Методическая разработка классного часа "Доброта рядом живёт"
классный час (4 класс)

Габова Элина Валерьевна


Методическая разработка классного часа содержит как теоретический, так и практический материал по организации воспитательного процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час «Доброта рядом живёт» Габова Элина Валерьевна учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15»

Слайд 2

«Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все поло­жительное, хорошее, полезное». (Л. Толс­той)

Слайд 3

«Доброта — вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избав­ляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (Драматург В. Розов)

Слайд 4

Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте. Вся в голубой и звездной красоте Земля добра: она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте делать людям доброту! А. Чепурова

Слайд 5

Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Добрые сердца – сады.

Слайд 6

Источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования  городского округа «Сыктывкар»        

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

МОУ «СОШ №15»

 Методические разработка

Классный час  «Доброта рядом живёт»        

Габова Элина Валерьевна

учитель начальных классов

Сыктывкар

2018

Аннотация

        Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране  делает процесс воспитания еще более трудным. В формировании и развитии личности обучающихся ведущую роль отвожу духовно – нравственному  воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.

Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и  системно – деятельностный подход,  ориентированный на развитие этой личности.  Проведение классного часа «Доброта рядом живёт»  по курсу внеурочной деятельности «Уроки для души»  направлено на развитие личности  ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.  

Оглавление

Введение                                                                                             3 - 4

теоретическая часть                                                                           5 - 6

практическая часть                                                                           8 – 16

самоанализ                                                                                      17 – 20

заключение                                                                                      21 – 22

        список используемой литературы                                                        23

Введение

            Методическая разработка классного часа содержит как теоретические, так и практические материалы по организации воспитательного процесса.

         Совместная деятельность позволяет детям, стимулировать самую разнообразную их творческую деятельность, способствует развитию творческих способностей, воспитанию чувства уверенности в своих силах. А главное способствует формированию духовно-нравственных качеств ребенка.

         Цель методической разработки: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Главными задачами методической разработки являются:

  • воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом, повседневном и обыденном, умение дарить тепло, любовь, заботу и доброту;
  • учить различать добро и зло;
  • побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию;
  • способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
  •  воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Проведение данного мероприятия предусматривает создание условий, обеспечивающих взаимодействие педагога и учащихся.

        Данная разработка актуальна, потому что в настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения важна для современного общества. Детей волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять верное решение. Поэтому так важно говорить с учащимися о нравственных принципах и приобщать их к традиционным духовным ценностям - ценностям, которые служили бы  ориентиром в жизни,  решая проблему ее смысла. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этический диалог.

        Новизна методической разработки внеклассного  мероприятия заключается в том, что она предлагает современную  технологию этического диалога, позволяющего с помощью опосредованных методов включать школьника в живой диалог о волнующих его проблемах собственной жизни и путях самоопределения, позволяет ему задуматься об их нравственной основе, развивать в детях активность, духовно-нравственные качества, включает детей в совместную деятельность. Педагог при этом остается как бы «за кадром», предоставляя простор мысли ученикам. Ценность диалога в том, что он базируется на следующем принципе: «Истина должна быть пережита, а не преподана».

Такие формы работы помогают разнообразить занятие, побуждают младших школьников  к процессу рефлексии и самоосмысления.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.      

         Возможные сферы применения: данная методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении воспитательного мероприятия в общеобразовательном учреждении для организации досуговой и внеурочной деятельности по нравственному воспитанию детей.

Ожидаемые результаты:

Повышение эффективности проведения внеклассных мероприятий;

Формирование и автоматизация практических навыков, позволяющих правильно вести себя в различных жизненных ситуациях;

Организация процесса воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции: идеалов добра и зла, милосердия, взаимопомощи, отзывчивости, сопереживания, и т. п.

Теоретическая часть.

Психолого-педагогическая технология этического диалога, созданная А.И. Шемшуриной, с помощью опосредованных методов включает школьника в живой диалог о волнующих его проблемах собственной жизни и путях самоопределения, позволяет ему задуматься об их нравственной основе.

Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

  • Вывод школьников на проблему. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т. д.
  • Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки. Организуемый процесс напряжённого «думания» побуждают вопросы педагога, способствующие развитию сюжета диалога, и те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение.

3. Обращение к личности ребёнка. Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.

4. Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

5. Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к рефлексии и самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.

Такие формы работы помогают разнообразить занятие, побуждают младших школьников  к процессу рефлексии и самоосмысления.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.      

Каждый возраст требует своих средств и методов моделирования диалогического взаимодействия.

С младшими школьниками акцент делается на желание ребёнка быть хорошим, на характерное внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке. Педагог берёт в основу диалога сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры. В основу сюжета вплетаются методики, ненавязчиво корректирующие поведения детей, их взаимоотношения в коллективе, диагностирующие их особенности, динамику нравственного развития.

Практическая часть

Предмет: классный час
Класс:  4 «б», МОУ «СОШ №15»

Тема

 Доброта рядом живёт

Цель

- воспитание ценностных понятий «добра», связанных с формированием личности ребенка, норм его поведения, черт характера.

Задачи

  • - формировать нравственно -  этические качества;

-развивать у детей нравственные чувства: чувство доброты, отзывчивости, сострадания,  взаимопомощи; способность учащихся к сознательному нравственному выбору и  стремление творить добро и оказывать помощь;

- воспитывать  социально активных, ответственных детей на ценностях добра, милосердия, заботы о старших и младших;

- практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки, принимать  участие в добровольческой деятельности;

– развивать готовность и способность учащихся к саморазвитию, социальной мобильности и познавательной компетенции; формировать ценностно-смысловые ориентации нравственные основания личностного морального выбора;  

- развивать самосознание, самоуважение и взаимоуважение, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

–  развивать символическое, логическое  мышление, продуктивное воображения, произвольную память и внимание, рефлексию.

- формировать компетентность в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как  партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать,  вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,   строить

продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей  сопереживать и способной совершать добрые поступки  ради других;

Осознание доброты как одной из главных качеств личности человека.

Метапредметные:

1. Познавательные: уметь осуществлять поиск информации из разных источников, установление причинно-следственных связей

2. Регулятивные: понимание задачи и самооценка.

3. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать свое мнение, участвовать в обсуждении  и  с уважением относиться к чужому мнению.

Техноло- гии,

методы

 Этический диалог, ИКТ, игровые технологии и здоровьесберегающие технологии (проведение игр), элементы проблемного обучения

словесно-наглядный (беседа, рассказ, объяснение, показ  фильма); практический (игры, составление коллажа); проблемно – поисковый (полные ответы учащихся на поставленные вопросы)

Формы деятельности

фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Средства обучения

  • Бусы, клубок белых ниток, разноцветные листочки для записи качеств доброты.
  • Проектор, экран
  • мультимедийная презентация
  •  магнитная доска
  • Притча о добре https://www.youtube.com/watch?v=BWfBP5sTW18

 Место занятия: учебный класс

Конспект занятия

Структурные компоненты

 этического диалога

Смысловые характеристики структурных

компонентов этического диалога

1. Вывод школьников на проблему.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии.

Учитель заходит в класс, здоровается, и в это время у него рассыпается нитка бус. Дети начнут помогать собирать их, возвращая педагогу. Тот складывает их в носовой платочек. 

- Ой, спасибо, ребята, большое. Вот вы сейчас кто-то мне помогали, а кто-то нет. Рада, что каждый из вас пришел мне на помощь – нет равнодушных.

- А почему вы мне помогли? Я ведь не просила? (ответы детей)

- А кому вы ещё можете помочь? (ответы детей) Дети могут назвать только родных и близких людей, а могут включить в этот список и малознакомых или незнакомых. В зависимости от этого разговор можно построить с вариациями.

- Помощь родным и близким это естественно и обязательно.

- А мне бы хотелось обсудить с вами помощь совершенно незнакомым людям.

- А что значит помогать? (ответы детей: заботиться, опекать, ухаживать, поддерживать, принять участие, откликнутся, содействовать, облегчать )

- Вам приходилось в своей жизни помогать?

- А почему так получилось, что одни ребята сразу бросились помогать мне, другие чуть погодя, а кто-то не стал этого делать? (Вывести на «доброе сердце», «доброта», «взаимопомощь»…)

- Я заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, от того, что в классе собрались добрые сердечные люди.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? - Да, доброте. Мы поговорим о доброте и отзывчивости - о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

2. Построение логической цепочки развития мысли. 

