Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях
статья на тему

Васянович Нина Васильевна

В современном образовании все более актуальной становится проблема обеспечения исторической преемственности поколений, обеспечивающая сохранение и развитие национальной культуры. Нравственное воспитание слепых и слабовидящих детей является важной составляющей системы психологии воспитания, поскольку оно является основой социальной адаптации детей, условием широкого общения с миром зрячих. Одним из основополагающих направлений в нравственном воспитании является патриотическое воспитание, представляющее собой систему воздействий на ребёнка, включающую развитие эмоционального отношения и восприятия всего окружающего мира, интеллектуальное его осмысление в соответствии с приоритетами личностного развития. Патриотизм определяется как любовь к своему Отечеству, бережное и уважительное отношение к истории народа и его языку. Чувство патриотизма представляет собой сильную эмоцию, активную, побуждающую человека к действию, оно тесно связано с такими сторонами личности, как её мировоззрение, убеждения, идеалы, т.е. с теми качествами, которые составляют ядро личности и менее страдают при нарушениях зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях

Васянович Нина Васильевна

учитель-логопед ГБОУ школы-интерната №1 им. К.К. Грота

Санкт-Петербург

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».  
И.С. Тургенев

Нравственное воспитание слепых и слабовидящих детей является важной составляющей системы психологии воспитания, поскольку оно является основой социальной адаптации детей, условием широкого общения с миром зрячих. Одним из основополагающих направлений в нравственном воспитании является патриотическое воспитание, представляющее собой систему воздействий на ребёнка, включающую развитие эмоционального отношения и восприятия всего окружающего мира, интеллектуальное его осмысление в соответствии с приоритетами личностного развития. Патриотизм определяется как любовь к своему Отечеству, бережное и уважительное отношение к истории народа и его языку. Чувство патриотизма представляет собой сильную эмоцию, активную, побуждающую человека к действию, оно тесно связано с такими сторонами личности, как её мировоззрение, убеждения, идеалы, т.е. с теми качествами, которые составляют ядро личности и менее страдают при нарушениях зрения. Это позволяет говорить о возможностях использования в процессе воспитания патриотических чувств целого ряда методов и средств, которые применяются педагогами нормально видящих детей.

В связи с этим, готовясь к логопедическим занятиям, подбирая дидактический материал, способствующий развитию устной и письменной речи, останавливаюсь на текстах, которые поднимают вопросы экологии, нравственности, этики, большое внимание обращаю на культуру речи.

На данный момент Россия находится на перепутье, выбирая между западной и традиционной системой образования, пытаясь осознать свое национальное своеобразие. Россия отказалась от советской системы воспитания и обучения детей под лозунгом "деидеологизации" в 1990-е годы, и перед педагогами встала проблема, остающаяся актуальной и сегодня:

с одной стороны, из содержания программ был удален самый значительный раздел воспитательной и образовательной работы — раздел нравственного, в том числе — патриотического воспитания;

с другой стороны, следуя общемировым образовательным тенденциям, педагоги начинают прививать учащимся "общечеловеческие ценности" и воспитывать их как "граждан Вселенной" прежде, чем дети поймут, что они – русские, белорусы, украинцы и так далее и что у них есть Родина  прежде, чем будет сформировано национальное самосознание.

Такое состояние воспитательной работы в массовой школе не может не коснуться и школ для детей с нарушением зрения. Присвоение ценностных знаний детьми с нарушением зрения связано с воспитанием у них активного отношения к жизни.

Получается, что в самый восприимчивый период для развития личности, когда закладываются основы нравственной позиции и целостной картины мира, когда формируется чувство сопричастности к своему народу, вопросы нравственного, трудового и патриотического воспитания отступают на второй план.

Поэтому в современном образовании все более актуальной становится проблема обеспечения исторической преемственности поколений, обеспечивающая сохранение и развитие национальной культуры.

С определенного времени в отечественном образовании все четче вырисовываются две противоборствующие тенденции: одна — на сохранение приоритета духовности и гармонии, другая — на приоритет знаний.

И возникла проблема, когда педагоги перестали замечать, что человеческое в педагогике отодвигается, уходит и постепенно заменяется технократической трансляцией знаний.

Как следствие, всё меньше внимания обращается на культуру речи, на  самобытность и богатство русского языка. С раннего детства каждый учится произносить слова, а затем всю жизнь использует родной язык для выражения мыслей и не сомневается в своём умении говорить. Однако часто мы принимаем желаемое за действительное.

Сегодня в школе, к сожалению, отсутствует единая система  обучения устной речи, которая бы последовательно, начиная с дошкольного возраста, помогала людям научиться говорить правильно. Самостоятельное обучение устной речи не кажется нужным потому, что умение говорить воспринимается человеком так же естественно, как умение ходить или думать.

