«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ» Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».
методическая разработка (3 класс) на тему

Начинкина Татьяна Яновна

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ»

Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».    Открытое  игровое занятие посвящено знакомству с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина и  его замечательной сказкой «Волшебное кольцо». На занятии ребята поучаствовали в народных играх, побывали режиссёрами, артистами, художниками,  а, главное, почувствовали красоту своеобразного диалекта Поморья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazke_vo_vremeni.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ГБУ  ДО  ДТ  «У Вознесенского моста»

                                    ГБОУ  средняя школа № 307

                        Творческая мастерская «От игры – к знаниям»

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ»

Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».

                                                                Автор:

                                              Начинкина Татьяна Яновна,

                                                                   воспитатель ГПД

              Санкт-Петербург

                             2015-2016  учебный

 Пояснительная записка

    Открытое  игровое занятие посвящено знакомству с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина и  его замечательной сказкой «Волшебное кольцо». На занятии ребята поучаствовали в народных играх, побывали режиссёрами, артистами, художниками,  а, главное, почувствовали красоту своеобразного диалекта Поморья.

Цель: знакомство и  приобщение к творчеству Б.  Шергина.

                 Задачи: познакомить учащихся с краткой биографией автора, со своеобразным диалектом Поморья, учить осознанно читать художественное произведение; развивать умение работать с текстом, четкую и правильную речь,  воображение и логическое   мышление; воспитывать уважение к художественному слову, предоставить возможность показать  свои творческие способности, получить радость от общения с одноклассниками.  

Возраст: 10-11 лет.

Ожидаемые результаты: проявление интереса   к творчеству Б. Шергина, желание самостоятельно  прочитать сказку, продолжить  знакомство с различными диалектами  народов России. 

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

 Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Дидактические материалы: выставка книг Бориса Шергина, раздаточный материал (опорный текст), рисунки - кадры из мультфильма, шифровки, текст сценок с  использованием диалекта Поморья.

                 Раздаточный материал: фломастеры, бумага, реквизит для сценок (шапка, пиджак, рубаха, игрушки : змея, собака, кошка,  кольцо). 

                   Наглядный материал: презентация, отрывок из мультфильма.

Методы: эвристическая беседа, работа в группах, использование проблемно – диалоговой технологии, технологии критического мышления. 

ХОД УРОКА:

ВСТУПЛЕНИЕ

I.Организационный момент. Разбивка на команды. Выбор капитана.

II. Постановка темы занятия.

Воспитатель:

     Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем проводить его вместе. Для этого мы разделимся на 4 команды ( cинего , красного, жёлтого и белого цвета). За правильные ответы команды будут получать карточки. Наше занятие посвящается творчеству самобытного северного писателя, который родился в городе  Архангельске 28 июля 1893года. Ещё учась в школе, этот талантливый северный писатель  стал собирать и записывать северные народные сказки, былины и песни.

Давайте вместе расшифруем имя и фамилию детского писателя. Его ещё называют  «Держателем чудесного, певучего, богатого северно – русского сказа».

ШИФРОВКА

4-1    5-2   9: 3  12:4  24:8

15:5    18:6  99-96   27:9  14-11  3:1  

Ключ: АРБ ГДО ЕЁР ЖЗИ КЛС

МНШ ОПЕ ЯЕР ТУГ ФХИ ЦЧН

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  Внимание на экран. Проверим себя. СЛАЙД 1

Борис Шергин родился в  Архангельске в 1893 году

СЛАЙД 2  Перед вами вид г. Архангельска в конце 19 века.

СЛАЙД 3  Родители Бориса. Отец Шергина был потомственным мореходом  и корабельным мастером, Он передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству».   Мама - коренная … жительница Архангельска. Скажите,как можно назвать уроженку г. Архангельска ? Например уроженку города Новгорода называют… новгородкой, а города Архангельска….      (архангелогородкой). Мама Бориса - коренная архангелогородка – познакомила писателя с народной поэзией Русского Севера. В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми - трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь. Родители Шергина были хорошими рассказчиками, мама любила поэзию. По словам Бориса: «Маменька мастерица была сказывать… как жемчуг, у нее слово катилося из уст».

