Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов
статья

Талых Вероника Юрьевна

Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nov.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ВЛИЯНИЯ НА НЕЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ

Почепцова В. Ю., Богаевская О. Н.

Мурманский Государственный Педагогический Университет, г.Мурманск

Одним из социальных институтов, обеспечивающих подготовку индивидов к жизни в обществе, является институт школьного образования. Влияние школы на формирование гендерных представлений учениц и учеников достаточно сильно, т.к. дети и подростки большую часть своего времени проводят именно в школе. В процессе обучения учащиеся могут либо закрепить патриархатные стереотипы, усвоенные ими от родителей или из СМИ, либо отойти от них. Поэтому необходимо изучать те гендерные образцы, которые мальчики и девочки усваивают в школе, оценивать, насколько они способствуют развитию личности школьников и школьниц, соответствуют требованиям современной ситуации.

Как известно,  образование не только никогда не было бесполым, но и  использовало определенную модель гендерной социализации, отражающую существующие социальный опыт и представления об особенностях поведения, социальных ролей и статуса мужчины и женщины в обществе.

Проблема гендерной социализации волнует умы многих современных социальных психологов, таких как Ш. Берн, Д.  Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, О.А. Воронина. В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, С. Фаррел, Ю.Е. Алёшина. Создаются программы гендерной социализации в школе такими авторами как Шелухина И. П., Хасан Б. И., Еремеева В.Д..

Под гендерной социализацией понимается двусторонний социально-педагогический процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения. Остается открытым вопрос о наличие в практике образования гендерных стереотипов, которые в свою очередь являются неизменными общепринятыми установками в поведении женщин и мужчин, сложившимися в культуре, которым следуют без размышления[1]. Именно эти стереотипы являются барьером в установлении подлинного гендерного равенства в нашем обществе. В системе образования стереотипы транслируются через «скрытый учебный план», воспитательные мероприятия, учебные занятия, отношения в системе «учитель-ученик».  Различают следующие группы стереотипов:

Первая – это стереотипы «мужественности» и «женственности». Это нормативные представления о том, какими психическими и поведенческими свойствами обладают мужчины и женщины.

Вторая группа гендерных стереотипов закрепляет семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. 

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда.

С целью изучения процесса гендерной социализации в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов, представленных в начальном образовании, нами было проведено исследование, в котором приняли участие учителя и ученики начальной школы. Учителя являются основными агентами гендерной социализации в общеобразовательной школе: во время ежедневных взаимодействий со школьницами и школьниками они передают подрастающему поколению определенные ценности, гендерные нормы, формируют жизненные установки.

Для выявления имеющихся в сознании младших школьников стереотипов «мужественности» и «женственности», нами было предоставлено задание, в котором  участникам опроса нужно было привести перечень личностных качеств мужчин и женщин. От учителей требовалось заполнить таблицу,  где описали бы те качества, которые желали видеть в своих учениках и ученицах. Сведения о результатах школьников представлены на диаграмме 1. Информация учителей на диаграмме 2.

Диаграмма 1

Качества мужчин и  женщин

Диаграмма 2

Желаемые качества учеников

Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что мужчина (мальчик) в представлении школьников и учителей —  это маскулинный-феминный тип с присущими ему качествами силы, красоты и целеустремленности, а женщина (девочка) — феминный тип: добрая, целеустремленная. красивая, трудолюбивая.

Данные позволяют утверждать, что учителя являются основными агентами гендерной социализации в общеобразовательной школе. Во время ежедневных взаимодействий со школьницами и школьниками они передают подрастающему поколению определенные ценности, гендерные нормы, формируют жизненные установки, стереотипы. В данном случае стереотипы «маскулинности» и «феминности».

Диаграмма 3 посвящена выявлению в сознании школьников и учителей гендерных стереотипов социально-половых ролей мужчин и женщин.

