«КВН по сказкам» в начальной школе.
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Матвеева Галина Евгеньевна

«История русских народных сказок»:

Сказки, пословицы, поговорки, загадки – это произведения устного народного творчества (словарь).  В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки не записывались, а передавались устно от одного человека к другому.  Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней. Так сказки и передавались от одного поколения к другому.  Таким образом, сказки дожили до тех  времен, когда возникла письменность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_nachalnaya_shkola_skazki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 «КВН по сказкам» в начальной школе.

Ведущий:  Слушайте внимательно  и запоминайте. Самые внимательные смогут потом ответить на 4 вопроса:

1. Что такое сказка?

2. От какого слова произошло слово «сказка»?

3. Когда появились русские народные сказки?

4. Кто является автором русских народных сказок?

Рассказ учителя  «История русских народных сказок»:

Сказки, пословицы, поговорки, загадки – это произведения устного народного творчества (словарь).  В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки не записывались, а передавались устно от одного человека к другому.  Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней. Так сказки и передавались от одного поколения к другому.  Таким образом, сказки дожили до тех  времен, когда возникла письменность. Сказки стали записывать. Благодаря письменности, мы с вами можем сегодня читать сказки и наслаждаться богатством и красотой сказочного мира.  

Слово  «сказка»  произошло от слов: « сказывать» , «рассказывать», так как сказки передавались устно. В древности сказки назывались «баснями» и «байками». Автором русских народных сказок является большое количество людей, т.е. народ.

Конечно, существуют и авторские сказки,  и вы их хорошо знаете.

- Ребята, вспомните и назовите писателей, со сказками которых вы познакомились (ответы)  Молодцы!..

- Ребята, как вы думаете, для чего были придуманы сказки? (ответы)

- Чему учат сказки? (ответы)

Но сегодня мы с вами будем говорить только о русских народных сказках.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления ребёнка о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки учат.   Не зря про сказку сочинили  такие пословицы: «Сказка – хранительница народной мудрости», «Сказка – ложь, да в ней намёк».

Подведение итога по вопросам для самых внимательных.  Молодцы!

Ведущая.

     Сегодня КВН у нас,  Мы рады видеть здесь сейчас

     Всех дорогих своих гостей:  детей!

     Сейчас проявите смекалку, старанье.

Команды придумывают девиз и название, связанные с тематикой  КВНа.

Ведущая.

Чтоб времени зря не терять,  Вам надо, друзья, капитанов избрать! (Вручает эмблемы капитанам).

Ведущая.

        Чтоб конкурсы шли без заминки, Сейчас проведем мы разминку.

        Кто с юмором, сказкою дружен всегда, Тот справится с ней без труда!

Жюри оценивает в ответе юмор.

✓ Самый большой дядя? (Дядя Степа)

✓ Самая маленькая девочка? (Дюймовочка)

✓ Самый добрый доктор? (Айболит)

✓ Королева зла? (Снежная Королева)

Ведущая.

       Без сказок жить нельзя на свете,  Все знают взрослые и дети:

       Кто больше сказок назовет — Тому и слава, и почет!

       Но подсказочку вам дам,  В сказке должен быть Иван.

Проводится аукцион сказок, в которых есть герой по имени Иван, например: «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «Иван — вдовий сын».

Конкурс №1 .      Путаница.  За каждый ответ: 1 «+»

Дайте правильное название сказок и литературных героев (команды отвечают по очереди, первая – «Книголюбы» - задания написаны красным шрифтом, вторые –« Почемучки –синим цветом).

1. Царевна-индюшка.

2. По собачьему велению.

1. Иван-царевич и зеленый волк.

2. Сестрица Алёнушка и братец Никитушка.

1. У страха уши велики.

2. Лапша из топора.

1. Василиса Преглупая

2. Елена Некрасивая

1. Кощей Бесстрашный

2. Царевна-жаба.

Конкурс №2.     «Ушки на макушке»   Кто вперёд?      За каждый ответ: 1 «+»

(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)

1. «- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает» («Волк и семеро козлят»)- так отвечали козлята волку.

2. Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран  («Зимовье зверей») - начало сказки

3. Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала  ножки, сидит («Морозко»)

4.  «Съешь моего лесного яблока, - скажу»  («Гуси-лебеди»)

5. « Этого еще видом не видано, слыхом не слыхано, чтобы лошадь сама собой пахала!» («Мальчик с пальчик»)

Взяла его старуха, смотрит - мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно. И назвала его Мальчик с пальчик  («Мальчик с пальчик»)

6. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла. («Три медведя»)

Конкурс № 3. “Угадай-ка” (вопросы  спрятаны в двух конвертах на доске; команда,  первой ответившая  на вопрос, получает право для выбора одного из конвертов первой)

Вопрос:- Какие ножки бывают у избушки в русских народных сказках?

