Внеурочная деятельность "Шахматная азбука"
учебно-методический материал

Березкина Анастасия Михайловна

Пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_shahmaty.docx173.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

 при обучении игре в шахматы

C:\Users\МегаМозг\Desktop\images (4).jpg


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Дидактически игры для дошкольников ……………………………………...6

Заключение……………………………………………………………………...15

Список  литературы…………………………………………………………….16

Введение

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируются такие ценные волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка. Почти все исследователи отмечают, что у детей, которые занимались шахматами, в дальнейшем отмечается улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам.

Существует много принципиально различных подходов к обучению шахматам. Один из видов – это игра.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

 Игра — это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе обучения детей дошкольного возраста в шахматы.

При изучении игры исследователи сталкиваются с её богатством, многомерностью проявлений, неопределённостью границ игры, с её феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем».

Для ребенка игра - это самое интересное и захватывающее занятие. В процессе игры дети незаметно для себя познают мир, развивают свои способности и обретают различные навыки. Многим из них не надоедает играть, даже когда они обзаводятся собственными детьми. Правильно организованная игра творит чудеса. Благодаря игре ребенка можно обучить, воспитать, перевоспитать, развить определенные черты характера (находчивость, сообразительность, инициативу), усовершенствовать навыки или подготовить к школе.

Погружаясь с азартом в игровой процесс, дети незаметно для себя решают важные дидактические задачи. С раннего возраста дидактические игры решают важную педагогическую роль. Сначала их дома используют родители. Затем к процессу подключаются педагоги дополнительного образования. Удобные дидактические игры облегчают учебно-образовательный процесс и являются эффективным средством в достижении поставленных целей.

Существует три вида дидактических игр.

  • Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
  • Словесные игры.  Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
  • Настольно-печатные.  Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.

Дидактические игры развивают двигательные, сенсорные и интеллектуальные способности ребенка. Комплексное воздействие позволяет развивать детский интеллект в целом, а также его индивидуальные качества (речевые, математические, творческие и др.). Дидактические игры развивают воображение, мышление, логику, память и навыки. Большинство дидактических игр предназначено для коллективного использования. Так дети лучше всего усваивают новый материал. Кроме того, коллективная игра формирует представление о дружбе и способствует её укреплению.

Начиная знакомить ребенка с дидактическими играми, учитываются некоторые нюансы. Прежде всего, не используется одновременно слишком большое их количество – так будет рассеиваться детское внимание. Кроме того, игры не являются слишком легкими или сложными для детей, иначе он не заинтересуется ими. Иными словами, каждая дидактическая игра соответствует возрасту и уровню развития малыша. Поэтому она эффективно решает главную задачу – привить интерес к игре в шахматы.

В содержании работы представлены дидактические игры, способствующие постепенному формированию у дошкольников внутреннего плана действий, то есть способность действовать мысленно, не упуская из виду и эстетическую сторону шахмат.

Дидактически игры для дошкольников

  1. Шахматная доска

Цель: Знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. В тетрадях в крупную клетку необходимо нарисовать  шахматную доску, закрашивая черные поля и оставляя белые поля пустыми.
  2. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей  шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). Игру можно проводить в форме соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит фишки на заданные линии.
  3. Игра с кубиками. Из кубиков темного и светлого оттенков нужно построить «горизонталь», «вертикаль» и «диагональ».
  4. Детям раздаются вырезанные из плотной бумаги квадратики (белого и черного цвета). Необходимо выложить из квадратов дорожки – горизонталь, вертикаль (чередуя между собой белые и черные поля) или диагонали (составляются диагонали черного и белого цвета, самая маленькая диагональ, самая большая).
  5. В тетради, в заранее нарисованной шахматной диаграмме, дети закрашивают синим цветом горизонталь, зеленым – вертикаль, красным – диагональ.
  6. Детям предлагается на демонстрационной шахматной доске заполнить центр фишками (магнитами).
  7. В тетради с нарисованной диаграммой детям предлагается обозначить центр с помощью условных символов (крестиков, цветочков, звездочек и т.д.).

  1. Шахматная нотация

Цель: Знакомство с шахматной нотацией, шахматным алфавитом, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. «Какой буквы не хватает?». Карточки с буквами алфавита         располагаются на столе в ряд так, как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.
  2. «Шахматное лото». Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото – фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.
  3. «Почта». На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые  раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.
  4. «Найди адрес». Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.

