Конспект занятия "Вода для Санкт-Петербурга"
план-конспект занятия (3 класс)

Птюшкина Галина Николаевна

Занятие разработано для учащихся начальной школы с использованием технологии развития критического мышления; с целью ознакомления учащихся с водоснабжением Санкт-Петербурга и пригородов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_dlya_bolshogo_goroda.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Вода для большого города»

(с использованием технологии развития критического мышления)

        

Автор: Птюшкина Г.Н.,

педагог дополнительного образования

Адресат: учащиеся начальной школы (3-4 класс).

Цель занятия: познакомить учащихся с водоснабжением Санкт-Петербурга  и пригородов, как очищается питьевая вода и сточные воды.

        Задачи: формировать у учащихся знания о процессе подготовки воды потребителям, познакомить учащихся с процессом утилизации отходов в ходе очистки сточных вод; развивать понимание факторов, определяющих расходы на подготовку питьевой воды; способствовать формированию отношения к воде как наиболее ценному ресурсу, который надо беречь и экономить.

        Ход занятия:

        Вызов. Для погружения ребят в заданную тему проводится прием  «Верные и неверные утверждения».

Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга, а педагог между ними. Задание: если дети согласны с высказыванием, то встают слева от педагога, а если нет. То справа. Педагог комментирует высказывания после перехода.

Примерные высказывания:

  • «Мы можем прекрасно прожить без воды»;
  • «Жизнь всех организмом связана с водой»;
  • «Люди на 70 % состоят из воды»;
  • «Человек может прожить без воды 100 дней»;
  • «Санкт-Петербург берет воду для горожан из Невы»;
  • «Для своих нужд человеку достаточно трех литров воды в день»; «Мы много пользуемся водой».

Действительно, мы много пользуемся водой. И наша жизнь тесно связана с ней. Поэтому сегодня на занятии предлагаю поговорить о воде.

        Осмысление. Прием «Мозговая атака: мысли по кругу» для обсуждения вопросов: «Для чего мы используем воду?  Откуда же приходит вода к нам в город?  Из какого водоема, находящегося рядом с городом, мы не можем использовать воду и почему?»

        Педагог просит команды обсудить, может ли город жить без воды? Где используется вода?  В этой части занятия можно использовать прием «Кластеры». Составление «гроздьев» на тему: «Как работает вода в нашем городе?». Центральный круг с основной темой, от которого отходят  линии к другим кругам, в которых обозначаются связанные с темой понятия: использование для бытовых нужд (дома); судоходство; отдых (купание, рыбалка); фонтаны; использование в промышленности; использование в качестве теплоносителя в системе отопления и т. п.

        А теперь подумаем о том, как очищается питьевая вода в нашем городе.  Прием «Цветок лотоса». Для работы  каждому учащемуся педагог раздает карточки и объясняет, что на карточках изложен процесс подготовки питьевой воды. В течении нескольких минут учащиеся должны распределить карточки на цветок лотоса, лепестки которого пронумерованы от 1 до 7, а в центре надпись: «Процесс подготовки питьевой воды». По окончании проводится обсуждение, представляется правильный вариант с комментарием педагога:  1). Подготовка воды с глубины Невы на очистные сооружения (использование мощных насосов); 2). Удаление крупного мусора, содержащегося в воде (пропускание воды через специальные решетки); 3).  Обеззараживание воды – уничтожение бактерий (добавление гипохлорита натрия, который, растворяясь, выделяет хлор); 4). Дополнительное обеззараживание воды – уничтожение бактерий и вирусов (ультрафиолетовое облучение); 5).  Отделение взвешенных примесей, чтобы сделать воду более прозрачной (добавление специальных химических веществ, которые заставляют мелкие частицы соединяться вместе, образовывать хлопья и оседать); 6) Очистка воды от примесей (воду пропускают через гравий и песок; взвешенные в воде частицы прилипают к песчинкам, и вода становится прозрачной; 7).  Отправка воды потребителям (мощные насосы закачивают чистую воду в водопроводную систему).

        Подчеркнуть, что технологии подготовки питьевой воды требуют расходов энергии и химических веществ. Эти расходы, в конечном счете, составляют стоимость воды для потребителей, то есть для нас с вами.  

        С помощью приема «Мозговая атака: атака вслепую» попросить учащихся ответить на вопрос: «Куда уходит использованная вода и что вы знаете о системе очистки воды?».

Правильно, вода уходит в канализацию. В настоящее время около 85 % воды, поступающих из домов и стоков некоторых предприятий, а также талой и дождевой воды, попадающей в канализацию, поступает на очистные сооружения и проходит все этапы современного технологического цикла очистки. Этот процесс занимает около 11 часов. Для приема и транспортировки сточных вод в Санкт-Петербурге используется система канализационных трубопроводов, которые транспортируют стоки в канализационные коллекторы. Вода, которая попадает в коллекторы – это грязная жидкость, содержащая остатки пищи, средства бытовой химии, песок, фекалии, мусор, масла, а нередко  и ядовитые вещества, например, кислоты. Все эти примеси должны быть удалены из воды, прежде чем она может вернуться в естественный круговорот. С этой целью в Санкт-Петербурге работает система очистных сооружений.

Вода приходит на очистные сооружения на большой глубине, обычно около 50 метров. Перед тем, как отправить воду на очистку, ее необходимо поднять на поверхность с помощью электрических насосов. Поднятую воду процеживают через металлические решетки, на которых оседает основное количество твердого мусора. Здесь остается бумага, куски дерева, очистки, все, что людям приходит в голову отправить в канализацию. После очистки от крупных примесей вода очищается от песка. Для этого скорость ее потока резко замедляется, и песок оседает на дно. Чтобы дать осесть более мелким и легким частицам, вода отстаивается в огромных чашах – отстойниках. Образовавшийся на дне осадок перекачивается для захоронения или сжигания. Чтобы удалить из воды оставшиеся органические вещества, ее подвергают биологической очистке. Для этого готовят специальную смесь микроорганизмов, называемую «активный ил». Эти организмы с удовольствием поедают содержащуюся в воде органику, но для того, чтобы потом удалить «активный ил» из воды, воду еще раз отстаивают – во вторичных отстойниках. Очищенную воду выпускают обратно в природу – в Финский залив.

        Рефлексия. Прием «Синквейн». Составить синквейн на тему «Вода».

Литература:

1.        Корякина, Н. И. Вода в Санкт-Петербурге: сегодня и завтра. Методические рекомендации для педагогов / Н. И. Корякина, П. Н. Кириллов. – СПб., 2008. – 27 с., прил.

2.        Корякина, Н. И., Уроки воды: Вода + Я = друзья. Методические рекомендации / Н. И. Корякина Е.,  Г. Иванова. – СПб., 2007. – 15 с.

3.        Рянжин, С. В. Новый экологический букварь / С. В. Рянжин. – СПб.: Анатолия, 2008. - 416 с.

4.        Симонова, Л. П. ключи от природы, или этические беседы по экологии. Учебно-методическое пособие / Л. П. Симонова. – М.: Агар, 2007. – 143 с.

5.        Юный эколог. 1 – 4 классы: разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

" Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу. Блистательный Санкт-Петербург".

занятие является  продолжением виртуальных экскурсий по городу на Неве. Занятие посвящено знакомству с Санкт-Петербургом. разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, ИЗО в начал...