ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
материал на тему

Хагурова Саида Гаруновна

важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patrioticheskoe_vospitanie_detey_hachemiz_s._h.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ   ВОСПИТАНИЕ   ДЕТЕЙ  В   НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЕ

        В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

         Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной, разработана  Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.".

     Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

         Патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.                                               

       Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
    Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”.  Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.

      Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи с этим школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы.

      Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Его мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества. В нашей истории можно найти немало примеров, когда народ сплачивался вокруг патриотической и национальной идеи. Патриотическое чувство присутствует в каждом народе. Но наш народ в силу его многотрудной исторической судьбы видит в нем первоисточник трудолюбия, героизма, долготерпения, скромности, преданности, ответственности, словом всего того, что на протяжении столетий воспринимается, как русский характер. 
    Именно поэтому развитие духовности личности, её готовности к служению России своему народу, выполнению патриотического долга по защите интересов Отечества должно рассматриваться как необходимое условие патриотического воспитания школьников. Патриотизм, был и остается нравственным принципом, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. 

      Хочется  поделиться мыслями о воспитании патриотизма. Ведь оно сегодня, как никогда, актуально. Это чувство, которое делает народ  и  каждого человека  ответственным  за жизнь страны. Без патриотизма нет никакой ответственности. Ведь если ребёнок не думает о своём народе, о школе, родителях,  прадедах, об их истории, традициях, передающихся из поколения в поколение, о нормах поведения, взглядах на жизнь, то,  выходит, у него нет дома, нет корней. Потому  что дом – это ответственность  и  порядок в нём. Человек без патриотизма, по существу, не имеет своей  страны. Это «человек мира», вроде как бездомный. Жить без своих корней просто невозможно. Их надо воспитывать,  важно часто  заглядывать в семейный альбом, вспоминать свою родословную, знать, кто  ты  и откуда родом. Следует совершать заочную экскурсию  в  прошлое, устраивать семейные экскурсии в музеи. Просто чаще  вести диалоги детей и взрослых. Ведь, согласитесь, не умеем  мы слышать  наших стариков, отмахиваемся от них, не  хватает времени для общения. Порой забываем о детях…Невозможно остановить время, мы куда-то несёмся вместе с ним. Постоянно его  не  хватает  на тихие семейные беседы. Так проходят  годы, и даже жизнь, мы не можем остановиться, призадуматься. Дефицит  общения приводит  к разрушению памяти. Мы забываем, что память – одно из величайших свойств нашего бытия. Хранить память – наш нравственный долг перед самим собой и перед  потомками. Ведь это наше богатство, так как прошедшее входит в настоящее.

      Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями.          С чего начинается патриотическое воспитание школьника? Сразу вспоминаются строки известной песни

  С чего начинается Родина?
  С картинки в твоём букваре,
  С хороших и верных товарищей,
  Живущих в соседнем дворе.
  А может она начинается 
 С той песни, что пела нам мать,
  С того, что в любых испытаниях 
  У нас никому не отнять! 

      Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре своего края: о подвигах героев, достижениях учёных, деятелей культуры, которые прославили свой край, Отечество.        

        В своей практике я начинаю воспитание патриота с любви к ближним, к окружающему ребёнка миру.   1 сентября – День знаний. 1 урок- урок гражданина, а для первоклассника – это первое знакомство со школой.            Закончилась линейка, прозвенел 1 звонок. На моём столе гора цветов, которые подарили дети. Благодарю детей за цветы и сообщаю, что сейчас мы пойдём знакомиться со школой и людьми, которые будут нам помогать стать настоящими учениками.  Для каждого из них мы подготовим букет. Даря цветы директору, библиотекарю, техничке, повару, дети чувствуют свою причастность к каждому из них, ведь теперь они уже школьники.

     В течение многих дней мы будем учиться любить своих родителей, Родину, исследовать окружающую природу. Но самый  главный источник познания – люди, которые бережно сохраняют в своей памяти опыт поколений.   В младшем школьном возрасте у ребёнка начинает формироваться мировоззрение. Опыт показывает, что наиболее эффективным методом воспитания в педагогике является пример. Он даёт конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

С начальных классов дети участвуют во многих мероприятиях школы, посёлка, района и республики. Нет возможности перечислить их все. Процесс воспитания патриотических качеств у учащихся не ограничивается проведением одного мероприятия. Проводятся беседы, встречи с интересными людьми, утренники, конкурсы, соревнования, игры. Огромное воспитательное значение имел открытый классный час «Государственные символы России и Адыгеи»», а также классные часы на тему:

  • «И мужество как знамя пронесли», посвященный 67-летию Победы
  • «Они сражались за Родину», посвященный 69 –й годовщине освобождения Тахтамукайского района от немецко – фашистких захватчиков
  • 4 ноября – День народного единства

          Учащиеся класса принимали активное участие в общешкольных мероприятиях, направленных  на воспитание патриота своего Отечества:

Литературно-музыкальная композиция «Москва в солдатской шинели», посвященной 70 –летию битвы за Москву.

       В прошлом учебном году мы провели конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава», посвящённый 67-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ежегодно становимся участниками митинга у памятника погибшим воинам, участвовали в митингах и концерте, посвящённом участникам войны в Афганистане.  Встречаемся с людьми, которые рассказывают нам о прошлом и настоящем нашего посёлка, района.

      Любовь к Родине начинается с любви к матери. Как мать у человека одна, так и Родина. Мной проведено мероприятие «Загляните в семейный альбом», на котором присутствовали родители учащихся. Для каждого из них дети подготовили рассказ о своей семье, стихи, игры, сюрпризы.
  Самым ценным, по моему представлению, являются плоды нашего воспитания. Ежегодно нас посещают выпускники. Общаясь с детьми, они объясняются в любви к своей школе, к своему поселку. Нас радует их отношение к Родине, к труду.                                                     

Закончить своё выступление я бы хотела стихами.
                                  Берегите Россию – нет России другой.
                                  Берегите её тишину и покой,
                                  Это небо и солнце,
                                  Это хлеб на столе
                                  И родное оконце
                                  В позабытом селе…
                                  Берегите Россию –
                                  Без неё нам не жить.
                                  Берегите её, 
                                  Чтобы вечно ей быть!

Литература:

1. Барило О.С.  Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. : канд. пед. наук / Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 1999.

2. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - 112 с.


3. Газман О.С., Вейс Р.М. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М., 1995.


4. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. - 1999. - № 6

5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы". - М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе

Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность  патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....