  1. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Цель: Знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1.  «Найди фигуру». На столе расставляются белые и черные шахматные фигуры, детям необходимо найти ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.
  2. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
  3. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны отгадать, о какой фигуре идет речь. Затем кто-либо из детей  описывает другую фигуру, а остальным необходимо догадаться о какой фигуре идет речь.
  4. «Снежный ком». Расставляются в ряд шахматные фигуры – король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Первый ребенок произносит название первой фигуры – король, следующий ребенок произносит название двух фигур – короля и следующего за ним ферзя, третий произносит название сразу трех фигур – короля, ферзя и следующей за ним ладьи и т.д. Последний ребенок должен произнести название всех фигур.
  5.  «Черные и Белые пешки». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами. На первый стульчик ложится черная пешка, на второй – белая пешка. Дети бегают, по сигналу собираются возле своих стульчиков.
  6. «Какой фигуры не стало». В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало.
  7. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
  8. «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
  9. Подвижная игра: «Найди домик для своей пешки». Дети делятся на две команды. По сигналу составляют по очереди, каждый у своей доски пешки.
  10.  Подвижная игра: «Берегитесь пешки». Дети в шапочках Королей (Белых и Черных) гуляют по шахматному полю. Выбегает пешка и ловит тех, кто не успел встать на свое поле.
  11. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детй, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
  12.  "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
  13. «Кто быстрее». Детям предлагается посостязаться – кто быстрее соберет  одинаковые шахматные фигуры (например, один ребенок собирает ладьи, другой – слонов, третий – коней).
  14. «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Педагог с закрытыми глазами берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно, открывает глаза и спрашивает детей: "Так?" Дети поправляют педагога. Затем меняются ролями.
  15.  «Ряд». Детям предлагается поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей.
  16.  «Пирамида». Предлагается детям построить пирамиду из ладей: на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросить у детей, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
  17. «Прятки». В кабинете прячется несколько шахматных фигур. Дети должны найти их и назвать. Потом фигуры прячут дети.
  18. «Над головой». Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны ее быстро найти и поднять над головой.
  19. «На стуле». На стул ставится какая-нибудь шахматная фигура. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают дети. Счет идет до трёх и на счет "три" дети бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
  20. «Шахматный теремок». Из деревянной шахматной доски делается "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять.
  21.  «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» - король, «баба» - ферзь, «заяц» - пешка, «лиса» - конь, «волк» - слон, «медведь» - ладья, а колобок - шарик или клубок. Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест - колобок от неё убежит.
  22.  «Шахматная репка». Садим «репку» - клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «Жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка.
  23.  «Белые и чёрные». В беспорядке расставляются на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляется в сторону одна из фигур, и говорится ее название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет педагог и т. д.
  24.  «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Педагог убирает  одну из фигур в коробку. Просит  ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
  25. «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Педагог предлагает ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.
  1. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Цель: Знакомство с начальной расстановкой  фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. «Мешочек». Каждый ребенок достает из мешочка по одной фигуре и расставляет ее на то место, которое данная фигура занимает в начальной позиции.
  2. «Что пропало?». В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.
  3.  «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
  4.  «Король, найди свое место». На столах стоят шахматные доски, рядом Белые и Черные Короли. Дети уходят на определенное расстояние и по сигналу должны добежать до своей доски и поставить Королей на место.
  5. «Путаница». Расставляется начальная позиция на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.
  6.  «Пешки, в домики». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами пешек. На напольной шахматной доске дети бегают и по сигналу встают на места своих фигур.
  7.  «Найди свое место». Детям надеваются шапочки белых и черных фигур. Выбираются два ведущих. По сигналу педагога ведущие ставят свои фигуры на места на напольной шахматной доске. Один ведущий отвечает за белых, другой – за черных.
  8.  «Кто быстрей составит фигуры». Дети делятся на три команды. На стол ложатся три доски и уже знакомые фигуры. По сигналу дети по очереди составляют фигуры на доски.
  9. «Фигуры в домики». Дети надевают шапочки знакомых фигур. По сигналу педагога дети встают на свои места на напольной шахматной доске.
  10. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

  1.  ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Цель: Знакомство с правилами хода и взятия каждой из фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1.  «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  2. «Разыгрывание позиций». Педагог  ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур.  Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.
  3.  «Цепочка». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  4. «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их
  5. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
  6. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
  7. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника
  8.  «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
  9.  «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
  10.  «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
  11.  «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее -побить незащищенную фигуру.
  12.  «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
  13.  «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
  14.  «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  1.  ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Цель: Знакомство с шахматными понятиями «шах», «мат», «пат», «мат в один ход», длинная и короткая рокировка и ее правила, развитие у детей логического мышления, внимания, памяти.

Дидактические игры и задания:

  1.  «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
  2. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
  3. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
  4. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
  5. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.
  6. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
  7. «Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Заключение

Роль дидактической игры заключается в том, что она благотворно влияет на усвоение знаний и умений, повышает интерес к учению, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, развивает память и сообразительность.

Дидактическая игра снимает утомляемость, поддерживает внимание. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактическая игра увлекает, заставляет задуматься и проявить инициативу. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у обучающихся глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение.

Игра является определяющим фактором активизации познавательной деятельности. Она положительно влияет на повышение качества знаний, умений  и навыков.


Список литературы

1.        Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы / В.Г. Гришин. – М.: Просвещение, 1991.

2.        Сухин, И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухих. -  М.: Астрель,  АСТ, 2008.

3. Костенюк, А.К. Как научить шахматам/ А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк. – М.: Русский шахматный дом, 2008.

4. http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry 

  1. http://www.chitaypoy.ru/programmi-dlya-doshkolyat/shahmati-dlya-detey/ 

Шахматные задачи. Мат в один ход.

  1. Ход белых. 2. Ход белых.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/17/s_587e54df84b54/531778_1.png https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/17/s_587e54df84b54/531778_2.png

Ответ:___________________ Ответ: __________________

3. Ход белых. 4. Ход белых.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/17/s_587e54df84b54/531778_3.png https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/17/s_587e54df84b54/531778_4.png

Ответ:____________________ Ответ: __________________

5. Ход белых. 6. Ход белых.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/17/s_587e54df84b54/531778_4.png https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/17/s_587e54df84b54/531778_6.png

Ответ:____________________ Ответ: __________________

Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций»

Вопросы для тестирования учащихся групп НП – 1 по шахматам.

Вариант 1.

1. Шахматы в древности назывались:

А) Только чатуранга; Б) Только шатрандж; В) Чатуранга и шатрандж.

2. На шахматной доске имеются следующие линии:

А) горизонтали, вертикали и параллели;

Б) горизонтали, вертикали и диагонали;

В) вертикали, параллели и диагонали.

3. Количество полей в горизонталях и вертикалях:

А) 6; Б) 8; В) 10.

4. В самых длинных больших диагоналях всего полей:

А) 8; Б) 10; В) 16.

5. В самых коротких диагоналях всего полей:

А) 1; Б) 2; В) 3.

6. Центр шахматной доски имеет форму:

А) прямоугольника; Б) квадрата; В) ромба.

7. В каждой армии белых и черных насчитывается фигур:

А) по 16; Б) по 20; В) по 32.

8. В начальном положении у белых и у черных имеется - пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей:

П Л С К Ф Кр

А) 8, 2, 2, 2, 1, 1;

Б) 8, 2, 2, 2, 2, 1;

В) 8, 2, 2, 2, 2, 2.

9. Можно ли ставить на одно поле две пешки или по две фигуры:

А) да; Б) нет; В) на ваше усмотрение.

10. На поле какого цвета стоит черный ферзь в начальной позиции:

А) белого; Б) любого; В) черного.

11. За сколько ходов ладья обежит вокруг шахматной доски, двигаясь только по углам:

А) за 4; Б) за 8; В) за 16.

12. Может ли слон обойти все поля шахматной доски:

А) да; Б) нет; В) может, из начального положения.

13. Ходит ли черный белопольный слон по белым диагоналям:

А) да; Б) нет; В) ходит из начальной позиции.

14. Может ли ферзь обойти шахматную доску:

А) нет; Б) да.

15. Сколько ферзей может быть на шахматной доске:

А) один; Б) девять; В) сколько угодно.

Вопросы для тестирования учащихся для групп НП – 1 по шахматам.

Вариант 2.

1. Сколько различных ходов может сделать конь из центра доски:

А) 2; Б) 4; В) 8.

2. Может ли пешка прыгнуть через одно поле:

А) да; только из начального положения; Б) нет; В) на ваше усмотрение.

3. Может ли пешка брать на проходе слона:

А) да; Б) нет.

4. На сколько сторон может бить пешка:

А) на одну; Б) на две.

5. Превращается ли пешка в короля:

А) да; Б) нет; В) на ваше усмотрение.

6. Может ли король вычертить своими ходами квадрат и треугольник:

А) да; Б) нет; В) только квадрат.

7. Какая фигура другого цвета не может стоять рядом с такой же фигурой:

А) ферзь; Б) ладья; В) король.

8. Какая фигура всегда останется на доске до конца игры:

А) ферзь; Б) конь; В) король.

9. Шах – это:

А) нападение на короля противника;

Б) взятие короля противника;

В) приближение к королю противника.

10. От шаха каких фигур королю нельзя закрыться:

А) от ферзя и ладьи; Б) от пешки и коня; В) от ферзя и слона.

11. Мат – это:

А) шах, от которого можно закрыться;

Б) шах, от которого нет защиты;

В) шах, от которого можно отступить.

12. Партия заканчивается в ничью:

А) из-за потери фигуры или пешки;

Б) из-за шаха или мата;

В) из-за вечного шаха или пата.

13. Стоит ли король под шахом при пате:

А) нет; Б) да.

14. Можно ли проводить рокировку, когда король стоит под шахом:

А) да; Б) нет; В) на ваше усмотрение.

15. Где в записи допущена ошибка:

А) Ферзь – Ф; Б) Ладья – Л; В) Король – К; Г) Слон – С.

Критерии оценки результата (баллы):

14 - 15 – отлично;

12 – 13 – хорошо;

8 - 11 – удовлетворительно;

0 - 7 – плохо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить дет...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ "

Программа создана для 2 класса. Курс нацелен на формирование нравственных представлений у детей об их поведении и поступках, а также на представления, связанные с определенными нравственными понятиями...

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....

Проект "В подводном мире". ОРИГАМИ ИЗ КРУГОВ. (Занятие по социальному направлению внеурочной деятельности "Азбука мастерства")

В разработке подробно указаны формируемые УУД  на каждом этапе занятия. Приложением служит презентация "Искусство оригами"....

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни ...