Влияние семейных ценностей на формирование личности ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал (1 класс)

В статье рассмотрены вопросы ценностного отношения семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на формирование личности детей. Предложены рекомендации педагогам в построении конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации, основанного на гуманности и толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние семейных ценностей на формирование личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы ценностного отношения семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на формирование личности детей. Предложены рекомендации педагогам в построении конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации, основанного на гуманности и толерантности.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, родительский стиль воспитания, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, развитие личности, гуманность, толерантность, психолого-педагогическое образование родителей.

Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека. Согласно С.А.Улановой, семья является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние детей, с которой они соотносит себя как с эталоном [6]. Как отмечает Н.В. Гибадуллин, семейные ценности, будучи совокупностью устойчивых социальных представлений, мировоззренческих и нравственных установок, определяют характер межличностных отношений членов семьи [3]. З.М. Бритаева рассматривает семейные ценности как способность сочувствовать, сопереживать, терпение и снисходительность, великодушие и доброту, родовые связи поколений, послушание, уважительное отношение младших к старшим [2]. Поэтому, разделяя позиции ученых, можно сказать, что формирование ценностей современной семьи происходит в ходе передачи и усвоения положительного семейного опыта, семейных отношений и традиций.

Обзор литературы по вопросам влияния семейных ценностей на формирование личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показал, что по типу реакции на проблему семьи можно условно подразделить на две группы. Родители первой группы приняли особенности своего ребенка и эмоционально адаптировались к этому. Отношение к трудностям носит конструктивный характер, что позволяет им формировать у ребенка навыки, необходимые для успешного освоения образовательных программ. В большей части семей отношение носит деструктивный характер, проблемы игнорируются, свойственно жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка. Практики отмечают частые ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влияние на ребенка образа жизни семьи. Неконструктивные родительские стили воспитания ребенка с ОВЗ могут стать причиной возникновения вторичных отклонений. Поэтому адекватная оценка ребенка со стороны родителей способствует компенсации первичного дефекта и позитивному становлению личности [5].

Проблема толерантного отношения общества к ребенку с ОВЗ является общей для учителей и родителей. Маловероятно, что учитель сможет перевоспитать родителей, но вполне возможно повлиять на характер отношений между родителями и детьми, чтобы улучшить их отношение к особому ребенку и к другим людям. Поэтому родительское образование должно занимать важное место в работе учителя и должно проводиться через лекционный курс «Помоги ребенку» для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, учебные занятия, распространение заметок, оформление стендов, публикация в СМИ, в Интернете. Подобные формы психолого-педагогического образования способствуют гармоничному развитию детей с ограниченными возможностями и правильному общению с ними. Основой для взаимодействия педагогов и родителей являются принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, гуманности терпимости друг к другу [7].

Работа учителей с родителями должна учитывать особенности каждой семьи, уровня образования родителей и, прежде всего, характер семейных отношений. Учитель может начать знакомство с семьей ученика в различных формах, например, с небольшой анкеты для родителей. По результатам опроса устанавливаются темы консультаций родителей. В школе можно провести конкурс эссе для родителей «Мой ребенок», участие в котором покажет интерес взрослых к своему ребенку, а содержание эссе - как родители воспринимают то, что для них важно. Полезно сравнить результаты опроса родителей с мнениями и ответами детей на аналогичные вопросы. Обучающимся начальных классов можно предложить нарисовать рисунок или написать сочинение на тему «Моя семья» или «Свободный день в нашей семье» [1].

Проведение целевой работы с родителями детей с ОВЗ может дать положительные результаты, если учитель сам является примером толерантного и уважительного подхода к родителям и детям, демонстрирует образец гуманного взаимодействия с семьей. Сегодня дети с особыми образовательными потребностями не обязательно учатся в специальных учреждениях, напротив, они могут получить образование и лучше приспособиться к жизни в обычных школах при соблюдении определенных условий. И главное, качественно меняется отношение общества к обучению и развитию детей с ОВЗ [4].

Мы считаем, что именно благодаря активной и демократической позиции классного руководителя возможно сгладить острые углы в общении родителей здоровых учеников и обучающихся с особыми образовательными потребностями. Открытый конструктивный диалог заложит основы для сотрудничества детей и взрослых на дальнейшую перспективу; способствует расширению контактов между одноклассниками независимо от имеющихся отклонений в развитии; вовлечению нормально развивающихся школьников и их сверстников с ОВЗ в совместную творческую деятельность; разрушению негативных установок о людях с особыми потребностями.

Список литературы

  1. Адаптивные ресурсы детей с ограниченными возможностями: теория и практика / Л. Е. Курнешова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 5. - С. 4-10.
  2. Бритаева, З.М. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе / З.М. Бритаева // Сибирский педагогический журнал. – 2017. - №2. – С. 243-246.
  3. Гибадуллин, Н. В. Формирование семейных традиций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи / Н. В. Гибадуллин //  Вестник Костромского государственного университета, 2014. № 6.- С. 268-271
  4. Степанова, М.С., Макарова, Т.С. Особенности инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М.С. Степанова, Т.С. Макарова // Интернаука. – 2017. – 2017. - №2-1 (6). – С. 48-51.
  5. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачёва. - М.: Национальный книжный центр, 2017.- 114 с.
  6. Уланова, С.А., Карманова, Н.В., Шарафуллина, Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / С.А.Уланова, Н.В. Карманова, Ж.В. Шарафуллина // Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков / сост.: Н.Г. Торлопова.‒ Сыктывкар: КРИРО, 2017 ‒ С. 150-155
  7. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие/ под ред.С.В. Васильевой. - СПб.: ВВМ, 2015. - 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки....

Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»

На современном этапе образования при организации психологического родительского всеобуча наиболее эффективными являются активные формы работы, включающие родителей в проблемные ситуации, обеспечивающи...

Влияние музыки на формирование личности ребенка

laquo;Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них». (В.Г. Белинский)...

Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»

Родительское собрание , на котором рассматриваются различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят....

Доклад на тему: «Влияние семейных традиций на формирование личности ребёнка»

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех обще...

Влияние позиции семьи на формирование личности ребенка

Семья играет очень важную роль в жизни любого человека. От отношения родителей к ребенку зависит дальнейшее формирование его личностных черт. Этот процесс во многом зависит от того, как удовлетворяютс...

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка

Принципы семейного воспитания,  методы и приёмы воспитания, живой родительский пример, семейная любовь, семейные ценности....