Литературное чтение Л. Толстой "Воспоминание"
классный час (3 класс) на тему

Назарова Ирина Владимировна

Представлен конкурсный фрагмент урока к произведению Л. Толстого "Воспоминание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._tolstoy_vospominanie.docx19.12 КБ
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatieles_chudes.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н. Толстой «Воспоминания» (отрывок).

Цель: 1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого.  

2. Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие).

3. Обогащать читательский опыт и интерес детей через систему упражнений с литературным произведением. Воспитывать интерес к литературному чтению.

Актуализация.

Перейдём к следующему этапу урока. Давайте обратимся к презентации. Как вы  думаете, что появится на следующем слайде.

- Да, мы должны узнать тему урока.  Но вместо неё вопросительный знак. Почему?

- На уроках литературного чтения вы знакомитесь с писателями, поэтами и их произведениями. Для того, чтобы узнать о каком писателе или поэте мы будем говорить на уроке, перенесёмся мысленно на много лет назад.

Подумайте, о ком идёт речь?

Стемнело. В  комнату, которая не отличалась роскошью,  вошёл человек. Это писатель. Скуластое лицо, большой широкий нос, пышная борода – все это делает его похожим на обыкновенного русского мужика. На нём синяя рубаха, напоминающая обычную крестьянскую блузу, однако,  сидит на нем как-то очень элегантно. Он сел в низкое кресло рядом с письменным столом. Именно за этим столом им было написано более двухсот произведений. Взгляд человека упал на стеллажи с книгами и замер. Просидев вот так неподвижно некоторое время, он прикрыл глаза и вытянул ноги. В комнате было очень тихо. Атмосфера царила поистине загадочная. Вдруг он резко развернул кресло к столу, взял перо и начал быстро писать. Это литературное произведение, которое в будущем обязательно станет произведением искусства.

- Так о ком идёт речь? Вы назвали несколько фамилий. Может подсказки, которые я вам предложу, помогут вам определиться с фамилией писателя. (Подсказки на слайдах).

- Итак, это Лев Николаевич Толстой. Ребята, мы уже говорили об этом писателе, знакомились с его произведениями. Почему сегодня мы снова видим его портрет? (Познакомимся с его новым произведением).

- Какие цели поставите перед собой?

- Как вы думаете, о ком или о чём будет новое произведение?

- Чтобы узнать, как оно называется, а главное, о чём оно, придётся поработать  в группах.

Первая группа.

Прочитайте определения из словаря Ожегова. Оба этих определения относятся к одному и тому же слову. Что это за слово?

Какое слово пропущено?

________________________ - это…

  1. мысленное воспроизведение чего-нибудь сохранившегося в памяти;
  2. записки или рассказы о прошлом. 

Вторая группа.

Перед вами синквейн. Изучите его внимательно. Определите основное слово.

1._______________________

2. Приятное, тягостное.

3. Нахлынет, появится, останется.

4. Жить с ним легко.

5. Память.

Третья группа.

Вам нужно вычеркнуть лишние предложения и получить связный рассказ.

В своём кабинете он убирался сам. Дневники Толстого уникальны. Таких дневников нет ни у одного великого писателя или поэта. Это светлая, простая комната, по обстановке похожая на современный офис. В них будущий автор великих романов передаёт,  каким он был на самом деле, без обмана. Ещё при жизни Толстой дал разрешение на  публикацию  этих записей. Толстой, не стесняясь описывал даже плохие поступки, которые он совершал, описывал  для того, чтобы показать, что любой человек может измениться в лучшую сторону, если захочет. Здесь стоит знаменитый стол с решеточкой, который изображен на многих портретах Толстого. В рассказе «Воспоминание» автор глубоко проникает в душу ребёнка, стремится найти внутренние  причины его поступков.

Два человека работают у интерактивной доски.

Задание:  соединить фамилию автора с его произведениями.

Два человека работают на компьютере со словарём.

Найти значение слов:

Братство

Льнут друг к другу

- Пришла пора проверить работу. Начнём с ребят, которые работали у доски. Ребята, нет ли ошибок? Оцените работу одноклассников с помощью сигнальных карт. Согласны ли вы с оценкой?

- Свою работу представляют 1и 2 группы.

- Внимание на экран. В заданиях, которые были предложены первым двум группам, было пропущено слово «воспоминание».(Теперь можно оценить работу групп).

- Сейчас заслушаем, какой текст получился у третьей группы. Если они правильно выполнили работу, то мы узнаем кое-что новое из биографии Толстого.

- Сравним их текст с оригиналом. Что нового вы узнали о Толстом? Оцените работу третьей группы.

- Вы проделали огромную работу, пришла пора познакомиться с произведением Л.Н.Толстого «Воспоминания». Мы будем читать только маленький отрывок из повести, которая называется «Детство».

В тексте встретятся слова (девочки объяснят значение слов).

