Формирование межличностных отношений и коммуникативного поведения в четвертом классе
статья (4 класс) на тему

Представлен доклад к педагогическом у совету " Формирование межличностных отношений и  коммуникативного поведения в четвертом классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_mezhlichnostnyh_otnosheniy_i.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад

 «Формирование межличностных отношений и

коммуникативного поведения в четвертом классе».

Воспитатель

Жукова

Галина

Алексеевна

Педсовет

декабрь 2015 года

.

   Для наших воспитанников школа-интернат это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение , готовящее к жизни среди людей.

Целью воспитания является социальная адаптация обучающихся и воспитанников в условиях современного общества. Воспитательная система школы — интерната охватывает весь  педагогический процесс, объединяя обучение и внеурочную жизнь детей в школе и за ее пределами.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, для обучающихся созданы такие условия, в которых им будет комфортно и уютно. Воспитательная система коррекционной школы- интерната особая система, что объясняется круглосуточным пребыванием воспитанников в ее стенах. Поэтому воспитательный процесс занимает большую часть ее времени.

Коррекция межличностных отношений и коммуникативного поведения начинается уже стой минуты, когда утром в спальнях детей включается свет и воспитатель желает детям доброго утра и заканчивается при организации процедуры отбоя, когда выключается свет в спальнях детей.

В управлении межличностными отношениями неоспорима роль педагога  ,а тем более в начальной школе, когда идет процесс формирования детского коллектива.

Неоспоримо, что коммуникативные навыки личности формируются в деятельности и общении с другими людьми. И не секрет, что формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя.

Процесс формирования межличностных отношений включает в себя прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми.

Ребенок с ОВЗ развивается в коллективе, который развивается  и выступает как часть воспитательной среды. Коллективная деятельность объективно создает условия для расширения круга взаимоотношений. И задача педагога — формировать отношения, стимулировать активность общения, развитие умения сотрудничать. Общение формируется на уроках и во внеклассное время .

Взаимоотношения складываются в основном во внеклассной деятельности.

Рассматривая базовые компоненты индивидуального развития ребенка с ОВЗ в социокультурном  пространстве школы- интерната , затрону компоненты  деятельности коммуникативной, которая включает в себя:

  • коммуникативное поведение: воспитание эмоционально   положительного восприятия отношений со сверстниками и взрослыми,
  • усвоение правил общежития: формирование навыков поведения в детском коллективе,
  • социальные контакты: формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми,

их развитие,

  • следование нормам толерантности: воспитание терпимости по отношению к окружающим,

не похожим на тебя, формирование навыков толерантного поведения,

  • организация досуга: формирование способности заниматься самостоятельными видами

досуговой деятельности.

Цель коммуникативной деятельности и межличностных отношений - передача учащимся знаний  умений, навыков социального общения людей, формировать культуру межличностного общения.

Разнообразные виды воспитывающей деятельности реализуются при помощи многообразия форм.

Мне ближе групповая, которая способствует активизации деятельности детей. практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации коммуникативной деятельности в условиях естественной мотивации и общения, межличностного  взаимодействия. Групповые формы работы развивают самостоятельность, ответственность, партнерство, готовность к взаимопомощи,  создают предпосылки для развития сотрудничества, учета возможностей другого ребенка. Сюда относятся: кружковая работа,  эпизодические мероприятия( экскурсии, соревнования, конкурсы, смотры, викторины, походы,  целевые прогулки и пр.)

Эффективным воспитательным средством формирования межличностных отношений являются также традиции. Сложившиеся традиции совместных действий  и переживаний скрепляют группу.

Это могут быть как массовые мероприятия. так и групповые ( дни рождения, линейки, оформление тематических стендов, праздничных стенгазет, изготовление поздравительных открыток и их оригинальное вручение и т. д.)

На формирование межличностных отношений влияет и состав группы. Иногда складывается компания  из негативно настроенных детей и порой очень сложно преодолеть  их разрушительное  влияние на группу, ее коммуникативность. Такая ситуация стала иметь место быть с прибытием в нашу группу Тявина  Кирилла. Педагог влияет на формирование межличностных отношений, коммуникативность еще тем. что связывает ее с другими группам. Включение в соревнования с другими группами, совместный с ними труд, отдых или спортивные соревнования также имеют место быть. Я в своей работе практикую такие совместные виды деятельности.

На воспитание коллектива влияет и смешанность по интеллектуальному уровню развития, по степени ограниченности здоровья.  Напомню, что группа 4 класса состоит из двух классов:4 а и 4 б

4б   класс- дети имеют статус детей — инвалидов. В школе эти дети практически не пересекаются, а во второй половине дня это один коллектив. Сложности в общении неизбежны. Также необходимо учитывать, что 4-е классы - очень сложная ступень перехода к среднему звену.

Это эмоционально - волевая незрелость, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций.

Ожидаемые результаты:

-сформированность чувства сострадания и милосердия,

-знание детьми своих прав и обязанностей,

-повышение активности в жизни школы,

-повышение культурного уровня обучающихся

-участие в районных, городских, краевых фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.

На этом выступление законченно, я предлагаю вашему вниманию небольшую презентацию.

Внимание на экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации

Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной д...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АДАПТАЦИЮ К ШКОЛЕ.

Психологической основой успешного формирования межличностных отношений является положительное отношение ребенка к себе, что определяет необходимость строить процесс формирования межличностных отношени...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....

Презентация к педагогическому совету "Формирование межличностных отношений в классе"

Презентация к педагогическому совету "Формирование межличностных отношений в классе"...