Диаграмма 3

Социально-половые роли мужчин и женщин

Из полученных результатов следует, что для женщин, как и для мужчин  (по мнению обеих сторон образования) главными социально-половыми ролями являются роли семейные (мать, хозяйка, отец, хозяин) и профессиональные. Согласно представлениям о гендерных ролях, мужчина – личность с активной деятельностью, карьерными достижениями, следящая за собой. Женщина главным образом должна заботиться о семье, доме. Также в опросе были выявлены стереотипы, связанные с различиями в содержании труда. Мы выявили, что в представлении  респондентов существуют «мужские» и «женские» профессии. Из результатов исследования следует:  спектр “мужских” профессий намного богаче. Анализ “мужских” профессий по отраслям выявил следующее: с наибольшей частотой как в ответах учителей, так и учеников  употребляются те профессии, которые связаны с транспортом, бытовым обслуживанием (грузчик, шахтер, машинист, водитель и т.д.). Приведенные отрасли вполне вписываются в традиционный мужской образ, наделенный активностью, силой, трудолюбием. Самая большая доля “женских” профессий, приходится на сферу услуг и образования (воспитатель, учитель, уборщица, врач, продавец). Это единственные сферы, где за женщинами закреплено лидерство. Гендерный анализ профессиональных представлений личности также свидетельствует о приближении содержательных профессиональных характеристик женщин к традиционному гендерному представлению о женщине.

Следующий блок анкеты был связан с выявлением социально-трудовых ролей школьников в образовании.

 В образовательном процессе одну из главных ролей играют требования, предъявляемые учителями к учащимся. При этом педагоги и школьники разделяют все требования на те, которые под силу выполнить только девочкам и те, что более легко смогут выполнить только мальчики. Что является подтверждением к третьей группе гендерных стереотипов, связаной с различиями в содержании труда. Результаты ответов представлены на Диаграмме 4.

Диаграмма 4

Поручения в школе для мальчиков и девочек

Из полученных данных следует, что все учащиеся выполняют в школе те или иные поручения.  Девочки, в отличие от мальчиков, больше задействованы в их выполнении, но для мальчиков характерен вид  поручений, связанный с применением физической силы, что говорит  о существовании в школе уровня гендерной чувствительности. И подтверждает наличие в практике образования гендерных стереотипов, связанных с различиями в содержании труда мальчиков и девочек.

 Таким образом, в нашем исследовании мы наглядно увидели наличие гендерных стереотипов в начальной школе, из этого следует, что  институт школьного образования продолжает воспроизводить сложившиеся патриархальные стереотипы восприятия и оценки гендерных установок и стандартов традиционной культуры. 

В наше время остро встает вопрос об изучении  проблем влияния гендерных стереотипов в образовательной среде, по причине того, что система образования должна осуществлять адекватное обучение детей, в соответствии с индивидуальными особенностями и гендерной принадлежностью. В тоже время можно сказать о том, что сейчас активно изучается эта проблема и ведутся активные поиски ее решения в системе образования. Для эффективного внедрения гендерного подхода в образование, по мнению Л.В. Штылевой[2]. Автор полагает, что становлению адекватной гендерной идентичности будут способствовать следующие направления работы с детьми:

 - дополнение зон самореализации детей (поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков к самообслуживанию);

 - организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

 - снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

 - создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

 - создание условий для тренировки межполовой чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

 - привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

Внедряя гендерный подход в образование, педагогическая наука тем самым будет способствовать позитивной гендерной социализации подрастающего поколения, максимальному самореализации и раскрытию потенциала юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия.

 


[1] Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ: [монография] М.: ПЕР СЭ, 2008.

[2] Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ: [монография] М.: ПЕР СЭ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к районному семинару по теме: "Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС НОО"

Актуальность темы " Коммуникативный подход к развитию речи детей в условиях реализации ФГТ и ФГОС НОО" доступно раскрывается в этой презентации. Материал можно использовать в работе методического сове...

Проблема гендерного воспитания в образовании.

Проблема гендерного воспитания в образовании сегодня актуальна как никогда. Почему?...

Гендерная социализация младших школьников

Подобно расе, национальности и классу, пол является важной категорией, которая  в значительной степени определяет социальные возможности каждого человека, задавая форму его участия в жизни и экон...

Семья как фактор гендерной социализации ребенка

Актуальность гендерного воспитания заключается в том, что процесс формирования гендерных ролей являются для мл. школьников фактором влияния на процесс школьной адаптации....

Исторические аспекты гендерных проблем в образовании

Исторические аспекты гендерных проблем в образовании...

2019 Лекция по теме: «Актуальные проблемы чтения в начальном образовании»

Ни для кого не секрет, что учится хорошо тот, кто хорошо читает. Ребёнку, который не умеет хорошо читать, очень трудно выполнять различные задания. Ему неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещ...

Теория гендерной социализации личности

Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, соци...