Воспитательная работа в начальных классах.
статья

Казанникова Нурзихан Асадуловна

Воспитательная работа в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu_vospit.rab_._v_nach.kl_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа в начальных классах.

   Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития. Поэтому классный руководитель совместно с воспитателем группы продлённого дня, для достижения воспитательных целей должны уметь организовывать разнообразную деятельность детей, учитывая их возрастные особенности. Как воспитатель, свою работу с ребятами я  выстраиваю в соответствии с планом воспитательной работы. Целью воспитательной работы класса на текущий учебный год является создание условий для развития творческой социально активной личности как одного из направлений социализации обучающихся (формирование сплочённого коллектива, нравственных качеств личности, творческих способностей обучающихся) Задачи воспитательной работы класса: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Родине, к самобытной культуре нашего края. Работа над сплочением коллектива, воспитание внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи. Формирование осознанного и добросовестного отношения к учёбе. Создание условий для воспитания нравственных качеств личности на основе усвоения и практического применения норм морали. Углубление и систематизация знаний о правилах личной гигиены, о здоровом образе жизни.

 Цель воспитания в начальной школе - создание условий для развития личности ученика. А личность, на мой взгляд, должна быть:

- свободной, то есть способной к самореализации;

- гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;

- духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);

- творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;

 - практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи и др).

Исходя из основной цели, ставлю следующие задачи:

  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • развивать познавательную активность;

Следуя вышесказанному в воспитательной работе, определяется несколько направлений.

   ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Цель: создание целостной системы духовно-нравственного воспитания школьника на основании традиций православной культуры с учетом социальной адаптации. Духовные и душевные качества, определяющие поведение, необходимы человеку в обществе, кроме того, от них зависит результат всего учебно-воспитательного процесса.

Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы

  • содействовать формированию духовно- нравственной позиции школьников;
  • воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
  • воспитывать любовь и уважение к родной семье;
  • воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
  • умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
  • воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
  • приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.

Практическая деятельность. 

  • организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
  • организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям;
  • участие в акциях милосердия. В течение учебного года ребята принимают участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Главным здесь является воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желании быть полезными Родине.

Ведущие идеи:

  • воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
  • воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
  • участие в патриотических праздниках.

Практическая деятельность. 

  • подготовка и проведение внеклассных часов, этических бесед;
  • проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
  • встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
  • празднование "Дня Защитника Отечества", Дня Победы", "Дня Города", "Дня космонавтики ".
  • изучение государственной символики;
  • цикл лекций и бесед об истории Страны, показ видеофильмов;
  • изучение биографии великих людей.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Популяризация художественно-эстетического творчества учащихся, развитие их творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.

Практическая деятельность

  • конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
  • организация и проведение утренников и праздников " Новогодняя сказка", "В гостях у сказки", "Осенины", "Лето. Приглашение на День рождения", "Прощание с начальной школой" и т.д. , с изготовлением открыток, сувениров;
  • участие в школьных, окружных, региональных выставках декоративно-прикладного творчества учащихся и конкурсах рисунков;
  • помощь в оформлении классного кабинета, школы к праздникам.

ЗДОРОВЬЕ.

Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении.

Работая по данному направлению, организовываю участие моих воспитанников в таких мероприятиях как:

  • цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);
  • ежедневная  зарядка, динамическая пауза и физкультминутки;
  • игры на свежем воздухе;
  • "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях", "Ребенок и улица", "Осторожно - гололед";
  •  "Пожарная безопасность", "Азбука дорожных знаков"

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Главное здесь создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность.

Ведущие идеи:

  • создание условий для самореализации ребят;
  • получение знаний в области науки, культуры, истории;
  • привитие культуры умственного труда;
  • привитие культуры поведения;
  • развитие творческих способностей;
  • участие в тематических  конкурсах и олимпиадах

Общее развитие школьника обогащает его духовную жизнь, усиливает потребность в познании.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Задачи: приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда. В этом направлении я предлагаю детям следующие виды деятельности:

  • дежурство по классу,
  • уборка школьной территории;
  • часы общения "Кем быть", "Профессия моих родителей".

   Большое значение имеет трудовое воспитание. Дежурство по школе - не простая формальность, а очень ответственное и не простое дело, так как дежурные в течение всего дня должны следить за поддержанием чистоты и порядка во всех школьных помещениях.       Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - является главным при построении работы в этом направлении.

Практическая деятельность.

  • анкетирование;
  • круглые столы, лектории;
  • организация и проведение совместных с детьми мероприятий;
  • индивидуальные консультации, беседы.

    Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. В коллективе положено начало самоуправлению — распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Дети дежурят в классе, участвуют в трудовых десантах, ухаживают за комнатными растениями, создают проекты о профессиях, участвуют в акции «Чистый город».  На мой взгляд, не только классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив, но и воспитатель группы продлённого дня, который проводит с детьми достаточную часть времени за которую он может содействовать воспитанию личности. Только наша совместная деятельность может содействовать воспитанию личности, которую отличает духовное и физическое здоровье. В течение года с родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации, заседания родительского комитета.

Учитывая специфику возраста своих учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год корректирую. Я считаю, что только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Я пытаюсь вместе со своими воспитанниками ,родителями и классным руководителем найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. А закончить хочется такими словами, что в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Задача классного руководителя — увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность, найти особый подход к каждому обучающемуся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Воспитательная работа в начальных классах

Создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития...

План воспитательной работы учителя начальных классов.

Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....

Программа воспитательной работы в начальных классах

Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...

Воспитательная работа учителя начальных классов

Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...