МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
проект (3 класс)

Дядич Валентина Геннадьевна

ПРОЕКТ. "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА".-3 КЛ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarodnyy_den_rodnogo_yazyka.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА».

                                                                        План работы

1 ГРУППА- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О ПРАЗДНИКЕ.

                                                                                  2 ГРУППА – ПИСАТЕЛИ О ЯЗЫКЕ.

                                                                                  3 ГРУППА – ПОСЛОВИЦЫ О ЯЗЫКЕ.

                                                                                  4 ГРУППА – ЧТО ЗАСОРЯЕТ НАШУ РЕЧЬ.

                                                                                  5 ГРУППА – ЧТО ДЕЛАЕТ НАШУ РЕЧЬ КРАСИВЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕЕ.

Цели и задачи исследования:

1.Изучить литературу по вопросам:

  • Писатели о языке (подбор цитат)-инд. задания
  • Пословицы о языке (подбор пословиц)- работа в парах
  • Что засоряет нашу речь (работа в группах)
  • Что делает нашу речь красивее и правильнеее (работа в группах)

2. Выяснить, почему начали праздновать этот праздник.

3. Вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка.

4. Воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа.

5. Формировать навыки работать самостоятельно, в парах и группах.

Гипотеза

  • Нужен ли такой праздник «День родного языка»?
  • Почему он считается международным?

  • Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Сегодня мы будем говорить о языке, как о средстве общения. 
  • В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
  • Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.
  • А большинство языков не имеют никакого «официального статуса» - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…
  • Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.
  • В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.
  • В России проживают носители различных языков, государственным является один язык – русский,

1 ученик

Следует отметить, что 21-е февраля выбрано датой празднования Международного дня родного языка в 2017 году – не случайно, а из-за событий, произошедших в восточном Пакистане (ныне Бангладеше) в 1952 году. В этот день погибли студенты, вышедшие на демонстрацию за сохранение родного им языка бенгали. Они были расстреляны пакистанскими полицейскими.

2 ученик

Именно для сохранения и поддержания всего многообразия языкового потенциала планеты Международный день родного языка (InternationalMother Language Day), провозглашенный 17 ноября 1999 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости языка! Многие великие люди переживали, что русский язык засоряется иностранными словами: Пушкин, Тургенев, Ленин, Белинский.

ПИСАТЕЛИ О ЯЗЫКЕ

  • Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. —  Проспер  Мериме - французский писатель и переводчик. 
  • Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого. А. С. Пушкин- писатель.
  • По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. -  Антон Павлович Чехов- писатель.
  • Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. 
  • Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
  • Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.  — Виссарион Григорьевич  Белинский-литературный критик.
  • Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде. — Федор Михайлович  Достоевский- писатель.
  • Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
  • По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
  • Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
  • Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…  — Константин Георгиевич Паустовский - писатель.
  • Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. — Михаил  Александрович  Шолохов – писатель и общественный деятель.
  • Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.
  • Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. 
  • Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.  — Алексей Николаевич Толстой – писатель и общественный деятель.
  • Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 
  • Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. — Александр Иванович  Куприн – писатель. 
  • Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький- настоящее имя -Алексей Максимович Пешков).
  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
  • Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». — Иван Сергеевич Тургенев – поэт, писатель, переводчик.

ЧТО ЗАСОРЯЕТ НАШУ РЕЧЬ.

СЛОВА-СОРНЯКИ, ИЛИ СЛОВА-ПАРАЗИТЫ.

Часто приходится слышать в речи такие слова паразиты («значит», «в общем», «прямо скажем», «можно сказать», «в принципе», «одним словом», «понимаете», «ну», «вот», «ещё», «это», «как его», «короче», «короче говоря», «как говорится», «Э-э-э», « понимаете ли», «так  сказать» и другие. Такое обилие в речи слов-сорняков, превращаются в паразитический словесный материал, что свидетельствует о бедности лексикона говорящего, об отсутствии значительных мыслей и незнании предмета речи.

                                                    ПЯТЬ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК.

  1. Использование лишних букв в словах. 

Мы не удивляемся, когда во время разговора в словах пропадают звуки: никому не приходит в голову четко произносить празДник или лесТница. Но вот лишние буквы в письме и звуки в речи также плохи, как и лишние килограммы. Запомните: дерматин, а не дермаНтин, инцидент, а не инциНдент, компрометировать, а не компромеНтировать.

  1. Неправильная постановка ударения. 

Кроме пресловутых ошибок звОнишь вместо звонИшь, многие «угощают кусочком тортА» вместо тОрта, сливОвым пирогом вместо слИвовым и салатом из свеклЫ вместо свЁклы, подписывают договорА, вместо договОров, считают Машу красивЕе Даши, а не красИвее, и любят бАловать детей, хотя нужно баловАть.

       3. Употребление глаголов в неверной форме. 

Слов «побежу» и «победю» не существует. Просто запомните это. Глагол «победить» не имеет формы первого лица в будущем времени. Как быть? Стройте фразу иначе, например, скажите: «одержу победу». Это касается и чудного слова «пылесосю» - так говорить не стоит.

     4. Неправильное употребление рода существительных. 

Ваша кухня преобразилась к весне не из-за новой тюли на окнах, а из-за нового тюля. И во французском языке, откуда слово родом, тоже. Да и дорогой шампунь предпочтительнее, чем дорогая шампунь. Слова шампунь, тюль –мужского рода.  А вот пальто – среднего рода, да еще и не склоняющееся во множественном числе. Поэтому никаких ярмарок польт. Наступить можно на больную мозоль, а не на больной мозоль, как довольно часто говорят.

     5. Ошибочное склонение числительных. 

Это одна из самых частых ошибок в речи, которую можно услышать даже из уст политиков, актеров, чиновников и журналистов. Даже многие люди с высшим образованием теряются, когда нужно просклонять числительные и не ошибиться при этом. На распродаже вам может не хватить не три тысячи четыреста сорок рублей для покупки платья мечты, а трех тысяч четырехсот сорока рублей. Потому что в составных количественных числительных склоняется каждое слово. А вот если вы стоите в очереди на жилье, то по списку вы три тысячи четыреста сороковой, поскольку речь уже о составных порядковых числительных и, по правилам, в них склоняется только последнее слово.

Сомневаетесь, как правильно? Хотите узнать, верно ли вы ставите ударения? Есть желание воспользуйтесь специальной формой «вопрос-ответ» и получите консультацию от авторов и экспертов проекта «Уроки русского».

                                                         ЧТО ДЕЛАЕТ НАШУ РЕЧЬ КРАСИВОЙ И ПРАВИЛЬНОЙ?

Красота речи определяется тремя факторами:

  1. Звучание. Это не только приятный тембр голоса, но и сила звука, гибкость интонации, чеканность произношения.
  2. Чистота. Отсутствие междометий, придыханий, слов-паразитов и других слов, без которых можно обойтись.
  3. Богатство. Определяется разнообразием используемых речевых конструкций. В основном зависит от словарного запаса и эрудиции,

СОВЕТЫ

Чтение классической литературы

Чтение – это не просто совет, это условие. Речь нечитающих людей бедна, однообразна и не всегда отличается грамотностью. Особенно это заметно у тех, чьи друзья, родители и близкие люди также не питают любви к литературе. Объяснить это можно мудрой русской пословицей: с кем поведешься, от того и наберешься. Речь постоянно обогащается: все, что вы читаете или слышите в чужой речи, проходит через подсознание. Новые речевые конструкции, слова и интонации задерживаются и пополняют ваши запасы. Часто вы замечаете новые особенности речи, когда уже не можете без них обойтись.

Избавление от слов-паразитов

Слова-паразиты не случайно носят именно такое название. Паразит – это существо, живущее за чужой счет, не приносящее пользы, ненужное и даже вредное. Слова-паразиты съедают внимание вашего слушателя, отвлекают от главной мысли иногда настолько, что собеседник начинает их считать. Представьте, как это глупо: вы вкладываете душу, чтобы поделиться чем-то интересным и важным, а ваш друг подсчитывает сказанные «короче» и «это самое».

Удерживание внимания слушателей

Главная функция красивой речи – это способность притягивать внимание собеседника. Красноречивого рассказчика всегда хочется слушать, такой человек без труда становится душой компании, у него много друзей и он редко бывает один. Секрет притягательной речи прост: это вовлеченность в процесс рассказа. Чем ярче горят глаза у рассказчика, чем сильнее он хочет заинтриговать и удивить своего слушателя, тем ощутимее результат. Освоить это искусство и выработать красноречие можно, посещая курсы грамотной речи, и на занятиях по актерскому мастерству, а состоит оно из трех главных факторов:

  1. Яркие интонации. Через интонации слушателю передаются эмоции, он получает возможность наслаждаться рассказом не только на информативном, но и на чувственном уровне или уровне сопереживания.
  2. Событийность. Вопрос заинтересованного слушателя звучит так: «что произошло дальше?» Ответ на него – и есть событие, то есть то, ради чего затевался весь рассказ. В интересном рассказе событий много, рассказчик мастерски ведет слушателя от одного к другому, не давая расслабиться и заскучать.
  3. Структура и логика. Грамотно поставленная речь легче воспринимается. Без структуры она превращается в нагромождение информации, ориентироваться в которой трудно и утомительно. Логика же позволяет верно расставлять акценты, выделять важные моменты рассказа и оттенять второстепенные. Логика обнажает мысль.

Публичные выступления и точность, как качество грамотной речи

Независимо от типа и цели выступления, это всегда настоящий экзамен для ваших навыков говорить красиво и правильно. Выступать перед публикой морально труднее, т. к. это большая ответственность. Кроме того, здесь нельзя взять паузу, пока говорит собеседник. Выступление существенно повышает требования к качеству звучания речи и постановке голоса: здесь придется говорить громко и чеканить каждое слово, чтобы быть услышанным и понятым.

С другой стороны, это лучшая практика. Если у вас есть возможность (в дополнение к регулярному чтению и работой над чистотой речи) выступать перед любой публикой, обязательно делайте это. С каждым новым выступлением следующее будет даваться легче, достигнутые результаты будут закрепляться, а еще вы всегда сможете получить оценку со стороны. Все это поможет развить грамотную речь у взрослого человека.

Советы и упражнения

Читайте классическую литературу вслух, с выражением и громко. Представьте, что вы актер – именно так занимаются студенты в актерских школах.

Не пренебрегайте тренингами, ведь только педагог может правильно оценить вашу работу и задать оптимальное направление. Для речи пригодятся тренинги психологии общения и ораторского искусства, где вам привьют правильные манеры общения.

Как можно больше говорите, общайтесь, рассказывайте. Речевой аппарат, голос и дикция нуждаются в разработке. Чем чаще вы ими пользуетесь, тем лучше владеете.

Пойте. Пение развивает интонационную гибкость и хорошо сказывается на голосе.

Окружите себя интересными людьми с поставленной речью. Будет с кем обсудить новую книгу. Кроме того, в такой компании вы точно не нахватаетесь слов-паразитов.

ВЫВОДЫ

  • Нужен ли такой праздник «День родного языка»?
  • Почему он считается международным?

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Международный день родного языка» 3 класс

Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных знаний....

Международный день родного языка

Урок-разработка по русскому языку, как для обяснения нового материала, так и для использования во внеклссной работе....

Международный День родного языка

21 февраля 2013 года второклассники 457 школы Выборгского района г. Санкт-Петербурга отметили Международный день родного языка.Этот праздник стал завершением предметной недели в начальной школе.Учител...

"Международный день родного языка"

Данный метериал пдойдет для организации и проведения внеклассного мероприятия по теме "Международный день родного языка"...

Внеурочное мероприятие "Международный день родного языка"

Внеурочное меропиятие "Международный день родного языка" проводится 21 февраля для учащихся начальных классов....

Международный день родного языка. 2 класс. Классный час.

Здравствуйте!Представляю Вашему вниманию разработку классного часа, посвященную Международному дню родного языка.Во время данного классного часа вы:1.     познакомите ребят с празд...

Международный день родного языка.

Урок русского языка во 2 классе....