Братство – содружество, объединение.

Льнуть друг к другу – прижиматься, прикасаться.

Вопрос перед чтением: О каком воспоминании будет идти речь?

Чтение произведения. Анализ текста.

- Совпало ли ваше предположение о воспоминании?

- Что вы узнали из рассказа писателя о его детстве? Как звали старшего брата?

- Сколько братьев было у Толстого? Каким был старший брат Николай?

- Прочитайте, какие условия нужно было выполнить, чтобы находится в муравейном братстве? Где была записана тайна муравейного братства?

- Что произойдёт, если тайна откроется?

- А вы верите, что такая тайна существует? Для чего Николенька это придумал?

- Ребята, а с чем у вас ассоциируются слова счастье, радость?

- У вас на столах лучики. Напишите, что нужно сделать для того, чтобы люди были счастливы.

(Приклеивают лучики к солнышку).



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Лес чудес»

(3 класс, для любого УМК).

Задачи: 

1. Обеспечить усвоение учащимися знания о природе

2. Формировать устойчивый интерес к природе, пробуждая эмоциональные переживания

3. Воспитать бережное отношение к природе и ее богатствам.

Личностные УУД:

Развивать умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать эмоции. Формировать мотивацию к обучению.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Оборудование:

Компьютер, проектор

Сценарий мероприятия.

- Ведущий. Сегодня мы с вами совершим увлекательную прогулку. Куда? Догадайтесь.

        (Учитель включает фрагмент видеоролика «Человек и природа»).

- Правильно, мы отправимся в лес. Но не в простой лес, а в лес полный тайн и чудес. Наше сегодняшнее мероприятие так и называется «Лес чудес». Давайте вспомним, какое значение имеет лес в жизни человека. (Ответы детей). 

- А что вы ожидаете увидеть в этом лесу? С какой целью мы сегодня туда направляемся? (Узнать что-то новое о лесе, о его жителях, раскрыть тайны леса, раскрыть секреты, которые таит в себе лес).

- Давайте повторим правила поведения в лесу. Правила лежат у вас на столах, прочитайте их внимательно.

        Правила поведения в лесу.

1. Никогда не наноси вред природе.

2. Не разжигай костров в лесу.

3. Подкармливай зверей и птиц зимой.

4. Находясь на природе, учись наблюдать за ней.

5. Учись слушать голоса природы.

6. Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.

- Я прошу вас обратить особое внимание на правила под номером 4,5. Какую ещё цель мы поставим перед собой?

(Учиться слушать голоса природы, не шуметь в лесу, чтобы не испугать лесных жителей).

- Ребята, перед вами лежат таблички. Это ваши листы знаний.

- Посмотрите на первую строку. Если вы знаете, какие деревья растут в наших лесах, умеете их отличать, то поставьте «+» в колонку «знаю». Если вы сомневаетесь в своих знаниях, поставьте «+» в колонку «Не знаю». А вот третью колонку «Узнал», будем заполнять в ходе мероприятия. Ту же работу проведите на следующих строчках.

Знаю

Не знаю

Узнал

Деревья

Следы животных

Птицы

Звери

- А теперь в путь, за новыми знаниями!

- Ребята! Смотрите-ка, на нашем пути препятствие. Что же нам делать, как попасть в лес чудес?  Давайте произнесем волшебные слова.

Здравствуй лес, волшебный лес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Нам тропинку покажи!

- А теперь пришла пора раскрыть тайны леса и узнать какие деревья растут в наших лесах. Слушайте загадки.        

  1. В белом сарафане

Стояла на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

           (Берёза)

  1. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

            (Ель)

  1. Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч,

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

               (Дуб)

4.      Дерево спокойное

Высокое да хвойное.

Лапы вразлёт -

Зеленеет круглый год.

                (Сосна)

5.       На ней растут кокосы

И финики растут.

Стоят под ней матросы

Гуляют пары тут.

Друг-  другу дарят тайны

В тени огромной 

                          (Пальмы).

- Ребята, вы ничего странного не заметили? Все ли деревья растут в наших лесах? На какие группы можно разделить эти деревья?(Лиственные и хвойные). - А чем деревья отличаются от кустарников?

- Какую пользу приносят деревья человеку?

Сделайте вывод, для чего нужны знания о деревьях?

(Вывод: знать, какие деревья растут в нашей местности, отличать деревья от кустарников, знать, какую пользу приносят деревья).

- Молодцы, ребята, в знак благодарности за вашу работу, старая сосна хочет раскрыть тайну, которую не все знают.

- Оказывается,  за несколько дней до морозов, деревья покрываются инеем - это влага внутри деревьев. Они так делают, чтоб изнутри не замёрзнуть и не умереть.

Сосна - дерево спокойствия. Когда человек прижимается, обнимает ствол сосны, она даёт ему дополнительные силы, унесет раздражение,  которое накапливается в душе.

