Главные вкладки

    Я - исследователь
    рабочая программа на тему

    Котова Лидия Артёмовна

    Данная рабочая программа «Я-исследователь» составлена в соответствии с направлениями внеурочной деятельности и разработана на основе примерной программы проектной направленности.

         Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкости ума, терпимости  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ya_issledov.docx35.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Данная рабочая программа «Я-исследователь» составлена в соответствии с направлениями внеурочной деятельности и разработана на основе примерной программы проектной направленности.

         Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкости ума, терпимости  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

          Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.

         Программа курса рассчитана на  33часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы).

    На курс « Я- исследователь»  отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс.

     В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

         

         Цель программы:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

          Задачи:  

    • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        
    • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
    • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
    • прививать интерес к исследовательской деятельности;

           Основные этапы внеурочной проектной  деятельности

    1.Выбор темы.

    2.Сбор информации.

    3.Выбор проектов.

    4.Реализация проектов.

    5.Презентации.

    Основные принципы программы

    Принцип системности

    Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

    Принцип гуманизации

    Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

    Принцип опоры

    Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

    Принцип совместной деятельности детей и взрослых

    Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

    Принцип обратной связи

    Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

    Принцип успешности

    И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

    Принцип стимулирования

    Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

    Программа курса рассчитана на 34 часа (1-4 классы).  В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

             В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

    • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
    • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
    • основные источники информации;
    • правила оформления списка использованной литературы;
    • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
    • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

         

    Учащиеся должны уметь:

    • выделять объект исследования;
    • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
    • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
    • работать в группе;
    • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
    • вести наблюдения окружающего мира;
    • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
    • работать в группе.

      На курс «Я - исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс.  Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление -  «Проектная деятельность».  

     2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В результате изучения курса «Юный исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

    • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
    • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
    • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
    • получат возможность осознать своё место в мире;  

    познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные

    • связи в окружающем мире;
    • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

       

    Личностные универсальные учебные действия

    У выпускника будут сформированы:

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
    • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

     Регулятивные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

       Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

     Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • задавать вопросы;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    \

    3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Тематическое  планирование для 1 класса

    п/п

    Наименование тем

    Количество
    часов

    Дата проведения

    I. Введение (1 час)

    1.

    Что такое проект

    1

    II. Учимся делать проекты (7 часов)

    2

    Что такое проблема

    1

    3

    Как мы познаём мир

    1

    4-5

    Школа «почемучек»

    2

    6-7

    Удивительный вопрос

    2

    8-9

    Источники информации

    2

    III. Мы исследователи (23 часа)

    10-11

    Любимое число

    2

    12-14

    Алфавит

    3

    15-16

    Почему мы любим, встречать Новый год

    2

    17-19

    Игры наших дедушек и бабушек

    3

    20-23

    Растения

    4

    24-25

    Симметрия

    2

    26-31

    Сказки

    6

    IV. Заключение. ( 2 часа)

    32

    Что мы узнали и чему научились за год.

    1

    33

    Моя лучшая работа.

    1

    Тематическое планирование  для 2 класса

    п/п

    Наименование тем

    Количество
    часов

    Дата проведения

    2 класс

    Тренинг исследовательских способностей

    16 часов

    1

    Что такое исследование? Кто такие исследователи?

    1

    04.09.

    2-3

    Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

    2

    11.09.-18.09.

    4

    Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

    1

    25.09

    5

    Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

    1

    02.10.

    6

    Коллективное занятие «Жилой дом»

    1

    09.10.

    7

    Игра «Историческое моделирование»

    1

    16.10.

    8

    Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

    1

    2310.

    9

    Наблюдение как способ выявления проблем.

    1

    06.11.

    10

    Экскурсия-наблюдение за воробьями.

    1

    13.11.

    11

    Развитие умения видеть проблемы.

    1

    20.11

    12

    Развитие умения выдвигать гипотезы.

    1

    27.11.

    13

    Развитие умений задавать вопросы.

    1

    04.12.

    14

    Развитие умений давать определение понятиям.

    1

    11.12.

    15

    Развитие умений классифицировать.

    1

    18.12.

    Самостоятельная исследовательская практика

    14 часов

    16

    Задачи на классификацию с явными ошибками.

    1

    25.12.

    18

    Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

    1

    15.01.

    19

    Развитие умений наблюдать

    1

    22.01.

    20

    Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

    1

    29.01.

    21

    Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

    1

    05.02.

    22

    Эксперименты с домашними животными.

    1

    12.02.

    23

    Как оценивать идеи.

    1

    19.02

    24

    Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

    1

    26.02.

    25

    Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

    1

    05 03.

    26

    Развитие умения создавать метафоры.

    1

    12.03.

    27

    Развитие умений создавать тексты.

    1

    19.03.

    28

    Методика работы с текстом.

    1

    03.04

    29

    Учимся выделять главную идею.

    1

    10.04

    30

    Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему».

    1

    17.04

    Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

    5 часов.

    31-35

    Защита проектов.

    5

               Тематическое  планирование  для 3 класса

    № п/п

    Тема занятий

    Количество часов

    теория

    практика

    Итого

    1.

    Науки, которые нас окружают. Что я  думаю  своих о способностях.

    1

    1

    2

    2.

    Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

    1

    1

    2

    3.

    План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

    1

    1

    2

    4.

    Основные источники получения информации.

    1

    2

    3

    5.

    Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

    1

    1

    6.

    Методы исследования. Мыслительные операции.

    1

    1

    7.

    Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

    1

    1

    8.

    Оформление работы. Подготовка доклада.

    1

    1

    2

    9.

    Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point.

    1

    1

    2

    10.

    Тематические учебные исследования.

    4

    14

    18

    Итого

    11

    23

    34

    Тематическое планирование для 4 класса

    п/п

    Наименование тем

    Количество
    часов

    Дата проведения

    1.

    Символы Тюменской области: герб, флаг, гимн.

    2

    3-7

    Природа родного края.

    5

    8

    Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Тюменской.

    1

    9-10

    Формы  поверхности земли Тюменской области.

    2

    11-14

    Полезные ископаемые.

    4

    15-16

    Времена года и народные приметы.

    2

    17-18

    Реки и озера Тюменской области.

    2

    19-20

    Почвы и природные зоны Тюменской области.

    2

    21-26

    Растительный мир родного края.

    6

    27-32

    Животный мир родного края.

    6

    33

    Экология Тюменской области.

    1

    34

    Почитаем и поиграем.

    1

    Характеристика результатов

    Обучающийся будет знать:

    - основные особенности проведения исследований разных видов;

    - методы исследования;

    - правила выбора темы и объекта исследования;

    - правила успешной презентации работы.

    Обучающийся будет уметь:

    - самостоятельно выбирать тему исследования;

    - выделять главное и второстепенное в собранном материале;

    - указывать пути дальнейшего изучения объекта;

    - презентовать свою работу.

    Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

    - самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

    - реализовывать право на свободный выбор.

    Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

    - общаться с людьми разных возрастов;

    - работать в группе, коллективе;

    - презентовать работу общественности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Юный исследователь"

    Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

    Я - исследователь

    Предлагаемый материал поможет включить ребенка в исследовательский поиск. Вы узнаете какими могут быть темы исследования, как выбрать тему, что такое гипотеза исследования, как поставить цели и задачи...

    Как стать исследователем.

    Презентация создана для мотивации к созданию проектов по летним наблюдениям. Использованы матералы тетради "Я - исследователь" Савенкова....

    Программа дополнительного образования "Я исследователь"

    Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...

    Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"

    План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...

    Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

    Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

    Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

    Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...