Запасные  вопросы:

- Какая сказочная героиня владеет собственным летательным аппаратом?

- Кого в русских народных сказках называют Кумушкой?

Задание:  командам необходимо вспомнить, что говорил или пел тот или иной герой из сказки и затем воспроизвести; оцениваться будет не только точность слов, но и актёрское мастерство.

Максимальная оценка:  2  «+»

Задание: нужно не только вспомнить, но и спеть или сказать как герой из сказки.

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

 5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что говорила в это время лиса?

7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Учитель:

- Пока команды работают, я предлагаю вам вместе со мной сочинить сказку. Вы убедитесь, что это совсем нетрудно. Согласны?  Кричалка «Сочиняем сказку» (игра со зрителями)

Старый замок — в гуще леса,   В этом замке спит... (принцесса).

Лес дремучий замок прячет,   Принц отважный к замку... (скачет)

Ясно всем, что дальше будет:   Принц красавицу... (разбудит).

Злой Кощей совсем не глуп:   Сторожит он старый ... (дуб),

На цепи из ста колец  Золотой висит... (ларец).

Тот ларец стеречь — не шутка.   Заяц в нем, а в зайце — ... (утка).

На Кощея утка зла,   В ней — яйцо, а в нем — ... (игла).

Кто иглу тайком достанет,    Тот сильней Кощея ... (станет).

Учитель: - Интересная у нас получилась сказка?

Конкурс №4.      Эстафета «Юный художник»

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок?  Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

«На сметане мешён, на окошке стужён   Круглый бок, румяный бок

Покатился ……..»  (Колобок)    Максимальная оценка:  2  «+»

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны.1-ый бежит – рисует, возвращается, отдаёт мел впереди стоящему и встаёт в конец колонны. Затем бежит следующий, рисует, возвращается и встаёт в конец колонны и т.д. до тех пор, пока не будет нарисован весь Колобок. Затем капитан строит команду, поднимает руку вверх и говорит «Готово!».

Каждый из вас по очереди должен будет нарисовать по одному фрагменту колобка, а именно: голову, одну ножку, другую ножку, одну ручку, другую ручку, один глаз, другой глаз, рот, дорожку, по которой бежит Колобок. Очередность рисования фрагментов может меняться, главное рисовать только по одному элементу.

Внимание! Оцениваться будет не только скорость, но и художественное мастерство. Понятно?!.Начали  (звучит весёлая музыка, команды рисуют двух Колобков)

Конкурс № 5. «Собери пословицу»     Максимальная оценка:  2  «+»

Задание: нужно из разбросанных по экрану отдельных слов собрать 2  пословицы и постараться объяснить смысл.

(Пословицы: «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Человек без друзей, что сокол без крыльев»)

Ребята, о чём эти пословицы? (о дружбе)

Вопрос для команд

Сейчас я вам назову 3 сказки, а вы должны будете подумать и  сказать, какая из этих сказок о дружбе.

3 сказки:

1. «Колобок» 2. «Теремок»  3.  «Маша и медведь»

Вопрос: - А почему вы так считаете? (ответ: потому что с друзьями жить веселее, чем одному)

Названия сказок:

1. «Зимовье зверей»  2. «Лиса и журавль»  3. «Курочка Ряба»

Вопрос: - А почему вы так считаете? (ответ: потому что все вместе герои смогли защититься от лисы, волка и медведя)

Конкурс для зрителей.  Сказки просят:  – А сейчас  Вы, друзья,  Узнайте нас!        

Отворили дверь козлята  И… пропали все куда-то!  («Волк и семеро козлят»)

В сказке небо синее,  в сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,  Реченька, спаси меня. («Гуси-лебеди»)

Вымолвил словечко – покатилась печка. Прямо из деревни  к царю да царевне.

И за что, не знаю,  повезло лентяю.  («По щучьему велению»)

Колотил да колотил  по тарелке носом –  ничего не проглотил  и остался с носом…   («Лиса и журавль»)

А дорога – далека,  а корзинка – нелегка, сесть бы на пенек,  съесть бы пирожок…  («Маша и медведь»)

Ах ты, Петя – простота,  сплоховал немножко, не послушался Кота,  выглянул в окошко…  («Петушок Золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда.  Где воды напиться? Очень вкусная вода  в ямке от копытца!..   («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Красна девица грустна,  ей не нравится весна, ей на солнце тяжко!  Слезы льет бедняжка!   («Снегурочка»)

Мышка дом себе нашла,  мышка добрая была: в  доме том, в конце концов стало множество жильцов.  («Теремок»)

На сметане мешён,  на окошке стужен, круглый бок, румяный бок,  покатился…  («Колобок»)

Возле леса, на опушке,  трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,  три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,  кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Вот она какая,  большая-пребольшая.  Вытащить ее решили.