Вернёмся к вашим листкам знаний. Если вы узнали что-то новое о деревьях, поставьте знак «+» в колонке «узнал».

- Посмотрите, сколько следов мы оставили на снегу. А кто ещё может оставить следы на снегу? (звери, птицы). Есть люди, которые умеют читать следы. Как их называют? (следопыты). Давайте мы тоже превратимся в следопытов и попробуем разгадать, какие животные оставили следы на снегу.

 (Презентация «Чьи следы»). 

- А чему вы научились, выполняя это задание? А где пригодятся эти знания?

Возвращаемся к листкам знаний. Если что-то новое вы узнали о следах, поставьте «+».

Физминутка.

- А вот мы пришли к птичьей столовой. Как называются такие птичьи столовые? Для чего люди их развешивают. Запомните: сделать кормушку – полдела, нужно постоянно приносить корм и подкармливать птиц. Какую пользу приносят птицы. А вы знаете, что даже зимой птицы борются с вредными насекомыми?

- А знаете ли вы, что пара синичек может спасти от вредителей до сорока яблонь. В зимнее время большие синицы тоже трудятся. Мы с вами в летние сады-огороды не ездим, а вот синички летают везде. Они садятся на верхушку яблони, извлекая насекомых из-под коры, тем самым не дают вредным насекомым никаких шансов уничтожить плодовое дерево.

Работа в парах.  

Два человека работают с интерактивной доской. (Распределить птиц по группам: зимующие и перелётные).

Ворона, грач, воробей, ласточка, дятел, синица, стриж, клёст, соловей.

- Посмотрите, у вас на столах лежат детальки-пазлы, из них вы должны собрать птицу. (Ребята называют птиц, которые у них получились). 

- Поднимите повыше свои работы. Назовите птиц, которые у вас на картинке. Что их объединяет? (Этих птиц называют зимующими). Что значит зимующие?

- Давайте проверим работу ваших товарищей. Как вы её оцениваете?

- Какую птицу можно назвать зимним гостем? Почему?  Правильно – это снегирь.

 - Ребята, а почему мы не видим снегирей летом? Почему они появляются только зимой?

- А теперь вопросы от снегиря.

Какую птицу называют царем птиц? (Орла.)

Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)

Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи)

Поработайте на листках знаний.

Работа в группах. (Правила работы в группах).

 А теперь самое последнее задание. Вам нужно по описанию догадаться о каком животном идёт речь. Каждая группа получает по 4 картинки с изображением животных. Вам нужно выбрать только того животного, о котором, по вашему мнению, говорится в тексте.

1. Имя Патрикей давали детям княжеского рода. Это же имя носил очень известный новгородский князь. Полное имя его – Патрикей Наримунтович. Он славился своей хитростью. Поэтому имя Патрикей стало означать «хитрец». Одному из обитателей леса, известному своей хитростью, тоже дали отчество, которое произошло от имени Патрикей. (Лиса).

- Какие слова вам помогли понять, что это лиса?

2. Эти животные  являются одними из самых опасных хищников, но они ещё чистят ту территорию, на которой проживают, от больных, слабых и даже мертвых животных. «Санитары леса» не зря им дали такое прозвище. Они — верные друзья и родители. Даже в минуты смертельной опасности эти животные  будут стараться спасти свою стаю и детёнышей, пусть и ценой собственной жизни.

- Какие слова вам помогли понять, что это волк?

3. Название этого зверька произошло от названия монеты «Бела», т.е за товар рассчитывались шкурками этих животных. Этот зверёк очень подвижный. Хвост ему служит и парашютом и рулем. Зверёк отлично плавает. Он прыгает с ветки на ветку, быстро спускается с дерева, и быстро влезает на него. Благодаря сильным задним лапкам, зверёк способен пролететь расстояние до 10 метров.

- Какие слова вам помогли понять, что это белка?

4. Это слово пришло в русский язык из древнелитовского и означало «прыгун». Этот маленький зверёк может делать прыжки длиной в несколько метров. В гору ему бежать легче, чем с горы из - за его задних лап. (Заяц)

- Какие слова вам помогли понять, что это заяц?

Оценивание работы групп. Почему такая оценка?

Заполните листы знаний.

- Вот и подошла наша увлекательная прогулка к концу. Сколько плюсов получилось в колонке «Узнал». О чём это говорит?

- Кстати, сегодня на прогулке вы увидели волшебных животных, растения или, быть может фей? Почему же тогда лес, который мы вместе посетили называется лес-чудес?

«Надо только постараться увидеть в обычном необычное: не надо ничего выдумывать, почувствуйте и полюбите природу, и Вам откроются невиданные сокровища». 

Рефлексия. Оцените работу на уроке при помощи приёма «Светофор».

Достигли ли вы поставленных целей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...