Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности
статья (1 класс) на тему

Илькухина Инна Николаевна

Необходимость совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности, не вызывает сомнения. Ориентируясь на исследования выдающихся педагогов, философов, выбрала  направление своей работы, которое заключается в  создании блочной системы работы по формированию необходимых жизненно  важных навыков у воспитанников начальной школы и реализации ее в урочной и внеурочной деятельности. Опираясь на важность и значимость формирования  необходимых жизненно важных  навыков  у воспитанников и проблему способа решения данного вопроса,  обратилась к  внедрению данной технологии в воспитательный процесс, так как именно данная технология    способствует выработке личностных позиций учащихся по отношению к окружающему миру, рефлексии собственных качеств и свойств, необходимых для успешной социализации. Считаю, что именно создание системы работы  классного руководителя  по формированию необходимо важных навыков  содействует успешной  социализации личности младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

В 2012 году в 1 класс были зачислены 30 обучающихся. Из них 16 девочек и 14 мальчиков.  Изучив  статус семей, в которых воспитываются обучающиеся, было выявлено, что  больше половины составляют семьи, где родители заняты на производстве  (55%). Остальная часть  распределяется на родителей–предпринимателей (22%), матерей–одиночек (10%) и родителей,  работающих в бюджетных организациях (18%). То есть, взрослые не могут уделить  должного внимания детям в силу каких – то обстоятельств, либо в силу своей педагогической непросвещенности.

В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации.

Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Воспитание тесным образом связывается с развитием сознания человека, основная цель которого, воспитать человека существом мыслящим, добродетельным,  совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, а значит ответственным. Возникновение опыта связано с проблемами, стоящими перед ребенком начальной школы, а именно: трудности в социализации, межличностном общении,  в умении регулировать собственное эмоциональное состояние.

Для изучения исходного состояния сформированности жизненно важных навыков были использованы следующие  методики: диагностика уровня творческой активности (автор М.И. Рыжков), методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (автор Р.В. Овчарова), методика «Самооценка» (автор А.И. Липкина),  методика «Социометрия» (автор Якоб Морено),  методика «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний»  (автор А.О. Прохоров).

Результаты диагностики показали, что навыки  общения и взаимодействия с миром  у 45% обучающихся сформированы на  низком уровне, у 46% - на среднем уровне и только у 9% обучающихся имеется высокий уровень развития навыков общения.

82% школьников нуждаются в развитии индивидуальных, творческих способностей, так как  (9 обучающихся имеют низкий, 16 – средний и 5 – высокий  уровень активности).

Заниженную самооценку имеют 55% обучающихся, адекватный уровень составил 18%, завышенную самооценку имеют 27% воспитанников.

По результатам диагностики коммуникативных склонностей 12 обучающихся имеют низкий уровень, ниже среднего - 5, средний уровень – 13.

Результаты обследования обучающихся  показали, что некоторые дети испытывают трудности в общении, не могут точно и последовательно рассказать о себе, своей семье, ближайших родственниках,  испытывают трудности при построении межличностных отношений с одноклассниками, у детей не сформированы правила взаимодействия.  Обучающиеся доброжелательны по отношению друг к  другу, но слабо ориентируются в эмоциональных состояниях сверстников. Около 36% обучающихся  испытывают негативное отношение к окружающим, у  27% - отсутствуют  друзья и приятели в классе, 72%  воспитанников не могут регулировать свое эмоциональное состояние.

Избежать данной ситуации можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Поэтому необходимо переосмыслить действительность и найти новые подходы в решении  проблемы. 

Данные диагностики позволяют  сделать вывод о необходимости совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности.

 Ориентируясь на исследования выдающихся педагогов, философов, выбрала  направление своей работы, которое заключается в  создании блочной системы работы по формированию необходимых жизненно  важных навыков у воспитанников начальной школы и реализации ее в урочной и внеурочной деятельности. 

Опираясь на важность и значимость формирования  необходимых жизненно важных  навыков  у воспитанников и проблему способа решения данного вопроса,  обратилась к  внедрению данной технологии в воспитательный процесс, так как именно данная технология    способствует выработке личностных позиций учащихся по отношению к окружающему миру, рефлексии собственных качеств и свойств, необходимых для успешной социализации. Считаю, что именно создание системы работы  классного руководителя  по формированию необходимо важных навыков  содействует успешной  социализации личности младшего школьника.

Опыт по формированию необходимых жизненно важных навыков основывается на методических рекомендациях «Обучение жизненно важных навыков» автора Н.П. Майоровой.

Обоснование актуальности опыта

Проблема формирования необходимых жизненно важных навыков в современной школе приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование необходимых жизненно важных навыков побуждает педагога к постоянному выявлению и созданию организационно-педагогических условий, необходимых для успешной социализации личности младшего школьника.

Как показывает анализ литературы и практический опыт воспитания, одним из возможных способов решения задачи насыщения воспитательной среды условиями, способствующими социализации личности школьника, является  такая система работы классного руководителя, в основе которой лежит формирование  необходимых жизненно важных навыков в урочной и внеурочной деятельности.

Под формированием необходимых жизненно важных  навыков понимаю следующее:

-навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности;

-навыки позитивного общения;

-навыки самооценки и понимания других;

-навыки управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием;

-навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях;

- навыки самостоятельного принятия решения;

- навыки решения проблемных ситуаций;

- навыки работы с информацией;

- навыки творчества и креативности.

Важное место в жизни ребенка занимает среда, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему потенциалу определяет ориентацию конкретной личности.  Потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно формировать личность школьника. Среди множества условий одно из важнейших – умение педагога управлять процессом воспитания младших школьников, дифференцированно, на диагностической основе, с учетом их индивидуально - возрастных особенностей. Таким образом, необходимость создания системы работы по формированию необходимых жизненно важных навыков достаточно очевидна.