СЛАЙД 4  В детстве Борис любил слушать увлекательные рассказы друзей отца — именитых корабельных плотников, капитанов, лоцманов и зверобоев. Ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.

СЛАЙД 5  Вот такие просторы северного края видел будущий писатель с детства.

СЛАЙД 6  Как вы думаете какое  очень красивое явление природы мог наблюдать Борис  в г. Архангельске? Это явление часто бывает на севере.  (Северное  или полярное сияние)

СЛАЙД 7  Здесь вы видите архангельскую область зимой.

СЛАЙД 8,9,10,  — Замечательный русский писатель, фольклорист и сказитель Борис Викторович Шергин написал много сказок и рассказов для детей. («Золочёные лбы», «Сказки о Шише», «Мартынко», «Тили-Тили», «Волшебное кольцо» и другие. К произведениям Бориса Шергина создано много иллюстраций. Озорные, весёлые и мудрые сказки Бориса Викторовича Шергина вошли в золотой фонд русского национального искусства, в число лучших творений русской литературы.

СЛАЙД  11,12,13,14,15,16  По мотивам сказок Шергина , созданы мультфильмы. Например, «Мартынко» и  «Волшебное кольцо».

Воспитатель: и сегодня мы с вами познакомимся с творчеством детского писателя Бориса Викторовича Шергина и его  сказкой « Волшебное кольцо».

III. Работа с текстом. Воспитатель читает текст.

Сценка №1  

Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего.

И решил Ванька единственну шапку продать. Мамы на аменины пряников купить. И пошел на базар. Видит – мужик котейка мучит:

 – Мужичок, вы пошто  животно мучите?"

 – А твое како дело?

-"Продай котейка?"  Подарю  котейка мамы" Вот шапку за котейка отдаю.

- "Пожалуйста. Шапка наша, кошка Ваша".

- "Мама , я котейка купил"    - "Машкой звать"

Подарком тебе на аменины"

«Тьфу ты. Сами до короба дожили, а он кошку покупат.

………………………………………………………………………………….........

Сценка №2  

Решил тогда Ванька последну рубаху продать и муки да рыбки купить. Пошел на базар. Видит – мужик шшенка мучит:

 - "Мужичок, Вы пошто опять животину тираните?"

– А твое како дело?

– "Вот хотим у Вас  шшеночка вызволить". Продай мне шшенка.

За рубаху сторговались. Привел шшенка домой:

– Мама, я шшеночка купил. Жужей звать.

– Што ты, дураково поле?! Дома в рот положить нечего, а он собак да кошек покупат!

Сценка №3

Ну што тут поделаешь то. Решил Ванька продать пинжак с карманами. Третий раз пошел Иван на базар. Видит – мужик змею давит.

-"Мужичок, что Вы все с животными балуете?"

- "Вот змея запускаем. Купи мамочку позабавить. За пинжачек отдам. С карманами конечно".

За пинжачек – то и сторговались.

Пришёл Ванька домой.

- "Мама, я змея купил"

Бедну маму так в обморок и бросат. Конечно, этот случай всех злее. Стали жить Жужа бела да Машка сера, Ванька с мамкой да змея Скарапея.

…………………………………………………………………………………………..

Сценка № 4    

Мамка этой Скарапеи не залюбила. Вот история то.К обеду не зовет, по отчеству не величат, имени не спрашиват, а выйдет змея на крылечке посидеть, дак матка Ванькина ей на хвост кажной раз наступит. Скарапея не хочет здеся жить:

– Ваня, меня твоя мама очень обижат. Веди меня к моему папы!

Змея по дороги – и Ванька за ей. Змея в лес – и Ванька в лес. Ночь сделалась. В темной дебри стала перед има высока стена городова с воротами. Змея говорит:

– Ваня, я змеиного царя дочерь. Возьмем извошыка, поедем во дворец. – Ваня, станет тебе мой папа деньги наваливать, ты ни копейки не бери. Проси кольцо одно – золотно, волшебно.