На сегодняшний день критерии оценки речевой культуры сильно размыты. Ещё в недавнем прошлом можно было ориентироваться на речь актёров, дикторов, теле - и радиоведущих. Их публичная речь была нормативной и профессиональной. Сегодня речевое пространство заполнено нечёткой скороговоркой, сленгом и логическими несуразицами. Телевидение, эстрада, реклама привносят в наш язык «речевой нигилизм». Отсутствие языковой цензуры в современных СМИ даёт возможность понять, что речь можно уродовать по собственному усмотрению, а парламентарии всерьёз обсуждают, можно ли в публичных местах применять ненормативную лексику.

Мы, педагоги, должны осознать, что отступая от нормативной речи, мы теряем «достояние, переданное нам нашими предшественниками», через искажение слова мы искажаем Душу человека, теряя нравственные ценности в угоду сиюминутным потребностям, искажаем историю народа, не сохраняя и не развивая язык, мы идём путём, далёким от пути цивилизации и культуры.

С.И. Ожегов писал «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка…». Основными разделами обучения в области речевого образования являются орфоэпия, дикция, дыхание, голос, логика речи. К сожалению, в современной школе не заняла должного места такая дисциплина как риторика, а она включает  в себя перечисленные разделы речевого образования.

Орфоэпия изучает нормы произношения и ударения, которые не отражаются на письме, а являются принадлежностью только устной речи. Какие же типичные ошибки можно встретить в устной речи? В первую очередь – неточности ударения: звонит – звонит, туфлями – туфлями, жалюзи – жалюзи, афера – афёра, столяр – столяр, возросты – возроста и т.д. Часто можно встретить в речи ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением: вернуть назад (вернуть), вовнутрь (внутрь), в целях (с целью) и т.д., вызывает определённую трудность и произношение числительных. Все эти речевые погрешности встречаются не только в разговорном языке, но и звучат с экранов телевизоров. Наличие говора или акцента так же является отступлением от норм литературного произношения. Сегодня, в эпоху великих миграций, речевая адаптация имеет большое значение.

Следующий большой раздел техники речи – дикция. Хорошая, внятная и чёткая дикция демонстрирует уважительное отношение к собеседнику, так же как хорошие манеры или умение одеваться, располагает незнакомого человека. Часто дикционные проблемы, являясь областью деятельности логопеда, тесным образом связаны с орфоэпическими проблемами. Вялый артикуляционный аппарат не даёт возможность выполнить языковые нормы.

Однако дикционные проблемы не могут запутать собеседника и исказить смысл сказанного так, как логические ошибки. Для того, чтобы максимально точно донести мысль до собеседника, нужно умело пользоваться паузами, грамотно расставлять ударения, владеть интонацией и темпом речи. Проблема логически грамотной речи заключается в том, что устная форма может отличаться от письменной и иметь свои, не зафиксированные на письме средства выразительности. Типичные логические ошибки: отсутствие или неверная расстановка пауз, необходимых для развития мысли; неверная постановка ударений, меняющих смысл произносимого текста; неточность, монотонность интонации, отсутствие плавности и выразительности; неадекватное ускорение речи – скороговорка, при которой наличие вышеперечисленных проблем становится более выразительным.

Речевая неграмотность не только становится привычной и постепенно входит в сознание людей, но и усложняет процесс обучения, так как даёт возможность человеку сказать: «Но ведь так говорят все, значит, это не является ошибкой». Очевидно, что необходимо учить детей соединять мысль и слово, думать, что они хотят сказать или прочитать вслух. Зная основные законы и правила устной речи и осознавая свои речевые проблемы, учащиеся переходят к освоению и приобретению навыков грамотной и выразительно звучащей речи.

Приобщая детей к национальной культуре, надо чаще использовать на  занятиях произведения устного народного творчества. Слова из любого фольклорного жанра легко понимаются детьми, быстро усваиваются. Скороговорки и чистоговорки помогут в работе по формированию необходимых движений органов артикуляции, в фонетической работе. Пословицы, поговорки и потешки развивают нестереотипную мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, знакомят с историей народа, его бытом и обычаями.