Актуальность работы заключается в создании системы работы классного руководителя,  что обеспечивает базу для формирования необходимых жизненно важных навыков. Так как развитие  внутреннего мира школьника, когда он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего усовершенствования организации воспитательного процесса.

Таким образом, обнаруживается  противоречие между необходимостью формирования необходимых жизненно важных навыков и отсутствием целенаправленного, систематического обучения, воспитания и недостаточной реализацией  возможностей образовательного пространства.

Ведущая педагогическая идея опыта

Профессиональная идея опыта заключается в создании условий и системы работы классного руководителя по  формированию необходимых жизненно важных навыков у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Технология опыта

Работа по разрешению противоречий между необходимостью формирования необходимых жизненно важных навыков и отсутствием целенаправленного, систематического обучения и недостаточной реализацией  возможностей образовательного пространства разделена  на несколько этапов.

Этап

Название этапа

Цель этапа

Сроки

1

Подготовительный

Предполагает обнаружение проблемы.

Сбор необходимой информации по проблеме формирования необходимых жизненно важных навыков.

 Изучение нормативно-правовой базы, методической литературы.

Подбор диагностического материала.

сентябрь – декабрь 2011

2

Организационный

Разработка системы работы по формированию жизненно важных навыков и успешной социализации личности младшего школьника.

Отработка механизма управления данной системой.

Решение поставленных задач.

Внедрение циклов занятий.

2012-2013

3

Заключительный

Подведение итогов достигнутых результатов.     Проверка успешности выбранных организационных форм, методов работы для разрешения возникшего противоречия.  

2014

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы по формированию необходимых жизненно важных навыков у младших школьников.

Теоретическое обоснование опыта

В основе концепции развития образовательного учреждения, создании социально-образовательной среды, в качестве теоретической основы были использованы подходы А.В. Мудрика, Ф.В. Ванискотта, И.А. Ильина, С.Т. Шацкого, В.В. Зеньковского.

В рамках разрабатываемой проблематики  школа выступает как воспитательная организация, частный случай организации социальной. Определение «воспитательная» понимается здесь широко, включая не только воспитательную работу, но и всю деятельность  общеобразовательного учреждения (А.В. Мудрик) 

 Отмечая повышение общественного статуса воспитания в нашем обществе, сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер. Для этого необходимо учитывать специфические особенности всего комплекса социальных навыков, которые определяются своеобразием  различных культур.

                В деятельности общеобразовательного учреждения, необходимо отдавать приоритет содержанию и методикам воспитания, направленным на высокие образцы личностного развития, которые способствуют конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми при минимальном уровне эмоциональных затрат, адекватно оценивать свое поведение.

         Майорова Н.П. определяет, что обучение жизненно важным навыкам есть специальная дидактическая задача, особая система знаний, применяемых в комплексе, которая основывается на общих психолого-педагогических принципах, диктующих необычную для школьного обучения и воспитания  форму проведения.

С.Т. Шацкий подчеркивал, что ребенок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее положительных и отрицательных влияний мы не можем управлять этим развитием.

В.В. Зеньковский четко сформулировал содержание своей концепции: необходимо, чтобы в  учреждении была на лицо здоровая социальная среда, чтобы перед ребенком были открыты возможности разностороннего выражения его энергии и чтобы, таким образом, были созданы условия его духовного самоуправления.

Ориентируясь на современные направления инновационной работы, педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, пришла к выводу, что приемлемым  в решении данного вопроса может быть урочная и внеурочная деятельность.

Урочная и внеурочная деятельность - это совместная работа учителя с воспитанниками. В ней не только лучше и глубже усваиваются знания, но формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценки, сотрудничеству. Более приемлемой технологией «погружения» для работы  с детьми младшего школьного возраста считаю урочную и внеурочную деятельность и выделяю три основных компонента:

  • Гибкое планирование тематических разделов;
  • Коллективные занятия;
  • Индивидуальная работа с отдельными детьми.

Специфика урочной и внеурочной деятельности заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опираясь на его собственный опыт.

Урочная и внеурочная деятельность импонирует тем, что она имеет преимущества, как для педагога, так и для воспитанников. Особая педагогическая ценность в том, что эти деятельности:

  • являются методами практических целенаправленных действий, открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка во взаимодействии с окружающим миром.
  • являются идущими от детских потребностей, интересов, возрастных и  индивидуальных особенностей детей, стимулирующей детскую самодеятельность.
  • одни из немногих, выводящих педагогический процесс из стен школьного сообщества.

Значимость видится в том, что каждая из них обеспечивает широкое рассмотрение любой темы.

  Новизна опыта

Новизна опыта заключается  в   создании блочной  системы работы классного руководителя,   в конструировании  и реализации циклов занятий   по формированию необходимых жизненно важных навыков урочной и внеурочной деятельности.

Технология опыта

Цель деятельности: создание условий для обеспечения положительной динамики  в формировании необходимых жизненно важных навыков  у младших школьников через блочную систему работы классного руководителя урочной и внеурочной деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. Разработка и апробация  блочной структуры формирования необходимых жизненно  важных навыков.

2. Конструирование цикла занятий по урочной и внеурочной деятельности с обучающимися и родителями для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важных социальных навыков:

-формирования    позитивного общения школьников;

-продуктивных изменений самооценки младших школьников;

-управления  своими эмоциями;

-принятия решений

-восприятия информации;

-творческих способностей.

 3.Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной  тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их социализацию в урочной и внеурочной деятельности.

Исходя из этого, одним из  перспективных путей  деятельности по достижению поставленной цели, является система работы классного руководителя  по  формированию  необходимых жизненно важных навыков школьника в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности, которая  включает:

1. Блочную структуру организации деятельности.

2. Задачи.

3.Формы организации деятельности и взаимодействия учителя  с воспитанниками.

4.Циклы занятий по урочной и внеурочной деятельности.

