- А что такое “ссора”? Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки. - Как вы думаете, а как можно разрешить ссору? - Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей) - Я предлагаю вам принять участие в тестировании. Просмотрите, это бланк ответов под названием «Нет ссоре!». Я буду зачитывать вариант, а вы поднимайте руку, если согласны с данным утверждением. Я сразу буду заносить данные в наш бланк. А после мы сделаем вывод, умеете ли вы вести себя достойно в ссоре. 1. | Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку. | | 2. | В любой ситуации стоять на своем. | | 3. | Говорить спокойно, не употреблять грубых слов. | | 4. | Извиниться, если действительно не прав. | | 5. | Ответить силой на грубость. | | 6. | Слушать спокойно другого. | | 7. | Использовать в своей речи грубые слова, которые бы “задавили” соперника. | | 8. | Говорить как можно больше добрых, ласковых, хороших слов. | | 9. | Не бояться признавать свою вину. | |
- Посмотрите на бланк и попробуйте самостоятельно сделать вывод.
Задание 1 Поисковая деятельность. Ребята, я хочу вам рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе. Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой». «Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника. Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками? (Спор, ссора, драка) - Правильно, произошла ссора. - Проанализируем ситуацию: А) Какую цель преследовал каждый из мальчиков? Б) Из-за чего возникла ссора? В) Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться). Ребята, на слайде вы видите пустую таблицу. Давайте будем все вместе ее заполнять. Как называется наша таблица? «Правильный выход из ссоры»). Верно. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы ее заполнить? Из приведенных на слайде причин, выберите ту, которая подходит к нашей ситуации. (На слайде Таблица «Правильный выход из ссоры»: а) неумение договориться).
- В вашем классе, я думаю, тоже иногда случаются ссоры. Попробуйте найти правильный выход из следующих ситуаций. - На уроке физкультуры во время игры Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всё ли с ней в порядке.)
- Андрей нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Андрей должен сказать: «Извини, я думал, что тебе понравится», — и убрать мусор с парты.)
Продолжаем заполнять таблицу «Правильный выход из ссоры»: - - Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку
- - Не бояться признавать свою вину.
А сейчас послушайте рассказ Н.Чабаевского “Одинаковые” и вы должны будите ответить на вопрос хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе?
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: Да ты стала хуже…Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я! Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
Сейчас в группах по 3 человека обсудите эту ситуацию и ответьте на вопросы. ВОПРОСЫ: - За что мама осудила Соню? - Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась - и это значительно хуже»? - Что бы вы сказали Соне? - Как ей надо было поступить?
Продолжим заполнять нашу таблицу: - Говорить как можно больше добрых, хороших слов, помогать, верить в другого человека.
Вот мы и заполнили с вами таблицу. Какой вывод вы можете сделать? (нужно уметь правильно себя вести в любой ситуации, чтобы не возникло ссоры, а если ссора всё-таки случилось, нужно уметь правильно из нее выйти)
Задание 2 - К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. – Ребята, на столиках у вас заготовки – кирпичики для дома. Каждый кирпичик - это черта характера, которой должен обладать настоящий друг. – Мы – одна семья и должны работать вместе, помогая, друг другу. Бригадирами нашей стройки будут У1 и У2, они заложат фундамент нашему дому «Дружба». - Остальные по одному подходите к своему бригадиру, держите перед собой кирпичик и называете качество настоящего друга. – Молодцы! Вы отлично потрудились! Дом получился на славу! Какого цвета кирпичики нашего дома? - Да, в нём все цвета, кроме черного, – А почему не использовали чёрные заготовки? (На них качества и черты людей, которые разрушают дружбу). - Ну, вот, мы выяснили качества друга. А можем ли мы быть настоящими друзьями. Подумайте, что вы можете сделать для своего друга. - Вам нравится наш общий дом? - А почему в этом домике будет всем комфортно?
Задание 3 - Давайте узнаем, что же говориться в пословицах о ссоре? Для этого объединитесь в группы по 4 человека. Сейчас я выдам вам карточки, а вам нужно будет собрать пословицы. 1. Ссора до добра не доводит. 2. Лучше один раз разобраться, чем весь век ссориться. 3. От одного слова — да навек ссора. 4. Не будет добра коль меж своими вражда. 5. Бранное слово приводит к ссоре. 6. От одного слова - навек ссора. - Вы отлично поработали, ребята!
- Ребята, в начале нашего классного часа, мы узнали, какими качествами обладает настоящий друг. А сейчас я предлагаю вам вспомнить и узнать законы дружбы. Следования этим законам поможет вам обрести настоящую дружбу, которая сохранится на долгие года!
|