Главные вкладки

    Программа кружка "Моя малая Родина. Моя Тунка!"
    элективный курс (3 класс) по теме

    Плотникова Светлана Владимировна

    В современном обществе очень актуальны вопросы воспитания у школьников патриотизма, знания и уважение к традициям своего народа, страны, любви и бережного отношения к окружающему миру: природе, памятникам культуры, истории. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_malaya_rodina_1.docx54.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное

    «Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.»

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ

    «Тункинская средняя общеобразовательная школа»

    ___________А.П.Сороковикова            

    «_____» ______________ 2016 г.                        

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по ВР

    ___________ Г.Ф.Смирнова

    «_____» _____________ 2016 г.

    РАССМОТРЕНО

    на заседании   методического объединения учителей начальных классов    

    «_____» __________ 2016 г.

    Протокол № __________                                                                                                                                                    

    Программа кружка

    «Моя малая родина»

     Срок освоения программы – 2 года,

                                         возраст обучающихся 8-9 лет

    Составитель: Плотникова

    Светлана Владимировна

    учитель начальных классов

    Тунка, 2016.

    Пояснительная записка.

       В современном обществе очень актуальны вопросы воспитания у школьников патриотизма, знания и уважение к традициям своего народа, страны, любви и бережного отношения к окружающему миру: природе, памятникам культуры, истории. Очень часто школьники знают больше о зарубежных странах, чем о родине, а знание своей малой родины, вообще мало и не систематизировано.

     Ребенку  нужно  показать  мир  родной  природы,  научить  осознавать  её  уникальность  и  невосполнимость,  тогда  он  не  будет  лишь  её  потребителем.    Любовь  к  родному  краю,  гордость  за  свою  страну  имеет  огромное  значение  для  развития  личности  ребенка.  Без  любви  к  родине,  уважения  к  её  истории  и  культуре  невозможно  воспитать   патриота.

      Предлагаемый  факультативный  курс  «Моя  мала  родина»  позволит  решить  данные  проблемы.        

     Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании»,  основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.

      Цель: воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего и любящего свой край, его этнокультуру; бережно относящегося к природе родного края и желающего принять активное участие в его развитии.

      Задачи:

    -способствовать  развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.

    - уточнить  знания  о  достопримечательностях  родного  края;

    - обогатить  природоведческие  знания,  знакомство  с  «Красной  книгой   Бурятии»;                              

    -  учиться  пользоваться  контурными  картами, планами – схемами  района,  села;

    -  побуждать  школьников  к  экологической  работе:  охране  и  преумножению  природных  богатств;

    -  проводить встречи  с  интересными  людьми  и  знакомство  с  их  трудом,  творчеством;

    -  отрабатывать  умения  читать  физическую  и  политическую  карты  Бурятии и её районов;

    -  знакомить  с  традициями,  обычаями,  бытом  земляков.

    - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

    В организации деятельности используются следующие принципы: гуманизации, личностно-ориентированный подход, научность, доступность, дифференцированный подход, практическая направленность.

    Особенности программы.

    Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

    Формы проведения занятий: лекции, игра, викторина, практические занятия, экскурсии,

    опыты, наблюдения, исследовательская деятельность, презентации, самостоятельная работа.

    Формы отслеживания результатов: презентации, статья, диафильм, сочинения ребят «Мои впечатления», конкурсы рисунков. Проведение викторин, конкурса знатоков. Формы совместной деятельности учащихся, родителей и учителя: организация и проведение экскурсий, написание сочинений, выполнение творческих работ; поделки, рисунки, встречи с интересными людьми, проведение интеллектуальных игр, викторин.

      Основные методы и технологии: разноуровневого обучения; развивающее обучение;

    технология  обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

    Описание места курса  в учебном плане.

       Программа рассчитана на 66 часов, на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю  по 40 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 2-3 -х классов. Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

          Планируемые результаты.

    Личностные результаты:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    3) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты:

    1.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
    2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
    5.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
    6.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
    7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    9.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
    11. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
    12. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    Предметные результаты:

    1. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
    2. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    3. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
    4.   элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

     интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Бурятии;

                   5)  стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего  города;

                   6) любовь к родной школе, своему  городу, селу, народу, России;

                   7) уважение к защитникам Родины;

    1. умение отвечать за свои поступки;

    Содержание программы

    Программа содержит  5 разделов.

    Во 2 классе дети изучают 1, 2 и несколько тем 3 раздела.

    Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, район)

    В 3 классе продолжается изучение 3раздела, 4, 5 разделов.

    1 раздел. История моей семьи. – 7ч.

     Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная», «генеалогия», «генеалогическое дерево», «традиция», «семейная реликвия».

    Первичное знакомство c генеалогией. Составление генеалогического древа.

    Старые фотографии. Моя семья в жизни района. (Беседа с родителями, бабушками, дедушками, родственниками)

    Традиции моей семьи. Реликвии.( Изучение традиций и их описание).

     Презентация результатов проекта, индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.    

    2 раздел. История моего села.-13ч.

    История образования села, происхождение названия села и его улиц,  народности проживающие в нем, их традиции, фольклор. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.

    Конкурс рисунков, составление плана села, статья «Моя Тунка».

    3 раздел. История Тункинского района.- 21ч.

    Историю района, его происхождения, традиций, достопримечательностей. Происхождение названий населенных пунктов, географических объектов. Поверхность, реки. Литературное творчество, легенды. Национальные праздник, блюда. Национальный парк.

    Презентация, буклет «Чем знаменит наш район», конкурс рисунков.

    4 раздел. История республики Бурятия.- 10ч.

    История образования республики, символика республики, районы,  достопримечательности. Столица Бурятии. Народности, проживающие на территории республики.

    Конкурс рисунков, познавательная игра, альбом.

    5 раздел. Природа нашего края.-14ч.

    Поверхность республики, климат. Кладовая края, его богатства. Растения, лекарственные растения, животные, «Красная книга Бурятии». Байкал –жемчужина Бурятии. Заповедники.

    Конкурс рисунков, викторина, диафильм.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Дата

    Раздел, тема.

    Количество часов

    (аудит/внеаудит)

    В том числе

    Теоретич.

    Практич.

    2 класс

    1.История семьи        - 6ч.

    1

    Введение.

    1

    1

    2

    Моя родословная. Генеалогическое дерево.

    1(1/0)

    1

    3-4

     Старые фотографии. Моя семья в жизни района. (Беседа с родителями, бабушками, дедушками, родственниками)

    2(1/1)

    1

    1

    5

     Традиции моей семьи. Реликвии.( Изучение традиций и их описание)

    1(1/0)

    1

    6

    Итоговое занятие. Проект «Что в имени тебе моём …»

    1(1 /0)

    1

    Итого:

    6(3/3)

    2.История моего села – 13ч.

    1

    История образования села. Составление карты села.

    1(0/1)

    1

    2-3

    Происхождение названий села, улиц. Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица».

    1)Экскурсия по селу.

    2(1/1)

    1

    1

    4-7

    История школы и других учреждений.

    1. Экскурсия в школьный музей.
    2. Экскурсия в библиотеку.
    3. Посещение храма.

    4(0/4)

    4

    8-10

    Традиции села, народов, живущих в селе. Фольклор – духовное богатство народа.

    3(1/2)

    1

    2

    11

    Наши знаменитые земляки. Сбор информации.

    1(1/0)

    1

    12

    Экология нашего села.

    1(0/1)        

    1

    13

    Проба пера. Проект «Статья в газету о моей Тунке».

    1(1/0)

    1

    Итого:

    13(3/10)

    3

    10

    3.История района – 20ч.

    1-2

    История образования района. Районного центра. Символы района.

    2(2/0)        

    2

    3-8

    Сёла района. Происхождение названий местных населенных пунктов. Достопримечательности сел, улусов.

    1. Экскурсия в музей деревянной скульптуры (Аршан)
    2. Экскурсия в дацан. (Кырен)
    3. Экскурсия на Солнечный.

    6(2/4)

    1

    5

    9-11

    Поверхность района. Реки. Тайны географических названий.

    3(1/2)

    1

    2

    12

    Легенды, существующие в районе. Конкурс рисунков.

    1

    1

    13

    Подготовка коллективного творческого проекта.

    1

    1

    14

    Презентация коллективного творческого проекта « Моя малая родина»

    1

    1

    Итого:

    14(8/6)

    7

    7

    3 класс

    1

    Национальные блюда. Национальные праздники.

    Альбом.

    1

    1

    2

    Знаменитые люди района.

    1

    1

    3

    Национальный парк.

    1

    1

    4-5

    Литературное творчество  Тункинского района.

    Посещение библиотеки. Конкурс рисунков «Литературные герои».

    2

    1

    1

    6

    Проект изготовления буклета «Чем знаменит наш район»

    1

    1

    Итого:

    6(3/3)

    3

    3

    4.История республики Бурятия – 10ч.

    1-2

    История образования республики. Символика республики. Районы, входящие в состав республики.

    2(2/0)

    1

    1

    3

    Столица Бурятии – Улан-Удэ. Конкурс рисунков.

    1(1/0)

    1

    4-5

    Народности, проживающие на территории республики и их традиции.

    2(1/1)

    1

    1

    6-7

    Достопримечательности Бурятии.

    2(2/0)

    1

    1

    8

    Наши соседи.

    1(1/0)

    1

    9

    Жизнь людей. Трудовая деятельность.

    1(0/1)

    1

    10

    Итоговая познавательная игра       «Наш край».

    1(0/1)        

    1

    Итого:

    10(7/3)

    4

    6

    5. Природа нашего края – 17ч.

    1-3

    Поверхность республики. Реки. Причуды климата. Тайны географических названий.

    3(2/1)        

    2

    1

    4

    Кладовая нашего края. Земные и водные богатства.

    1(0/1)

    1

    5-6

    Байкал – жемчужина Бурятии.

    2(1/1)

    2

    7-8

    Растения. Растения Бурятии  в Красной книге.

    2(1/1)

    1

    1

    9-10

    Животные. Животные Бурятии в Красной книге.

    2(1/1)

    1

    1

    11-12

    Заповедники Бурятии.

    2(1/1)

    1

    1

    13

    Лекарственные растения нашего края. Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

    1(0/1)

    1

    14-15

    Составление  рисованного  диафильма  «Мой  край»

    2(2/0)        

    2

    16-17

    Обобщающие уроки «Знатоки родного края».

    2(0/2)

    2

    Итого:

    17(8/9)

    5

    12

                     

      Материально-техническое обеспечение.

    №1

    Наименование

    Количество

    Примечание

    1

    Физическая карта мира

    1

    На всех учащихся

    2

    Физическая карта России

    1

    На всех учащихся

    3

    Карта Бурятии

    1

    На всех учащихся

    4

    Атлас Бурятии

    16

    На каждого учащегося

    5

    Контурные карты.

    16

    На каждого учащегося

    6

    Коллекция полезных ископаемых Бурятии

    1

    На всех учащихся

    7

    Мультимедиа-класс

    1

    На всех учащихся

    8

    Набор картин растений и животных Бурятии

    1

    На всех учащихся

    9

    Набор плакатов с символикой России, края, города.

    1

    На всех учащихся

    Литература

    1. Атлас Республики Бурятия [Текст]. – Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 2006.
    2. А.Б.Иметхенов.   Памятники природы Бурятии [Текст] Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1990г
    3. Л.В.Попов. Уникальные объекты живой природы бассейна Байкала [Текст]  – Новосибирск: «НАУКА» Сибирское отделение, 2000.
    4. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
    5. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
    6. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
    7. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
    8. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
    9. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. — 2-е изд., перераб. и доп. — Улан-Удэ, «Информполис», 2005. — 328 стр.
    10. « Красная Книга Республики Бурятии» Т.Г.Бойков, кандидат биологических наук Новосибирск "Наука", оформление, 2002.
    11. В.Волина «Мир животных» Феникс, 2006г.
    12. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова «Окружающий мир» М., 2010г.
    13. В.Калашников «Чудеса природы. Животный мир» М., 2004г.
    14. В.Калашников «Удивительный мир растений» М., 2003

    Интернет ресурсы:

    http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=2420 

    http://www.tunkapark.ru/about/history/

    http://selorodnoe.ru/master/show/id3655124/

    http://www.zapoved.net/index.php/News/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA (национальный парк)

    http://planetguide.ru/krugosvetka/exp/uragan__turistskondashalpinistskaya_gruppa/tajni_tunkinskoj_dolini/

    http://www.svali.ru/catalog~73~30806~index.htm

    http://buryatia.ru/buryatia/gov/bur/adm-terr/tunka/rastit.html

    http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=1138


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"

    Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющ...

    Программа кружка по краеведению "Моя малая родина".

    Программа кружка ориентирована на учащихся начальных классов....

    "Мой край, моя малая Родина" (материалы для составления программы внеурочной деятельности)

    Данная  статья   содержит  информацию,  которая  поможет  составить программу   внеурочной деятельности  по краеведению. Здесь  представлена  цель про...

    Авторская программа "Моя малая Родина"

    Авторская программа "Моя малая Родина"  используется на занятиях внеурочной деятельности. Рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет....

    Программа. Моя малая Родина

    Программа внеурочной деятельности....

    Авторская программа"Моя малая Родина"

    Авторская программа"Моя малая Родина"...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя малая Родина"

    Программа "Моя малая Родина"расчитана на 7-11 лет, дополнена возможностью реализации принципа разноуровневости, который позволяет получать дополнительное образование всем детям независимо от...