Внеклассное мероприятие по литературному чтению, посвящённое творчеству К.И. Чуковского. 3 класс
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Романова Светлана Анатольевна

Закрепить знания о творчестве К.И. Чуковского в виде конкурсной программы. Формировать навыки осознанного выразительного чтения, развивать речь, воображение, мышление, интеллектуальные, познавательные способности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_literaturnomu_chteniyu.docx155.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературному чтению, посвящённое творчеству К.И.Чуковского
в 3 классе.
Цель: повторение и закрепление знаний о творчестве К.И.Чуковского
Задачи:
- развивать мышление, воображение, речь, интеллектуальные, познавательные способности обучающихся
- формировать навыки осознанного выразительного чтения
- воспитывать интерес к произведениям Чуковского

- воспитывать чувства сопереживания за свою команду;


В конкурсной программе принимают участие 2 команды

- Наш праздник я хочу начать с загадки: «Без языка, а обо всем рассказывает, без головы, а все знает, без ног, а везде бывает». Это …. (Книга). 
Книга – великое чудо. Недаром народ сложил о ней много загадок и пословиц. Некоторые пословицы вы можете сейчас прочитать (чтение пословиц).

- Чтение – вот лучшее учение.
- Кто много читает, тот много знает.
(
5 учеников читают стихотворения о книге).

1. Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

2. Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?

3. Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

4. Книге смелой, книге честной,

 Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет, и не было границ.

5. Ей открыты все дороги,

И на всех материках,

Говорит она на многих

Самых разных  языках.

Учитель: Ребята, сегодняшняя наша конкурсная программа посвящена творчеству замечательного детского писателя – сказочника. А вот как его зовут, вы узнаете, разгадав кроссворд.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_c27ed89c879371e4753e7c4f48bd791d.jpg.jpg

1-й конкурс «Назови автора»

Рассмотрите внимательно картинки. Героев сказок или их имена впишите в клетки кроссворда. Из букв, которые будут записаны в выделенных клетках, составьте слово – и вы узнаете фамилию писателя.
Команда, участники которой быстрее и правильно впишут слова в клетки кроссворда и назовут фамилию писателя, получит 5 баллов.
Слова-отгадки: тараканище, муха, Айболит, крокодил, носорог, воробей, светлячок, кенгуру, Мойдодыр.
Фамилия писателя – Чуковский

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_5d5ff880e2c27933f015afb5afce50df.jpg.jpg

– Молодцы! Конечно, все эти сказки написал чудесный детский писатель К.И. Чуковский. И все вы его очень хорошо знаете. (Открывается портрет)

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Родился К.И. Чуковский 1 апреля 1882 года в Петербурге. Отец из их семьи ушёл, и мать вместе с сыном переехала в Одессу. Там маленький К.И. Чуковский начал учиться. А Корней – это не совсем его имя. По- настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось Корней Чуковский. Свое литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Когда ему было 13 лет, он был уже журналистом. Став журналистом, он стал интересоваться детской литературой и особенностями детской речи. К.И. Чуковский был очень весёлый и интересный человек. Он очень любил детей и старался писать для них интересные сказки. И дети очень любили его произведения. А вы любите? (Да.)
В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, открылся музей К.И. Чуковского. Здесь можно встретиться с Мойдодыром ,  Бармалеем, Крокодилом, увидеть те комнаты, где жил проказник Бибигон.
В этом поселке есть библиотека. Местные жители называют ее «дом дедушки Корнея». Потому что ее на свои деньги построил и укомплектовал, был в ней главным работником все тот же писатель Чуковский.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
http://festival.1september.ru/articles/606093/img1.jpg

Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминал сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет « Мойдодыр».

– А теперь проверим, как вы готовились к сегодняшней нашей встрече.

2-й конкурс «Узнай героя»

1. Назовите героев, пришедших в гости к Мухе-Цокотухе. (Тараканы, блошки, бабочка, бабушка пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик).

2. Кто звонил по телефону в одноименном произведении? (Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки, цапли, олень, носорог.)

Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте некоторые строки и скажите, о ком в них говорится.

3. А она за мной, за мной,
По Садовой, по Сенной.
(Мочалка)

4. Побежало по кустам,
По березовым листам...
(солнце)

5. Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый...
(таракан)

6. Кому принадлежат следующие слова:
Если захочу,
И Луну я проглочу!
(Крокодил)

7. О, если я утону, если я пойду ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?
(Айболит)

8. И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких да, очень маленьких детей.
(Бармалей)

9. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку. («Федорино горе)

10. Назовите сказку, в которой происходит преступление – покушение на убийство. («Муха-Цокотуха»)

11. Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался. (Бармалей)

12. Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
У меня живот болит!
(«Барабек»)

13. Какого рогатого зверя испугались портные из стихотворения «Храбрецы». (Улитка)

14. Кто спас зверюшек от тараканища?

15. Зачем Айболит ехал в Африку?

16. Почему у Федоры поселились тараканы?

17. Что просил крокодил для Тотоши и Кокоши?

18. Кто затушил море, которое подожгла лисичка?

19. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)

20. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)

21. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

22. Назовите маленького проказника. (Бибигон)

3-й конкурс «Прочти отрывок»

Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок.

Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок. 

