Реализация межпредметных связей во внеклассной работе (проект по сказке Джанни Родари "Путешествие Голубой стрелы")
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Москова Людмила Георгиевна

Данный проект позволил осуществить межпредметные связи, способствовал развитию коллектива в целом и личностных качеств каждого ученика, вдохновил родителей, бабушек, дедушек на совместную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почти на каждом уроке в процессе обучения учитель может реализовать межпредметные связи. Ещё интереснее с ребятами и родительским коллективом это делать во внеурочной деятельности. В нашей школе существует традиция проведения конкурса «Самый новогодний класс». Здесь мы не ограничены рамками и в творческий процесс включаются все. Прежде всего мы выбираем концепцию ( за искрометные идеи большое спасибо Татьяне Александровне Зейтц), потом разрабатываем проект украшения класса, реализуем все задумки и защищаем проект в форме презентации перед конкурсной комиссией. Участие детей в таком проекте и позволяет учителю реализовывать межпредметные связи, а родителям с пользой провести время с ребенком, ощутить эмоциональную близость. Вашему вниманию предлагается опыт работы  по произведению Джанни Родари «Путешествие Голубой Стрелы». Проект реализовывался  во втором классе, и казалось, что детям эта объёмная сказка не под силу. Но все были в восторге, читали с упоением, ежедневно обсуждая  сюжетные повороты.

Итак, книга прочитана, впереди нас ждал урок внеклассного чтения, изображение любимого эпизода при помощи разных художественных средств, просмотр спектакля в рамках курса внеурочной деятельности «Театр», написание отзыва на просмотренный спектакль и творческая мастерская по тематическому новогоднему дизайну. Фото можно посмотреть в альбомах. Презентация дизайна должна составлять не более 7-10 минут, поэтому было решено показать мини – спектакль. Дети стали игрушками из магазина, в классе вокруг ёлки мчится «Голубая стрела», учитель превратился в Фею Бефану.

Сценарий мини-спектакля по сказке

Д.Родари «Путешествие Голубой стрелы»

(автор стихов Марина Николаевна Зейтц, член союза писателей России и любящая бабушка Феди Зейтца, ученика нашего класса и активного участника постановки)

Фея:  Добрый день, дорогие друзья! Вы верите в чудеса? Сегодня я докажу, что чудеса случаются. Я так разволновалась, что забыла представиться. Я фея, но не совсем обычная. Бывают феи добрые и злые, крестные феи и даже зубные. А я фея из магазина игрушек.

 Игрушки : Магазинчик Феи строгой

                    Для детишек просто рай!

                   Там игрушек очень  много:

                    Все что хочешь, выбирай.

Есть там куклы в нежных платьях

И индеец есть с пером,

Только тот, кто не заплатит,

Не получит ничего.

Фея: Скоро Новый год. Все ребята хотят получить подарки, но за подарки надо заплатить. А как надо платить все начинают торговаться, в долг берут. Представляете, это не хочет деревянную саблю, подавай ему пистолет. А знает ли он, что пистолет на тысячу лир дороже? А другой, представьте себе, хотел получить аэроплан. Но его отец не смог его оплатить. Что же я должна была делать?

Марселла:  Франческо, как много красивых игрушек у Феи в магазине!

Франческо: Я мечтаю о «Голубой стреле». А ты?

Марселла: А я вон о той огромной кукле. Но нам никогда их не получить. Фея не хочет их подарить, за них надо заплатить.

Правда ли, феи порою ночной

Сыплют гостинцы в чулок шерстяной?

Правда ли, феи на праздник игрушки

Детям хорошим кладут под подушки?

Я не шалил, хорошо себя вел,

Но ничего я в чулке не нашел.

Милая фея в канун новогодний

Должен твой поезд промчаться сегодня.

Только боюсь я, что в поезде скором

Ты пронесешься по нашим просторам

Мимо убогих домишек и хат,

Мимо хороших, но бедных ребят.

Фея мы будем тебе благодарны,

Если ты выберешь поезд товарный.

Пусть он стоит у любого двора,

Где ожидает тебя детвора!

                             Музыка превращения

Кто-то из иггрушек:

- Друзья, послушайте: Сегодня

Опять Франческо приходил!

Ведь скоро праздник новогодний,

А мальчик плакал и грустил.

Кто-то из игрушек:

- Он очень грустный потому, что

Не сможет мама заплатить!

Подарок в праздник не получит,

Как бедняком печально быть.

Песик Кнопка:

Чудес я долго ждать не буду!

Мой нос к Франческо приведет.

Давайте убежим отсюда,

Подарим праздник в Новый Год!

