Главные вкладки

    Применение метода интеллект-карт в урочной и внеурочной деятельности как средство развития мыслительных и творческих способностей младших школьников
    статья

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vosp_deyat_statya.docx25.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение метода интеллект-карт в урочной и внеурочной деятельности как средство развития мыслительных и творческих способностей младших школьников

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что приводит к изменению характера его общения и Я- концепции. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, однако, их формированию уделяется недостаточное внимание, хотя именно познавательные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира». С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим преподаватель должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом обучающемся жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Это помогает решить такая технология интенсификации обучения как интеллект – карта (ментальная карта).

          Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина - следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый). По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: "Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

    Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

    Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

    С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:

    • Развитие логического мышления;
    • Развитие творческого потенциала;
    • Формирование критического мышления;
    • Рост уровня обученности;
    • Повышение мотивации;
    • Сохранение здоровья.

    Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами:

    • Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
    • Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект- карт".
    • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

    Систематическое применение интеллект - карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • знаково-символические моделирование–преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование, замещение, декодирование);
    • умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
    • анализ объектов с целью выделения признаков;
    • синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих элементов;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
    • подведение под понятия, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений.

    Правила создания интеллект-карт:

    • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
    • Используйте печатные буквы.
    • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
    • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
    • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
    • Делайте главные линии плавными и более жирными.
    • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
    • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
    • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
    • Старайтесь все слова располагать горизонтально.
    • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
    • Основная идея, проблема или слово располагается в центре, потому что таким образом мысль сможет развиваться во всех направлению без ограничений.
    • Для изображения центральной идеи можно использовать один рисунок, картину (одним рисунком можно выразить тысячу слов). Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс, воображение. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
    • Главные ветви соединяются с центральной идеей ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
    • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
    • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
    • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
    • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
    • Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.
    • Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.
    • Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
    • В создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.
    • Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы.
    • Карту можно составить как вручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

    Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект карты. В формате интеллект карт это выглядит примерно так: структура- образы- цвета-ассоциации. Интеллект карта легко усваивается человеческим мозгом, который мощнее любого компьютера.

    Законы построения интеллект-карты:

    • Четкая формулировка темы (идеи) интеллект-карты.
    • Графическое изображение темы (идеи) в виде центрального образа, рисунка.
    • Ассоциирование.
    • Группировка ассоциаций по определённым признакам.
    • Структурирование ассоциаций – подбор ключевых слов или ключевых фраз.
    • Графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу.
    • Заполнение графической структуры – добавление ответвлений.
    • Оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся со словами.
    • Выделение структуры – выделение ключевых ветвей цветными блоками.
    • Установление объективных связей между блоками или их элементами

    Практическое применение карт памяти

    1. Запоминание и хранение изучаемого материала в процессе создания карты памяти и самое главное то, что приобретенные знания легко восстанавливаются через неопределенный промежуток времени при прочтении данной карты, а на прочтение карты понадобится не более 10 минут.

    2. При создании очередной карты памяти время работы сокращается. – хорошая подготовка к экзаменам или контрольным работам. Времени для подготовки потребуется намного меньше, чем при традиционном способе.

    3. Интеллект - карты удобно использовать при написании научных работ и рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.

    4. Интеллект-карта может служить наглядным пособием для выражения своих мыслей, на уроках при объяснении нового материала, при подготовке домашних заданий, выступлении на конференциях и собраниях.

    5. Данную технологию можно использовать в любой сфере жизни, в любой профессии, может помочь логически выстроить свою деятельность.

    6. Способствует развитию творческого потенциала, который проявляется в научно-исследовательской деятельности учащихся, в участии во внеклассных мероприятиях и на уроках творческий подход делает обучение более ярким и интересным.

    7. Данная технология способствует формированию критического мышления, что проявляется в работе с различными источниками информации при создании собственной продукции (презентации, цифровые коллекции наглядных пособий к урокам и многое другое).

    8. Технология интеллект - карт помогает формированию у учащихся единой картины мира, это средство, оттачивающее культуру мышления, приводит мысли в порядок.

    Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

    Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

    В заключение, хочется отметить, что результаты диагностики показывают, что изучение предмета с помощью карт памяти дает более высокие результаты, чем традиционный способ. Изучаемый материал запоминается в большем объеме, и качество знаний повышается, так как весь материал темы прорабатывается учащимися в полном объеме и самостоятельно. Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.
    По опросам детей на подготовку к итоговому контролю по теме им потребовалось в среднем 25 минут. Учить ребят составлению таких карт можно даже с начальной школы (можно начинать в 1 классе).

    Следовательно, можно сделать выводы:

    1. Данная технология действительно экономит время и способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

    2. Неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации знаний учащихся по предмету, высокому качеству усвоенного материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.

    3. В результате систематической работы по созданию интеллект - карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности.

    4. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.

    5. Процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

    Главное достоинство метода - его универсальность, и то, что методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

    Список литературы

    1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
    2. Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
    3. [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения: 07.04.12)
    4. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски[Электронный ресурс] URL: http://www.iatnlp.ru(дата обращения: 07.04.12)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

    Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

    В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

    «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

    Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...