Главные вкладки

    Устный журнал "Дети и война"
    классный час (4 класс) на тему

    Устный журнал  рассказывает детям о таком страшном явлении в жизни любого общества, которое приносит боль, разрушение, страдания и гибель людей. При проведении мероприятия дети выполняют творческую работу: создают плакат о мире.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konkursnoe_meropriyatie_na_rayon.docx44.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Стратулат Алла Петровна.

    Учитель начальных классов, стаж классного руководителя  33 года.

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 176

    «ДЕТСТВО И ВОЙНА»

    Форма проведения: устный журнал.

    Адресат: учащиеся 10-12 лет.

    Ход классного часа

    Я не напрасно беспокоюсь,

    Чтоб не забылась та война:

    Ведь эта память – наша совесть.

    Она как сила нам нужна…

    Ю.Воронов

    Звучит сказочная музыка. На сцене появляется Маленький Принц.

    Маленький Принц: Послушайте, вы не видели моего друга Антуана де Сент-Экзюпери?

    Ведущий 1: (обращается к залу): Как сказать ему, что его друг писатель Антуан де Сент-Экзюпери погиб?! Давным-давно, во время войны!

    Ведущий 2:  Знаешь, была война. Он ведь был военным лётчиком. Однажды он отправился в полёт и не вернулся.

    Маленький Принц: Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна?

    Ведущий 1: Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу,  что такое

    Ведущий 2: И тогда Маленький Принц поможет нам уничтожить в людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие, тщеславие, эгоизм.

    Ведущий 3: Земля – планета непростая. На Земле люди много воевали.

    Ведущий 4: Войны выгодны королям – они получают новые земли.

    Ведущий 3: Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена.

    Ведущий 1: В ХХ веке появился один вояка. Он звался Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей – варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую  страшную на свете, в 1939   году.

    Ведущий 2: Франция героически сопротивлялась и сдалась фашистам через 42 дня.

    Ведущий 3: В большей степени пострадала наша страна. Война продолжалась четыре года.  Фашисты были изгнаны с нашей земли.

    Ведущий: Год 1941-й. Лето. Часы отбивали последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня... Четыре часа...

    (Звучит фонограмма песни «Священная война» (муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача))

    Ученик 1:

    Шло детство, поспела клубника...

    Нам день обещал тишину.

    И был нелепо и дико,

    Что вдруг объявили войну.

    Ученик 2:

    Война надвигалась столико.

    Родной закручинился кров...

    На блюде забытом клубника

    Сочилась, как алая кровь.

    Ученик 3:

    А мы не стали памяти перечить,

    Вспомнив дни далекие, когда

    Упала нам на слабенькие плечи

    Огромная, недетская беда.

    Ученик 4:

    Была зима и жесткой и метельной,

    Была судьба у всех людей одна.

    У нас и детства не было отдельно,

    А были вместе — детство и война.

    Ученик 5:

    В годы войны было горя много.

    И никто никогда не сочтет,

    Сколько раз на своих дорогах

    Оставляла война сирот.

    Страница «Блокадная»

    (Звучит реквием. На экране слайд, посвященный ленинградской блокаде.)

    Ведущий: Ленинградские дети… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

    Ученик 4: Смерть входила в подъезды, дома, заглядывала в квартиры. И только звук метронома иногда напоминал, что еще теплится жизнь. За время блокады умерли сотни тысяч человек.

    (Стук метронома. На экране слайд: блокадный Ленинград).

    Ученик 5:

    Блокада… Далеко как это слово

    От наших мирных, светлых дней.

    Произношу его и вижу снова

    Голодных умирающих детей.

    Ученик 6:

    Как опустели целые кварталы,

    И как трамваи мёрзли на путях,

    И матерей, которые не в силах

    Своих детей на кладбище нести.

    Ученик 7:

    Опять война, опять блокада…

    А может нам о них забыть?

    Я слышу иногда: «Не надо,

    Не надо раны бередить!».

    Ученик:

    Нет, надо!

    Чтобы снова на планете

    Не повторилось той зимы,

    Нам нужно, чтобы наши дети

    Об этом помнили, как мы!

    Я не напрасно беспокоюсь,

    Что вдруг забудется война:

    Ведь эта память – наша совесть.

    Она, как сила, нам нужна.

    (На экране слайд:тетрадь Тани Савичевой).

     Ведущий:

    Эта тонкая тетрадка

    Стоит многих толстых книг.

    Пионерка – ленинградка,

    Потрясает твой дневник!

    Таня Савичева, Таня,

    Ты в сердцах у нас жива.

    Затаив на миг дыханье,

    Слышит мир твои слова.

