Главные вкладки

    Лэпбук-папка "История Дома детского творчества: прошлое и настоящее"
    методическая разработка на тему

    Жакболеева  Шамшия Тлеужановна

    Тема «История Дома детского творчества: прошлое и настоящее» актуальна. Актуальность моей работы заключается в следующем. Во-первых, в  октябре 2018 года Дому детского творчества исполняется 60 лет, во-вторых - 90 лет Дергачевскому району и 100 лет дополнительному образованию в России.

         В рабочем поселке Дергачи Саратовской области  существует несколько учреждений дополнительного образования: Детско-юношеская спортивная школа, Детская  школа искусств и, наконец, Дом детского творчества. Мы много знаем о деятельности данных учреждений, но ничего не знаем об их истории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoriya_ddt.docx29.05 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                     Введение

          Среди разнообразных процессов, протекающих в детской среде, немаловажную роль играют детское и подростковое общественное движения, центры досуга, учреждения дополнительного образования. Дети, независимо от перемен в обществе, объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в совместной деятельности, общении, самоутверждении, в решении своих собственных проблем. И в этом огромную роль играют учреждения дополнительного образования, которые помогают удовлетворить потребности детей и взрослых, предоставляя разнообразный спектр образовательных услуг, выступают в роли координатора деятельности детского общественного движения.

         Тема «История Дома детского творчества: прошлое и настоящее» актуальна. Актуальность моей работы заключается в следующем. Во-первых, в  октябре 2018 года Дому детского творчества исполняется 60 лет, во-вторых - 90 лет Дергачевскому району и 100 лет дополнительному образованию в России.

         В рабочем поселке Дергачи Саратовской области  существует несколько учреждений дополнительного образования: Детско-юношеская спортивная школа, Детская  школа искусств и, наконец, Дом детского творчества. Мы много знаем о деятельности данных учреждений, но ничего не знаем об их истории. Лично меня заинтересовала история Дома детского творчества, так как я являюсь педагогом  этого учреждения – методистом и руководителем детского объединения «Белая ладья». Поэтому перед собой я поставила цель: осветить и попытаться раскрыть историю Дома детского творчества, его роль в деятельности  Дергачевской пионерской организации.

         Когда  начала исследовательскую работу по данной проблеме, то обратилась к архивным материалам Дома детского творчества. Мне был представлен книжный фонд по пионерской работе; альбомы Дома пионеров, пионерская атрибутика, наглядный материал; фотографии.  А так же изучила личные архивы педагогов - ветеранов Дома детского творчества Кадралиевой Т.И., Наконечниковой В.В.. Рассмотрела книги приказов ДДТ с начала открытия до наших дней.

    Цель: исследовать историю развития Дома детского творчества.

    Задачи: - 

    -  изучить историю Дома пионеров;

    -  изучить деятельность кружков;

    Методы: - изучение и ознакомление с архивными материалами;

    - опрос бывших и нынешних работников ДДТ;

    - анализ истории Дома пионеров и школьников.

    Объект исследования: Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области.

    Предмет исследования: история развития МУДО «ДДТ» р.п. Дергачи.

    История развития Дома детского творчества

           В октябре 1958 года для многих мальчишек и девчонок рабочего поселка Дергачи Дом пионеров впервые открыл свои двери. В то время он находился на улице Советской, дом 77. О его открытии писали в районной газете: «На днях в р.п.Дергачи открыт районный Дом пионеров. В нем сейчас работает 7 различных кружков: танцевальный, музыкальный, драматический, хоровой, фотолюбителей, шахматно-шашечный и гимнастический. Для плодотворной работы были приобретены 10 мандолин, аккордеоны, 2 балалайки, 4 гитары, 4 гармоники».

         Первой его заведующей стала Коннова Анна Захаровна. Ее принял на работу заведующий РОНО Антонюк Юрий Антонович.  Методистом по пионерской работе была Коблова Елизавета Петровна, а руководителем хорового и музыкального кружка долгое время работал А. Шумилов.

