеку и самому надо быть хорошим другом. Качества…
IX. ИГРА «Забери колечко». Давайте и мы, ребята, попробуем добыть волшебное кольцо. От каждой команды по 3 человека на добывание кольца.
А после по Ванькиному повелению и мост, и дворец-изба снова переносятся «на старое место». А Ванька из деревни и взял себе жону, хорошу деушку.
X. Подведение итогов. Карточки.
Сегодня мы с вами
1.Познакомились с творчеством самобытного писателя из города…Архангельска- Бориса… Шергина.
2.Почувствовали красоту северного сказа.
3.Побывали …артистами.
4. Узнали, что… доброе сердце всегда найдёт верных друзей.
Как об этом говорится в сказке?... Сам себе на радость никто не живет.
5.Кто из вас захочет посмотреть мультфильм? Прочитать сказку ? Рассказать родителям ?
6.Что нового вы узнали сегодня, что запомнилось, понравилось.
7. Россия настолько огромная и многогранная страна, что в разных ее регионах вы можете услышать не только различные говоры и особенности речи, но и совершенно особенные слова, которые могут показаться как минимум забавными, а то и вовсе непонятными. Хотели бы вы узнать, как говорят люди из других регионов России?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с детскими писателями и их творчеством.(1 класс)
Знакомство с детскими писателями и их творчеством.(1 класс)...
Знакомство с творчеством детского писателя
Биография, твочество известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Конспект занятия кружка «Литературное краеведение» Знакомство с творчеством писателей родного края: Александр Геннадьевич Чесноков «Мы шагаем по весне»
Конспект занятия занкомит детей с творчеством поэта и писателя Александра Чеснокова...
Презентация по теме: Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина и его сказкой « Волшебное кольцо».
На открытом игровом занятии в 3 «В» классе по теме «Знакомство с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина» дети познакомились со сказкой «Волшебное кольцо», со своеобразным д...
Викторина на тему : «Путешествие по творчеству детских писателей»
Цель:1. Обобщить знания о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы;2. Формировать умения работать в группах;3. Развивать речь, память, внимание....
Методическая разработка «Литературная игра по произведениям Бориса Шергина «Волшебник слова»
Предложенная литературная игра «Волшебник слова» посвящена знакомству с творчеством северного писателя Бориса Викторовича Шергина. Игра является одним из основных мероприятий в крупном междисциплинарн...