«Я - патриот». Рабочая АООП НОО по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Рабочая  АООП НОО по  внеурочной деятельности «Я - патриот» для обучающихся  с умственной отсталостью составлена на основании:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся  с умственной отсталостью;
  2. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Цели курса:

  • формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  казенное  общеобразовательное  учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9

г. Новороссийск

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  29.08. 2017 года протокол № 1

Председатель________ /____________

                        подпись руководителя ОУ          Ф.И.О

                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

По  курсу:  «Я патриот»

Уровень образования (класс) начальное общее  2   класс

Количество часов: 68

Учитель:  Пушкарева Татьяна  Васильевна

                    

Рабочая программа разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная записка

Рабочая  АООП НОО по  внеурочной деятельности «Я патриот»                       для   обучающихся  с умственной отсталостью составлена на основании:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся  с умственной отсталостью;
  2. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Цели курса:

  • формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Задачи:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях края;
  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
  • организовать видеоэкскурсии по историческим местам города и края;
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.        

Обоснование выбора содержания

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Я - патриот». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа курса «Я патриот» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.  

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе.

  1. Обучение путём открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

  2.  В  основе программы -  развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа  долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Новороссийск – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

Основные принципы, вложенные в основу программы:

  • Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития.
  • Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика.
  • Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой.
  • Принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Место курса в учебном плане.

Курс  «Я патриот» входит в программу внеурочной деятельности адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в неурочное время в соответствии с правилами и нормами  САНПИНа.

На изучение курса внеурочной деятельности «Я патриот», отводится:                                                                                                                                                                                                                                                      количество часов в год – 68.

Требования к результатам освоения курса «Я патриот»

Личностные результаты:

  • ценить и принимать базовые ценности «добро», «семья»,  «школа», «природа»;
  • воспитывать  уважение к своей семье, родственникам, положительное отношение к школе, окружающим людям;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо, хорошо).

Предметные результаты:

  • формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка;
  • осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
  • воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Новороссийска;
  • воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Базовые учебные действия:

1. Личностные:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный  взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- готовность к безопасному и бережному  поведению в природе и обществе.

2. Коммуникативные:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик -ученик, ученик - класс,  учитель - класс);

- уметь  слушать и слышать собеседника, вести диалог;

-действовать согласно инструкции педагога;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать

с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

3. Регулятивные:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

- уметь слышать и слушать, отвечать на элементарные вопросы учителя;

- владеть  умениями и  навыками адекватного поведения в общественных местах.

4.Познавательные:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,  предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание курса «Я - патриот» включает в себя четыре блока:

Семья вся вместе, так и душа на месте.

История моей семьи.  Родословная.

Семейные увлечения и традиции.

О родных и близких с любовью.

Школа – мой второй дом.

Новороссийск – город родной.

«Моя малая родина. Город – герой Новороссийск»

Наш край богат талантами.

Памятники  истории города, памятные места и даты.

«Космические дали»

«Победный май»

Родной свой край люби и знай.

1  блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».

Задачи:

  • воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
  • формировать чувство ответственности перед будущей семьей.

2 блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав лицея.

3 блок. «Новороссийск – город родной»

Задачи:

  • формировать представления о специфике города, об истории города;
  • приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
  • воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  •  формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Адыгея.
  •  воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народов Краснодарского края.

Перечень учебно-методической литературы

  1. 1.  Горский В. А. «Примерные программы внеурочной деятельности». Москва. «Просвещение» 2011г.

  2. 2.  Лотышев И.П., Сердечная В, В, «Мой край родной. Путешествие по Кубани»:

«Книга для чтения». Краснодар. Перспективы образования 2012 г.

  1. Бодяев Ю.М. «Символы Краснодарского края».

4.  Остапец А.А. «Педагогика и психология туристическо-краеведческой деятельности учащихся». М.2001 г.

5.  Мирчук М.В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. Краснодар, 2000 г.

6.  Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Ч.1,2. Краснодар ,1985 г.

7.  Родная Кубань: страницы истории. Краснодар, 2003 г.

8.  Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993 г.

9.  Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1998 г.

10. Бардадым В. Замечательные кубанцы. Краснодар, 2002 г.