Просмотр «Притчи о добре» https://www.youtube.com/watch?v=BWfBP5sTW18 

(останавливаем после вопроса старшей сестры)

- Как вы думаете, что ответил продавец? (Высказывания детей)

- Что произошло дальше? (Высказывания детей)

- Просмотр сюжета до конца.

- Как вы думаете, почему продавец так ответил девушке?

- Почему девушка хотела вернуть эти бусы?

- Какие качества проявили герои этого фильма?

- Какие это были поступки?

- Обдуманные или из сердца?

- А в вашей жизни  встречалась бескорыстная помощь?

-Кто сможет рассказать, в каких ситуациях?

- Почему вы (с вами) так поступили?

-За что вы  совершили данный поступок? Что вы ждали взамен?  (просто так,  бескорыстно).

- Это человеческое качество высоко ценилось во все времена. На Руси существует прекрасная традиция бескорыстной помощи соседу или соседям в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми, людям, попавшим в беду.

    «Всем миром» собирается народ, чтобы возвести дом новоселам. Существует традиция желать «Бог в помощь»

тем, кто трудится; делать добро тихо и незаметно, привлекая к этому своих детей, внуков.

- Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

- Доброта... Добро... Что же это такое? Прочитаем два высказывания.

 «Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное». (Л. Толстой)

«Доброта — вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (Драматург В. Розов)

- Произнесите слово, вслушайтесь.

— Как вы думаете, что такое доброта? Напишите на разноцветных листочках 7 качеств доброты. (Дети зачитывают свои предложения и размещают на доске).

 

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звездной красоте

 Земля добра: она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом  в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте делать людям  доброту!

                          А. Чепурова

- Вспомним о волшебном цветке из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Ответы детей.)

3. Обращение к личности ребенка.

- На днях я читала новости, одна статья называлась «В Сыктывкаре школьник своими силами спасает жителей от травм на льду». Вот что написал автор: «В Сыктывкаре 17-летний школьник Артем Марченко уже три года спасает жителей Лесозавода от травм. Он посыпает песком мост, по которому ходят люди, чтобы минимизировать риск падения. …. Жители Лесозавода благодарят Артема за его доброту и усердие: « Он спасает пожилых людей тем, что делает зимой лесенки и посыпает их. Ходить становится гораздо легче и безопаснее. Мы все хотим сказать Артему «спасибо». https://pg11.ru/news/66692 

- Что вы можете сказать о том, как можно помочь другому человеку? (ответы детей)

-  Работа в группах по заданию «Слово и дело»

Цель: формировать гражданские ценности у учащихся, активную гражданскую позицию, развить умение участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, слушать мнение других

- Команды получают карточки с заданием. Необходимо заполнить таблицу, в которой указаны различные уровни взаимоотношений.  Командам необходимо привести примеры: кто и как своими делами и поступками приносит в жизнь добро?

Взаимо-отношения

Кто может проявить доброту?

Каким образом?

Человек → Человек

Родители, сестра, брат, друг, соседи, знакомые

Заботиться друг о друге, жалеть, сочувствовать, помогать, защищать, радовать

Человек→ Природа

Спонсоры, шефы,

частные лица,  

общественные организации

Государство,

Международные организации 

Спонсорская помощь (денежная), подобрать бездомное животное, взять домой или в приют, уход за животными в приютах и зоопарках, добровольная работа на улицах города и в парках: уборка  и озеленение, охрана исчезающих животных, создание заказников, заповедников, национальных парков, законодательная деятельность Конституция Российской Федерации, Красная книга РФ, Экологическое законодательство России - Федеральные законы

 Международный союз охраны природы (IUCN), Всемирный фонд  дикой природы (WWF)  

- Как или в чем  именно проявляется доброта (в каких поступках, делах, мероприятиях) на разных уровнях взаимодействия?  (выслушивается мнение групп).

- Сталкивались ли вы с проявлением доброты?  

- Какие это были ситуации?

Игра «паутинка добра». Учащиеся, передавая клубок белых ниток, называют добрые поступки, которые они сделали.

- Посмотрите внимательно, что у нас получилось?

