Развитие коммуникативных способностей у детей
методическая разработка

Бажунова Елена Михайловна

 Общение со сверстниками часто вызывает сложности у детей. Они плохо понимают свои переживания. На трудности в общении чаще всего отвечают негативными эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Необходимо формировать у детей положительное восприятие себя и окружающих людей. Снижать чувство тревоги во время совместной деятельности. Научить выражать положительные эмоции при общении.

На решение этих задач и ориентирован данный материал.

Занятие может быть использовано как для начальных классов общеобразовательной школы, так и для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_u_detey.docx297.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №18 Центрального района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия.

Тема: Развитие коммуникативных способностей у детей.

Занятие может быть использовано как для начальных классов общеобразовательной школы, так и для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

     

Цель:   развитие положительных эмоций к себе и окружающим людям, развитие навыка коммуникации со сверстниками.

Задачи:

 1.Образовательно-познавательные:

- расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;

- формировать навык положительного восприятия себя и окружающих;

- знакомить с новыми словами, характеризующими положительные качества;

- совершенствовать навыки общения со сверстниками;

- формировать навыки согласованных действий со сверстниками;

- формировать навыки предметно-практической деятельности;

- продолжать учить рисовать акварельными красками.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать сенсорно-перцептивные способности;

- продолжать совершенствовать слуховое внимание;

- развивать координацию движений;

- развивать   зрительное восприятие;

- обогащать словарный запас;

- развивать мимику.

3.Воспитательные задачи:

-  воспитывать эмоциональную отзывчивость;

-  воспитывать умение   играть в коллективе;

-  воспитывать культуру общения;

-  формировать добрые дружеские отношения в коллективе.

Методическая цель: создание условий для воспитания качеств личности (эмпатия, доброта, сопереживание, коммуникативность)

Наглядные пособия:  мягкая игрушка гнома, картинка с изображением  цветка.

Оборудование: металлофон, текст сказки, раскраски с изображением цветка колючки, акварельные краски, кисточки, стаканы-непроливайки, салфетки, искусственный цветок, составной коврик из нескольких фрагментов, музыкальный центр.

Ход занятия.

Организационный момент.

 Начало занятия проходит в свободной от парт зоне класса.

Дети рассаживаются на стульях по кругу.

  1. Вступительная часть.
  1. Знакомство с гномом Долей.

Воспитатель берет в руки мягкую игрушку гнома:

«Здравствуйте. Это гном Доля. Он знает много сказок и историй. И очень любит их рассказывать. Он давно подружился с ребятами и часто приходит к ним на занятия».

  1. Приветствие

Воспитатель: «Сегодняшнее занятие мы начнем с приветствия друг друга. Нужно повернуться к соседу справа и  с улыбкой сказать простые слова: «Я так рад тебя видеть!»

Дети приветствуют друг друга.

  1. Воспитатель: «Но вот подошло и время сказки. А поможет нам попасть в сказочный мир волшебная мелодия».

Учитель играет на металлофоне мелодичную последовательность звуков.

  1. Основная часть
  1. Сказка «Колючка» из книги Н.М.Сертаковой «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста».

(см. приложение)

  1. Обсуждение прочитанного материала.

Методические рекомендации: в зависимости от эмоциональной реакции детей, можно задать уточняющие вопросы по содержанию. Например: что помогло колючке расцвести? (ласковое солнышко, пение птиц, улыбки цветов). Или сохранить чувственное восприятие услышанной сказки, не обсуждая ее.  

  1. Раскрашивание цветка.

Организационный момент. Дети садятся за столы.

Воспитатель, показывая черно-белое изображение колючки: «Теперь я попрошу вас превратить эту колючку в красивый цветок. Помните, что люди тоже могут быть немного волшебниками, превращать некрасивое в прекрасное, грустное в веселое, злое в доброе. Правда, для этого нужно самим быть добрыми, нежными, заботливыми».

Дети раскрашивают цветок. При желании можно дополнить рисунок изображением окружающей природы: солнце, трава, цветы и т.д.

  1. Упражнение по формированию положительного восприятия себя.