11. Гринь Л. Природа родного края. Краснодар, 1982г.

12. Лотышев И.В. Путешествие по родному краю. Краснодар, 2004 г.

Список литературы для учащихся.

Хэрриот Дж. «Обо  всех созданиях – больших и малых».  1995г.

Грау Ю. «Дикорастущие лекарственные растения». 2003 г.

«Энциклопедия лекарственных растений народной медицины». СПб.2006 г.

«Красная книга Кубани». Краснодар. 2008 г.

Т.А. Василевская. «Новороссийск – город-герой». Краснодар. 2006 г.

Интернет-ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www..ru/edu/saf.htm

Тематическое планирование

 «Я патриот».  2 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

I

Семья вся вместе, так и душа на месте.

19ч

1.1

История моей семьи.  Родословная.

8

1.2

Семейные увлечения и традиции.

7

1.3

О родных и близких с любовью.

4

II

Школа – мой второй дом.

13ч

III

Новороссийск – город родной.

30ч

3.1

«Моя малая родина. Город – герой Новороссийск»

7

3.2

Наш край богат талантами.

9

3.3

Памятники  истории города, памятные места и даты.

6

3.4

«Космические дали»

3

3.5

«Победный май»

5

IV

Родной свой край люби и знай.

Итого

68ч

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

I

Семья вся вместе, так и душа на месте.

19ч

1.1

История моей семьи.  Родословная.

1

Мой дом – моя крепость.

1

2

Ознакомительная беседа на тему: «Права и обязанности в семье»

1

3

История рода -  это история страны. Семейные ценности.

1

4

Тайны наших имён.  Мой папа – моё отчество. Моя фамилия.

1

5

Фамилия, имена, отчества членов семьи.

1

6

«Всё начинается с любви» - тематический музыкальный час. 14 февраля - День святого Валентина.

1

7

«Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом».  Фотоколлаж.

1

8

Урок профориентации «Дорога в страну профессии». 1 мая – Праздник  Весны и Труда.

1

1.2

Семейные увлечения и традиции.

9

Традиции семьи в песнях, играх и обрядах.

1

10

Мастерская Деда Мороза. Выставка зимних поделок. 18 ноября - день рождения Деда Мороза.

1

11

Калейдоскоп семейных увлечений. Праздник «Рождественские посиделки».

1

12

«Масленица гуляет семь дней» - игра - викторина.

1

13

Международный женский день. Конкурс рисунка «Для наших мам и бабушек - любовь, цветы, весна!»

1

14

Выставка фотографий «Счастливы вместе».                                               15 мая -  Международный день семьи.

1

15

«Счастливое детство». 1 июня - Международный День защиты детей.

1

1.3

О родных и близких с любовью.

16

«Голова седая, да душа молодая». 1 октября -  Международный  день пожилых  людей.

1

17

Мама - главное слово в каждой судьбе. 26 ноября - День матери в России.

1

18

Все мы разные, но все  мы вместе. 3 декабря - Международный день инвалидов.

1

19

Урок нравственности. Мой отец - защитник Отечества. Поздравление  с Днем защитника Отечества.

1

II

Школа – мой второй дом.

13ч

20

«Принимай нас, школьный класс». 1 сентября -  День знаний.

1

21

Что такое «хорошо» и  что такое «плохо»? Обязанности ученика в школе.

1

22

«Истории школьные, веселые, прикольные»: обзор литературы. Мой сосед по парте.

1

23

«Унылая пора, очей очарованье…»  Удивительный наряд школьного двора.

1

24

«Учителями славится Россия!» 5 октября - Всемирный день учителя.  Конкурс стихов об учителях.

1

25

«Дом, где живет книга», познавательный час. Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября).

1

26

«О, этот чудесный книжный мир!» Праздник книги. Посвящение в читатели.

1

27

«Открывай-ка – угадай-ка»: час интересных открытий. Знакомство с книгами местных авторов, поиск информации.

1

28

«Дети – цветы жизни» Игровая программа к Всемирному дню ребенка. 20 ноября - Всемирный день ребенка.

1

29

«Я люблю свою школу». Конкурс рисунков на асфальте.

1

30

«Книжек много прочитай – открывай и узнавай!»: выставка – знакомство. 2  апреля -  Международный день детской книги.  

