БЕСЕДЫ О НРАВСТВЕННОСТИ. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой
план-конспект урока (2 класс) на тему

Копыленко Елена Тимуровна

БЕСЕДЫ О НРАВСТВЕННОСТИ.

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл БЕСЕДЫ О НРАВСТВЕННОСТИ. 24.46 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДЫ О НРАВСТВЕННОСТИ.

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Тема: : Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Цель урока: формировать нравственные качества личности у обучающихся;

создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: 

– приобретение представлений о нравственности и духовности, о значении понятий:  добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование необходимости  в нравственном совершенствовании.

 

Метапредметные :

познавательные: овладение умением выражать свои мысли правильно, точно, не обижая чувств близких людей;

регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;

коммуникативные: ответы продумывать перед их озвучиванием вслух; формулировать выводы; учиться работать в группе, договариваться, слышать других и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

 – осознание для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими поступками, словами, делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.

Оборудование: изречения философов, карточки, цветные карандаши,  конверты с пословицами, аудиоборудование, аудиопесни.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас!
Как много светлых улыбок
Мы видим на лицах сейчас!

Урок уже начинается,
И мы отправляемся в путь.
С собою друзей замечательных
В дорогу ты взять не забудь!

- Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи! Подумайте, что необходимо вам для успешной работы на занятии?

(Звучит песня «Дорога Добра»).

-Ребята, о чем песня?

-Чему она нас учит? (Ответы детей)

II. Формирование новых знаний (постановка учебной задачи).

1.КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ

Главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (делайте другому только то, что хотели бы получать сами).

Каждому человеку нравится, когда другие его любят, прощают, помогают и относятся хорошо и по-доброму. Точно так же и вы должны относиться к другим людям.

Но сам человек часто забывает любить, помогать, прощать других и поступает плохо с другими людьми. Прежде чем вы захотите что-то сделать другому, вы должны подумать, понравилось бы или нет это вам самим. Все, что вам самим понравилось бы, вы можете делать другим, но вы ни в коем случае не должны другому делать то, что вам самим было бы неприятно получить. Всегда пользуясь этим правилом, вы не станете хуже и меньше будете совершать ошибок, а ваша душа и ее энергия не будет загрязнятся и останется чистой.

Если вы любите получать только хорошее, то значит, и отдавать должны только хорошее.

2. Чтение сказки «Полезное колдовство»

Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился. Ему даже чуточку нравилось обижать, что-то отнимать, ломать, вредить или мешать. А иногда, делая плохо, он веселился, думая в этот момент о том, какой он умный, хитрый, ловкий и сильный.

И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:

– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.

– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:

– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.

– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.

Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:

абра мубра ракадуга,

веке креке куру бе,

все, что хочешь для другого,

нехорошего, плохого,

пусть воротится к тебе.

При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел...

– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.

И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:

– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.

Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.

– Ух, вредина и  жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.

Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломалась, и он сам упал на землю.

Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:

– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло? Ну-ка я лучше еще раз проверю.

Витя отошел от деревьев, поднял над головой куртку и захотел, чтобы Юрке с дерева яблоко на голову упало. Пять минут стоял Витя посреди двора, закрываясь курткой, и ждал, когда с неба яблоко упадет. Но на голову ему совсем ничего не падало.

– Ага, значит, не колдовство это все было, а так, случайность. На всякий случай Витя еще раз захотел проверить и стал желать, чтобы Юра в дерево на своем велосипеде врезался или прямо в лужу грохнулся. И опять ничего с ним не произошло.

– Ура, – закричал от радости Витя и стал прыгая повторять: – Колдовство не действует, колдовство не действует.

– Что это ты тут раскричался про какое-то колдовство? – спросил Юра, подъехавший к Вите.

– Да так просто, – ответил Витя. – Лучше бы дал на своем велике проехать, а то вчера жадничал, как самая последняя жадина.

Дал Юра свой велосипед, и Витя помчался. За поворотом он врезался в яблоню, свалился в лужу, да еще и свалившимся яблоком по голове получил.

Только теперь Вите стало по-настоящему страшно. Колдовство старика оказалось самым настоящим. Что же теперь будет с ним, если все его плохие мысли и пожелания будут к нему возвращаться.

Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.

– Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел бы, а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:

– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.

Теперь догадайтесь, кто стал во дворе самым доброжелательным и у кого появилось больше всех друзей? Конечно, у Вити. Сначала ему было трудно желать и делать другим одно только хорошее, но потом он к этому привык, это даже ему понравилось, потому что все вокруг стали относиться к нему намного лучше и добрее.

А на того старичка, который заколдовал его на всю жизнь, Витя ни капельки не сердится, а наоборот, каждый раз добрым словом вспоминает.

[?] – Правильно ли сделал старичок, что совершил такое колдовство?

– Почему Витя вспоминал старичка добрым словом и не сердился на него? (Помог стать добрее и лучше).

– А вы бы сердились на старичка, если бы он точно так же заколдовал вас и вам как можно скорее пришлось бы исправляться?

3.Беседа.

– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом, поддержать человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

- Как вы хотите, чтобы поступали с вами? (Ответы детей)

- Как вы должны поступать? (Ответы детей)

III. Первичное закрепление.

1.Знакомство с текстом притчи .

Притча о двух волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: желательный 11 — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Каково ваше мнение? (Высказывания детей)

2.Мультфильм «Крошка Енот».

-Что понял герой мультфильма?

Вывод: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе.

IV.Физкультминутка. Повернись к своему соседу по парте и сделай ему три комплимента.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. ИГРА: Собери пословицы и поговорки (работа в группах).

- На столах у вас лежат конверты с пословицами, но только они рассыпались.

- Соберите пословицы.

Около солнца - тепло, около матери – добро.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добро в огне не горит и в воде не тонет.

Доброе братство лучше богатства.

Доброе дело два века живёт.

Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

Доброе слово и кошке приятно.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

▪ Выберите пословицу, соответствующую «золотому правилу» и объясните её смысл.

2.Творческая работа. «Выбирай для ожерелья своей жизни самые прекрасные жемчужины».

Перед вами – жемчужины с разными замечательными качествами. Раскрасьте их карандашами в те цвета, которые, по вашему  мнению, соответствуют этим качествам.

( Заранее подготовить работу : в кружочках в виде бусин вписать слова- Доброта, любовь милосердие, любовь, трудолюбие, оптимизм, мужество, приветливость, доброжелательность, нежность, отзывчивость).

- Соедини все жемчужины-бусины единой линией, чтобы получилось ожерелье из лучших качеств.

3.Чтение стихотворений и обсуждение.

Наши девочки и мальчики приготовили для нас стихотворения. Давайте их послушаем

1. Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

2. На клумбе – цветок,

Его листья повисли

Грустит он…О чём?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться,

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

3. А что же сестрёнка?

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестрёнке

И ты обернулся

Ретивым конём-

Галопом сестрёнка

Помчалась на нём.

4. Хоть мама,

Ещё не вернулась с работы,

Нетрудно узнать её думы, заботы.

И ты совершаешь

Великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись, домой:

- Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

5. Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки

Не делает зла.

6.Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Может строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошею

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее ,–

Хорошеть самому.

Чему они нас учат?

VI. Рефлексия. Итог урока.

Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе. Вы видите .что наши человечки уже улыбаются.

- Завершить наш урок хочу такими словами:

Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

-Давайте все встанем в большой хоровод.  (Звучит песня «Большой хоровод»).

 

- Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с учащимися "Если хочешь, чтобы у тебя был друг, сам стань другом"

Беседа с учащимися "Если хочешь, чтобы у тебя был друг, сам стань другом"...

Беседа о дружбе и о друге.

Беседа о дружбе и о друге....

Беседа по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш бессмертный полк»

Беседа по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш бессмертный полк»...

Беседа о домашних питомцах "Дай, друг, на счастье лапу"

Цель: знакомство детей с информацией о собаках( происхождение, особенности воспитания и различия, способности; помочь осознать, что появление щенков- большая ответственность. Воспитание чувства ответс...

Внеурочное занятие на тему: «Радость в сердце: «Поступать надо так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». — 1 класс

Тема: Радость в сердце: «Поступать надо так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». — 1 классЦель урока: формировать нравственные качества личности у обучающихся;создат...

Беседа с детьми : " Будем добрее друг к другу"

Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Очень важно дарить людям радость, быть приветлив...