Статья "Формирование конструктивного гражданского поведения через социальные практики в рамках ФГОС"
статья по теме

Воронова Елена Ивановна

             Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

 

Формирование   конструктивного гражданского поведения через социальные   практики в рамках ФГОС.

 

В педагогической науке понятие «социальная практика» коррелирует с понятием социального проектирования. Эта связь обоснована тем, что социальная практика является компонентом социального проектирования.

Социальное проектирование     – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во-первых, благодаря  социальному проектированию   усваивается информация о мире, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся.  Педагог, родители  в социальном проектировании могут выступать  с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, в социальном проектировании осуществляется совместная деятельность и с  взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность

Результат воспитания будет достигнут    в том случае, если  воспитательная деятельность  не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребенка всегда привлекает новизна   творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.  

Векторы социальной практики в моём классе:

1.        Самоуправление через создание классного уголка, систему поручений, голосования.

2.        Общественно-полезная деятельность: конкурс «Осень - рыжая подружка», акции: «Кормушка»,  «Открытка Ветерану»,   «Рисунки для календаря ветерану».

3.        «Умники и умницы»: интеллектуальные игры, классные часы, классные конкурсы чтецов, посещение театров,  библиотек    и т.д..

4.        Курс внеурочной занятости: кружок «Иголочка».

5.        Коллективные и персональные выставки: «Когда мои друзья со мной».

6.        Включение в систему КТД: «Мы школьниками стали», «Как хорошо уметь читать!», «До свидания, 1 класс!» и т.д..

Социальная практика может помочь ученику:

•        найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать),

•        понять, как построено взаимодействие между представителями власти и общественности,

•        получить опыт поиска рабочего места,

•        научиться видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им,

•        научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами,

•        научиться работать с деловой документацией,

•        научиться кооперировать с другими людьми и делать совместное Дело,

•        познакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе,

•        познакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией,

•        научиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты,

•        познакомиться с процедурой выборов, понять правила участия в выборах и т.д..

Социальные практики обогащают личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их  использования во внешкольной  деятельности.    Ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.

ФГОС – это система  интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Воспитательная система, включающая социальные практики,  будет достигать  трёх уровней результатов:

•        приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);

•        формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;

•        получение школьником опыта самостоятельного социального действия:  конструктивное гражданское поведение сейчас и в будущем.

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

ГРАЖДАНИН своей страны!

(Р. Сеф)