Главные вкладки

    Пословицы и поговорки в духовно- нравственном воспитании младших школьников
    презентация к уроку (1 класс) на тему

    Галюк Ирина Васильевна

    В данной работе рассматривается значение пословиц и поговорок в учебно-воспитательном процессе, их роль в формировании личности ребенка. Объясняются причины быстрого запоминания крылатых выражений, иллюстрируются упражнения, дающие представление о нравственно-поучительном характере поговорок. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poslovitsy_i_pogovorki_v_duhovno.docx26.14 КБ
    Файл poslovitsy_i_pogovorki_v_moey_seme.pptx1.86 МБ

    Предварительный просмотр:

    Пословицы и поговорки в духовно- нравственном воспитании младших школьников

    Пословицы и поговорки в моей семье

    Галюк Ирина Васильевна

    А что за роскошь, что за смысл, какой толк

    в каждой поговорке нашей! Что за золото!

                                                   А.С.Пушкин

    На протяжении веков существовала сила, которая объединяла различные народы. Это фольклор. К сожалению, многие традиционные ценности были утрачены.  Не секрет, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его история.

    Весь процесс школьного обучения строится на литературном языке. Но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, так как мы все реже и реже используем их в своей речи. У детей не развивается образное мышление, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Очень важно дать ребятам возможность слышать и литературный язык.

    Воспитательная роль пословиц и поговорок высока. Дети только переступают порог школы и тут же знакомятся с пословицами. «Пословицы и поговорки, - писал К.Д.Ушинский, - помогают выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутье к звуковым высотам русского языка».

    Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания. И это усиливает их педагогическую форму.

    Сначала нужно внимательно прочитать пословицу.  Просмотреть логическую связь пословицы и действительности. Включить пословицу в различные виды деятельности. Главное условие при использовании пословиц в речи – это уместность. Школьник должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно лучше выразить свою мысль. Также пословицы открывают некоторые правила поведения, моральные нормы.

    Происходит такой феномен: когда-то услышанная пословица отложилась в голове, запомнилась, запомнилась гораздо лучше всех поучительных объяснений. Почему?

    Во-первых, учащиеся младшего школьного возраста ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.

    Во-вторых, этот возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Не потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей, запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие. Например, меткое применение пословиц и поговорок помогает исправлению недостатков:  пословица «колет не в бровь, а в глаз»,  обличает зло и возвышает добродетель.

    Наиболее распространенная форма пословиц и поговорок – наставление. Они прививают правила хорошего тона, дают оценку тем или иным поступкам. Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают более живой, поэтому приучение к ним детей является эффективным средством обогащения речи, словарного запаса, развития воображения. Очень важно научить ребят быстро и правильно оценивать ситуацию и применить ее к поговорке.

    Век живи, век учись.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Делу время, потехе час.

    На ранних этапах ознакомления с пословицами, рекомендуется подбирать картинки, изображать пословицы в виде рисунка. Необходимо ученикам дать почувствовать силу и красоту пословиц.

    Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

    Мы используем разнообразные виды упражнений. 

    1.Половинки

    (Задание на развитие словесно - логического мышления и установление причинно - следственных связей)

    Прочитайте первую часть пословицы, подберите  вторую часть.

    Задание можно усложнить, предложив найти начало пословицы.

    Любишь кататься,                                     люби и саночки возить.

    Что посеешь,                                             то и пожнешь.

    За двумя зайцами погонишься -               ни одного не поймаешь.

    Делу время -                                               потехе час.

    Не в службу,                                              а в дружбу.

    Что на уме,                                                то и на языке. 

    2. Пропущенные слова

    В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц  расставить слова большой - маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительным.

    1.--------- пенек опрокинул ---------- воз.

    2. -------- дело лучше------- безделья.

    3. Даже самое -------- дерево выросло из ---------.

    4. В -------- лодку ------------ груз не кладут.

    5. ---------- крючком --------- рыбу не выудишь. 

    3. Слова с противоположным смыслом.

    Работа с карточками. Найти слова с противоположным смыслом.

    Ученье свет, а не ученье – тьма.