     Ученик:

    Ленинград в тисках блокады,

    У ворот ликует враг,

    Рвутся бомбы и снаряды,

    Дует ветер, давит мрак.

    От коптилки не согреться.

    И ни крошки, ни глотка,

    И выводит кровью сердце

    На страницах дневника.

    Ведущий: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года. Бабушка умерла 25 декабря 1942 года. Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая 1942 года».

    Ученик:

    Будьте бдительными, люди.

    Люди, вслушайтесь в дневник –

    В нём звучит сильней орудий,

    Тот безмолвный детский крик.

     Ведущий:

    «Савичевы умерли. Умерли все.

    Осталась одна Таня».

    (Демонстрируются фотографии страничек из дневника Тани Савичевой.)

    Ученик: А что же стало с самой Таней?

    Умирающую Таню эвакуировали вместе с воспитанниками детского дома №48 в Горьковскую область. Но девочка продолжала болеть, теряла зрение, поэтому ее перевели в инвалидный дом. Умерла Таня 1 июля 1944 года в больнице города Шатки. Там ее и похоронили. А в мае 1972 года был открыт памятник на ее могиле.

    (Демонстрируются фотографии мемориально – архитектурного комплекса в поселке Шатки Нижегородской области , и памятника на могиле Тани Савичевой)

    Ученик: В 1980 году одна из малых планет была названа Таня, в честь ленинградской девочки, чье имя неразрывно связано с историей нашей страны, чей

    дневник хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище рядом с боевыми орденами и медалями. Его читали короли и министры, военные и простые рабочие из разных уголков мира. Несколько страничек маленькой девочки рассказали всем о 470 000 жертвах блокады.

    (Демонстрируется фотография мемориального комплекса на Пискаревском кладбище).

    Ученик: Таня родилась в 1930 году, и когда началась война, ей было 11 лет. Сегодня ей было бы 85, если бы она осталась жива…

    Страница «Колокола Хатыни».

    (Звон колокола).

    Ведущий: В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели ее жители, согнанные в сарай карателями: старики, женщины, дети.

    (На экране слайд: фотография мемориала «Хатынь»)

    Ученица 1.

    И этот звон болит во мне.

    Перед симфонией печали

    Молчу и плачу в этот миг.

    Как дети в пламени кричали!

    И до сих пор не смолк их крик.

    22 марта 1943 года фашисты заживо сожгли 149 человек. Из них - 75 детей. Самому маленькому было всего семь недель.Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться. Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский.Чудом выжил и взрослый свидетель этой трагедии - деревенский кузнец Иосиф Каминский.Обгоревшему, израненному, ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего смертельно раненного сына. Мальчик умер на руках у отца. (Этот трагический момент лег в основу скульптуры мемориала «Непокоренный человек».)

    Там все погибли, всех повергли в прах,

    И лишь один, от горя обезумев,

    Нес умирающего сына на руках,

    И все твердил: сынуля мой, сынуля…

    На братской могиле, где покоятся останки жителей Хатыни (они были захоронены вскоре после трагедии жителями соседних деревень - перезахоронений не было), – Венец памяти со словами наказа погибших ко всем живущим. «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покои на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

    Немало скорбных мест на свете!

    Твой тихий колокол, Хатынь,

    Порою разом им ответит,

    Качнется горькая полынь…

    И твой костер в беде военной,

    В народной памяти горит,

    Потомок, скорбным будь и гневным:

    Сожженных пепел в нас стучит!

    Страница «Японский журавлик».

    Ученик 1: Заканчивалась Великая Отечественная война. Ничто не предвещало беды. Но…
    6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима. 9 августа 1945 года американцами была сброшена вторая атомная бомба на японский город Нагасаки. Огромный огненный, похожий на большую поганку, ядерный взрыв накрыл города. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч. Америка продемонстрировала свое новое оружие миру. Но никто не думал о последствиях его применения – о выпадении зараженных осадков после ядерного взрыва.

    Ученик: Жила-была японская девочка Сасаки Садако. Когда на Хиросиму сбросили атомную бомбу, ей было всего 2 года. Она жила со своими родителями в трех километрах от города, а потому не пострадала – ни ожогов, ни ранений не было. Прошло 10 лет. Сасаки выросла, училась в 7 классе, занималась спортом… Осадки атомного взрыва заразили воздух, воду, землю. Они попали в кровь Сасаки, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови.

    (Демонстрируется фотопортрет Сасаки Садако)

    Ученик: Девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться. Журавль – священная птица, живущая очень долго. Сасаки поверила. В палату принесли бумагу и ножницы. Сасаки принялась мастерить. Готовые белые журавлики сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник. Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами вырезали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь Сасаки Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже.

