«Азбука безопасности». Рабочая АООП НОО по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Рабочая  АООП НОО по  внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для  обучающихся  с умственной отсталостью составлена         на основании:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью;
  2. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

          Цели курса: формирование личности «безопасного типа», знающей основы защиты человека от опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное   казенное   общеобразовательное   учреждение

Краснодарского  края специальная (коррекционная) школа № 9

г. Новороссийск

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  29.08. 2017 года протокол № 1

                                             Председатель_______/________________

                          подпись руководителя ОУ          Ф.И.О

 

                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

По  курсу:  «Азбука безопасности»

Уровень образования (класс) начальное общее  2 класс

Количество часов: 34

Учитель: Пушкарева Татьяна Васильевна

Рабочая программа разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная записка

Рабочая  АООП НОО по  внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для  обучающихся  с умственной отсталостью составлена         на основании:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью;
  2. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

        Цели курса: формирование личности «безопасного типа», знающей основы защиты человека от опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике.

        Задачи:

- изучение и овладение навыками здорового образа жизни;

- ознакомление с опасными ситуациями в повседневной жизни;

- практическое применение методов и приёмов защиты при чрезвычайных ситуациях

- изучение и освоение элементарных основ первой медицинской помощи.

Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс  предназначен для ознакомления обучающихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

        Интенсивность движения на улицах и дорогах предъявляют новые требования   ко всем участникам движения (внимание на дороге, сигналы светофора для пешеходов и т.д.). В то же время возрастает количество несчастных случаев с детьми. Это во многом происходит потому, что обучающиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице или дороге, нарушая правила их, не осознают возможных опасных последствий своих действий.

        Необходимо выделить и закрепить с обучающимися такие правила поведения, которые дети слышат и выполняют каждый день с целью здорового безопасного образа жизнедеятельности в школе, дома, на улице, в общественных местах.

        Курс «Азбука безопасности» предназначен для обучения и воспитания личности «безопасного типа», - личности, знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их важность и владение элементарными основами безопасности в современном обществе.

Место учебного предмета в учебном плане.

Курс  «Азбука безопасности»  входит в программу внеурочной деятельности адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в неурочное время в соответствии с правилами и нормами САНПИНа.

На изучение курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности», отводится:                                                                                      

• количество часов в неделю - 1;                                                                                                                                                                • количество часов в год –34.

Требования к результатам освоения курса

«Азбука безопасности»

1. Личностные результаты:

- ценить и принимать базовые ценности «добро», «семья»,  «школа», «природа»;

- воспитывать  уважение к своей семье, родственникам, положительное отношение к школе, окружающим людям;

- формировать освоение новой роли – роли ученика;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо, хорошо);

- формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая и артикуляционная гимнастика, физкультминутка,  прогулка).

Предметные результаты:

- Понимать основные понятия «опасность», «безопасность», «чрезвычайная ситуация».

-Уметь передвигаться строем (парами) по улице.

- Соблюдать правила дорожного движения.

- Узнавать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети» и др.

- Знать сигналы светофора для пешеходов (красный, зелёный).

- Знать правила безопасного перехода улицы, перекрестка по светофору.

- Знать и различать виды транспорта, элементарные правила поведения в транспорте, на остановке.

- Уметь слышать инструкцию взрослых, действовать в соответствии с заданной инструкцией.

- Понимать элементарные меры предосторожности в весенний, зимний, летний и осенний период.

- Знать правила дорожного движения и уметь применять их в повседневной жизни.

- Владеть основами безопасного поведения на пляже, при ледоходе, на зимней реке.

- Знать и практически применять правила безопасности в помещении.

- Знать правила эвакуации при чрезвычайных ситуациях и уметь применять их на практике.

Базовые учебные действия:

2 Регулятивные:

- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

- уметь  слушать и слышать собеседника, вести диалог;

-действовать согласно инструкции педагога;

3. Познавательные:

- ориентироваться на листе бумаги,  в предлагаемых дидактических  и раздаточных материалах с помощью учителя;

-владеть элементарными основами безопасного образа жизнедеятельности;

- уметь слышать и слушать, отвечать на элементарные вопросы учителя;

- владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

- владеть  умениями и  навыками адекватного поведения в общественных местах.

4. Коммуникативные:

-участвовать в диалоге не уроках;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: произносить фразы прощания и приветствия  при встрече с людьми вне класса;

- уметь работать в парах, микрогруппах, сотрудничать с одноклассниками, сверстниками, обучающимися школы.

Содержание учебного предмета (курса)

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Улица, полна неожиданностей.

Это должны знать все.

Безопасность на улице.

Наши верные друзья на улицах и дорогах

Мы пассажиры.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

Безопасность в помещении.

Безопасное поведение на воде.

Безопасное поведение на природе

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Болезни, их причины и связь с образом жизни

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

Минимально достижимый уровень:

- знать основное понятие «опасность»;

- знать сигналы светофора для пешеходов

-уметь передвигаться строем (парами) по улице.

