Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников
статья

Талых Вероника Юрьевна

Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ- ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГА

Талых В.Ю.

МБОУ СОШ №4 ntalyx@inbox.ru

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля» - так гласит известное высказывание А. Шопенгауэра.

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Как учитель начальных классов, мама троих детей и просто человек, который ведёт здоровый образ жизни - занимаюсь проблемами сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Изучение состояния здоровья моих учеников, не выявило положительной динамики за последние три года. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.

Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Перед школой стоит задача полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.

Поэтому я стремлюсь строить свою работу так, чтобы на первом плане стояло сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты:

- режим учебы без перегрузок,

- организацию свободного времени с преобладанием движений,

- личную гигиену, привычное питание,

- отсутствие травматизма,

- здоровые привычки, физическую активность.

На многие вопросы о жизни и здоровье мы отвечаем , изучая курс «Разговор о здоровье и правильном питании»

Главная цель программы — формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает и занятия курса «Разговор о здоровье и правильном питании».

Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, внеклассные спортивные семейные мероприятия, выездные экскурсии и походы.

В процессе обучения и воспитания младших школьников занимаюсь формированием элементарных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, стараюсь отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, научить учеников оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям.

В течение года, на занятиях «Мастерская добрых дел», «Разговор о правильном питании», «Движение - жизнь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.

Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным. За период обучения моих детей каждый ребёнок нашел занятие по душе: натурбан (саночный спорт), таэквондо, плавание, скалолазание, лыжные гонки, гимнастика, танцы.

Большую часть своего времени дети проводят в школе. Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. На  своих уроках я использую различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированную, развивающую, информационные, проектно – исследовательские, интерактивные. Всегда чувствую момент наступления усталости учащихся и строго выполняю гигиенические требования к организации урока: плотность урока, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приёмов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ИКТ, а также контроль осанки, зрения (выполнения зрительных физ.минуток)

Используя в своей работе, здоровьесберегающие технологии, работая по программам: «Разговор о здоровье и правильном питании», «Мастерская добрых дел», «Движение-жизнь» - мои ученики осознали :

необходимость быть здоровым;

здоровье – категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;

каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;

каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его, избрав здоровый образ жизни.

Правильная организация внеклассной и внешкольной оздоровительной работы  даёт свои положительные результаты.

По итогам комплексной оценки состояния здоровья учащихся на основании медицинского обследования отмечается улучшения состояния здоровья детей, не отмечается в классе нарушения осанки, снизилось количество инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.

Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни.

Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика по Стрельниковой и др.) улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям удовлетворить свои потребности в движении, снять  эмоциональное напряжение.

Спортивно-оздоровительные праздники «Папа, мама , я- здоровая семья»,  «Весёлые старты» , Дни Здоровья («Зимний разгуляй»), совместные походы и экскурсии  –все эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья.

Таким образом, работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя- воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.

Список литературы:

1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.М.: «ВАКО», 2004.-296 с.

2.Здоровье детей - основа процветания России: сборник статей [статья]/ под общ. Ред. Е. В. Спириной.-Ульяновск: УИПКПРО, 2008.- 84 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и еауки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.-31 с.

4. Формирование здорового образа жизни: [ классные часы] / авт.- сост. Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева.- Волгоград: Учитель, 2007.- 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Из опыта работы "Формирование навыков  здорового образа жизни  у младших школьников"...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Одна из самых актуальных тем  во все времена – это здоровье человека, особенно здоровье подрастающего поколения. Серьёзную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья  школь...

Развитие навыков здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочного курса по физической культуре.

Статья раскрывает  развитие навыков ЗОЖ обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности по физической культуре....

«Здоровьесберегающие технологии. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников»

В данном материале представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....