Ежели вы вежливы...Путешествие в страну ЭТИКЕТ .
план-конспект занятия (2 класс)

Кудрявцева  Елена  Валентиновна

 Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как вести себя за столом, что подарить, как общаться, как вести себя в общественных местах… Проверить уровень знаний, пополнить их запас вам поможет мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ "ЭТИКЕТ"».

Это занятие проводится в форме увлекательного путешествия, где задействованы обучающиеся 2 класса , педагоги и библиотекарь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezheli_vy_vezhlivy.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ежели вы вежливы

Путешествие в страну «Этикет»

Цель занятия:

Содействовать вежливому общению детей с окружающими; способствовать развитию памяти, внимания, воображения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Задачи:

Стремиться прививать интерес к чтению и художественной литературе; способствовать развитию познавательной активности, актерских способностей; способствовать развитию речи учащихся.

Ход занятия:

Воспитатель:

(дети заходят в класс под песню из мюзикла «Волшебное слово», рассаживаются)

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Здравствуйте! Мы рады видеть вас в нашем классе! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами? Кто был внимательным догадается, а песенка Алеши из мюзикла «Волшебное слово» вам подскажет. (Ответы детей.)

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну «Этикета».

Слайд 1

Нам всегда приятно иметь дело с воспитанными людьми, и мы испытываем определенные неудобства, общаясь с людьми невежественными. И это понятно. Человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.

Что такое «этикет»?
Это каждый знает:
То нельзя и сё нельзя.
Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьёзное дадим определенье.

А поможет нам в этом разобраться Марина Викторовна – библиотекарь.

Слайд 2

Библиотекарь:

Этикет – это правила поведения человека в обществе среди других людей. Это слово произошло от французского названия карточек – «этикеток», которые вручались гостям на одном из пышных и изысканных приемов у короля Франции Людовика XIV. Эти «этикетки» содержали некоторые обязательные правила поведения на приеме. 

Сейчас мы с вами попытаемся представить, как это может выглядеть в библиотеке. (раздаем карточки с правилами поведения в стенах библиотеки; ребята по очереди зачитывают их). 

•        В библиотеке вести себя надо так, чтобы не мешать другим.

•        Сидя в читальном зале, не разговаривай с соседями даже шепотом — этим ты мешаешь заниматься другим посетителям.

•        Читая книгу, не загибай страницы, не мусоль пальцами уголки, не пиши на полях, не перегибай книгу пополам — пусть после тебя она останется такой же чистой, как была.

•        Вовремя сдавай книги в библиотеку!

•        Не забывай благодарить библиотекарей за подобранные для тебя издания.

•        Помни автора и название книги.

•        Четко и коротко называй тему.

•        Не забывай говорить "до свидания» работникам библиотеки.

•        Входя в библиотеку, не хлопай дверью, а осторожно прикрой ее.

•        Мальчики должны снимать головной убор в помещении библиотеки.

•        Всегда здоровайся первым с сотрудниками библиотеки.

•        Выучи часы работы библиотеки, приходи и уходи вовремя.

Воспитатель: 

Кто знает, что такое этикетка? (Дети отвечают).

Яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете.

А вот жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде являются своеобразной «этикеткой» человека.

Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда. Достаточно простые правила поведения будут понятны и русским, и французским, и английским, и испанским, и американским, и немецким, и многим другим мальчикам, и девочкам. 

Сейчас Юрий напомнит нам, что такое этикет? (А. Степанов)

Что такое этикет?

Это — можно,

Это — нет...

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике —

У людей на языке. <...>

Очень просто жить культурно:

Все прекрасно, что не дурно.

Ребята, не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки наши должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть. Давайте погорим о поступках с позиции вежливого человека. Вам задание-определите правильность решения в следующих ситуациях:

Слайд 3 Ситуация 1

Однажды в автобус номер восемь сели две подружки, Анжела и Вероника. Они возвращались из школы и бурно обсуждали события, которые были в школе. На остановке в автобус зашла бабушка Люся.

Все места для сидения были заняты.

Слайд 4

Вероника сказала: «Я так устала пока мы бежали на остановку!» - Но она же старенькая! – сказала Анжелика, встала и уступила бабушке место. Старушка улыбнулась и сказала: «Спасибо».

Слайд 5

До своей остановки девочки ехали молча, каждая думала о своем.

Как вы полагаете, о чем они думали? (Обсуждение)

Слайд 6 Ситуация 2

Одна девочка жаловалась маме:

Во дворе меня один мальчишка зовет Галька.

А ты как его зовёшь? - спросила мама.

Я ему просто кричу:

«Эй, ты!» Права ли Галя? (Обсуждение)

Библиотекарь:

Ребята, вспомните, кого мы называем вежливым? (Ответы детей.) А вот как ответил детский писатель С.Я. Маршак. В стихотворении «Ежели вы вежливы»

Слайд 7

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы , то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать , как две сороки.

Ежели вы вежливы , то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете

В опрятном , не изломанном и целом переплете.

И ежели вы вежливы, -тому . кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Во время перемены вы, ребята, должны отдохнуть, мысленно приготовиться к следующему уроку.О том, как вы себя ведете на перемене,что делаете, хорошо рассказал Борис Заходер

Слайд 8

Воспитатель: (читает стихотворение) 

Перемена! Перемена!

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог —

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок.

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним б-о-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

Ваське, Кольке и Сережке,

Покатился кувырком.

На перила сел верхом.

Лихо шлепнулся с перил.

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачу. —

Словом, сделал все, что мог!

Ну, а тут — опять звонок...

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем!

— Ничего, — вздыхает Вова,

На уроке отдохнем.

Знакома ли вам такая картина? Не приходилось ли встречать на переменах таких ребят? А кто нам сможет сказать, как правильно вести себя на переменах в школе? (Ответы детей.) 

Слайд 9

Библиотекарь:

А теперь повторим в форме игры, что можно и чего нельзя делать на переменке. Если вы согласны с правилом, хлопайте в ладоши, если нет — топайте ногами. Итак, школьники и школьницы, соблюдающие этикет на перемене:

  • не жуют жевательную резинку, разговаривая с кем-нибудь;
  • выплевывают жевательную резинку на пол, прилепляют ее к стулу, столу, стене, школьной парте;
  • с опозданием сдают книги в школьную библиотеку;
  • всегда помнят, что эти книги будут потом читать другие люди, поэтому никогда не загибают страницы, не рвут их, ничего не пишут в книге, не мусолят углы пальцами;
  • ходят по школе только в сменной обуви;
  • бегут, расталкивая всех локтями, в столовую;
  • не обижают маленьких, не задирают старших;
  • бросают на пол обертку от жевательной резинки или конфет, кожуру фруктов, шелуху семечек;
  • никогда не кричат, не ругаются нецензурными словами, не смеются громко, не размахивают руками.

Ну вот, молодцы, ребята, умеете дружно работать, дружно отвечать, дружно играть.

Воспитатель:

А какие волшебные слова вы знаете? (дети перечисляют)

Слайд 10

По темам:

Приветствие - здравствуйте, добрый день, доброе утро, привет, добро пожаловать

Извинения – простите, виноват, не держите зла, прошу прощения, извините, сожалею.

Просьба- пожалуйста будь добра, будьте так любезны, не сочтите за труд, разрешите вам помочь.

Благодарность- спасибо, благодарю.

Во время еды – угощайтесь, приятного аппетита.

Прощание-до встречи, до свидания, счастливо оставаться, доброго пути, будь здоров, спокойной ночи, сладких снов, приятных сновидений.

Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомним сказку К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха":

Слайд11   

Приходили к мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застежки золотые.

Давайте посмотрим, как принимают подарок и благодарят за него три мухи. (Выходят три девочки и каждая «обыгрывает» свои слова). Блошки дарят сапожки.