- узнавать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети» и др.

- различать виды транспорта,  понимать  элементарные правила поведения в транспорте, на остановке;

- уметь эвакуироваться в чрезвычайных ситуациях.

Развитие жизненной компетенции:

- знать свои  возможности в безопасности своей жизни в школе, на улице, в помещении.

- владеть социально-бытовыми  и гигиеническими умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни.

-владеть навыками коммуникации.

- знать и уважать элементарную систему ценностей семейного, школьного воспитания, владеть новой  социальной  ролью – ролью ученика, соответствующей возрасту.

Перечень учебно-методической литературы

  1. Программно – методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 1998. – 128с.
  2. Программно-методические материалы. Коррекционно – развивающее обучение. Начальная школа. Сост. С.Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 2001г.
  3. С.Г. Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы, 2 класс. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  4. Плакаты и наглядные пособия:

- «Правила дорожной безопасности»;

- «Дорожные знаки»;

- «Улица полна неожиданностей»;

- «Пешеходный переход»;

- «Правила пожарной безопасности»;

- «Опасность на зимней реке»

- «Я один дома».

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Азбука безопасности»

2класс

п/п

Тема раздела

Кол-во часов.

I

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1

Чрезвычайные ситуации

3

1.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

2

II

Улица, полна неожиданностей.

13ч

2.1

Это должны знать все.

3

2.2

Безопасность на улице.

3

2.3

Наши верные друзья на улицах и дорогах

4

2.4

Мы пассажиры.

3

III

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

12ч

3.1

Безопасность в помещении.

4

3.2

Безопасное поведение на воде.

5

3.3

Безопасное поведение на природе

3

IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4.1

Болезни, их причины и связь с образом жизни

2

4.2

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

2

ИТОГО

34ч

п/п

Тема раздела, урока

Всего часов

Количество часов

аудиторных

внеаудиторных

I

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1

Чрезвычайные ситуации

1

Город, в котором мы живём. Чрезвычайные ситуации.

1

1

2

Чрезвычайная ситуация – что это? Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

1

1

3

Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1

1

1.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

4

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»

1

1

5

Что необходимо делать по сигналу «Внимание всем!»

1

1

II

Улица, полна неожиданностей.

13ч

2.1

Это должны знать все.

6

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

1

1

7

Будь внимательным и осторожным.

1

1

8

Где можно и где нельзя играть.

1

1

2.2

Безопасность на улице.

9

Безопасность на улице. Переход и светофор.

1

1

10

Мы – пешеходы! Практическое занятие. Как правильно переходить дорогу.

1

1

11

Безопасный путь в школу и домой.

1

1

2.3

Наши верные друзья на улицах и дорогах

12

Сигналы регулирования дорожного движения.

1

1

13

Виды перекрёстков.

1

1

14

Знакомство с дорожными знаками. «Пешеходная дорожка»

1

1

15

Урок - викторина. «Дорожные знаки».

1

1

2.4

Мы пассажиры.

16

Виды транспорта: пассажирский и специальный.

1

1

17

Правила поведения в транспорте.

1

1

18

Обобщающий урок по теме «Улица, полна неожиданностей»

1

1

III

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

3.1

Безопасность в помещении.

19

Какие опасности подстерегают нас в помещении.

1

1

20

Основные правила пожарной безопасности.

1

1

21

Детские шалости с огнём.

1

1

22

Действия при пожаре дома, в школе, транспорте.

1

1

3.2

Безопасное поведение на воде.

23

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний периоды.

1

1

24

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

1

1

25

Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период.

1

1

26

Меры безопасного поведения на воде в летний период. Правила поведения на пляже.

1

1

27

Основные спасательные средства.

1

1

3.3

Безопасное поведение на природе

28

 Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Правила поведения

1

1

29

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

1

1

30

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

1

1

IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4.1

Болезни, их причины и связь с образом жизни

31

От чего зависит наше здоровье.

1

1

32

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.

1

1

4.2

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

33

Отравления. Причины и признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

1

1

34

Укусы насекомых. Первая помощь

1

1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УКР

_________________/___________               подпись                  расшифровка подписи

 ____________

          дата

СОГЛАСОВАНО                        

Протокол заседания МО                    

от  28.08.2017г      

________________/ _____________

               подпись             расшифровка  подписи  

                                           руководителя МО ОУ        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.Задачи:1. ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» 1 класс

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных орие...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС (2 вариант) "Азбука здоровья"

Программа предназначена для педагогов коррекционных школ в рамках реализации ФГОС (2 вариант)...

АООП для обучающихся с умственной отсталостьюАООП для обучающихся с умственной отсталостью

Программа для категории обучающихся с  умственной отсталостью с учетом из особенностей и психофизического развития, индивидуальных возможностей в соответствии с требованиями ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начальног...