Игрушки хором:

Да, несправедливость должны мы исправить,

Хозяйку, до денег скупую, оставить.

Ведь каждый из нас и храбрец и герой,

Игрушки ребенок получит любой!

Много приключений  случилось с нами. Ребята, когда читали книгу, очень за нас переживали. На их рисунках мы увидим, как нам удалось сбежать из магазина игрушек, как мы попали в лужу и строили мост, как отчаянно сражались артеллеристы и погиб синьор Генерал, как летал на разведку сидящий пилот и познакомился с памятником, как полубородый капитан отправляется в плавание, чудесные приключения коробки карандашей, почему Франческо попал в тюрьму.

И что же ни одна игрушка не попала к детям?

Медвежонок:  Что вы! Я остался со спящим мальчиком, которого мы обнаружили в подвале.

Кукла Роза: Я тоже думала, что девочка, с  которой я осталась, спит, но я так и не смогла ее разбудить.

 Сидящий пилот: А я улетел к мальчику, который в новогоднюю ночь был без отца и очень скучал по нему.

Погружаем членов комиссии  в детство (участники спектакля подходят у директору, завучу, старшеклассникам, называя детали их одежды)

Кукла:  Я пойду к девочке……( в синем платье, с брошкой на груди т.д.)

            Спящий Франческо

Кнопка: А я искал по всему городу Франческо.  (видит спящего Франческо)

            Гав-гав-гав-гав!  Я уже давно здесь, а ты не разу на меня не посмотрел.

Проснись, уже пора!

Франческо: Песик! Все же фея подарила мне новогодний подарок!

Куклы: Мы то знаем, что Фея тут ни при чем. Кнопка  -  преданный друг остался один и  искал своего Франческо, пока не нашел.

Фея: А вот и мои сбежавшие игрушки!

Серебряное Перо: Волшебные палочки помогут нам сотворить чудо.

Карандаш  рисует горячее сердце для Феи.

Фея:

Меня вы ругали, наверно, за дело,

Поверьте, Франческо я тоже жалела.

Я часто сердилась и деньги считала,

Но, чудо увидев, душою воспряла!

Посмотрите, какое чудо, маленький тряпичный щенок превратился в настоящего  пса с ласковыми, верными глазами.

Франческо: Все игрушки мира не стоят одного друга!

Чудесный поезд не пришел по назначению:

Ведь сын обходчика игрушку заслужил,

Он пассажиров спас, реальное крушение

По-настоящему, как смог, предотвратил.

Да и Франческо стал другим, и повзрослел вполне,

А настоящий песик, преданный ему,

Заменит детскую мечту о «Голубой Стреле»

И дверь откроется в волшебную страну.

Витрины новыми подарками расцветятся,

Мечты сбываются – есть деньги, или нет…

И те, кто верит в чудеса, конечно, встретятся,

Пускай не гаснет верной дружбы яркий свет!

Закончим сказку, как всегда, счастливым случаем.

И Новый Год придет к друзьям в веселый час.

Ведь все дары, и все игрушки, даже лучшие

Не стоят друга настоящего для нас.

Фея:

Игрушки сияют в нарядной витрине,

Франческо – приказчик в моем магазине,

Все будет прекрасно теперь у него,

Нет дружбы на свете важней ничего.

В финале поется песня о дружбе.

Отдельного внимания заслуживает изготовление украшений для оформления класса. Ребята создавали фигурку, изображающую себя в образе, потом из фигурок составлялась композиция  «Ожидание прибытия «Голубой стрелы», с помощью родителей оформили инсталляцию около ёлки, изготовили множество деталей из книги (самолет с сидящим пилотом, вокзальные часы, железнодорожный путь и др.)Результаты нашей работы подтвердили результативность развития младших школьников на основе межпредметных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей на уроках математики

На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают ...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Современный уровень формирования  культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов  начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Учителю начальных классов  часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения устной и письменной речи. В связи с этим  проведение бинарных уроков по обучению грамоте с участием...

Технологии реализации межпредметных связей в начальной школе

В статье идет речь о технологиях, позволяющих реализовать межпредметные связи в начальной школе...

"Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры"

Занятия физической культурой делают учащихся не только сильными, ловкими, быстрыми – они учат уважать себя и заботиться о себе. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с друг...

Реализация межпредметных связей в начальной школе на примере урока технологии и математики

В статье приведен пример конспекта урока, для учеников 2 класса, в котором показано как можно реализовать  межпредметную связь математики и технологии в начальной школе. Приведены задания, исполь...

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

laquo;Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного ур...