Нравственное воспитание сказкой
материал на тему

Реуцкая Елена Борисовна

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание сказкой

  Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.  В.А. Сухомлинский

1 кадр. Нравственное выступление сказкой.

2 кадр. Ответьте на вопрос: Кто изображён на кадре?

- Колобок.

Это отвечаем мы с вами, но не все дети дают такой ответ. Один из ответов: Шрек. Работая с детьми на подготовительных занятиях к школе, убедилась, что будущие первоклассники очень плохо знают сказки, в основном только те, которые смотрят мультфильмами.

      3 кадр. Я провела анкетирование первоклассников.

  •  Какие сказки ты знаешь?
  • Кто тебя познакомил с ними?
  • Интересно ли тебе самому читать сказки или только слушать?
  • Что больше всего любишь: читать, слушать, смотреть, рисовать, сочинять?
  • Чем тебе нравятся сказки?
  • Нужны ли сказки детям?

4 кадр. И получила следующие результаты.

Какие сказки тебе известны?

1) Колобок. Репка. Гуси-Лебеди. Хаврошечка. Лунтик. Шрек.

Кто тебя познакомил со сказками?

2) Бабушка, мама, сестра (брат), телевизор, папа.

Тебе интересно самому читать или только слушать?

3) Слушать, 2 – читать, 5 – не нравится.

Что больше всего любишь: читать, слушать, рисовать, смотреть по телевизору, сочинять самому?

4) Смотреть, слушать, рисовать, читать, сочинять.

Чем тебе нравятся сказки?

5) Волшебство, всё достаётся по желанию, всё хорошо заканчивается.

Нужны ли сказки детям?

6) Да – 15, нет – 5

5 кадр. Несколько лет назад я познакомилась с книгой Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» для детей дошкольного возраста. Ею была разработана специальная универсальная система работы.

 Название сказки.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.

 Взяла её приемы работы со сказкой на своё вооружение.

6 кадр. Нравственный урок.

Сказка дает четко выраженное представление о добре и зле, доступное детского восприятия. Она учит мужеств смекалке, добру и любви. Она нацеливает маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должно стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка. Содружество с библиотеками: школьной и поселковой, учителями-предметниками.

7 кадр. Воспитание добрых чувств. Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты. Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств». Детский сад «Рябинушка».

8 кадр. Речевая зарядка. Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен раздел наше - «Речевая зарядка».  Сочинение сказок о буквах, речитативное пение на праздниках, выступления на концертах в школе и посёлке.

9 кадр.  Познавательное чтение. Сочинение сказок детьми. Публикации в фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио».

10 кадр. Развитие мышления и воображения. Особо обращаю внимание на развитие школьника до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для школьника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Каждая личность - клад фантазии. Уверена в том, что у наших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. Школьник изобретает, то есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и нужно разнопланово.

11 кадр. Сказка и математика. Не случайно еще К. Д. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики - это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Тем более, когда мы ведем речь о школьнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.).  В этой же рубрике - «Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.  Когда познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

Работая в этом направлении, учитель постепенно уводит ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счете, готовят детей к математической деятельности, только со знаками и числами.

Значительное место в этой рубрике отведено, как всегда, преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре.

В настоящее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания и времени отводит формированию кинестетических способностей, которые заложены внутри нас, - способностей воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т.д.

12 кадр. Сказка и экология. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания школьников об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своем представления о природе поверхностны и отрывочны - они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Экологические акции, субботники, динамические часы, экскурсии.

13, 14 кадры. Наконец,  «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.   Активные участники различных конкурсах:   школьных, районных, всероссийских.

15, 16 кадры. Воспитательные мероприятия. Весь воспитательный процесс связан с миром сказок.

17, 18 кадры. Вовлечение родителей в воспитательный процесс. Просветительская работа. «Прощай, Азбука!», спортивные соревнования вместе с родителями, спортивные турслёты, новогодние праздники.

19 кадр. На 190-летний юбилей было выполнено панно «Наше село», которое потом стало Картой путешествия. Выделены направления воспитательной программы в цвете. «Радуга направлений»

Красный – (интеллектуальное)

 Оранжевый – (спортивное)

Жёлтый – (нравственное)

Зелёный – (экологическое)

Синий – (эстетическое)

Белый – (трудовое)

Фиолетовый – (этико-моральное)

Активность детей повысилась, ввели систему рейтинга. Это дало толчок каждому ребёнку в развитии своих творческих возможностей.

20 кадр. Каждый год МО начальных классов старается нетрадиционно проводить Неделю начальных классов.  

21 кадр. Мои  учащиеся участвуют в разных творческих конкурсах разного уровня.

22 кадр. «Духовная жизнь ребёнка полноценна только тогда, когда он живёт в мире сказок, музыки, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский

23 кадр. Спасибо за внимание.

Список использованной литературы

Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой. Москва: Издательство «Просвещение», 2007.