Лэпбук-папка "История Дома детского творчества: прошлое и настоящее"
методическая разработка на тему
Тема «История Дома детского творчества: прошлое и настоящее» актуальна. Актуальность моей работы заключается в следующем. Во-первых, в октябре 2018 года Дому детского творчества исполняется 60 лет, во-вторых - 90 лет Дергачевскому району и 100 лет дополнительному образованию в России.
В рабочем поселке Дергачи Саратовской области существует несколько учреждений дополнительного образования: Детско-юношеская спортивная школа, Детская школа искусств и, наконец, Дом детского творчества. Мы много знаем о деятельности данных учреждений, но ничего не знаем об их истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Среди разнообразных процессов, протекающих в детской среде, немаловажную роль играют детское и подростковое общественное движения, центры досуга, учреждения дополнительного образования. Дети, независимо от перемен в обществе, объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в совместной деятельности, общении, самоутверждении, в решении своих собственных проблем. И в этом огромную роль играют учреждения дополнительного образования, которые помогают удовлетворить потребности детей и взрослых, предоставляя разнообразный спектр образовательных услуг, выступают в роли координатора деятельности детского общественного движения.
Тема «История Дома детского творчества: прошлое и настоящее» актуальна. Актуальность моей работы заключается в следующем. Во-первых, в октябре 2018 года Дому детского творчества исполняется 60 лет, во-вторых - 90 лет Дергачевскому району и 100 лет дополнительному образованию в России.
В рабочем поселке Дергачи Саратовской области существует несколько учреждений дополнительного образования: Детско-юношеская спортивная школа, Детская школа искусств и, наконец, Дом детского творчества. Мы много знаем о деятельности данных учреждений, но ничего не знаем об их истории. Лично меня заинтересовала история Дома детского творчества, так как я являюсь педагогом этого учреждения – методистом и руководителем детского объединения «Белая ладья». Поэтому перед собой я поставила цель: осветить и попытаться раскрыть историю Дома детского творчества, его роль в деятельности Дергачевской пионерской организации.
Когда начала исследовательскую работу по данной проблеме, то обратилась к архивным материалам Дома детского творчества. Мне был представлен книжный фонд по пионерской работе; альбомы Дома пионеров, пионерская атрибутика, наглядный материал; фотографии. А так же изучила личные архивы педагогов - ветеранов Дома детского творчества Кадралиевой Т.И., Наконечниковой В.В.. Рассмотрела книги приказов ДДТ с начала открытия до наших дней.
Цель: исследовать историю развития Дома детского творчества.
Задачи: -
- изучить историю Дома пионеров;
- изучить деятельность кружков;
Методы: - изучение и ознакомление с архивными материалами;
- опрос бывших и нынешних работников ДДТ;
- анализ истории Дома пионеров и школьников.
Объект исследования: Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области.
Предмет исследования: история развития МУДО «ДДТ» р.п. Дергачи.
История развития Дома детского творчества
В октябре 1958 года для многих мальчишек и девчонок рабочего поселка Дергачи Дом пионеров впервые открыл свои двери. В то время он находился на улице Советской, дом 77. О его открытии писали в районной газете: «На днях в р.п.Дергачи открыт районный Дом пионеров. В нем сейчас работает 7 различных кружков: танцевальный, музыкальный, драматический, хоровой, фотолюбителей, шахматно-шашечный и гимнастический. Для плодотворной работы были приобретены 10 мандолин, аккордеоны, 2 балалайки, 4 гитары, 4 гармоники».
Первой его заведующей стала Коннова Анна Захаровна. Ее принял на работу заведующий РОНО Антонюк Юрий Антонович. Методистом по пионерской работе была Коблова Елизавета Петровна, а руководителем хорового и музыкального кружка долгое время работал А. Шумилов.
