Конспект занятия "Органы чувств"
план-конспект занятия (3 класс)

Цивилева Елена Викторовна

Цель занятия: Формирование понятия "Органы чувств",

Задачи: :

- положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мир

- показать роль и специфику разных органов чувств

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_seminar_organy_chuvstv.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Формирование УУД

Предмет:  Окружающий мир

Класс:  3 класс

Тип урока:  урок – повторение

Вид урока:  урок-исследование

                                      Технологическая карта изучения темы

                                                             «Органы чувств»

Тема

"Органы чувств"

Цель

Задачи

 

УУД

формирование понятия «органы чувств»

-положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;

- показать роль и специфику разных органов чувств;

- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат

Знать:

- названия органов чувств;

- признаки органов чувств

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы органов чувств;

- ставить опыты с помощью учителя;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Основные понятия

Органы чувств

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение,

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- карточки с изображениями и названиями органов , чувств;загадки

- для исследования : игрушки детские,  4 стаканчика с крышечками с разными ароматами;

Лист  А3, клей, фломастеры, пластилин - таблица для самооценки;

-ИКТ - доска

Формы работы

Фронтальная, групповая

Ход урока

Формирование УУД

Организационный момент

II . Актуализация знаний

Под музыку участники мастер-класса выбирают предложенные им цветные карточки и рассаживаются за определенный стол

-Участники из частей составляют  загадки и отгадывают их (приклеить загадки на лист)

-Что общего у этих частей?

-Можем ли мы их назвать одним словом?

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

III. Формулирование темы и целей урока

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

- Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

 

. Открытие детьми нового знания

 

IV. Первичное закрепление

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование и к концу урока подготовить плакат по группам (рассказать что у них на партах-материал) +карты для самооценки

-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

-Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

1.Творческое задание: (работа с пластилином) за 1 мин создать внешний образ органа чувств с которым работает каждая группа

2. Внутреннее строение органов чувств (предлагается подписать строение)  ПРоверка

3.Исследовательская работа

-Итак, приступим.

1. Исследование органа зрения.

- «Мешочек с сюрпризом».

Вывод.

-Что мы можем благодаря глазам?
-Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

- Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать)

-После проведённого исследования дадим научное определение.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения)

Физминутка для глаз

 

2. Исследование органа слуха.

- Проверим, сможете ли Вы оределить звуки на слух?. Работа на доске ( Колокольчик, барабан , скрип, шум моря, пение птиц.)

- Что же умеют наши уши? (слышать звуки)

- А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Какие звуки вы услышали? (Человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир.)

- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего? (Орган слуха)

Физминутка

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

-Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)

Опыт №1.

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) кофе.

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

-Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)

Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

Умение человека различать запахи получило название обоняние.

Физминутка

(массаж носа)

4. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики..

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)

-Нужно провести ещё один опыт.

Опыт №2

Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая,

3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.

Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

-Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)

-Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса)

Физминутка

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)

5. Исследование органа осязания

-Кожа- орган осязания.

Задание 1.

Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой).

- Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод)

Задание 2. Угадывание предмета по средствам тактильного прикосновения

- Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?

- Что ещё можно узнать с помощью кожи?

- Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган - кожа.

Физминутка
(Массаж точек на коже.)

Общий вывод.

-Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?  

4.Теперь ВЫ должны записать правила охраны органов чувств

- демонстрация и защита полученных готовых  плакатов  ( на доску прикрепляются  плакаты)

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

V. Итог урока

Рефлексия

- Что мы делали на уроке? Рефлексия

-А теперь, посмотрите, что у нас на столах? (конфеты)

-Какой орган включается?

- Потрогайте на ощупь (орган осязания)

- Разверните фантик (орган обоняния)

- Откусите (орган вкуса)

- Какой орган помогает все услышать? (орган слуха)

СПАСИБО ЗА УРОК!

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Конспект на тему "Органы чувств", 3 класс

Конспект урока и презентация....

Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"

      Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком  для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...

Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"

      Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком  для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...