Конспект урока «Живая память», посвящен Дню памяти погибших в Афганистане.
план-конспект на тему

Соловьева Ольга Александровна

 Афганистан – ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось: ложь и правда вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya_4v.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

Класс: 4 в

Дата: 11.02.2017

Тема:  «Живая память», посвящен Дню памяти погибших в Афганистане.

Цель: формирование у учащихся патриотических качеств.

Задачи:

  • рассказать о войне в Афганистане;
  • показать героизм солдат и офицеров в этой войне;
  • воспитать чувство патриотизма и гражданственности;
  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.
  • Встреча с ветераном, воином, афганцем Асташовым П.В.

Ход мероприятия.

Ученики читают стихи.

Получают мальчики повестки

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут. (Панишева Александра)

                  За наградами мы не гонялись

Просто делали то, что могли.

Мы с душманами яростно дрались

За свободу афганской земли.

Не забыть фронтовые нам будни,

Марш-броски и засады в горах.

И палящее солнце к полудню,

И скрипящий песок на зубах. (Погорелова Ольга)

Ведущая (ученица Некрасова Лера): Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане и др. «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие.

И память эта будет жива, пока мы об этом помним, говорим и поем.

Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела более 60 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война.

Ведущий (ученик Фомичев Дмитрий): Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

                  Афганистан – ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось: ложь и правда вместе.

Афганская война 1979–1989 гг. — вооружённый конфликт между афганскими правительственными и союзными советскими войсками, стремившимися сохранить в Афганистане прокоммунистический режим, с одной стороны, и мусульманским афганским сопротивлением — с другой.

Ведущая (ученица Некрасова Лера): Сегодня мы пригласили ветерана, воина Афганской войны Асташова Павла Валерьевича. Дадим ему слово.

Ведущий:

   Исторически с Афганистаном у нас складывались добрые отношения. Южный сосед первым в мире признал Советскую Россию. В последующем по просьбе афганских руководителей на территории дружественного нам государства силами советских специалистов сооружались электростанции, оросительные комплексы, хлебозавод и др. объекты.

Однако по социальным, культурным, правовым проблемам население Афганистана оставалось «на задворках» цивилизации. В стране господствовали феодальные отношения, и большая часть населения оставалась бедной, забитой, неграмотной.

   Впервые вопрос  о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.  Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

 (фильм «Слёзы и боль России»)

25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.

В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм–333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.

На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Сказали нам: летим в Афганистан.

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

По афганским дорогам пришлось нам поехать немало,

Мы тряслись в БТР-ах, нам небо служило палаткой,

И надолго под звездами твердым законам нам стало,

Не искать на земле жизни сладкой.

Именно в ту пору мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что – то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с “калашниковым” наперевес.

Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз–300”, “груз–200”…

Ученик:    Суровая земля Афганистан,

Долины, кручи, горные отроги.

Ночной поход — коротенький привал,

Тяжелые военные дороги.

Мы выполняем свой солдатский долг,

Соленый пот глаза нам застилает,

Но пусть увидит враг и пусть поймет,

Как русские живут и умирают.

Служба советских войск в Афганистане была нелегка. Это и резко меняющиеся погодные условия, бой и короткие передышки.

Они, рискуя собственной жизнью, спасают афганских стариков и детей от рук бандитов. Совершают подвиги, достойные славы своего Отечества.

Все они были простыми и общительными ребятами, внимательными и добрыми.

Их все “афганцами” зовут,

Парней из той войны.

Их люди сразу узнают,

Они просты, скромны.

Патриотические чувства к родной земле и людям, участие в боевых действиях пробудили особенные творческие способности у многих воинов.

В короткие часы отдыха ребята сочиняли стихи и пели их под гитару.

Ученик:    В короткой меж боями передышке,

Достает помятую тетрадь,

Опаленный порохом мальчишка,

Сердцем хочет песню написать.

Написать об огненных атаках,

О заветной радостной мечте,

О друзьях – товарищах солдатах,

И с боем взятой высоте.

Какие судьбы встают за этими строками! Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. Откуда она, отвага и мужество в наших ребятах? Откуда она у двадцатилетних?

Наша молодость была недлинной,

Покрывалась ранней сединой,

Нашу молодость рвало на минах,

Заливало афганскою войной.