    Умный молчит, когда дурак ворчит.

    Умный себя винит, глупый – своего товарища.

    Умный делу научит, а глупый только наскучит.

    Доброго чти, а злого не жалей.

    Старый друг лучше новых двух.

    Умеешь сердиться, научись и мириться.

    Меньше болтай, да больше соображай.

    Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто. 

    4. Веселые  рифмовочки.

    Задание на развитие ритма, внимания. Послушать пословицу и назвать рифмующиеся слова.

    Не учи безделью, а учи рукоделью.

    Человек лукавый, что карман дырявый.

    Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.

    Расти большой, да не будь лапшой.

    Как в мае дождь, так будет и рожь.

    При солнышке тепло, при матушке добро.

    Кто скачет, а кто плачет.

    5. Изобрази пословицу пантомимой.

    Класс делится на две группы. Одна – выбирает пословицу и с помощью мимики и жестов показывают ее. А другая группа «читает» пословицу, отгадывает ее. Это упражнение способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопониманию между ними.

    Мы включаем поговорки и пословицы в содержание воспитательной работы не только в конкретных педагогических ситуациях, но и в проведении различных школьных мероприятий.

    Особенно ребятам нравится делиться своими «семейными» поговорками и пословицами. Происходит связь поколений, когда и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки участвуют в воспитании детей. Обсуждаем, вспоминаем, а помнят ли они, какие пословицы у них в семье употреблялись, когда они были маленькими, можно ли их употреблять в наше время.

    Ценность народных пословиц в том, что они  вне времени, они знакомят детей с нравственными правилами, с понятиями об окружающей природе, об отношении к людям, о доме, о семье. 

    Пословицы и поговорки:

    • помогают привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;
    • нравственно- этически воздействуют на слушателя, объясняют противоречивую сущность многих жизненных явлений;
    • помогают, с помощью разнообразных языковых средств, понять их роль в создании образа и оценить их точность, яркость, и выразительность;
    • обогащают и активизируют словарь учащихся;
    • развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность;
    • развивают поэтический слух;
    • содержат педагогическую идею и оказывают воспитательное влияние.

    Таким образом, пословицы и поговорки, созданные народом, являются богатством русского языка. Знакомство с ними развивает  мышление ребенка, прививает любовь к родному языку и играет важнейшую роль в воспитании.

    Литература.

    1. Старинные русские пословицы поговорки./ Сост., предисл. и примеч. В.П. Аникина. М. Дет.лит., 1983
    2. Е.С. Тришина. Пословицы и поговорки как средство нравственного воспитания младших школьников./ Плюс  до и после.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Пословицы и поговорки в духовно-нравственном воспитании младших школьников Галюк И.В.

    Слайд 2

    Что для человека главнее на свете? Конечно, семья: родители, дети! «В крепкой семье - все дружно живут!»

    Слайд 3

    Любишь кататься, Что посеешь, За двумя зайцами погонишься - Делу время - Не в службу, Что на уме, Половинки

    Слайд 4

    1.--------- пенек опрокинул ---------- воз. 2. -------- дело лучше------- безделья. 3. Даже самое -------- дерево выросло из ---------. 4. В -------- лодку ------------ груз не кладут. 5. ---------- крючком --------- рыбу не выудишь. Пропущенные слова

    Слайд 5

    Осеева «Печенье»

    Слайд 6

    «Сыновья»

    Слайд 7

    В дружной семье и в холод тепло.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

    Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын        Как известно, воспитание духовно-нравственных...

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

    О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    В этой презентации говориться о роли взаимодействия семьи и школы в очень важном сегодня направлении воспитательной работы - духовно-нравственном.  В ней показаны основные формы и методы работы, ...

    "Роль уроков татарского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

    Әхлак мәсьәләсе тормышта, әдәбиятта һәрвакыт актуаль булды һәм булып кала. Шуңа күрә әхлак темасын әсәрләре үзәгенә куймаган автор юк та. Ләкин әдипләр тарафыннан ул төрлечә сурәтләнеш таба.Нәрсә соң ...

    Статья "Единство школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

    Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Укр...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....