5.Рефлексию эффективности профессиональной деятельности классного руководителя.

Для планомерной систематической работы по формированию необходимых жизненно важных навыков, был разработан и апробирован цикл урочной и внеурочной деятельности, которая был разделена на блоки. Задачи, содержание,  длительность деятельности зависят от уровня знаний, представлений детей, навыков общения и эмоционального состояния.  

Разработанная блочная структура системы работы классного руководителя    представлена семью блоками и рассчитана на три года обучения и воспитания. Занятия, рассчитаны на 2-6 часов. Такой временной интервал считаю  вполне целесообразным. Занятия проводятся 2-4  раза в неделю.

Блочная  структура

        

Технология урочной и внеурочной деятельности

                

Для организации урочной и внеурочной деятельности выделила необходимые условия взаимодействия учителя, воспитанника и родителя,  а также технологические основы его реализации. Смысл лежит в организации поэтапного характера личностно-значимого процесса обучения и воспитания:

Схема организации деятельности во время урочной и внеурочной деятельности

Стадия  «Настрой»

Концентрация внимания

Стадия «Мотивация»

Подготовка к деятельности (интерес к теме проблемы)

Стадия «Деятельность»

Включение всех в активную деятельность, интеграция индивидуальных и коллективных форм работы

Стадия «Диагностика»

Оценка результатов

Стадия «Рефлексия»

Анализ деятельности (осмысление результатов и путей их достижения)

В результате бесед с обучающимися была  определена  очередность урочной и внеурочной деятельности.

        На первом этапе был внедрен блок  урочной и внеурочной деятельности «Мой мир», целью которого является формирование  адекватного восприятия сообщений партнера и определение своего статуса в системе взаимоотношений с обществом. Занятия данного блока направлены на развитие навыков общения и взаимодействия.  Данный блок включает семь занятий. (Приложение 1)

По результатам изучения первого блока содержание второго блока «Учусь оценивать себя» было скорректировано, так, как произошло расслоение группы на микрогруппы (15 обучающихся занимали активную позицию, 10 нейтральную, 5 пассивную). Следовательно, была изменена структура занятий (этапы, формы, приемы, методы), которая располагалась по принципу возрастающей сложности и была  нацелена на то, чтобы у обучающихся сформировался комплекс важнейших социальных навыков, адекватная самооценка.

В процессе работы тематика усложняется, где целью является создание условий для продуктивных изменений самооценки, частных характеристик, которые модифицируются под влиянием новой информации, опыта. Педагог добивается в процессе работы  умений учащихся анализировать свои поступки, чувства, переживания; наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживание других; ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях.

На данном этапе выявила проблемные зоны, разработала индивидуальные задания, беседы, консультации. В результате работы по данному блоку «Учусь оценивать себя», который включает 6 тематических занятий, обучающиеся закрепили раннее полученные умения, научились слушать себя и видеть других. Они усвоили, что продуктивное партнерское общение и взаимодействие возможно только тогда, когда мы умеем видеть в другом человеке партнера, личность, обладающую своими чертами, особенностями, жизненным опытом.

По итогам блока «Учусь оценивать себя» сделала вывод о необходимости углубления работы по развитию психологических процессов, выявила области улучшения различных показателей сформированности самооценки. При этом разработала коррекционные и предупреждающие действия при продвижении каждого воспитанника. (Приложение 2)

В соответствии с поставленными целями и задачами перешла к реализации следующего блока «Я управляю эмоциями» (8 занятий). Цель данного блока: развитие положительных эмоций, формирование  умений регулировать свои эмоции. Для того чтобы научить детей управлять своими эмоциями и адекватно действовать в стрессовых ситуациях, классный руководитель создает условия,  в которых воспитанники упражняются в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональными воздействиями. Для этого использовала специальные игровые упражнения, задания, включенные в урочную и внеурочную деятельность (ролевая игра, проблемная ситуация, чтение литературы и их последующий анализ).

 По теме «Я управляю эмоциями» усложнила содержание материала, разрабатала индивидуальные задания, спланировала организацию работы консультантов в группе, родителей. (Приложение 3)

Занятия по материалу первых трех разделов можно объединять в единый тренинг и также проводить в урочной и внеурочной деятельности. Для этого организуется выход в парковую,  лесную зону и зону отдыха во время зимних  и весенних каникул.

 Затем приступила к реализации блока «Я принимаю решение» (9 занятий), целью которого является развитие навыков  принятия и исполнения решений. Данный блок имеет свою специфику работы. Обучение решению проблем на первом этапе сводится к необходимости научить воспитанников вычленять и точно формулировать проблему, прогнозировать ресурсы, которые необходимо привлечь для решения проблемы, осознавать и анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой, планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы. В системе работы классного руководителя по формированию необходимых жизненно важных навыков использовала различные нетрадиционные методы, приемы и  игры («Живая скульптура, «Подобрать синонимы», «Веришь - Не веришь» и.т.д.). Содержание занятий четвертого блока требует достаточно длительных перерывов между встречами. Это обусловлено спецификой формируемых навыков. (Приложение 4).

