Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО.
статья на тему

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая  цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в начальной школе

в аспекте содержания ФГОС НОО

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая  цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность,  осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение в XXI веке не растеряло духовно-нравственное богатство предков?

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.

Цели внеурочной деятельности:

  • создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
  • создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребёнка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Для достижения целей необходимо строить внеурочную деятельность  в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения,  самореализации, самоутверждения.
  2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
  • всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
  • основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
  • урочной и внеурочной деятельностью;
  • региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
  1. Принцип вариативности.  Несколько направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
  2. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
  3. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и  ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

  1. проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
  2. организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
  3. аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие. Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.

 В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

В нашей школе внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО осуществляется   через:

 - учебный план школы, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, школьные научные общества, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

  -дополнительные образовательные программы  общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

-классное руководство (классные часы, экскурсии,  соревнования, праздники, общественно полезные практики и т.д.);

-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта.

Школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Вторая половина дня используется на реализацию внеурочной деятельности, которая организована по следующим направлениям:

 - общеинтеллектуальное;

 - общекультурное;

 - духовно-нравственное;

 - спортивно-оздоровительное;

 - социальное. 

На данном слайде я отразила, как реализуется внеурочная деятельность в начальных классах нашей школы:

 10% - педагоги дополнительного образования.

 45% - учителя-предметники.

 45% - учителя начальных классов.

Образовательное пространство начальной школы связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:

- Центр детского творчества;

- ДШИ;

-ДЮСШ;

- Родник.

Образовательная программа начальной школы создаёт условия для организации активных форм обучения, даёт опыт чувственного восприятия, обеспечивает наглядность обучения. Сотрудничество учителей школы с педагогами дополнительного образования, культурными, спортивными учреждениями значительно поднимают уровень организации внеурочной деятельности.

Содержание работы по направлениям.

Общеинтеллектуальное  направление:

 - работа внеурочных курсов «Занимательная грамматика», «Геометрика»

«Умники и умницы», «Юный конструктор»;

- проектная деятельность;

- участие в предметных школьных олимпиадах;

- коллективное участие в международных и всероссийских конкурсах:«Золотое Руно», «ЧИП», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Олимпусик»;

- участие в районной конференции исследовательских и проектных работ;

- портфолио.

Спортивно-оздоровительное направление:

- работа внеурочных курсов «Спортивные игры», «Ритмика», «Шашки и шахматы»;

- утренняя зарядка, динамическая пауза, беседы о ЗОЖ;

- посещение спортивных секций;

- школьные спортивные соревнования, спортивные праздники;

- турслёты, походы, Дни здоровья.

Социальное направление:

- работа внеурочного курса «Дорога безопасности»;

- организация дежурства в классе, КТД;

- участие в социальных и экологических акциях: «Чистый двор, чистый город», Всероссийском субботнике;

 - знакомство с профессиями, встреча с людьми разных профессий.

 

Духовно-нравственное направление:

- работа внеурочных курсов «Уроки нравственности», «Праздники, традиции, ремёсла народов России»;

- участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», концертах ко Дню Победы, Дню матери, Дню пожилого человека и т.д.;

- воскресная школа.

Общекультурное направление:

- работа внеурочных курсов «Здравствуй, праздник!», «Техномикс»;

- организация выставок, концертов, праздников.

Наиболее сложной задачей является выяснение продуктивности внеурочной деятельности младших школьников.

Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.

Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Заметим, что философы и психологи рассматривают удовлетворенность как ключевую (сущностную) характеристику счастья. Оценивая эффективность внеурочной деятельности по второму критерию, субъект анализа и оценки фактически занимается поиском ответов на такие вопросы:

  1. Насколько счастлив ребенок, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?
  2. Счастливы ли родители от того, что их сын или дочь посещает объединение дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности класса (школы)?
  3. Становится ли более счастливым педагог от приложения своих усилий для организации внеурочной деятельности своих воспитанников?

Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.

Подводя итог выше изложенному, хочется отметить, что внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Все кружки, студии, секции, объединения, которые посещают наши ученики, помогают формировать толерантность, развивают их творческие способности, воспитывают у детей чувство патриотизма.

Своё выступление  закончу словами  Л.Н.Толстого: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС" (обобщение опыта)

В статье описан опыт взаимодействия учителя начальных классов и учреждения дополнительного образования детей по реализации новых ФГОС. Новое - это всё забытое старое!...

«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"

Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель:         Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС

Занятия способствуют развитию умственных качеств учащихся, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижени. хороших результатов  в учёбе....