Во все годы существования Дома пионеров работа строилась по трём направлениям: методическая, организационно-массовая, кружковая. Дом пионеров стал центром методической работы и помощи старшим пионерским вожатым, учителям начальных классов, классным руководителям. С этой целью проводились семинары, различные формы учебы, показательные мероприятия с целью обобщения опыта работы с пионерами, октябрятами. Основной упор делался на подготовку старших пионервожатых, председателей Советов отрядов, пионерского актива.
История Дома пионеров тесно связана с историей Дергачевской пионерской организацией. Он являлся координационным центром пионерской организации. По окончании учебного года в Доме пионеров традиционно проходили слеты, на которых пионерские дружины школ рапортовали о проделанной работе и лучшая дружина получала переходящее знамя. Дом пионеров выступал не только как координатор деятельности районной пионерской организации, на его базе работали различные кружки, такие как: танцевальный, гимнастический, кукольный, фотокружок, кружок кройки и шитья, музыкальный кружок. Свои результаты ребята демонстрировали на фотовыставках, выставках детского творчества и смотрах художественной самодеятельности.
Завершающий этап деятельности пионерской организации
в 80-90-е годы ХХ века
80-90-е годы –это последнее десятилетие пионерской организации.
По прежнему в Доме пионеров проходили заседания пионеров-активистов, сборы, слеты, выставки детского творчества, смотры художественной самодеятельности, кружковая работа. В 1987/92 г. в Доме пионеров работали кружки: фотокружок, резьба по дереву, выжигания, юный турист, танцевальный, драмкружок, юных шахматистов, вокальный.
В этот промежуток времени произошли существенные изменения в жизни общества и всей страны. К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. Стала ощущаться необходимость обновления всех сторон общества. Изменения коснулись и детской среды. Пионерская организация в том виде, в каком она существовала, уже перестала играть существенную роль в жизни детей. Отношение к пионерской организации стало резко меняться: снижался к ней интерес, оценка ее деятельности становилась все более негативной, возникла необходимость обновления организации. По этому поводу 14-17 марта 1990 г. В Москве состоялась Всесоюзная конференция пионерских работников. Она собрала представителей пионерских организаций союзных и автономных республик, краев и областей РСФСР. Среди них были пионерские вожатые, учителя и родители, ученые, журналисты и др. Собравшиеся пришли к убеждению, что в том виде, в каком существовала Всесоюзная пионерская организация, в дальнейшем она оставаться не может и не должна. Таким образом, наметились пути обновления пионерской организации им. В.И. Ленина. следствием обновленческих процессов явилось то, что правопреемником ВПО им. В.И. Ленина стал СПО-(ФДО) СССР и создавались целые «букеты» разнонаправленных детских организаций.
Что касается Дергачевской пионерской организации, то она просуществовала до 1992 года и являлась «добровольной, самодеятельной общественной организацией детей, подростков и взрослых». Организация «Вместе» состояла из детских объединений: «Радуга», «Республика мальчишек и девчонок», «Синегория» и т.д.. Традиционными делами организации были: школа актива, сборы детских объединений, турслет, смотры строя и песни. Все это проходило в Доме детского творчества.
В 1992 году деятельность Дергачевской пионерской организации завершилась. С 1992г. Дергачевский Дом пионеров стал называться Домом детского творчества. Действовали кружки: гимнастический, шахматный, кукольный театр, вокальная студия «Отдыхай», лоскутное шитье, вязание, народное творчество, фольклорный.
Дом детского творчества в настоящее время
С 2005 года переименован в МОУ ДОД Дом детского творчества, а с 2015 года –МУДО «Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области.
В основу работы Дома детского творчества заложены традиции, которые сформировались в предыдущие годы и впрямую зависят от потребностей и интересов детей разных возрастов, их родителей, школ, социального заказа администрации района и государства. Основной целью работы Дома детского творчества является развитие детского социального творчества через совершенствование и эффективное применение программной базы учреждения, а также посредством включения детей и подростков в социально значимую деятельность. Более 300 детей посещают детские объединения по следующим направлениям:
· Туристско-краеведческое;
· Физкультурно- спортивное;
· Техническое;
· Художественное;
· Социально-педагогическое.