В ходе усвоения материала по данному блоку наблюдала за деятельностью воспитанников и по результатам деятельности перешла к реализации блока «Я познаю мир». Участники занятий учатся в процессе групповых, парных, индивидуальных заданий воспринимать и анализировать информацию, вырабатывать собственное мнение, строить доказательство и умозаключение, ясно и конкретно выражать свои мысли. (Приложение 5)

        Завершающим и наиболее сложным  в организации деятельности является блок «Моё творчество».  Структура занятий расположена по принципу возрастающей сложности и нацелена на то, чтобы  у обучающиеся сформировался комплекс важнейших социальных навыков и    проявился активный познавательный интерес к миру, творческая инициатива. В ходе тематического погружения по данному блоку  стимулировала мотивацию участников к творчеству, создает условия для запуска процесса дивергентного мышления и интеграции логического и интуитивного мышления. На данном этапе поставила задачу увидеть проблемы, потом придумать и отобрать наилучшее решение из нескольких вариантов. При этом учила воспитанников отстраняться от предыдущего личного опыта, рассматривать проблемы шире, чем обычно принято в стандартных ситуациях. В течение работы по данному блоку изменяется внутригрупповая динамика, то есть взаимоотношения воспитанников могут быть нестандартными и  возможно столкновение мнений.  Для решения данной проблемы, предусмотрела ознакомление воспитанников с правилами поведения в ситуации конфликта. (Приложение 6)

Создание условий по формирование жизненно важных навыков у младших школьников  требует включение родительской общественности в систему работы классного руководителя. Именно поэтому, выделила отдельно блок «Детско-родительские отношения», целью которого является организация системного подхода в управлении работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей. Реализация  блока «Детско-родительские отношения» осуществляется в рамках вышеназванных блоков, то есть родители становятся непосредственными участниками занятий с воспитанниками.  Наряду с этим предусмотрены отдельные занятия с родителями, которые проводятся параллельно-синхронно («Как помочь ребенку быть уверенным», «Учим детей заботится о других», «Учим и учимся делать вместе общие дела.» и др.)  при использовании классным руководителем урочной и внеурочной деятельности.» (Приложение 7)

Результаты реализации опыта

В результате работы над опытом создана и апробирована блочная система деятельности классного руководителя, разработаны циклы занятий по урочной и внеурочной деятельности с обучающимися и родителями.

Критерием результативности опыта является положительная динамика формирования необходимых жизненно важных навыков. Показатели сформированности необходимых жизненно важных навыков и используемые методики представлены в таблице:

Наименование показателей

Используемая методика

Навыки общения

Методика выявления  навыков общения «Рукавички»» (автор Г.А. Цукерман).

Коммуникативные склонности

Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся  (автор Р.В. Овчарова)

Самооценка

Методика «Самооценка» (автор А.И. Липкина)

Творческая активность

Методика диагностики уровня творческой активности (автор М.И. Рыжков)

Межличностные отношения, наличие друзей

Методика «социометрия»  (автор Якоб Морено)

Эмоциональное состояние

Методика «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний» (автор А.О. Прохоров)

Индивидуальные способности

Метод наблюдения

Динамика формирования

необходимых жизненно важных навыков

Наименование показателей

Начальный этап

2011год

Завершающий этап 2014год

Навыки общения

Низкий уровень – 45% обучающихся

Низкий уровень –9 % обучающихся

Средний уровень 46% обучающихся

Средний уровень –63% обучающихся

Высокий уровень – 9% обучающихся

Высокий уровень – 27% обучающихся

Коммуникативные склонности

Низкий уровень имеют 15 воспитанников

Низкий уровень имеет    2      воспитанник

Ниже среднего – 5 воспитанник

Средний уровень - 10 воспитанника

Средний уровень - 19 воспитанников  

Высокий уровень – 9 воспитанника

Самооценка

Заниженная самооценка у 55% воспитанников

Заниженная самооценка у 18% воспитанников

Завышенная  у 27% воспитанников

Завышенная  у 9% воспитанников

Адекватная у 18% воспитанников

Адекватная у 73% воспитанников

Творческая активность, развитие  индивидуальных способностей

82% обучающихся нуждаются в развитии индивидуальных и творческих способностей

- 9 воспитанника имеют низкий уровень активности;

- 17 воспитанников имеют средний уровень активности;

- 4 имеют высокий уровень

-2 воспитанник имеют низкий уровень активности;

-19  воспитанника имеют средний уровень активности;

- 9 воспитанников  имеют высокий уровень

Межличностные отношения, наличие друзей

-36% воспитанников имели негативное отношение к окружающим;

-у 27% воспитанников отсутствуют друзья в классе;

 

- 91% воспитанников имеют положительные взаимоотношения с окружающими;

- 9%  (3 воспитанник) затрудняются в установлении межличностных контактов.

Эмоциональное состояние

72% (22 воспитанников) испытывают трудности при регулировании  своих эмоциональных состояний.

55% (17 воспитанников) владеют навыком регулирования эмоционального состояния;

45% (13 воспитанников)  испытывают трудности при регулировании  своих эмоциональных состояний.

Представленные в таблице результаты обследования воспитанников освидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Опыт организации работы по формированию необходимых жизненно важных навыков  у школьников начальных классов по урочной и внеурочной деятельности, свидетельствует о  существенных изменениях:

  • в формировании адекватной самооценки обучающихся;
  •  при построении межличностных отношений с одноклассниками;
  •  в сформированности  навыков общения;
  • в понимании и  оценивании  своих эмоциональных состояний и состояний сверстников.  
  • в отношение к окружающим, наличие друзей  и приятелей  в классе,
  • в развитии индивидуальных способностей.

Список литературы

  1. Пассов Е.И. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993 – 159 с.
  2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под редакцией П.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - М. - Тюмень, 1994
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. -М., 1998.
  4. Журнал «Методист» №3,2 – 2001; №4,7 – 2002; №5 – 2003.
  5.  Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Издательский центр «Академия», 200г.
  6. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Новые технологии в обучении. Москва 1992г.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва 1997г.
  8. Запорожец А., Комарова Т. Педагогические и психологические проблемы дошкольного детства// Дошкольное воспитание – 1979 №11.
  9. РепинаТ.А., Стеркина Р.Б.Общение детей в  школе и семье.
  10. Сластенин В.А. Педагогика. Москва 1997г.
  11. Майорова Н.П. Обучение жизненно важных навыков. Пособие для классных руководителей. Санкт-Петербург, 2002
  12. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993г.
  13. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К.  Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч 1.2. Ярославль 1988.1989г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение к опыту

1. Приложение № 1 - «Я и мой мир»

2. Приложение № 2 - «Учусь оценивать себя»

3. Приложение № 3- «Я управляю эмоциями»

4. Приложение № 4 - «Я принимаю решения»

5. Приложение № 5 - «Я познаю мир»

 

6. Приложение № 6 - «Моё творчество»

7. Приложение № 7 - Блок «Детско-родительские отношения»

Приложение 1

Занятие «Я и мой мир»

Развитие навыков общения и взаимодействия

Задачи

Основное содержание деятельности дошкольника

Формировать адекватное восприятие сообщений партнера, содействовать определению ребёнком своего статуса в системе взаимоотношений, учить детей устанавливать и поддерживать контакт.