Ко крыльцу подкатили, стража честь отдает, а  Змеиной папа не знат, как Ваньку принеть, куда посадить.

– По-настояшшему,– говорит,– вас, молодой человек, нать бы на моей дочери женить, только у нас есь кавалер сговоренной. А мы вас деньгами отдарим.

Наш Иванко ничего не берет. Одно поминат кольцо волшебно. Кольцо выдали, рассказали, как с им быть. Ванька пришел домой. Ночью переменил кольцо с пальца на палец. Выскочило три молодца:

– Што, новой хозеин, нать?

ПЕРВЫЙ БЛОК

Воспитатель: А). Что, ребята, вы заметили? (необычные слова)

 Б). Отличается ли речь Бориса Шергина от нашей?

 Герои  сказки говорят на северном диалекте. Что такое диалект? Как вы думаете?  Это разновидность речи.  Люди когда живут  на какой- либо территории, например на севере, говорят по-другому, чем те кто живёт на юге.

 Диалект – это   разновидность языка, на котором говорят люди, на какой- либо территории.

В). Расскажите, какую картинку вы увидели?

IV  Задание1    ПЕРЕВОДИМ  НА  ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ЯЗЫК.

Герои сказки приготовили вам задания. Вам предлагается перевести фразы с северного диалекта на литературный язык. Каждая команда получает карточки. В них надо исправить слова и ответить на вопрос.

 СЛОВА для разбора:  1.само   последне                2. единственну шапку    3. аменины

   …………………………………………………………………………………………………………………………                    

СЛОВА для разбора:   1. пошто         2. подарю мамы     3. продать последну рубаху

……………………………………………………………………………………………………………………………….

СЛОВА для разбора:   1. собак да кошек покупат    2. бедну   маму   3. в обморок  бросат

………………………………………………………………………………………………………………………………

СЛОВА для разбора:     1. Жужа  бела        2. Машка  сера       3. по отчеству не величат

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Как вы понимаете слова?        Сами до короба дожили  

Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего.

V.  Задание 2     СЦЕНКИ      

Воспитатель: Какие слова вы бы поставили рядом со словом  Ваня, мужичок, матка Ванькина. (Ассоциативная цепочка). Сейчас мы с вами поиграем. Каждая команда получает текст. Вам надо разыграть сценку. Можно зачитывать слова, добавлять свои слова и действия. Главное сохранить смысл сюжета.

VI.  Отдых. 

Воспитатель: давайте, ребята, посмотрим как создатели мультфильма представили сценки, которые вы играли. МУЛЬТФИЛЬМ.

VII.  Задание 3         Найти необычные слова и обвести их. Воспитатель раздаёт тексты.

 Ванька пришел домой. Ночью переменил кольцо с пальца на палец. Выскочило три молодца:

– Што, новой хозеин, нать?

– Анбар муки нать, сахару-да насыпьте, масла-да…

Утром мати корки мочит водой да сосет, а сын говорит:

– Мама, што печка не затоплена? Почему тесто не окатываш? До ночи я буду пирогов-то ждать?

– Пирого-ов? Да у нас год муки не бывало. Очнись!

– Мама, обуй-ко глаза-те да поди в анбар!

Матка в анбар двери размахнула, да так головой в муку и ульнула.

– Ваня, откуда?

Пирогов напекли, наелись, в город муки продали, Ванька купил себе пинжак с корманами, а матери платье модно с шлейфом, шляпу в цветах и в перьях и зонтик.

Ах, они наредны заходили: собачку белу да кошку Машку коклетами кормят.

Опять Ванька и говорит:

– Ты што, мамка, думаш, я дома буду сидеть да углы подпирать?.. Поди, сватай за меня царску дочерь.

– Брось пустеки говорить. Разве отдадут из царского дворца в эдаку избушку?!

– Иди сватай, не толкуй дале.

