Сообщение из опыта работы "Приобщение детей и родителей к ЗОЖ"
консультация

Сухарникова Наталья Александровна

Здесь предсталены материалы из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_i_roditeley_k_zozh.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Приобщение детей и родителей к ЗОЖ».

В нашем современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо,  чтобы физическое и интеллектуальное развитие  проходило параллельно. Для детей крайне важна свобода двигательной деятельности.  Так как высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного психологического развития.

В своей работе с детьми  я большое внимание уделяю развитию двигательной активности детей. Целью данной работы является: «Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни».

Решение этой проблемы проходит через следующие задачи:

1.Создание предметно – развивающей среды

2. Укреплять физическое здоровье детей.

3.  Развивать физические качества детей через подвижные игры.

4. Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.

5. Создавать единое воспитательно – образовательное пространство на основе доверительного партнёрского отношения сотрудничества ДОУ с родителями.

Свою работу по укреплению здоровья дошкольников я начинала с организации предметно – развивающей среды. Так как  среда  должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников.

В группе создала условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям  детей.

Физкультурный уголок оснащён нетрадиционным физкультурным оборудованием, которое изготовлено и оформлено руками воспитателей и родителей: кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д. Всё это оборудование пользуется большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут  использовать данные тренажеры, как в самостоятельной деятельности, так и при  их помощи организовывать игры различной подвижности.

Большая работа была проделана и по подбору комплексов утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации. Оформлена картотека подвижных игр и упражнений.

Следующий этап моей работы заключается в укреплении физического здоровья детей. Эту работу я провожу по двум направлениям:

Профилактическое:

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя);

2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);

 3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).

4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей

Организационное:

1. Организация здоровьесберегающей среды в группе;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;

3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника

4. Обеспечение психологического комфорта.

Кроме этого,  разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:

- Общеразвивающие упражнения, лежа и сидя на кровати;

- Элементы, оздоровительного самомассажа;

- Закаливающие процедуры (топтание стоп в тазиках с водой разной температуры; ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем).

Так же одним из существенных условий нормального физического развития ребёнка является твёрдый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей.

Укрепление физического здоровья дошкольников включает в себя естественное закаливание (солнце, воздух и вода), выполнение физических упражнений (ходьба, бег, лазанье, упражнение в равновесии), подвижные игры.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики: быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. 

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности.

Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки

Гибкость — это элементарное условие качественного и количественного выполнения движений.

Подвижно - развивающие игры относятся к основным и распространенным формам детской игры. Их главный признак наличие активных двигательных действий: бег, прыжки, лазанье, метание мяча и т. д., благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных качеств, как быстрота, ловкость,  сила, выносливость, гибкость и другие. Развиваются интеллектуальные качества: наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, память и т. д. По своей природе игра ненавязчиво побуждает её участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность.

При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Поэтому формирование основ здорового образа жизни ребёнка является неотъемлемой частью физического развития.

Для себя я выделила:

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

  1. Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть-плохо; о некоторых признаках здоровья
  2. Воспитывать навыки здорового поведения
  3. Любить двигаться
  4. Есть побольше овощей и фруктов
  5. Мыть руки после каждого загрязнения
  6. Быть доброжелательным
  7. Больше бывать на свежем воздухе
  8. Соблюдать режим.
  9. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения
  10. Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких
  11. Вырабатывать навыки правильной осанки
  12. Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом
  13. Развивать художественный интерес.

Основные компоненты здорового образа жизни.

1.Рациональный режим.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды.

2.Правильное питание. 

В  детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса
  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  • Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

3.Рациональная двигательная активность.

 Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. 

Средства двигательной направленности

• Физические упражнения;

• Физкультминутки;

• Эмоциональные разрядки;

• Гимнастика (оздоровительная после сна);

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  • Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  • Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  • Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

                              4.Закаливание организма  

 

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма. 

 

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. 

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.  

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

 

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.

  

6. Соблюдение правил личной гигиены

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

      Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

     Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

     Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

     Обучение организовывать  не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» формируем у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, работы за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей являются родители.     И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

В своей практике, я использую групповые и индивидуальные формы работы с родителями. Это тематические консультации по вопросам приобщения детей к физкультуре и здоровому образу жизни; показ упражнений для профилактики плоскостопия, улучшения осанки, рекомендации родителям с учётом интереса возрастных особенностей и состояния здоровья, папки – передвижки, которые находятся в родительском уголке моей группы.  Активно вовлекаю родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада. Организую совместные детско-родительские развлечения, праздники.  Такие мероприятия с родителями не только приобщают к здоровому образу жизни, но и учат общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счёте, сплачивают семьи.

      Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном, и общественном воспитание, к здоровому образу жизни формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети глазами родителей, родители глазами детей"

Родительское собрание с презентацией...

Сообщение "Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного"

Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного"...

Совещание при директоре. Сообщение о работе классного руководителя с родителями

Сообщение о работе классного руководителя с родителями...

сообщение из опыта работы по теме:«Развитие личности ученика и педагога в условиях этнокультурологического образования»

. С первых дней обучения первоклассников, я стараюсь сберечь и не разорвать в душе ребенка, его живую связь с матерью и тундрой – главное сохранить целостность народа в условиях многообразия сре...

Информационное сообщение из опыта работы: «Организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних».

Информационное сообщение из опыта работы: «Организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних»....

Технология «портфолио» учащегося во взаимодействии с семьёй (сообщение из опыта работы).

Эффективным способом формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий, в частности, развития самооценки у учащихся является технология портфолио. Важная роль в процессе фор...

«Ученическое самоуправление на разных этапах развития коллектива» (сообщение из опыта работы).

Цель организации ученического самоуправления в классе: воспитание активной, инициативной, самостоятельной личности. Задачи организации ученического самоуправления в классе: -создать условия для развит...