Задание 1

Участники делятся на группы, которые должны предложить по два названия страны. Учитель объясняет правила работы групп

Наименование этапа

Вид работы

действия

Выдвижение идей

Участники предлагают свои варианты названий страны

Каждый предлагает любое количество названий.

Обсуждение

Отбор вариантов

Вычеркиваются неблагозвучные названия.

Отбор предложений

Утверждение вариантов

Оставляют два названия страны. Все делают выбор в пользу одного названия

Упражнение «Карлсон» (психогимнастика)

Задание 2

Предлагается изложить позицию,  определить,  аргументировано объяснить  правила взаимоотношений в стране

Вопросы для дискуссии

С помощью чего мы общаемся?

Что происходит в процессе общения?

Что можно считать результатом общения?

Чтение рассказа «Галка и голуби»     Литературный пересказ  

Организация дискуссии.

Составление Фотоальбома «Мой класс». Кто на кого похож? Рассказы о себе.

Творческое задание:

Нарисовать  школьную страну

Игровые упражнения:

Определи возраст людей по картинкам. Ласково обратись. Узнай,  кому принадлежит вещь. Поздравь и выскажи пожелания.

Домашнее задание

 Определить правила взаимодействия  в новой стране

Упражнение «Комплимент» (психогимнастика)

Продуктивная деятельность

Подвижная игра «Компот» ( развитие внимания и уважительного отношения друг другу)

Задание 3 «Конституция»

1)В группах обсудить варианты домашнего задания.

2) Создание конституции.

Упражнение «Корабль» проводится в соревновательной форме, Где обучающимся необходимо проявить взаимовыручку, смекалку.

Упражнение «Зеркало и обезьяна»

Участники разбиваются на пары. Один из пары обезьяна, которая смотрит в зеркало, другой зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны. После упражнения организация обсуждения:

- какая роль ( обезьяна, зеркало) давалась легче и почему?

Вывод: важно уметь внимательно относится к человеку, с которым общаешься.

Задание 4 Литературный пересказ

Рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внук». После пересказа организуется дискуссия.

Вывод: как ты относишься к окружающим, так и будут относиться к тебе.

- Нельзя обижать и унижать того, кто слабее тебя.

Продуктивная деятельность

Нарисовать хорошие поступки

Домашнее задание

Подготовить короткие рассказы о взаимоотношениях людей.

Рефлексия «Птичий двор»

Продуктивная деятельность

Игра «Пилка дров» Участники разбиваются на  тройки, двое имитируют  пилку дров, третий наблюдает. Затем происходит смена ролей. По окончанию игры проводится общее обсуждение:

-кому было легче пилить и почему?

- что сделал для того, чтобы выполнить задание?

Задание 5 Литературный пересказ

Рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». После пересказа организуется дискуссия о том, какое правило взаимодействия нарушил Ваня.

Упражнение «Комплимент» - высказывается в форме «Я - высказывания», т.е. обращаясь, следует говорить о своём отношении и своих чувствах

Упражнение «Карлсон» (психогимнастика)

Задание 6 Литературный пересказ

Басня Л.Н. Толстого «Два товарища». После пересказа организуется дискуссия.

Продуктивная деятельность

Игра «Сад камней»

Задание 7 «Умение сказать «нет»» (разбор ситуаций, принятие на себя ролей, обыгрывание действий, всеобщее обсуждение)

 Продуктивная деятельность

сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Задание 8 Литературный пересказ

Рассказ Л.Н. Толстого «Лгун». После пересказа организуется дискуссия о том,  что не следует делать, общаясь с другими.

Продуктивная деятельность. Наблюдение за поведением и взаимоотношениями людей на улице. Организация дискуссии.

Рефлексия «Зеркало настроения»

Приложение 2

 Занятие «Учусь оценивать себя»

Развитие навыков самооценки и понимания других

Задачи

Основное содержание деятельности дошкольника

Обеспечить создание

условий для продуктивных изменений самооценки, частных характеристик, которые

модифицируются под влиянием

новой информации, опыта, оценок окружающих, объективного анализа достижений

Упражнение «Комплимент» участники занятия говорят друг другу, что-то приятное.

Игра «Зеркало» участники по очереди подходят к зеркалу и рассказывают все, кого они там видят.

Проблемный вопрос: легко ли было выполнять задание? Почему?

Задание 1 «Что я знаю о себе»

1.Составление таблицы – характеристики умений и качеств.

2.Организация дискуссии.

 Вывод: для  того, что бы быстрее чему-нибудь научиться, следует чаще заниматься самоанализом

Экскурсии:

В библиотеку, в аптеку, в парк, к храму, к памятникам, по ближайшим улицам.

Рассматривание:

Фотовыставка «Мой родной край». «Знаменитые люди села»

Конкурс:

Перевоплощение в предмет, вещь. Задание оживить предмет. Самооценка: Что удалось, что нет.

Домашнее задание

Изготовление сюрпризов - сувениров

Развлечения:

Папа, мама, я –дружная семья.

Упражнение «Комплимент-сюрприз»

участники вручают друг другу изготовленные сюрпризы.

Задание 2 «Психологический портрет»

Задание направлено  на развитие ассоциативного восприятия. В рисунках выразить, какой смысл заключается для вас в каждом из  предложенных слов. Обменяться с товарищем  и обсудить данный вопрос.