Организационный момент: дети опять рассаживаются по кругу.

Воспитатель: «Ребята, а какие еще хорошие качества вы знаете? (уступчивый, смелый, веселый, честный, трудолюбивый, ласковый и т.д.)»

Учитель берет в руки искусственный цветок: «Сейчас я буду передавать по кругу цветок и он вас будет спрашивать: «Какой ты?», а вы говорить одно свое хорошее качество». («Я - ……..»)

  1. Упражнение по формированию доброго отношения друг к другу, умению выражать положительные эмоции при общении.

Воспитатель: «Приятно услышать и от друзей добрые слова. Они как лучики солнца, которые ласкали нашу Колючку в сказке. Сейчас мы будем друг другу протягивать цветок и говорить, что нам нравится в этом человеке. («Мне нравится, что ты ……)

  1. Физкультминутка с речевкой.

Организационный момент: дети встают около стульев.

Воспитатель: «И очень важно, что мы все умеем дружить!»

Дети выполняют движения, согласно словам текста и показу воспитателя:

Мы попрыгаем немножко

И похлопаем в ладоши

А теперь мы покружились

И на землю опустились

Потянулись, потянулись

И друг другу улыбнулись

Здесь мы вместе:  ты и я

Потому что мы – друзья!

  1. Подвижная игра «Остров».

Организационный момент: освобождаем пространство для игры (отодвигаем стулья) и раскладываем составной ковер. Настраиваем музыкальное сопровождение.

Воспитатель: «А теперь проверим, какие вы друзья. Представьте, что вы оказались в открытом море и спастись можете только на маленьком острове. Вы (пока звучит музыка) плаваете в море, но когда я произнесу «Земля», вы должны все уместиться на этом острове. Если кому-то не хватит места – игра закончится. Помните, что спастись должны все!»

Игра проходит несколько раз. И каждый раз одно составное звено коврика убирается. По мере уменьшения коврика, дети все теснее стоят друг к другу.

Методические указания. Проигравших в игре нет. Главная цель игры, чтобы дети внимательно относились друг к другу, поддерживали, уступали, не толкались. Ведь, если кому-то не хватит места на коврике, игра прекращается. В конце игры дети получают положительные эмоции от совместного «спасения».

  1. Заключение.

Организационный момент: дети встают по кругу.

Речевка

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

Воспитатель берет в руки гнома Долю и вместе с ним прощается с ребятами.

Методические рекомендации: для сохранения эмоционального настроя детей, лучше воздержаться от словесных выводов и подведения итогов урока. Важнее чувственное восприятие совместной деятельности на занятии.


Приложение.

«Колючка»

На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники.

Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо — большое, чистое и светлое, а вот солнце — теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле».

Она думала так изо дня в день и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголки.

Но однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик.

—        Привет, — сказал он ей. — Уже середина лета, все цветы
цветут, а ты о чем думаешь?

—Что значит— цветут? — удивилась Колючка. — Я об этом ничего не знаю.

—        А ты посмотри вокруг и увидишь, — улыбнулся Лучик. Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы — яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг летали птицы и пели веселые песни.

  • Как же так? — удивилась Колючка. — Здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо!
  • Лучик! — воскликнула она. — Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!
  • Но это же просто, — ответил ей Лучик, — доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой!
  • Как это? — подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими водами, подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, пошевелила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка расцвела.

—        Расцвела! Я расцвела! — воскликнула она. — Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Как же здесь хорошо!

И красавица Колючка радостно затрепетала — у нее начиналась Новая Жизнь.

(Сертакова Наталья Михайловна - Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей".

Ребёнку необходимо помочь наладить отношение с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности....

Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста

Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. (Иванова Н.Г.)...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста....

Игры на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста

В данной публикации представлена картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:чувство единс...

Формирование речевых и коммуникативных способностей у детей с ОВЗ посредством игр и упражнений

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Сформированность коммуникативных навыков детей определяет их социализацию и личностное развитие. Сильное влияние на формирование навыков общения у детей с интеллектуальными нарушениями оказывают их пс...