Современное поколение редко использует пословицы и поговорки в своей речи, а народные изречения учат меткости слова, точности выражения мысли, показывают богатство изобразительных средств русского языка. В них запечатлён познавательный опыт народа, его идеалы, правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколение. Они хранят историю страны, отражают русский характер. Пословицы впитали в себя все тонкости и оттенки отношения народа к окружающей жизни. Знание русских народных пословиц и поговорок поможет получить сведения о русском народе, и, в конечном итоге, о самом себе – задуматься над своим мировоззрением, оценить свои поступки. Поэтому, работая с текстом, надо обязательно подбирать несколько пословиц или поговорок для того, чтобы учащиеся с их помощью могли выбрать наиболее точное определение характера героя, его поступка или оценки ситуации. Кроме того, очень уместно использовать народные изречения, когда готовится какое-либо тематическое внеклассное мероприятие, посвящённое семье, здоровью, экологической тематике, временам года и т.д.

Рассказывая о богатстве русского языка, о его колоссальных возможностях для развития умственной деятельности, формирования познавательных способностей, воспитания нравственности, воспитывая любовь к русскому языку, необходимо  использовать  в своей деятельности  игры с омонимами, антонимами, синонимами, тем самым формирую интерес к языку.

Уделяя огромное внимание формированию культуры устной речи у учащихся, нельзя не использовать огромный потенциал, заложенный в читательской деятельности. Уверенное владение навыками чтения является одним из основных условий успешности детей в учёбе. «Чтение, - писал известный представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать, как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысли и любознательность». Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают.

Занимаясь совершенствованием техники чтения при работе с учащимися, надо уделить должное внимание текстам описательного содержания. Например, использовать практическое пособие В.Т. Голубь «Текстовые тренажёры. 2 класс» и «Текстовые тренажёры. 3 класс». Основная часть текстов взята из русской классической литературы. Тексты носят познавательный, воспитательный характер и знакомят учащихся с явлениями природы, жизнью животных и растений, с нравственными поступками детей и взрослых, а также с неисчерпаемым богатством русской речи, способствуют развитию образного и логического мышления, творческих способностей и стремлению к знаниям. После каждого текста в рубрике «Вопросы и задания» приводятся вопросы для литературного анализа, проверки восприятия детьми рассказа, для закрепления грамматических умений учащихся, развития навыков устной и письменной речи.

Развитие письменной речи – важнейшая задача обучения родному языку. Но письменная речь, это не только чтение, но и письмо. Характеризуя этот вид письменной речи, Л.В. Выготский пишет: «Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то  время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная». Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями с помощью речи,  и проявляется также в речевой деятельности. Нужно научить ребёнка правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить, а потом и оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т.к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. С этой целью я использую «Сборник текстов для изложений» Н.Н. Максимук.

Каждый ученик имеет возможность высказаться, раскрыть свои языковые, умственные способности, что позволяет активизировать деятельность учащихся. Задача состоит в том, чтобы помочь учащимся в формировании устной и письменной речи, обогатить детский словарь, вызвать интерес к истокам языка, научить употреблять имеющийся словарный запас.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьника. Овладение инвалидами по зрению социально-культурным опытом предполагает активность самого ребёнка и умение педагогов, воспитателей, родителей передать этот опыт в доступной для незрячих и слабовидящих детей форме.

К педагогу должно прийти понимание того, что, если не будут создаваться условия для проведения наблюдений и доступных обобщений, то мы не будем способствовать становлению основ языкового развития детей.

ЛИТЕРАТУРА

Бруссер А.М. Речевая культура против речевой анархии // Школьный логопед. 2007. № 1(16). С. 49-55

Бруссер А.М. Как помочь думающей голове стать говорящим человеком. М., 2002.

Калинина Н.И. Логично мыслить – логично говорить. Правила русской речи. М., 2003

Оссовская М.П. Практическая орфоэпия. М.: Реглан, 2004

Егорова Т.И. Фразеологизмы русского языка со значением качественной оценки действий и манеры поведения человека //Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2012. № 3. С. 16-21

Солнцева Л.И., Денискина В.З., Буткина Г.А. Психология воспитания детей с нарушением зрения. М.: «Налоговый вестник», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)

В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...

Роль литературного чтения в нравственном воспитании учащихся

Материалы представлены в виде текста моего доклада на заседании методического совета лицея. Значимую помощь в работе над этой темой оказали дистанционные курсы "Уроки литературного чтения в современно...

Нравственное воспитание учащихся.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений...

Нравственное воспитание учащихся начальной школы

Нравственное воспитание- одна  из самых важных задач школы. В статье говорится о том,как происходит становление и развитие детского коллектива.Диагностика нравственной воспитаности учащихся. Диаг...

Стаья "Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогощаются духовно, формируют в себе личн...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на занятиях " Истоки"

В своей статье хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на занятиях по программе " Истоковедение"...

Воспитание любви к Родине на логопедических занятиях у учащихся младших классов

Патриотическое воспитание - это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма, как интегративного качества личности, позволяющего человеку быть активны...