    (Звучит аудиозапись песни «Журавлики»)

    Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
    Японского журавлик товарищ мне принес.
    И с этим журавленочком история одна
    Про девочку, которая была облучена.

    ПРИПЕВ.

    Тебе я бумажные крылья расправлю,
    Лети, не тревожь этот мир.
    Журавлик, журавлик, японский журавлик
    Ты вечно живой сувенир.

    “Когда увижу солнышко?” - спросила у врача
    И вытянулась тоненько, как на ветру свеча.
    И врач ответил коротко: “Когда пройдет зима
    И тысячу журавликов ты сделаешь сама!”

    Но девочка не выжила и вскоре умерла
    И тысячу журавликов не сделала она.
    Последний журавленочек упал из мертвых рук
    И умерла та девочка, как многие вокруг.

    Ученик: Белые журавлики не смогли победить страшную болезнь, не смогли спасти жизнь Сасаки Садаки. Она умерла 25 октября 1955 года. В этом году ей бы исполнилось 72 года.

    (Демонстрируются фотографии архитектурно-паркового ансамбля парк Мира и памятник жертвам Хиросимы в Японии).

    Ученик: Японские школьники и их родители в память о тех, кто погиб от страшного оружия, впервые примененного над их городом, собрали деньги и построили архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира. И сегодня сюда приносят белых бумажных журавликов со всех уголков нашей Земли. Иногда ветерок подхватывает их и кружит над планетой, словно напоминает о той трагедии, которая произошла 70 лет назад. А журавли курлычут и призывают: “Дети! Помните Садако! Она так хотела, чтобы в мире не было войн, чтобы все были здоровы, веселы и счастливы!”

    (На экране слайд «Война и дети»)

    Ведущий:

    Юные безусые герои.

    Юными остались вы навек,

    Перед вашим вдруг ожившим строем

    Мы стоим, не поднимая век.

     Боль и гнев, сейчас тому причина,

    Благодарность вечная вам всем,

    Маленькие стойкие мужчины,

    Девочки достойные поэм

    Ученик:

    Сколько вас? Попробуй перечислить –

    Не сочтешь, а впрочем, все равно,

    Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

    В каждой песне, легком шуме листьев,

    Тихо постучавшихся в окно.

    Страница «Дети Беслана».

    Учитель: На этом наш экскурс в историю можно было бы и закончить. Время идет. Но война, к сожалению, забирает детей и в наше время.

    Сегодня нельзя не сказать, нельзя не вспомнить о тех страшных событиях, которые произошли ровно 4 года назад в городе Беслане.

    Было ясное сентябрьское утро. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на традиционные линейки, посвященные началу нового учебного года. В это время на территорию школы №1 въехала на трех машинах вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1300 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. В их адрес раздавались постоянные угрозы. Они понимали, что это террористический акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.

    Случилось по-иному. Днем 3 сентября в школе прогремел взрыв. Началась паника, многие из заложников пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами, погибая при этом. На сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека.. А тем, кому удалось выжить, пришлось проходить лечение в больницах России.

    24 страны мира откликнулись на эту трагедию. Из Италии, США, Франции, Норвегии, Греции, Австрии, Германии, Польши, Болгарии, Китая, ЮАР, Швеции, Венгрии, Нидерландов, Монголии, Сербии и Черногории, Турции, Великобритании, Египта, Чехии, Испании, Армении, Азербайджана, Украины, Киргизии, Белоруссии, Молдовы, Узбекистана и Эстонии были доставлены медикаменты, медицинское оборудование, машины скорой помощи, перевязочные материала, донорская кровь, продукты, теплая одежда и обувь, игрушки и канцтовары.

    Общей болью и скорбью отозвалась в каждом сердце гибель невинных жертв. Каждый человек стремился помочь горю Беслана. Кто-то участвовал в концертах, выставках, благотворительных аукционах, чтобы перечислить заработанные средства для пострадавших. Кто-то организовывал экскурсии по городам страны, чтобы хотя бы немного отвлечь детей от страшных воспоминаний. Кто-то писал стихи и сочинял песни, чтобы рассказать миру о трагедии в Осетии. В память о школьниках, погибших при освобождении заложников, в Саранске посадили 100 каштанов, во Флоренции назвали площадь.

    3 сентября в Северной Осетии объявлен Днем памяти. Прошел год после этой трагедии. Говорят, время лечит. Боль отступает, но не уходит… У нас нет возможности исправить прошлое. Мы можем только бороться за наше будущее. За год в Беслане построены две новые школы с бассейнами, больница, реабилитационный центр, художественная школа, два детских сада, школа-интернат.