Задание 3 Конкурс на лучший психологический портрет. Составление портрета соседа. По итогам конкурса обсуждение:

- легко ли было составлять психологические портреты? Почему?

- что они испытывали, когда воспринимали свой портрет?

Рассматривание: фотографий людей с проявлением различных эмоций. Обсуждение.

Игра  «Я такой же, как ты»

 Выбор игрового имени. Объяснить выбранному партнеру, почему он такой же, использую характеристики сравнения, качества личности, физические данные и др.

Упражнение «Я не люблю»

 Каждому из участников предлагается рассказать, что ему не нравится в человеческих отношениях. Организация свободного обмена мнениями.

Задание 4 «Похвала». Похвалить себя за успешно выполненные задания.

Продуктивная деятельность

«На что похоже наше настроение»

Выразить в рисунках свое ощущение от разных слов, нарисовать, на что похоже настроение.

Домашнее задание.

Сочинение на тему « Мое настроение, когда я шел из школы»

Проверка домашнего задания. Вопросы:

- как менялось ваше настроение?

- от чего это зависело?

- кто повлиял на ваши эмоции?

Задание 5 «Если бы я был тобой»

Это задание помогает расширить представления о внутреннем мире другого человека, о его чувствах и мыслях.

Литературный пересказ  «Пересказ по кругу»

После прочтения небольшого отрывка из повести Марка Твена «Принц и нищий», начинаем пересказ, но  только по одной строчке. По окончанию пересказа все стараются вспомнить, все ли рассказали, что пропущено.

Домашнее задание

Написать небольшое сочинение, которое начинается со слов: «Если бы я был волшебником»

Проверка домашнего задания

Задание 6 «Я тебя знаю»

Каждый рассказывает о своем партнере, как бы тот вел себя при разных необычных обстоятельствах. Право того, о ком рассказывают, сказать, согласен или нет, с тем, что говорят о нем.

Задание 7 Самохарактеристика «Какой Я»

Игра «Живая картина». Команды придумывают сюжет и обыгрывают его. После просмотра зрители должны отгадать. В конце игры  следует обсудить, кто был более понятен для зрителей и почему.

Посещение школьного  кукольного театра. Обсуждение постановки, героев пьесы, поведение.

Наблюдение «Прохожий». На улице учащиеся наблюдают за двумя, тремя прохожими. Затем общими усилиями пытаются сконструировать характер тех, кого видели на улице, дать возможные версии, как общаться с этими людьми.

Подвижная игра «Фруктовый салат». Развитие внимания, взаимоуважения друг к другу

Рефлексия   «Погода»

Конкурс среди родителей и детей «Мы умельцы»

Приложение 3

 « Я управляю эмоциями»

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,

а также адекватного поведения в стрессовых  ситуациях

Задачи

Основное содержание деятельности дошкольника

Содействовать развитию положительных эмоций, формированию умения регулировать свои эмоции.

Учить  детей сознавать и анализировать собственные эмоции и  эмоциональные состояния других людей, видеть и понимать чувства и эмоции других людей.

Задание 1     «Раскрась свои чувства».

Используя карандаши разных цветов раскрасить свои чувства. Анализ рисунков.  Объяснить, почему выбран такой цвет

Общение:

Люди бывают разные.

Задание 2 «Пиктограммы».

 После знакомства с пиктограммами, участникам предлагается придумать свои пиктограммы и объяснить их значение

Упражнение «Радость», «Ярость», «Самопохвала»

Составление рассказов:

«Откуда приходит радость?»,    «Зачем ярость?»

Художественная литература:

Загадки, сказки, небылицы, перевертыши

Упражнение «Гнев», «Грусть», «Куда уходит злость?», «Печаль». Упражнение проводится с использование пиктограмм. Проводится обсуждение с обучающимися.

Составление рассказов:

«Зачем гневаться?»,    « Не грусти!»

Рассматривание:

Фотографий людей с различными выражениями и проявлениями эмоций

Экскурсии:

К храму Петра и Павла в Прохоровку. В  Холковский монастырь

Задание 3. «Литературный пересказ»

Отрывок из книги Э.Сетон-Томпсона «Животные -герои» .Вопросы для обсуждения:

- какую эмоцию испытывал автор рассказа?

- вспомните из текста, что у него вызвало именно эту эмоцию?

- почему автор заплакал?

Продуктивная деятельность

Путешествие в страну чувств (лепка)

Задание 4. «Литературный пересказ»

Для пересказа предлагается отрывок из рассказа В. Голявкина «Улыбка».

Вопросы к дискуссии:

- какие эмоции девочка переживала?

- Что надо делать,  если тебе плохо? Почему?

Игры «Внутренняя бесконечность», «Угадай эмоцию»

Задание 5. «Литературный пересказ»

Для пересказа предлагается отрывок из рассказа В. Голявкина «Хорошо и плохо».

Вопросы к дискуссии:

- какие состояния и как проявились у одной из героинь рассказа?

- Если тебе плохо, есть ли способы это изменить?

Сюжеты загадки – этюды (испуг-радость), (внимание – страх – радость), (стыд), (удивление - стыд),  (отвращение), (отвращение-гнев), (печаль)

Развлечения:

«Наши достижения»

Продуктивная деятельность:

Оформление выставки «Наш класс», «Моя улыбка». Рисование «Дарить радость», «Салют улыбок».

Приложение 4

 «Я принимаю решения»

Развитие навыков принятия и исполнения решений

Задачи

Основное содержание деятельности дошкольника

Учить  обучающихся  вычленять и формулировать проблему, осознавать,   анализировать и оценивать свои реальные возможности с решаемой проблемой; видеть и планировать действия по привлечению недостающих компонентов ресурсов для решения проблемы; планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы; анализировать конечный результат.

   

Задание 1. «Закончи предложение»

  1. «Я красивый, потому, что …»
  2. «Меня любят, потому что я …»
  3. «Меня уважают потому что я ..»