Наша молодость неслась тараном,

Сокрушить душманский самолет,

Чтоб огонь ослабить ураганный,

Падала на вражий пулемет.

Прямо сердцем дуло прикрывая,

Падала, чтоб молодость жила,

Страшная, неистовая, злая,

Вот какая молодость была!

Несколько лет назад об этой войне не говорили вслух, она считалась государственной тайной. А участие в ней пограничных войск вообще тщательно скрывалось.

Тысячи воинов границы награждены орденами и медалями. Многие пограничники удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:

I этап: декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

II этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Афганистана.

III этап: май 1985 г. — декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.

IV этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

Главный из итогов войны такой: нам повезло в людях. За всю войну в пограничных войсках не было ни одного дезертира, предателя, никто не попал в плен, ни одного раненого или погибшего товарища не оставили противнику. Мы повторим: погибли 518 пограничников. Ранены, контужены и искалечены около 3000.

Десятки тысяч солдат и офицеров, прошедших Афганистан, честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

Родину не вымерять шагами,

Не купить её, нельзя продать.

Родина навеки в сердце с нами,

Родина всем нам – родная мать.

Трудности военных лихолетий,

Познавали деды и отцы.

Жертвовали жизнью, чтобы дети,

Никогда не ведали войны.

Жаркими дорогами Афгана

Парни уходили смело в бой.

И незаживающую рану –

Родину всегда несли с собой.

А сейчас любую глянь газету:

Там могилы рушат, звезды жгут.

Долг и Честь - на звонкую монету

И про «демократию» орут.

       АФГАНСКАЯ ВОЙНА В ЦИФРАХ

Согласно статистике, в Афганистане:

  • каждый день погибало 4 человека;
  • в боях было сбито 333 вертолета;
  • 118 самолетов;
  • автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц

Всего участие в боевых действиях приняли 546 255 советских солдат и офицеров.

За годы войны награждено орденами и медалями  более 200 тыс. человек.

71 воин стал Героем Советского Союза.

Двадцати пяти из них это звание присвоено посмертно.

Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года составили:

  • убито, умерло от ран – 13833 человека из состава 40-й армии;
  • ранено 49985 человек,
  • стали инвалидами 6759,
  • находятся в розыске 330,
  • из них пропали без вести 312 человек.

Помощь стран Запада моджахедам составила 8,5 млрд долларов, половину из которых предоставили США.

С мая 1988 года из Ирана и Пакистана было переброшено около 21,7 тыс. человек.

Перед вами список погибших за каждый год войны.

Через горнило Афганской войны:

  • прошло – 620.000 солдат и офицеров,
  • погибло – 15.051,  
  • ранено – 53.753

БОЕВАЯ ТЕХНИКА И ОРУЖИЕ

                  Афганистан, грохочет где-то пулемёт

Афганистан, вчера погиб мальчишек взвод,

Их командир, когда на этот снег  упал.

"Росcия-мать!" - он перед смертью прошептал.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года.

15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска.

Никто из руководства страны и минобороны воинов не встречал, будто не они их туда посылали.

Некоторые считают, что Советская армия в Афганистане потерпела поражение. Но ведь перед нашей армией не ставилась задача одержать военную победу  в Афганистане. Наши войска были выведены из Афганистана не  в результате давления противника, а по решению руководства своей страны.

А закончилась ли эта война для ребят из ограниченного континента войск? Какими они вернулись? Как их встретила Родина, ради которой они воевали?

Афганцы вернулись – и оказались просто не нужны. Тогда и появилось Общество воинов-афганцев. В 1992 году в Москве был создан Российский Союз ветеранов Афганистана. Союз оказывает помощь семьям погибших, так как нет средств на оказание помощи всем членам союза. Моральную травму «афганцам» наносит то, что о них просто забыли.

 «ЭКИПАЖ»

До вывода остались только дни.

Ещё немного, друг, и кончится война.

Вы так мечтали там об этом, шурави,

Но не дожили, всех взяла она.

«Вертушка» вылетала в семь утра…

Приказ получен - прикрывать колонну.

Обычная работа, как всегда.

И небо было ласковым, чуть сонным.

Вращались лопасти, врезаясь в синеву,

Хотя красот вы тех - не замечали.

Бой завязался где-то там, внизу,

В засаде «духи» ту колонну ждали.