Муха 1: У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки.
Эти я отдам сестре, что живет на той горе.

Муха 2: Вам спасибо, мои блошки.
За прекрасные сапожки.
О, какое будет горе.
Если мне они не впору...

Муха 3: Вот спасибо! Ай да блошки!
Что за чудные сапожки!
Буду век я их носить и подруг благодарить!

(Обсуждаются все три варианта.)

Библиотекарь:

Есть одна игра для вас. Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте. Где отгадка – там конец. Кто подскажет –молодец!

Слайд 12

Я люблю покушать сытно.
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все и без разбора, потому что я ... (Обжора).

Слайд 13

Ну, а я ленив и скучен, я с платочком неразлучен.
Не люблю играть и петь, мне бы лучше пореветь.
Главный нытик я из класса, а зовут меня все... (Плакса).

Слайд 14

Не люблю я, братцы, мыться.
С мылом, щеткой не дружу.
Вот поэтому, ребята.
Вечно грязный я хожу.
И сейчас не потому ли назовут меня ... (Грязнулей).

Слайд 15

Честно я скажу ребятам:
Быть опрятным, аккуратным
Очень трудно самому!
Сам не знаю, почему?
Вещи всюду я бросаю и найти их не могу...
Что схвачу, в том и бегу.
Где штаны? А где рубаха? Я не знаю, я ... (Неряха).

Слайд 16

Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил.
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я для всех уже больной.
Трудно ждать конца урока.
А зовусь я ... (Лежебока).

Слайд 17

(обращается к воспитателю) - А вам такие ребята нравятся? Вдруг эти неряхи и лентяи понравятся ребятам? Вдруг наши ребята захотят с ними дружить? И начнут брать с них пример?

Воспитатель: Придется спросить у ребят... (дети отвечают стихами)

Все мы любым умываться и опрятно одеваться.
Солнце, воздух и вода —
Наши лучшие друзья.
К спорту мы неравнодушны, аккуратны и послушны.
И любимые продукты:
Витамины, соки, фрукты...
Мы сильны, крепки, красивы —
Всем на зависть и на диво.
Хором скажем вам сейчас:
Нет им места среди нас!

Это здорово, что ребята хотят быть вежливыми! Ведь это зависит только от вас!

Я вам сейчас расскажу притчу:

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. (как бы вы ответили?) Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Вот и в ваших руках ваша судьба, учиться быть вежливыми, аккуратными, воспитанными, нужно только над этим трудиться.

Слайд 18

Библиотекарь:

А теперь улыбнемся и посмотрим сценку из журнала «Ералаш» снятому по стихотворению поэта Олега Григорьева «Гостеприимство». Вдруг кто-то и себя узнает там!

А где можно найти правила этикета, как вы думаете? (ответы детей) 

Слайд 19

А сейчас я вам расскажу какие книжки помогут человеку овладеть этикетом. (Проводит обзор книжной выставки) «Искусство жить красиво».

Воспитатель: (подводит итог занятия) Чем же мы сегодня занимались на занятии? Что узнали нового для себя?

Слайд 20

Закончи фразу…

Сегодня мы говорили…

Я узнал…

Было интересно...

Я понял, что…

Мне захотелось…

Я попробую…

Список литературы:

  1. Цаплина Е.А. Ежели вы вежливы / /Е.А. Цаплина // Читаем, учимся, играем , 2003.- № 6 .- С.73-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Путешествие по стране этикета.

Программа для проведения кружка в 1 классе общеобразовательной школы....

Путешествие по стране этикета

Программа внеурочной деятельности, расчитанная на 4 года (1-4 классы)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

Программа дополнительного образования общекультурной направленности "Страна этикета"

Программа дополнительного образования общекультурной направленности "Страна этикета" для 1-4 классов...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

"Путешествие в страну Этикета"

Сценарий внеклассного мероприятия....