В настоящее время в МУДО «ДДТ» сохранились и продолжились лучшие традиции, накопленные за его историю. Благоприятный микроклимат, особый уклад, дух, поддерживаемый как педагогами, так и творческими коллективами, способствует выстраиванию особой образовательной среды, направленной на реализацию творческого потенциала детей и взрослых. В МУДО «ДДТ» создана система взаимодействия с образовательными учреждениями и другими организациями района. Прослеживается положительная динамика результатов достижений обучающихся в мероприятиях различного уровня. Обучающиеся принимают активное участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках регионального, всероссийского и международного уровня, имеют награды.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели небольшой исторический процесс деятельности Дома детского творчества, пионерской организации. Процесс краха пионерской организации привел к смене единой и единственной организации, к появлению множества объединений. Следует отметить, что этот период сопровождался сложным процессом не только в детской среде, но и среде взрослых. Это был период выбора и самоопределения детей и взрослых. Период острого дефицита кадров, программ и методов их осуществления для создания новых объединений и движения в целом. В этом же видна потребность и современного детского движения, напрямую зависящего от поддержки государства. Процесс осознания необходимости заняться этим явлением идет не так быстро, как хотелось бы. Но уже есть сдвиги в нашем районе. Созданы отряды «Юнармейцев», создан штаб «РДШ». И очень многое в этих действиях будет зависеть от усилия самих взрослых, а также от заинтересованности общества и властных структур.
МУДО «Дом детского творчества»» р.п. Дергачи во все года являлось важным учреждением, деятельность которого даёт возможность детям раскрыть и показать свою способности под руководством высококвалифицированных педагогов. Сейчас МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи предоставляет возможность для интеллектуального, духовного развития детей и подростков, удовлетворения их разнообразных образовательных и социокультурных потребностей, создает условия в активизации творческих сил, определении ближних и дальних перспектив, профессионального самоопределения, накоплении профессионально значимых способов деятельности.
Список
использованной литературы и источников:
1. Архивные материалы Дома детского творчества
2. Детское движение: вопросы и ответы
3. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени М, 1978.
4. Книга вожатого М, 1982
5. Материалы и документы Всесоюзной конференции пионерских работников М, 1990
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/05/30/dscf5448.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/05/30/dscf5451.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/05/30/dscf5432.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/06/picture-83266.jpg)
Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."
Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/27/picture-442248-1398588926.jpg)
Совместные мероприятия в Доме детского творчества.
Учащиеся нашего класса с интересом занимаются в кружках и спортивных секциях в учреждениях дополнительного образования. Мы проводим совместные мероприятия в Доме детского творчества....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-482289-1454654042.jpg)
Сборник методических разработок и дидактических материалов по итогам работы массово-организационного отдела МОУ ДО Дома детского творчества в рамках военно-патриотического месячника «Мы - патриоты!»
В данном сборнике методисты массово-организационного отдела представляют разработки нескольких городских конкурсов, проходящих в период военно-патриотического месячника МОУ ДО Дома детского творчества...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/07/picture-801311-1467868257.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ МОУ ДОД ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Актуальность работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет и получает травмы подрастающее поколение – дети.Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/07/picture-801311-1467868257.jpg)
Развитие воспитательного потенциала в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Доме детского творчества
Новые социально-экономические условия, тенденции государственной политики в сфере образования актуализируют необходимость создания новой воспитательной системы учреждения. В соответствии с новой...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-881112-1484995849.jpg)
Лэпбук-папка "История Дома детского творчества: прошлое и настоящее"
Тема «История Дома детского творчества: прошлое и настоящее» актуальна. Актуальность моей работы заключается в следующем. Во-первых, в октябре 2018 года Дому детского творч...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1432850-1667415572.jpg)
«Природный лагерь» на базе Дома Детского Творчества как шаг к самоопределению.
На базе ДДТ «Павловский» уже более 25 лет проходит «Природный лагерь», в котором ребят знакомят с историей родного края, куда прочно вплетается экологическая составляющая....