         Во все годы существования Дома пионеров работа строилась по трём направлениям: методическая, организационно-массовая, кружковая. Дом пионеров стал центром методической работы и помощи старшим пионерским вожатым, учителям начальных классов, классным руководителям. С этой целью проводились семинары, различные формы учебы, показательные мероприятия с целью обобщения опыта работы с пионерами, октябрятами. Основной упор делался на подготовку старших пионервожатых, председателей Советов отрядов, пионерского актива.

          История Дома пионеров тесно связана с историей  Дергачевской пионерской организацией. Он являлся координационным центром  пионерской организации. По окончании учебного года  в Доме пионеров традиционно проходили слеты, на которых пионерские дружины школ рапортовали о проделанной работе и лучшая дружина получала переходящее знамя. Дом пионеров выступал не только как координатор деятельности районной пионерской организации, на его базе работали различные кружки, такие как: танцевальный, гимнастический, кукольный, фотокружок, кружок кройки и шитья, музыкальный кружок.  Свои результаты ребята демонстрировали на фотовыставках, выставках детского творчества и смотрах художественной самодеятельности.


    Завершающий этап деятельности пионерской организации

     в 80-90-е годы ХХ века

          80-90-е годы –это последнее десятилетие пионерской организации.

    По прежнему в Доме пионеров проходили заседания пионеров-активистов, сборы, слеты, выставки детского творчества, смотры художественной самодеятельности, кружковая работа. В 1987/92 г. в Доме пионеров работали кружки: фотокружок, резьба по дереву, выжигания, юный турист, танцевальный, драмкружок, юных шахматистов, вокальный.

         В этот промежуток времени произошли существенные изменения в жизни общества и всей страны. К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. Стала ощущаться необходимость обновления всех сторон общества. Изменения коснулись и детской среды. Пионерская организация в том виде, в каком она существовала, уже перестала играть существенную роль в жизни детей. Отношение к пионерской организации стало резко меняться: снижался к ней интерес, оценка ее деятельности становилась все более негативной, возникла необходимость обновления организации. По этому поводу 14-17 марта 1990 г. В Москве состоялась Всесоюзная конференция пионерских работников. Она собрала представителей пионерских организаций союзных и автономных республик, краев и областей РСФСР. Среди них были пионерские вожатые, учителя и родители, ученые, журналисты и др. Собравшиеся пришли к убеждению, что в том виде, в каком существовала Всесоюзная пионерская организация,  в дальнейшем она оставаться не может и не должна. Таким образом, наметились пути обновления пионерской организации им. В.И. Ленина. следствием обновленческих процессов явилось то, что правопреемником ВПО им. В.И. Ленина стал СПО-(ФДО) СССР и создавались целые «букеты» разнонаправленных детских организаций.

            Что касается Дергачевской пионерской организации, то она просуществовала до 1992 года и являлась «добровольной, самодеятельной общественной организацией детей, подростков и взрослых».  Организация «Вместе» состояла из детских объединений: «Радуга», «Республика мальчишек и девчонок», «Синегория» и т.д.. Традиционными делами организации были: школа актива, сборы детских объединений, турслет, смотры строя и песни. Все это проходило в Доме детского творчества.

    В 1992 году деятельность Дергачевской пионерской организации завершилась. С 1992г. Дергачевский Дом пионеров стал называться Домом детского творчества. Действовали кружки: гимнастический, шахматный,  кукольный театр, вокальная студия «Отдыхай», лоскутное шитье, вязание, народное творчество, фольклорный.

    Дом детского творчества в настоящее время

          С 2005 года  переименован в МОУ ДОД Дом детского творчества, а с 2015 года –МУДО «Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области.