- На что похож этот узор? (На паутинку)

- Состоит она из добрых дел, которые сделал каждый из вас. Как можно назвать эту паутинку? (Паутинка добра)

- Наверно, она очень тёплая, ведь каждый из вас, делая доброе дело, поделился теплом своей души.

4. Точка наивысшего напряжения как кульминация

 - То,  какими у вас будут дела, каким и вы будете людьми,  зависит только от вас. Послушайте «Песню о доброте» https://easyen.ru/load/metodika/video/videorolik_pesnja_o_dobrote/5-1-0-44836 

- В этом ролике вы увидели примеры добрых дел, которые по силам каждому из вас.

- Даже небольшое доброе дело, совершённое ради другого, способно согреть  радостью наше сердце на долгое время, а иногда и на всю жизнь.

- Наше главное богатство, наше главное сокровище, способность сделать счастливым каждого – это добрые дела.

Самое главное, вы получите сразу. Это возможность развития вашей души. Ведь чтобы быть добрым, это тоже нужно тренировать. Знайте, что помощь вернулась к вам, и вы, в первую очередь, помогли сами себе стать лучше.

5. Резюме диалога   

- Возьмите бусинки,  сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Закройте глаза, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа, что для вас сегодня было ценным? Кто готов – откройте глаза, расскажите, что вы возьмёте с этого классного часа.

- У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Будьте добры, милосердны, терпимы, и наш мир тоже будет добрее, ярче. Есть люди, животные, которые нуждаются в нашей помощи, любви. Не требуйте ничего взамен совершенных вами добрых поступков. Добро вернется к вам. Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу,  энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны.  

- Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, скажите друг другу добрые слова. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут  с вами.

                             Самоанализ внеклассного мероприятия

                              Классный час  «Доброта рядом живёт»        

       Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества…

                                                                               В.А.Сухомлинский.

Цель методической разработки: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Главными задачами методической разработки являются:

  • воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом, повседневном и обыденном, умение дарить тепло, любовь, заботу и доброту;
  • учить различать добро и зло;
  • побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию;
  • способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
  •  воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Проведение данного мероприятия предусматривает создание условий, обеспечивающих взаимодействие педагога и учащихся.

Форма проведения: этический диалог

Технологию этического диалога  позволяет включать школьника в живой диалог о волнующих его проблемах собственной жизни и путях самоопределения, позволяет ему задуматься об их нравственной основе, развивать в детях активность, духовно-нравственные качества, включает детей в совместную деятельность.

 Методы:  словесно-наглядный (рассказ, объяснение, показ  фильма); практический (игры, составление коллажа); проблемно – поисковый (полные ответы учащихся на поставленные вопросы).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Подготовительная работа:  составление подходящего по уровню развития классного часа,  подготовка мультимедийной презентации, подготовка

Инициаторами проведения мероприятия были я и мои ученики.

Исходя из вышеизложенных задач (см. конспект мероприятия) была выбрана следующая структура мероприятия:

  • Вывод школьников на проблему. Это было сделано с помощьюигры и вопросов по сложившейся ситуации.
  •  Построение логической цепочки развития мысли. Просмотр «Притчи о добре». Основными побудителями служили вопросы «почему?», «как вы думаете?», сюжет диалога, и те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение, составление коллажа «Цветок доброты».
  •  Обращение к личности ребёнка. Поворот «на себя» был на примере поступка подростка и игры «Паутинка добра»
  • Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности школьника с помощью «Песни о доброте».
  •  Резюме диалога было проведено с помощью бусинок. Каждый желающий высказался о том, что он взял с классного часа, как это ему поможет вдальнейшем.

Итог.

Все этапы занятия логически связаны между собой, и мероприятие имеет логическую завершенность.

Программное содержание соответствует уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

Проведение мероприятия выбрала в форме диалога и тематическими игровыми моментами. Считаю, что игровые моменты заинтересуют каждого учащегося, развивают логическое мышление, внимание, воображение, координацию движения, творческие способности, фантазию.

Чтобы вызвать интерес к данной теме, материал мероприятия подобрала таким образом, чтобы беседа проходила ненавязчиво, где на конкретных примерах дети смогли бы увидеть примеры добрых дел, посильных каждому. Участники мероприятия были активные, отвечали на все вопросы полными предложениями, высказывали свои мнения.

    Считаю, что мне удалось наладить хороший контакт с классом, общение было свободным и непринужденным. В общении с детьми старалась демонстрировать эмпатию и педагогический такт и доброжелательность.

Считаю. что удался диалог: учитель – ученик, в котором дети  получали знания не в готовом виде. Дети активно включались в диалоговые формы общения, и друг с другом и с учителем. Старалась услышать мнение каждого. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта.

    При проведении внеклассных мероприятий основной своей задачей я считаю воспитание всесторонне развитых, культурных личностей через повышение культурного и образовательного уровня учащихся.  

       Кроме  того, я старалась уделить внимание такому вопросу, как развитие речи ребенка. Не секрет, что у большинства детей очень беден словарный запас, наблюдаются нарушения грамматической структуры речи. В процессе общения на уроках (мероприятиях) стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей, развиваю такие качества, как активность, любознательность, фантазию, оптимизм, доброту. Задача учителя - не только научить детей учиться, но и помочь раскрыться маленькой личности. Я убеждена, ребенок-главная ценность общества, выше которого ничего не может быть. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который  должен обязательно реализоваться. Всегда стараюсь очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, доброту по отношению к другим, дать почувствовать свою ценность  независимо от успехов в учебной деятельности.

На классном часе шло развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Во время классного часа  осуществлялись предметные связи – однокоренные слова к слову «добро» (русский язык), при заполнении таблицы выявить кто и как проявляет добро (литературное чтение, окружающий мир).

       Использованная мною компьютерная презентация, видеоролики  способствовали разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса.

      В ходе внеклассного мероприятия мною были проведены игры, которые способствовали смене деятельности, обеспечивали соблюдение здоровьесберегающей технологии.

Считаю, что на своем занятии  мы с ребятами раскрыли тему добра,  и я пробудила у детей стремление быть  добрыми по отношению к взрослым и сверстникам. Считаю, что классный час сыграл большую роль в формировании и развитии духовности моих учеников. Цели, поставленные  учителем, были достигнуты.

Заключение

  Совместная деятельность школьников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются  такие духовно-нравственные качества как: сотрудничество, взаимовыручка, отзывчивость.

Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка.

          Проводя классные часы и уроки в технологии диалога, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств  развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Анализируя ситуации ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Хотелось бы поделиться выводами из опыта работы по подготовке и проведению подобного рода занятий с учащимися:

1. Диалог должен быть ориентирован на возрастные особенности детей.

2. Учитель и ученик совместно на равных участвуют в поиске ответа на обсуждаемый вопрос. Количество времени высказываний учителя приблизительно равно общему количеству времени высказываний учеников.

3. Каждый последующий вопрос диалога отталкивается от ответа ученика на предыдущий вопрос. Учитель должен уметь слушать и слышать.

4. Мотивацией в начале урока должна быть личностно-значимая для ребят информация.

5. Педагогу важно уметь увидеть что-либо глазами другого человека, стараться быть деликатным и тактичным с каждым, что дает ребенку возможность почувствовать свою личность.

6. Во время рефлексии учителю и ученикам нельзя оценивать сказанное ребенком или подростком, как бы ни хотелось это сделать.

 Залог успешности и результативности этического воспитания в подготовленности и заинтересованности педагога.

Когда учитель нащупывает новый стиль общения, дети начинают меняться: они творчески раскрепощаются, у них появляется индивидуальное, очень образное мышление. Ребята чувствуют, что их мысли значимы, и ждут этих занятий. А учитель, видя, что класс другой, ученики на него по-другому смотрят, атмосфера иная, уже не может оставаться прежним.

Литература:

  1. Шемшурина А.И. Основы  этической культуры: Кн. для учителя. – М.:  ВЛАДОС, 1999. – 112 с.
  2. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов. М.: Лика,  2006.
  3. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57. 
    Содержание: Современные методы духовно-нравственного воспитания
  4.     Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа - Пресс.2012 - 96 с.
  5.    Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2012, №2, с. 96-98.
  6.     Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2013,№6,с.42-47.
  7.     Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель, 2013,№3,с.78-91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Методическая разработка классного часа " Слава Победы"

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"

Классный час посвящен  50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...

Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.

Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов  День знаний  первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...