Экологический праздник « В гости к Хозяйке рек (Псыхъуэ Гуащэ) и Хозяйке леса (Мэз Гуащэ)».
материал (2, 3, 4 класс) на тему

Внеклассное мероприятие проводится с детьми младшего школьного возраста на открытом воздухе, желательно на берегу реки в лесной зоне. Присутствует наличие национально-регионального компонента.  Цели:      - расширить представление о лесе;

        - воспитывать бережное отношение к родной природе;

        - развивать патриотическое отношение к своей малой родине;

        - организовать экологический субботник .Предполагаемый результат: знание и соблюдение правил поведения в лесу, любовь к родной  природе,  ответственность за экологическое состояние леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Экологический праздник

« В гости к Хозяйке рек (Псыхъуэ Гуащэ) и  Хозяйке леса (Мэз Гуащэ)».

  Цель:      - расширить представление о лесе;

        - воспитывать бережное отношение к родной природе;

        - развивать патриотическое отношение к своей малой родине;

        - организовать экологический субботник  на поляне « Косина».

   Оборудование: костюмы Псыхъуэ Гуащэ и Мэз Гуащэ , Бабы Яги, Лешего (роли исполняют родители )

                               маршрутные листы,

                               знаки поведения в лесу,

 метла Бабы Яги,

                               палатки,

                         оборудование для разведения костра,

                               пакеты для мусора, перчатки.

 Предполагаемый результат: знание и соблюдение правил поведения в лесу, любовь к родной  природе,  ответственность за экологическое состояние леса.

                                              Ход мероприятия:

  1. Сбор у школы. Организованный поход на поляну.

Встреча с Хозяйками.

Псыхъуэ Гуащэ: - Здравствуйте, ребята! Кеблаг!Добро пожаловать на берег нашей красавицы реки Белой! Видела я вас не раз на ее берегах летом, а осенью первый раз пожаловали.

Мэз Гуащэ  :  - Мы живем в лесной зоне. Наш долг хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его. Чем вам нравится лес? Как вы поступите, если встретите гнездо птицы? Сегодня вы  узнаете много интересного о наших владениях.

2. Пропуск в лес.

Баба Яга: Не ожидали меня увидеть, ребятки? А я  к своим  подругам прилетела да на ваш праздник попала. Решила проверить, знаете ли вы, к кому в гости пожаловали? А поможет мне Леший, хозяин лесной, хранитель порядка в природе.

Кто загадки отгадает, тот сможет продолжить свой путь.

 

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

                                                                              (лес)

Что же это за девица, не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?

                                                                               (ель)

Стоит Алена, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

                                                  (береза)

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит?

                                                                                 (осина)

Неколючие иголки,

но в отличие от елки

Опадают те иголки.

                                                                         (лиственница)

А какое из этих деревьев не встретишь в здешних лесах? ( лиственницу)

Мэз Гуащэ  : Зато в наших лесах растет удивительное дерево тис, которое занесено в Красную книгу.

Тис — это елочек наших собрат,
все же он виден в еловой толпе:
хвоя светлее, да ствол красноват…
Ягодный тис, расскажи о себе.

Хвоя моя ядовита, друзья,
так что жевать эту хвою нельзя.
Мякоть моих шишкоягод едят,
но семена в этих ягодах — яд."

3.Раздача маршрутных листов по 5 станциям:

  1. «Вопросы Бабы Яги»
  2. «Подмечай-ка»
  3. «Лесная аптека»
  4. «Береги природу»
  5. «Тайны наших Гуащэ»

 (Конверты иллюстрированы на уроках изо, вопросы подготовлены детьми по материалам энциклопедий,детских  журналов.

 Цель: пройти по маршруту от 1 до 5 пункта  до  «Чудо-дерева».

1 станция: «Вопросы Бабы Яги»

-Какие хвойные деревья растут в ваших лесах?

(ель, тис, сосна, пихта)

-Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?

(сосна - светолюбивое дерево)

-Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах?

(Бледная поганка, мухомор, ложные опята)

-Название какого ядовитого растения связано с названием птицы, зверя?

(Вороний глаз, волчье лыко)

-Какую ягоду называют «зоркий глаз»?

(Чернику)

  2 станция: «Лесная аптека»

-Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника)

-Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква)

-Какими лечебными свойствами обладает мать - и – мачеха?

(Отвар из сухих листьев и цветов хорошее средство от кашля)

-Какую траву любят кошки?

(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице)

-Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум или торфяной мох. Впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество)

-Плоды каких кустарников очень богаты витамином С ?

(Черная смородина, шиповник)

  3 станция: «Подмечай-ка»

-Кто кукует у кукушки?

(Самец)

-Кто пьет кровь-комар-самка или комар-самец?

( Комар-самка)

-У каких растений семена снабжены «парашютами» ?