    Из Петербурга в Беслан была доставлена икона Вифлеемских младенцев-мучеников. Она стала первой святыней православного храма, который планируется построить на месте бывшей школы №1.Построен памятник “Дерево скорби” жертвам бесланской трагедии. Его скульптор – Заурбек Дзангов. Памятник представляет собой стоящих спиной друг к другу трех женщин, над которыми в небо улетают ангелы, символизирующие погибших детей.

    Много задач стоит перед людьми. Но главная задача – сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром.

    Учитель: Что такое война?

    Ученик 1: Война - это разруха.

    Ученик 2: Война - это когда плачут дети и старики.

    Ученик 3: Война - это страшно.

    (Маленький Принц встает, выходит на середину сцены.)

    Маленький Принц: Я понял, что такое война. Война – это смерть, но я не хочу умирать.

    Ведущий 1: И твой друг писатель Сент-Экзюпери тоже не хотел умирать. Он очень любил свою землю, которую топтали сапоги генералов фюрера.

    Маленький Принц: Я помогу людям! Люди, слушайте! Я хочу, чтобы везде был мир!

    (Звучит песня «Журавли».Дети встают, покачивая в руках макеты журавлей)

    Учитель: Дети и сейчас гибнут под бомбами. Умирают от голода и болезней. Не знают что такое теплый дом, мамина ласка, умная книга. Таких обездоленных маленьких жителей планеты еще много. Дети смотрят леденящие душу кадры кинофильмов, где убивают, взрывают, уничтожают жизнь. Они протестуют, как умеют. Рисуют плакаты и картины, пишут стихи и поют песни, собирают подписи под воззваниями за мир, вместе со взрослыми выходят на демонстрации и митинги протеста против войны..

     Нам нужен мир, трава в росе,

    Улыбчивое детство.

    Нам нужен мир, прекрасный мир,

    Полученный в наследство!

    Я буду рад, ты будешь рад!

    И все мы будем рады,

    Когда исчезнут на Земле

    Все пули и снаряды.

    “Нет!” – заявляем мы войне,

    Всем злым и черным силам…

    Должна трава зеленой быть,

    а небо синим-синим!

    Страница «Творческая»

    Я предлагаю сегодня и вам внести свой вклад в дело борьбы за мир. Все вместе мы можем создать плакат о мире. Давайте разделимся на четыре группы, и каждая группа получит свое задание.

    • На цветной бумаге обводить свои ладошки, а затем их вырезать.
    • На белой бумаге обводить шаблоны голубей, а затем их вырезать.
    • Придумывать и подписывать пожелания.
    • Раскрасить лист (формата А1) голубым цветом в тон неба.

    Звучит фонограмма песни “Дадим шар земной детям”.

    Дети выполняют по группам задания.

    После того, как все закончили, все вместе собираются и приклеивают на плакат сначала ладошки, а затем, в каждую ладошку приклеивают голубей, на крыльях и туловище которых дети написали свои пожелания:

    Пусть все дети растут в мире!

    Пусть все дети будут счастливы!

    Пусть все дети ходят в школу!

    Пусть все дети будут всегда сытыми, обутыми и одетыми!

    Пусть у каждого будут свои книжки и игрушки!

    Пусть у всех детей всегда будет крыша над головой!

    Пусть каждому ребенку вовремя будет оказана медицинская помощь!

    Пусть у всех будут друзья на всей планете!

    Пусть всегда будет солнце!

    Пусть всегда будет небо!

    Пусть всегда будет мама!

    Пусть всегда будем мы!

    Все поют песню “Солнечный круг”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час. «По страницам Великой Отечественной войны». (Устный журнал)

    Цели : воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости  за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны ....

    Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"

    3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...

    Дети и война: устный журнал

    Внеклассное мероприятие о пионерах - героях....

    Устный Журнал "Давным-давно была война"

    Давным-давно была война...(устный журнал)Цели и задачи: 1) Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, познакомить их с  воспоминаниями детей-очевидцев страшных  событи...

    Устный журнал: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

    Разработка "Устный журнал: «ДЕТИ ВОЙНЫ»"...

    Сценарий устного журнала "Их детство прервала война…"

    Методическая разработка устного журнала о пионерах - героях...

    Внеклассное занятие по предмету устная речь в 4 классе «Великая Отечественная война 1941-1945»

    Цель: развитие патриотических чувств у учащихся.Задачи: - познакомить с историей Великой Отечественной войны;- воспитывать чувство гордости за нашу страну, уважения к истории своей страны и участ...