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
(“Путаница”)

Бедный крокодил
Жабу проглотил.
(“Тараканище”)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
(“Мойдодыр”)

…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
(“Телефон”)

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил.
(“Бармалей”)

А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное…
(“Краденое солнце”)

Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?”
(“Крокодил”)

4 конкурс «Поступок героя».
Учитель:
я называю героев сказок Чуковского, а вы должны сказать, какой поступок совершал каждый из них (или поступки).
Айболит
(вылечил животных)
Крокодил
(заставил грязнулю умыться; солнце проглотил; Бармалея проглотил, а потом отпустил его) 
Бабочка
(потушила пожар на море) 
Воробей
(съел таракана)
Комар
(срубил голову пауку, освободил муху – Цокотуху)
Федора
(убрала в доме, вымыла всю посуду)
За каждый правильный ответ – 1 балл.

5 конкурс «Федорино горе »

В названиях стихотворений К.И. Чуковского кто- то перепутал одну букву. Прочитайте названия этих стихотворений правильно.

Гадость.

Кармалей.

Крашеное солнце.

Кутаница.

Мокдодыр.

Муза – цокотуха.

Федорино море.

Худо – дерево.

Пил на свете человек.

Мелефон.
За каждое составленное слово - 1 балл.
6 конкурс «Собери стихотворение».
Каждая команда получает 8 бумажных полосок, на каждой полоске написана строка стихотворения.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!

Нужно собрать правильно строки из произведения.
Команда, выполнившая задание быстрее и верно, получает 5 баллов.

7 конкурс «Кто больше?»
В течение 3 минут нужно написать как можно больше животных из сказок Чуковского.
Какая команда напишет больше, та и получит 5 баллов.
8 конкурс «Каждому герою свой предмет».
Учитель показывает картинки с разными предметами (по очереди каждой команде). Нужно определить, кому из героев сказок они принадлежат. Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:

телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”) 
воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде... А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”) 
мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”) 
блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”) 
калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”) 
термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”) 
мочалка – И мочалку, словно галку, словно галку проглотил. (Мойдодыр)
перчатки  А потом позвонили зайчатки: нельзя ли прислать перчатки?

За каждый правильный ответ – 1 балл.
9 конкурс «Чудо - дерево».  На дереве висят макеты книг – сказок К.И. Чуковского. На обложках этих книг названия частично стёрлись, остались только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия.  
За каждый правильный ответ 1 балл.

Ай….(болит).

Барм…(алей).

Кро…(кодил).

Мой…(додыр).

Пут… (аница).

Тара…(канище).

Теле…(фон).

Физминутка.

Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши.

(Машите рукой).

Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши.

(Дотрагиваетесь до уха).

А потом на барабане, медвежонок поиграй.

(Стучите по ногам).

Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай!

( Кладёте голову на руки и закрываете глаза).

10 конкурс «Вспомни сказку».

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (
комара)
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (
ворону)
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (
детей)
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (
Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (
воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (
не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (
чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (
темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (
захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

11 конкурс «Кто есть кто».

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)
Бармалей - (
разбойник)
Федора - (
бабушка)
Каракула - (
акула)
Мойдодыр - (
умывальник)
Тотошка, Кокошка - (
крокодильчики)
Цокотуха - (
муха)
Барабек - (
обжора)
Рыжий, усатый великан - (
таракан)

12 конкурс.

1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

13  конкурс « Расшифруйте имена сказочных героев».

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

14 конкурс  «Героический поступок»

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.

Конкурс "Загадки от автора"

1. Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо, цыпленок).

2. Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел! (Пароход).

3. Красные двери,
В пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы, зубы, рот).

4. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива).

5. Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала - побежала.
Глядите, побежала телега у меня. (Грузовик).

6. Два коня у меня. Два коня.
По воде они возят меня,
А вода тверда, словно каменная. (Коньки).

7. Растет она вниз головою,
Ни летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька).

8. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа).

9. На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода -
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки. (Чучело).

10. Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка с ниткой).

11. Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Паровоз).

12. Много этого добра,
Возле нашего двора,
А рукою не возьмешь,
И домой не принесешь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок -
Там и нет ничего. (Туман).

13. Вот иголки и булавки,
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ежик).

14. Я лаю со всякой собакой
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою,
Когда же в дали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: "У-у". (Эхо).

Ведущий.

Наш праздник подходит к концу и хотелось бы подвести итог викторины и закончить таким стихотворением:

Пусть много детвора читала, Пускай тут каждый эрудит.

Чудесных книг ещё немало

Прочесть нам в жизни предстоит.

Закончен праздник. Он у нас рассчитан на один лишь час.

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвящённый творчеству К. И. Чуковского

Праздник- презентация проекта по творчеству К. И. Чуковского...

Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского

Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Осень в творчестве русских поэтов»

Внеклассное мероприятие по литературному чтению« Осень в творчестве русских поэтов» для учащихся 1 класса...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению"КВН,посвященный творчеству К.И.Чуковского"

Внеклассное мероприятие по литературному чтению "КВН,посвященный творчеству К.И. Чуксовкого. Целью внеклассного мероприятия является знакомство с творчеством поэта,а также формирование навыков чтения....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению на тему "Творчество К.И. Чуковского".

Данный материал представлен в виде конкурсной програмы, которая посвящена тврчеству замечательного детского писателя- сказочника К.И. Чуковского....