На «боевом» - вираж и разворот…

Огнём своим хребты «восьмёрка» - гладит.

Но тут - разрыв, и хвостовую балку рвёт,

И, глядя в небо, сердце замирает.

Машина крутится вокруг своей оси,

Земля всё ближе, и летят в эфир слова:

«Не забывайте нас, живите, мужики!

За всех ребят, когда закончится война».

Настоящим шоком для солдат, служивших в Афганистане, является признание десятилетней войны, в которой положены тысячи жизней, через которую в страданиях прошло столько парней, «ошибкой», а сами «афганцы» враз оказались «оккупантами» и «убийцами».

Ученик:    А мир не очень справедлив:

Домой приходят человеки,

Один с войны приносит чеки,

Другой – желтуху или тиф.

А третий в душной тишине

Скрипит протезными ремнями,

И злость катает желваками,

Когда услышит о войне…

 (Звучит песня группы «Каскад» – «Мы уходим», на 41 слайде до конца)

Несколько лет назад об этой войне не говорили вслух, она считалась государственной тайной. А участие в ней пограничных войск вообще тщательно скрывалось.

Уже идёт которая весна

Без свиста пуль в афганской круговерти.

Но горы вновь ко мне приходят в снах,

Те горы, на которых море смерти…

Пусть десять или двадцать лет пройдет,

И время врачевать умеет раны,

Давайте помнить тех, кто не придет,

Нельзя нам забывать Афганистана.

Мы ушли из Афганистана. Ушли достойно. Но, к сожалению, мы, люди, до сих пор не смогли понять, что не всё и  не всегда можно решать с помощью силы. Спустя 22 года после той войны мы не научились «договариваться», «идти на компромисс или на уступки». Мы так и не научились ценить МИР. Но к разуму мира и доброты нас может призвать только Память. Люди, вслушайтесь…  

 (Звучит песня группы «Голубые береты» – «Пароль Афганистан».)

Полистайте Книгу Памяти: …геройски погиб в ночном бою; …вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; …руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке!

Сколько их: матерей, вдов, детей обездоленных, для которых слово «Афганистан» будет всегда паролем, болью, родными могилами, обелисками, где на фотографиях – их мальчики, красавцы-богатыри, никогда не стареющие…

Да это война унесла жизни многих ребят,

Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

Запомним их имена и почтим память минутой молчания!

 (Звучит песня О.Газманова – «Офицеры»)

Минута молчания.

Простите мальчики, за то, что с Родиной вас разлучили.

Простите мальчики, за то, что убивать вас научили.

За град смертельного свинца в вас, узников Афганистана.

За обожжённые сердца пилотов «чёрного тюльпана».

За то, что не вернуть назад, за вашу кровь, за ваши раны,

За то, что носите в глазах кромешный ад Афганистана.

Простите мальчики…

Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.

О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех, кто не вернулся, и о тех, кто вернулся с искалеченной душой. Но, несмотря на всё жизнь продолжается, продолжается своими контрастами: черное – белое, темное – светлое.

И мы надеемся и желаем Вам, чтобы темные и черные дни никогда не вернулись, чтобы для жен и матерей не повторились, а остались в прошлом те мучительные дни и ночи ожидания тревог.

Сначала был Афганистан, потом Чечня

Кто  объяснит мне, что творится в этом  мире

Когда же кончится  кровавая война?

Когда же люди спать там будут мирно?

Ученики класса исполняют песню «Мамы, папы, мы не хотим войны!»

Благодарим ветерана за встречу (ученица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс

конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс

конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....

конспект урока живой мир Тема: «Возвращаются перелетные птицы. Виды».

Конспект живой мир Тема: «Возвращаются перелетные птицы. Виды». Цель: расширять представления о перелетных птицах....

Конспект урока живого мира в 3 классе на тему: «Какие бывают растения?»

Урок живого мира в 3 классе на тему: «Какие бывают растения?»...

Сценарий урока мужества "Живая память", посвященный памяти воинов, погибших в Чечне

Сценарий урока мужества  "Живая память", посвященный памяти воинов, погибших в Чечне...

Линейка в школе посвященная дню памяти погибших в ДТП

Линейка в школе посвященная дню памяти погибших в ДТП...

Конспект урока "Хранить память предков"

Конспект урока "Хранить память предков"...