1

31

«Праздник верных друзей книги». Папа, мама, я – читающая семья.

1

32

Вот и стали мы на год взрослее.

1

III

Новороссийск – город родной.

30ч

3.1

«Моя малая родина. Город – герой Новороссийск»

33

34

«Новороссийск! Ты цену крови знаешь». Освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.  Возложение цветов.

2

35

Праздник двора "Вот наша улица, а вот и наш дом". О чем говорят названия улиц города.

1

36

Мой любимый город. Знакомство с символами родного города. Герб, флаг города.  

1

37

«В единстве наша сила». 4 ноября - День народного единства.

1

38

39

«Осень золото роняет». Экскурсия в осенний парк.  

2

3.2

Наш край богат талантами.

40

Наши знаменитые земляки (композиторы, художники, поэты, актеры, спортсмены).

1

41

Легенды и предания народов нашего края. Народные промыслы.

1

42

43

Почетные граждане города, края. Экскурсия в краеведческий музей.

2

44

Наш город  богат талантами. Выставка работ художников на аллее Пушкина.

1

3.3

«Чёрное море». Экологический месячник.

45

Викторина «Знаешь ли ты море».  31 октября - Международный день Черного моря.

1

46

Презентация лучших фото «Морской пейзаж. Чёрное море и его обитатели».

1

47

48

Десант чистоты и уюта на море. Экскурсия к морю.

2

3.4

Памятники  истории города, памятные места и даты.

49

50

«Заповедники – жемчужина природы». 11 января - День заповедников и национальных парков России. Заповедные места Новороссийска.

2

51

Характер города. Город владеет культурными богатствами.  Альбом «Азбука новороссийца».

1

52

53

Достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.  Экскурсия по городу.

2

54

Урок мужества. Отчизны верные сыны. 3  февраля - Всероссийская вахта памяти Бескозырка.

1

3.5

«Космические дали»

55

«Юный астроном» игра-викторина

1

56

57

«На звездных и земных орбитах». Посещение городского планетария

2

3.6

«Победный май»

58

Литературно-музыкальный час. «Песни военных лет».

1

59

Новороссийск в Великой Отечественной войне. 9 мая - День Победы.

1

60

61

«Герои Советского Союза – наши земляки». Экскурсия по улицам и площадям города. Возложение цветов.

2

62

«Бессмертный полк. Мы помним. Мы чтим»

Акция  «Бессмертный полк».

1

IV

Родной свой край люби и знай.

63

Красота родной природы. Час общения «Великие мастера пейзажа.

1

64

65

Экологическое мероприятие «День Земли». 30 марта - День защиты Земли.  Экскурсия по набережной. 

2

66

«След войны в жизни родного края».  Урок мужества.

1

67

Краеведческий час «Листая страницы истории края» Виртуальное путешествие по улочкам Краснодара.

1

68

Познавательный час «По заповедным местам России». 22 апреля - Международный день Земли.  Экологические проблемы.

1

СОГЛАСОВАНО                           Заместитель директора по УКР

_________________/___________    подпись     расшифровка подписи

 ____________

          дата

СОГЛАСОВАНО                        

Протокол заседания МО                    

от  28.08.2017г      

________________/__________________

подпись                             расшифровка  подписи  

                                           руководителя МО ОУ        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС (2 вариант) "Азбука здоровья"

Программа предназначена для педагогов коррекционных школ в рамках реализации ФГОС (2 вариант)...

«Азбука безопасности». Рабочая АООП НОО по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. 2 класс

Рабочая  АООП НОО по  внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для  обучающихся  с умственной отсталостью составлена ...

«Волшебный мир сказок». Рабочая АООП НОО по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. 2 класс

Рабочая  АООП НОО  по внеурочной деятельности «Волшебный мир сказок»  для обучающихся с умственной отсталостью составлена на основании:Федерального государственного образова...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. "Предметно-практические действия" 3 класс.

Рабочая программа по курсу «Предметно - практические действия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталост...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Технологическая карта урока "Изобразительная деятельность" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 (3 класс)

Предмет:  Изобразительная деятельностьТема урока:  Лепка. Нарядная бабочка.Тип урока: Открытие нового знанийЦель Формирование  интереса  к лепке. Закрепить представления детей...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на фо...