Ну, Ванькина матерь в модно платье средилась, шляпу широкоперу наложила и побрела за реку, ко дворцу.

VIII.  Задание 4   Рисунок.

 Воспитатель: Ребята, а как вы представляете себе царскую дочь? Попробуем её нарисовать всей командой. Каждый ученик дополняет рисунок  до сигнала. 

IX.  Задание 5     Идея сказки

Воспитатель:  а что же было дальше? Вы помните, что за своё доброе сердце Ванька вознаграждается тем, что получает во владение волшебное кольцо, обладающее чудеснейшим свойством.  Стоит тому, кто им владеет, «переменить кольцо с пальца на палец», как выскакивают, откуда ни возьмись, «три молодца», которые тотчас выполняют любое приказание их хозяина. Они строят в одну ночь хрустальный мост, соединяющий царский дворец с избой Ваньки, сватающегося к дочери царя. Самую избу его превращают в богатые дворцовые хоромы. Ванька женится на царевне. Она похищает кольцо, и по её велению, Ванькина  изба-хоромина, и хрустальный мост переносятся в мгновенье ока за тысячи верст и ставятся «посереди городу Парижу». Вот как в сказке говорится:

А царь собрался после обеда к молодым в гости идти, а моста-то и нету, и дому нету. Конешно, обиделся, и Ваньку посадили в казематку, в темну. Мамка, да кошечка, да собачка христа-ради забегали. Под одным окошечком выпросят, под другим съедят. Так пожили, помаялись, эта кошка Машка и говорит собаке:

– Вот што, Белой, сам себе на радось нихто не живет.

Из-за чего мы бьемся? Давай, побежим до города Парижа Ванькино кольцо добывать. Как вы понимаете слова сам себе на радость никто не живет. Что нужно для радости человеку?  Верные друзья, а чтобы были хорошие друзья человеку и самому надо быть хорошим другом. Качества…

IX.  ИГРА  «Забери колечко». Давайте и мы, ребята, попробуем добыть волшебное кольцо. От каждой команды по 3 человека на добывание кольца.

А после по Ванькиному повелению и мост, и дворец-изба снова переносятся «на старое место». А Ванька из деревни и взял себе жону, хорошу деушку.

X.  Подведение итогов. Карточки.

Сегодня мы с вами

1.Познакомились с творчеством самобытного писателя из города…Архангельска- Бориса… Шергина.

2.Почувствовали красоту северного сказа.

3.Побывали …артистами.

4. Узнали, что… доброе сердце всегда найдёт верных друзей.

Как об этом говорится в сказке?... Сам себе на радость никто не живет.

5.Кто из вас захочет посмотреть мультфильм? Прочитать сказку ?  Рассказать родителям ? 

6.Что нового вы узнали сегодня, что запомнилось, понравилось.  

7. Россия настолько огромная и многогранная страна, что в разных ее регионах вы можете услышать не только различные говоры и особенности речи, но и совершенно особенные слова, которые могут показаться как минимум забавными, а то и вовсе непонятными.  Хотели бы вы узнать, как говорят люди из других регионов России?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с детскими писателями и их творчеством.(1 класс)

Знакомство с детскими писателями и их творчеством.(1 класс)...

Знакомство с творчеством детского писателя

Биография, твочество известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака...

Презентация по теме: Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина и его сказкой « Волшебное кольцо».

На открытом  игровом занятии в 3 «В» классе  по теме «Знакомство с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина» дети познакомились со сказкой «Волшебное кольцо», со своеобразным д...

Викторина на тему : «Путешествие по творчеству детских писателей»

Цель:1.  Обобщить знания о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы;2.  Формировать умения работать в группах;3.  Развивать речь, память, внимание....

Методическая разработка «Литературная игра по произведениям Бориса Шергина «Волшебник слова»

Предложенная литературная игра «Волшебник слова» посвящена знакомству с творчеством северного писателя Бориса Викторовича Шергина. Игра является одним из основных мероприятий в крупном междисциплинарн...