    В основу работы Дома детского творчества заложены традиции, которые сформировались в предыдущие годы и впрямую зависят от потребностей и интересов детей разных возрастов, их родителей, школ, социального заказа администрации района и государства. Основной целью работы Дома детского творчества является развитие детского социального творчества через совершенствование и эффективное применение программной базы учреждения, а также посредством включения детей и подростков в социально значимую деятельность. Более 300 детей посещают детские объединения по следующим направлениям:

    ·  Туристско-краеведческое;

    ·  Физкультурно- спортивное;

    ·  Техническое;

    ·  Художественное;

    ·  Социально-педагогическое.

          В настоящее время в МУДО «ДДТ» сохранились и продолжились лучшие традиции, накопленные за его историю. Благоприятный микроклимат, особый уклад, дух, поддерживаемый как педагогами, так и творческими коллективами, способствует выстраиванию особой образовательной среды, направленной на реализацию творческого потенциала детей и взрослых. В МУДО «ДДТ» создана система взаимодействия с образовательными учреждениями и другими организациями района. Прослеживается положительная динамика результатов достижений обучающихся в мероприятиях различного уровня. Обучающиеся принимают активное участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках регионального, всероссийского и международного уровня, имеют награды.

    Заключение

              Таким образом, мы рассмотрели  небольшой исторический процесс деятельности Дома детского творчества, пионерской организации. Процесс краха пионерской организации привел к смене единой и единственной организации, к появлению множества объединений. Следует отметить, что этот период сопровождался сложным процессом не только в детской среде, но и среде взрослых. Это был период выбора и самоопределения детей и взрослых. Период острого дефицита кадров, программ и методов их осуществления для создания новых объединений и движения в целом. В этом же видна потребность и современного детского движения, напрямую зависящего от поддержки государства. Процесс осознания необходимости заняться этим явлением идет не так быстро, как хотелось бы. Но уже есть сдвиги  в нашем районе. Созданы отряды «Юнармейцев», создан штаб «РДШ». И очень многое в этих действиях будет зависеть от усилия самих взрослых, а также от заинтересованности общества и властных структур.

            МУДО «Дом детского творчества»» р.п. Дергачи во все года являлось важным учреждением, деятельность которого даёт возможность детям раскрыть и показать свою способности под руководством высококвалифицированных педагогов.   Сейчас МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи предоставляет возможность для интеллектуального, духовного развития детей и подростков, удовлетворения их разнообразных образовательных и социокультурных потребностей, создает условия в активизации творческих сил, определении ближних и дальних перспектив, профессионального самоопределения, накоплении профессионально значимых  способов деятельности.

    Список

    использованной литературы и источников:

    1.  Архивные материалы Дома детского творчества

    2.  Детское движение: вопросы и ответы

    3.  История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени М, 1978.

    4.  Книга вожатого М, 1982

    5.  Материалы и документы Всесоюзной конференции пионерских работников М, 1990


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »

    Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого....

    Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."

    Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...

    Совместные мероприятия в Доме детского творчества.

    Учащиеся нашего класса с интересом занимаются в кружках и спортивных секциях в учреждениях дополнительного образования. Мы проводим совместные мероприятия в Доме детского творчества....

    Сборник методических разработок и дидактических материалов по итогам работы массово-организационного отдела МОУ ДО Дома детского творчества в рамках военно-патриотического месячника «Мы - патриоты!»

    В данном сборнике методисты массово-организационного отдела представляют разработки нескольких городских конкурсов, проходящих в период военно-патриотического месячника МОУ ДО Дома детского творчества...

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ МОУ ДОД ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    Актуальность работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет и получает травмы подрастающее поколение – дети.Ра...

    Развитие воспитательного потенциала в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Доме детского творчества

    Новые социально-экономические условия, тенденции государственной политики в сфере образования актуализируют необходимость создания новой воспитательной системы учреждения.  В соответствии с новой...

    Лэпбук-папка "История Дома детского творчества: прошлое и настоящее"

    Тема «История Дома детского творчества: прошлое и настоящее» актуальна. Актуальность моей работы заключается в следующем. Во-первых, в  октябре 2018 года Дому детского творч...