Вшестером одну тащили, но уселась крепко.  Кто же это?   («Репка»)

Конкурс № 6 . Разгадайте имена сказочных героев.

ймокачюоДв (Дюймовочка)

кялкопШа (Шапокляк)

никечП (Печкин)

срКанаяокчаШпа (Красная Шапочка)

инкаМторсток (кот Матроскин)

дедФядоря(дядя Федор)

Учитель:  Без пословиц жить, друзья,  Нам никак, никак нельзя.

Конкурс № 7 «Помоги ребёнку одеться на прогулку».

Для каждой команды Задача команды — одеть своего капитана.

В конкурсе учитывается быстрота, последовательность в одевании.

Конкурс 8.

Командам поочередно будут задаваться вопросы, на которые они должны быстро давать ответ. Вопросы слушайте внимательно.  За каждый правильный ответ – 1 очко.

  1. Кто пел: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок)
  2. В какой сказке средство передвижения – печка? (По щучьему велению)
  3. Как звали женщину изо льда в сказке Г.Х. Андерсена? (Снежная королева)
  4. Девочка из снега в русской народной сказке? (Снегурочка)
  5. Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин)
  6. В каких сказках исполняли желания рыбы? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)
  7. Какого мальчика звали «дядей»? (Дядя Федор)
  8. Кто ходит в гости по утрам? (Винни Пух)
  9. Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
  10. Средства передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело)
  11. В чем смерть Кощея Бессмертного? (Игла-яйцо-утка-заяц-сундук-дуб)
  12. Сказочные существа маленького роста? (Гномы, эльфы, тролли)
  13. Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
  14. Какой породы был пес Артемон в сказке «Золотой ключик»? (Пудель)
  15. Как называется город, в котором жил Незнайка? (Цветочный)

Конкурс № 9 «Портрет героя»

В следующем конкурсе участники должны угадать сказочного героя и нарисовать его портрет.

  1. Этот сказочный герой достался самому младшему сыну мельника. Но благодаря своему изворотливому уму, хитрости и ловкости, он сумел обмануть не только короля, но и злого волшебника и добился счастья не только для своего хозяина, но и для всех жителей села.  Он очень любит мышей (Кот в сапогах).
  2. На долю этого сказочного героя выпало много испытаний: учиться он не хотел, но хитрость, сообразительность помогли ему справиться со своими врагами и на Поле чудес в Стране дураков, и в темном чулане, и убежать от директора кукольного театра, и открыть волшебную дверь…(Буратино).

Конкурс  для зрителей «Угадай сказку по нескольким строчкам и назови автора»

«Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»  («Красная Шапочка», Ш. Перро)

«Если ты опоздаешь хоть на минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». («Золушка», Ш. Перро)

«Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе». («Дюймовочка»,  Г.-Х. Андерсен)

«Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…»  (Р.н. сказка «Царевна-лягушка»)

«Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами».   (Р.н.сказка «По щучьему велению»)

«Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». (Р.н.сказка «Снегурочка»)

Учитель:    А сейчас, жюри, вам слово.  К награжденью мы готовы!

Жюри подводит итоги, награждает победителей.

Учитель:

Вы, надеюсь, не скучали,  веселились, как могли,  в КВНе подружились,  славно время провели!

«Где дружба прочна, там хорошо идут дела»,

«Человек без друзей, что сокол без крыльев»

1  Какую песенку пел Колобок?

2  Что пела коза своим козлятам?

3  Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4  Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

 5  Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6   Что говорила в это время лиса?

7  Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8   Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

ймокачюоДв  

кялкопШа

никечП

срКанаяокчаШпа

инкаМторсток

дедФядоря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий сказки для начальной школы

сценарий сказки для 1-2 классов "Снегурушка и Лиса"...

Методика построения урока-сказки в начальной школе

Ребёнку очень близок и понятен мир сказок и волшебства. Может быть поэтому, на уроках, построенных в виде сказки и приключений, он раскрывается полнее. Нет стены между учителем и учеником. Они р...

Общешкольное мероприятие "Новогодняя сказка" для начальной школы

Общешкольное  мероприятие "Новогодняя сказка" для начальной школы...

Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"

В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...

Статья "Методика работы над сказками в начальной школе"

В данной статье мной описывается определеный алгоритм работы над сказками в начальной школе, предлагаются новые методы и приемы, которые позволят учителю разнообразить уроки литературного чтения. Расс...

Инсценирование сказки в начальной школе как средство изучения иностранного языка

За последние 5-6 лет число людей, изучающих английский, резко возросло. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Изменился и воз...

«Ничто не властно остановить время! (сценарий новогодней сказки для начальной школы)»

Леший, Баба-Яга и Кикимора хитростью заманили Новый год в темницу и пытались остановить время, чтобы Новый год не наступил. Но ничто не властно время остановить! В спектакле заняты обучающиеся младше...