Заполнение таблицы «Мои достижения». Сравнение результатов  с исходным состоянием.

Задание 2. «Угадай, о ком говорим»

Задание 3. «Литературный пересказ».

Для пересказа предлагается отрывок из рассказа В. Голявкина «Забраться на дерево».

Вопросы для дискуссии:

- для чего девочке понадобилось лезть на дерево?

- Почему девочке понадобилось лезть на дерево?

- Как она решила эту проблему?

- Легко ли девочке было лезть на дерево?

Упражнение «Руку в руке» (психогимнастика).

Задание4. Проводится совместно с родителями «Литературный пересказ». Для пересказа предлагается отрывок из рассказа В. Голявкина «Стыдно».

Вопросы к обсуждению:

- О какой проблеме идет речь в рассказе?

- Как вы думаете, чья эта проблема родителей или девочки?

- Понимают ли родители, для чего им необходимо решать эту проблему?

- Как бы вы поступили на месте родителей?

Игра «Ищем секрет», способствует закреплению навыков самоанализа, помогает осознать неиспользованные резервы личности.

Упражнение «Броуновское движение (психогимнастика).

Задание 5. «Литературный пересказ» Проводится  по подгруппам. Каждая подгруппа слушает свой отрывок рассказа из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Вопросы для обсуждения

- Как вы думаете, на каком этапе алгоритма принятия решения находится наш герой?

Правильно ли герой выбрал путь? Объясните, почему?

Продуктивная деятельность

Рисование. Нарисовать  понравившегося героя. Объяснить почему?

Познавательная деятельность «Забавные викторины»

Задание 6. «Подарок другу». Каждый участник решает, кому он будет дарить подарок, но пока не говорит никому. Все рисуют подарки. Проводится обсуждение. «Опишите», какие, по вашему мнению, чувства испытывал автор этого рисунка. После обсуждения «художники» дарят свои рисунки друг другу.

Упражнение «Карлсон сказал», «Рассмешить партнера», «Связующая нить».

Развлечение    «Веселые эстафеты»

Рефлексия

Как себя чувствовали во время занятий?

- Изменилось ли что-то в их отношениях с окружающими?

- хотелось ли им дальше заниматься?

Приложение 5

 «Я познаю мир»

Развитие навыков работы с информацией

Задачи

Основное содержание деятельности дошкольника

Формировать способность воспринимать и анализировать информацию; вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; строить доказательства и умозаключения; ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения других людей.

Общение: Какое качество вы цените в себе и в других людях?

Составление рассказов:

Составить рассказ, притчу, историю, которые несли б информацию о выбранном вами качестве.

Продуктивная деятельность

 Выставка рисунков «Качество человека,  которое я выбираю»

Творческие игры:

«Веришь – не веришь», «Подобрать синонимы», направлены на развитие критичности.

Задание 1 «Пять строчек по правилам (синквейн)»

Народные игры:

Подвижные, словесные

Познавательная игра  «Передай предмет» (описать качества, материал, назначение  и т.д.)

Общение   «Дискуссия с вопросами»

- каким образом человек получает информацию?

- назовите средства информации?

Продуктивная деятельность:

Работа со средствами интернет, энциклопедией, периодической печатью.

Продуктивная деятельность

Создание  слайдовых презентаций.

Задание 2 «Приемы эффективного чтения» использование приема Инсерт.

Задание 3  Инсерт (или значки по ходу чтения)

  1. Посмотреть название статьи.
  2. Записать на листе все, что знаешь или только слышал по этой теме.
  3. Теперь можно читать текст, расставляя на полях пометки карандашом.

Продуктивная деятельность.

Рисование «Кустики идей»

Задание 3 «Пересказ по плану

Группа разбивается на пары, пересказывают друг другу содержание текста, подсказывают друг другу.

Организуется общее обсуждение

- Достаточно ли полным и точным получился пересказ?

- какой из приемов больше всего помог в осмыслении и запоминании содержания текста?

- что было наиболее сложным при работе с текстом?

Задание 4 «Толстые и тонкие вопросы»

Заполнение таблицы «Банк вопросов»

Задание 5 «Приемы эффективного чтения»

Игра «Случайный случай»

Общение:  «Интервью с инопланетянином»

Участники придумывают вопросы, ведущий собирает их в общий банк вопросов.

Продуктивная деятельность

Рисование вопросов для инопланетян. Участники угадывают нарисованные  вопросы.

Задание 6 «Идеал».

1.Чтение рассказа «Дикий котенок»

2. Заполнение листа для решения проблем.

Выделите в тексте проблему

Опишите ее

Определите варианты подходов к решению проблемы

Действуйте (предложите решение)

Вывод, проведение рефлексии своей работы.

Развлечение «Ярмарка воспоминаний»

Приложение 6

«Моё творчество»

                                                    Развитие навыков творчества

Задачи

Основное содержание деятельности дошкольника

Развивать способность генерировать максимальное количество идей;

способность создавать разноплановые идеи, генерировать нестандартные идеи

Общение:  «Комплимент»

-Чей комплемент вам показался необычным или неожиданным?

- что помогло придумать необычные комплименты?

- Просто ли было озвучить необычный комплимент?

- Почему?

Задание 1 «Акробат»

  1. Формулируем проблему

Что есть?

Почему это не устраивает?

Что нужно?

Участники заполняют таблицу

  1. Анализируем свой опыт, пробуем решать проблему

Формулировка проблемы

Известный опыт перемещения

Идеи по усовершенствованию

Решена ли проблема?

Мои

чувства

  1. Предлагаем новые, неизвестные способы решения
  2. Экспериментально проверить истинность новой идеи.

Вопросы к обсуждению

- Что помешало выполнить задачу быстрее?

- что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?

Задание 2 «Литературный пересказ»

Отрывок из книги Дж. Ролинга «Гарри Поттер и узник Азбакана»

Вопросы к обсуждению

- Как Гарри осознавал свою проблему?