(Одуванчик, тополь)

-У каких деревьев осенью краснеют листья?

(У рябины, осины)

-Какие раннецветущие растения произрастают у нас?

( Цикламен, пролески, подснежник Воронова, примула, мать-и-мачеха)

   

4 станция: «Береги природу»

Леший: А теперь моя очередь устроить вам проверку правил поведения в лесу.

-Напомните правила сбора грибов.

(Не разрывать мох, не нарушать грибницу, гриб срезать ножом или выкручивать,ямку присыпать землей)

-Как правильно разжечь костер?

(Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн. Обложить кострище камнями. Когда костер будет залит водой – убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить)

-Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

(Фотоохота)

-Каковы причины лесных пожаров?

(Непотушенный костер, окурок, молния)

-Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?

(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле; не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов )

Молодцы, детишки. Ступайте дальше. Я за порядок в лесу теперь спокоен.

  5 станция:  «Тайны наших Гуащэ»

Мэз Гуащэ : Что ж, наших гостей вы знаниями своими порадовали, теперь и нас не огорчите. Ответьте на наши вопросы.

-Какие памятники природы, охраняемые в нашей Адыгге, вы посетили, увидели?

(  Хаджохская теснина, водопады Руфабго, Гранитное ущелье. Большая Азишская пещера, плато Лаго-Наки, Казачий камень, Даховские пещеры, каньон реки Мешоко, дендропарк в п. Гончарка)

-Правила поведения при встрече с кавказской гадюкой, занесенной в Красную книгу?

( Осторожно уйти в сторону, не кричать, не бросать камни, не бить палкой)

-Какое растение встречается только в нашей Адыгее и поможет вам и при желудочной, и при зубной боли, да еще и ранку быстро залечит?

( Горечавка оштенская)

-А какая солнечноцветная красавица встречала вас на поляне смотровой площадки хребта Унакоз? Она тоже занесена в Красную  Книгу.

( Лилия кавказская)

Добро пожаловать в наши владения! Кеблаг!

4. Привал.

Леший: Покажите мне, старику, как можно разными способами костер развести.

Дети показывают несколько способов, с которыми они познакомились в предыдущих походах: звезда, колодец, таежный, шалаш.

   (ставим палатки, разводим костер, пьем чай)

5.  Лес и здоровье.

1) Разговор о пользе леса для здоровья  людей.

2) Игра «Метла Бабы Яги».

Дидактическая задача: формирование умения узнать дерево по его листьям. Развитие наблюдательности.

Баба Яга: А ну-ка, огольцы, помогите мне отыскать деревья, из которых моя метелка собрана. А то у меня обратный путь долгий, надо техосмотр произвести.

Ребята определяют по листьям, из веток каких деревьев собрана метла, и ищут их на поляне, показывая Бабе Яге. Та оценивает ответы ребят.

Она отводит их к «чудо-дереву», на которое предварительно развешиваются знаки «лесного поведения», выполненные на уроках окружающего мира.

6. «Чудо-дерево»

 Ребята выбирают любой, объясняют, дают названия.

                                                                               

7.Экологический субботник

  Разбиваемся на группы, приводим в порядок  территорию поляны.

8. Подведение итогов.

Гуащэ:   Каждый раз, приходя в лес, помните о том, что вы приходите в лес в гости.

Берегите родную природу! Навещайте  нас чаще, помните : в здоровом теле – здоровый дух!

Прощаются, уходят в лес.

9. Спортивные соревнования для детей и родителей.

Используемая литература:

1. Бианки В. «Лесная газета». М.,1998.

2. Большая книга о природе: Стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы .— М.: Дрофа-Плюс, 2006. 

3. Внеклассные мероприятия. 1-4 класс, М., «Вако», 2005.

4.  Красная книга Республики Адыгея, в 2 ч. Майкоп, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.

Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...

Экологическая викторина " В гостях у леса"

Внеклассное мероприятие на экологическую тему направлено на формирование у учащихся понятия необходимости беречь и охранять природу....

Экологический праздник «В гостях у Хозяйки леса»

Мероприятие для проведения на летней оздоровительной площадке с учащимися начальной школы. В праздник включены загадки, стихи, песни о лесе, о деревьях....

Сценарий экологического праздника «В гости Ёлочка пришла».

Цель мероприятия:Развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь друзьям.Задачи:Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что ж...

В гостях у Хозяйки Медной Горы. Радуга сказок Павла Петровича Бажова.

Сценарий внеурочного занятия по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка включает в себя рассказ о жизни и творчестве писателя, о сокровищах Урала, литературную игру по сказам Бажова. Занятие с...

Экологическая игра " В гостях у леса"

Цель: Формирование экологической грамотности. Соревновательный характер позволит учащимся в непринужденной, увлекательной форме получить новые знания....