Методическая разработка по теме: "Роль пословиц и поговорок в духовно-нравственном воспитании школьников"
методическая разработка (1 класс)

Чуркина Ирина Александровна

В данной работе рассматривается значение пословиц и поговорок в учебно-воспитательном процессе, их роль в формировании личности ребенка. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 461

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

Тема: «Роль пословиц и поговорок в духовно-нравственном воспитании школьников» 1класс.

Подготовила:

воспитатель ГПД

Чуркина И.А.

        

Санкт-Петербург

2019

Цель: формирование знаний пословиц и поговорок, интереса к употреблению их в повседневной жизни.

Задачи:  развивать интеллектуальные и творческие способности детей; вырабатывать умения обоснованного употребления пословиц в речи; воспитывать интерес к устному народному творчеству; расширять кругозор.

Наглядность и оборудование:

- компьютер;

- экран;

- презентация «Пословицы и поговорки»

- листы бумаги, карандаши.

 

Ход занятия:

Вводная часть.

Ребята, мы с вами сегодня поговорим о том богатстве, которое есть в русском языке от русского народа. Ещё с незапамятных времён, когда не было даже письменности на Руси, люди создали высокую культуру красивого слова – устное народное творчество. Это своеобразная литература, основанная на опыте народа и воплощённая в краткое и меткое словесное воплощение.

Организационный момент (эмоциональный настрой)

Народная мудрость с нами всегда,

Ее не сотрут ни ветра, ни года.

Она к нам пришла из давних времен,

Чтоб жить научить и с трудом подружить,

Крепкую дружбу уметь сохранить.

Мудрость эту запомни!

С собою возьми!

И легче ты будешь по жизни идти.

- Ребята, я уверена, что с народной мудростью вы сталкиваетесь каждый день. Она настолько вошла в нашу жизнь, что мы ее просто не замечаем, но при этом используем в своей речи автоматически. «Поспешишь - людей насмешишь», «Делу – время, а потехе – час»…

- Как вы думаете, что же это за мудрость такая? (ответ – пословицы и поговорки)

Какие еще пословицы вы слышите каждый день? (ответы – «тише едешь – дальше будешь», «грамоте учиться – всегда пригодится» и др.)

- Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о пословицах и поговорках.

hello_html_10a49f3c.jpg

Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные знания о мире собраны в пословицах и поговорках. Каждая из них может чему-то научить или отчего-то предостеречь.

Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом. Например, «Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда».  

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами.

Например, «Медвежья услуга» - помощь, которая обращается во вред.

Впервые с пословицами мы встречаемся в народных сказках. Каждая сказка заканчивается поучительным высказыванием – пословицей или поговоркой, в которой заключен весь смысл. В сказке «Лиса и журавль» - «Как аукнется, так и откликнется», «Лисичка-сестричка и серый волк» - «Битый небитого везет»

Основная часть.

Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы:

Слайд №1. «Яйца курицу не учат».

Здесь изображена курица, высиживающая цыплят. Как можно объяснить: яйца курицу не учат? (ответы детей). Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему-либо ребенка.

Слайд №2. «Цыплят по осени считают».

Вырастить цыплят, после того, как они вылупились летом из яиц трудно. Многие из них умирают маленькими и не доживают до осени и поэтому только осенью можно сказать сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не  в начале дела, и не ходу его, а по конечному результату.

Слайд №3. «Любишь кататься, люби и саночки возить».

Чтобы получать удовольствие от жизни, нужно постоянно трудиться.

Слайд №4. «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Эта пословица призывает нам, что ко всему нужно готовиться заранее. Появилась она в те времена, когда машин еще не было и люди ездили на лошадях, запряженных летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно еще летом, тогда и первый снег с морозами не страшен. А зимними вечерами стоит подумать и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.

Она призывает заботиться о том, что тебе понадобится в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой – починить велосипед.

Слайд №5. «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Необходимо стараться хорошо выполнять работу. Это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, космонавтом или еще кем-то, чтобы добиться чего-то, нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в школе, затем в институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком.

Слайд №6. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

Смысл этой пословицы в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Слайд №7. «Яблоко от яблони недалеко падает».

Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки. Что и их родители.

Слайд №8. «Что с возу упало, то пропало».

Воз - это то, что везет лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, мешки с мукой или дрова. На возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.

Молодцы, ребята! Вот вам еще поговорка – «Кто спортом занимается, тот силы набирается»

На физминутку становись!

Цель: снятие эмоционального напряжения и мышечной усталости

Веет ветер над полями

И качается трава (плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами

Словно белая гора (потягивание вверх)

Ветер пыль над полем носит

Наклоняются колосья (наклоны)

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот

Мы взбираемся на холм (ходьба на месте)

Там немного отдохнем (дети садятся)

Игра «Окончание пословицы»
Знаете ли вы пословицы и поговорки? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

1.        Что посеешь… (то и пожнешь).

2.        Делу время…(потехе – час).

3.        Сделал дело… (гуляй смело).

4.        В гостях хорошо… (а дома лучше).

5.        Терпенье и труд …(все перетрут).

6.        С кем поведешься… (от того и наберешься).

7.        Под лежачий камень …(и вода не течет).

8.        Как аукнется… (так и откликнется).

9.        Маленькое дело… (лучше большого безделья).

10.      Волков бояться… (в лес не ходить).

11.      Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).

12.      Чем дальше в лес… (тем больше дров). И др.

Объясните одну из пословиц

Предложить нарисовать ту картинку по пословице, которая понравилась больше всего.

Дети рисуют (самостоятельный выбор).

Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, что же такое пословица? Поговорка? В чем их отличия?

- Откуда пришли к нам пословицы?

- Где можно встретить пословицы и поговорки? (в повседневной жизни, в быту, в сказках)

- Верно ли высказывание пословица учит и жить помогает?

Наше занятие подошло к концу. Вы все отлично поработали! Мы с вами вспомнили много метких и очень точных высказываний, которые подарили нам наши предки. Память о них и их мудрости и по сей день живёт в пословицах и поговорках. В них пронесена вековая мудрость и веками незыблемый смысл. Я очень надеюсь, что частичку народной мудрости вы возьмёте с собой в жизненный путь. Употреблять в своей речи пословицы и поговорки не значит быть старомодным, а значит быть мудрым. Главное - употреблять их к месту и по смыслу. Используйте в своей речи пословицы! Делайте свою речь красивой и грамотной. И всегда помните, что «слово не воробей – вылетит – не поймаешь!»

Список используемой литературы.

1. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М: Олма-Пресс

2. Малые жанры русского фольклора: хрестоматия / сост. В.Н.Морохин

3. Савина Е.А. Житейская психология в пословицах и поговорках / Е.А.Савина, Л.Ю.Дегтяренко //Человек. - 2007, № 6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме «Формы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию»

В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые пре...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...

Методическая разработка на тему: " Роль семьи в воспитании детей"

Признание ведущей роли общественного воспитания отнюдь не умаляет огромного значения семьи в формировании личности ребёнка. Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...

Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"

Мастер-классТема:   «Работа с пословицами  как  способ духовно-нравственного развития младших школьников"Цель: выявить нравственное влияние притч.Задачи:1.Дать понятие п...