- Сколько способов решения этой проблемы (преодоление страха) узнали ученики? Назовите эти способы.

- Почему Гарри не хватило времени, чтобы придумать способ высмеивания?

- Как ему удалось справиться со страхом?

Упражнение «Я устал», «Самопохвала» (психогимнастика – снятие  эмоционального напряжения)

 Задание 3. «Новое качество»

Придумать новое качество предмету

Конкурс рисунков «Необычайный предмет»

Творческие игры:

  1. Путешествие по городам России. Строим  Москву, Зоопарк, цирк.
  2. Путешествие по несуществующим городам (придумать новые города)

Задание 4  Литературный пересказ

Фрагмент из книги Дж.Ролинга «Гарри Поттер и тайная комната». Вопросы к дискуссии

- Почему родственники Гарри боялись волшебства?

- Каким может быть продуктивное поведение человека, столкнувшегося с явление, которое он не может объяснить?

- Мог ли Гарри в этой ситуации сделать что-нибудь, чтобы его принимали?

Развлечения:

Засияло солнце

Игры:

«Воздух, земля, вода», «Что изменилось» направлены на развитие беглости мышления

Прослушивание:

«Музыка навеяла»

Продуктивная деятельность:

Аппликация «Солнечная колесница»

Задание 5  «Лего»

1.Совместное конструирование.

2. Сочинить рассказ о том, кто изображен на картинке , причем действуя в паре.

Вопросы к обсуждению

- Понравился ли вам совместный рассказ?

- насколько то, что вы задумали, отличается от того, что получилось?

Общение (умение вести переговоры, выходить из конфликтных ситуаций):

  1. Упражнение «Веселый счет».
  2. Получаем – отдаем.

Вопросы к обсуждению

- Понравилось ли вам упражнения?

- Все ли удалось договориться?

Театрализованная деятельность «Премьера»

Группа делится на три подгруппы

  1. Написать сценарий, используя различные жанры.
  2. Работа над постановкой.

Театрализованная деятельность «Кинофестиваль»

Премьерные показы.

Вопросы к обсуждению

- было ли вам интересно выполнять задание?

- Обращались ли вы в процессе работы к своим записям?

- Оцените, пожалуйста, степень своей включенности в работу.

- Поделитесь впечатлениями.

- Как вы думаете, почему одни оценили свою включенность как высокую, другие – как низкую?

- Что мы могли бы сделать, чтобы все чувствовали себя комфортно и были включены в работу?

Работа над проектом «Неизвестная планета»

Приложение 7

Блок «Детско-родительские отношения

Цель: организация системного подхода в организации и управлении работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.

Задачи:

-обеспечить организацию психолого-педагогического просвещения родителей;

-содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности  воспитательного процесса в семье и школе;

-апробировать  внедрение новых, нетрадиционных форм общения  с родителями,  

-содействовать в формировании активной педагогической позиции родителей;

- обеспечить создание системы массовых мероприятий с родителями.

Направления работы с родителями

2011-2012 учебный год

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

 проведения

Ответственный

Семья и ее роль в воспитании детей

1

Воспитательный потенциал семьи

сентябрь

Классный руководитель, социальный педагог

2

Традиционные культурные ценности, как основа воспитания в семье

октябрь

Классный руководитель

Проблемы социального становления ребенка

1

Как помочь ребенку быть уверенным

ноябрь

Классный руководитель

2

Учим детей заботиться о других

декабрь

Классный руководитель

3

Учим и учимся делать вместе общие дела

январь

Классный руководитель

Особенности детской психологии

1

Что такое личность?

февраль

Классный руководитель

2

Как научить ребенка выбирать, принимать решения и отвечать за сделанный выбор

март

Классный руководитель

3

Учим детей решать проблемы

апрель

Классный руководитель

2012-2013 учебный  год

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

ответственный

Семья и ее роль в воспитании детей

1

Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления

сентябрь

Классный руководитель

2

Способы общения и методы педагогического взаимодействия

октябрь

Классный руководитель

3

Отношения в семье и особенности семейного воспитания

ноябрь

Классный руководитель

Проблемы социального становления ребенка

1

Как повысить самооценку ребенка

ноябрь

Классный руководитель

2

Формирование необходимых жизненно важных навыков

декабрь

Классный руководитель

3

Развиваем творчество у детей

январь

Классный руководитель

Особенности детской психологии

1

Нравственные чувства человека

февраль

Классный руководитель

2

Формирование нравственных привычек в семье

март

Классный руководитель

3

Потребности и псевдопотребности

май

психолог

2013 – 2014 учебный год

№п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

ответственный

Семья и ее роль в воспитании детей

1

Диалог в семейном общении

сентябрь

Классный руководитель

2

Этика и эстетика семейного быта

сентябрь

Классный руководитель

3

Микроклимат семьи и его значение в жизни ребенка

октябрь

Классный руководитель

Проблемы социального становления ребенка

1

Как научить ребенка управлять своими эмоциями

ноябрь

Классный руководитель

2

Приучаем детей конструктивно строить взаимоотношения с окружающими

декабрь

Классный руководитель

3

Развиваем творчество у детей

январь

Классный руководитель

Особенности детской психологии

1

Самооценка ребенка и ее адекватность

февраль

Классный руководитель

2

Роль семейного общения в профилактике негативных явлений в среде подростков

Март - апрель

Классный руководитель

3

Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания

май

психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...

Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассмотрены основные методы формирования каллирафических навыков у младших школьников.Для эффективного овладения детьми навыками чистописания необходимо вести работу в комплексе, испол...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"

Описание вычислительных навыков и их теоретической основы....

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами искусства во внеурочной деятельности

Творчество – сложный  процесс, связанный с интересами, с характером, способностями личности....

Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста.

Методическая разработка по теме самообразования : Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста....