Проект. Театральная постановка русской народной сказки «Дочь и падчерица»
проект

Хлебак Любовь Анатольевна

Данный проект поможет учителям начальной школы в организации  театральных постановок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx64.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Проект

 Театральная постановка русской народной сказки «Дочь и падчерица»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:       

       Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем общества. Особенно эта проблема обостряется когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому, разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания, как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

      Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.     Ребята приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, а самое главное, учатся самокритике. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна. Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность нравственного воспитания. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и костюмы.

Проблема:

Боязнь публичного выступления.

Цель: научиться передавать эмоции мимикой, голосом и движениями в процессе работы над театральным проектом, чтобы преодолеть боязнь публичного выступления.

Задачи:

  • формирование познавательного интереса, развитие интереса к русскому народному творчеству;
  • расширение кругозора учащихся, развитие речи и воображения;
  • обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
  • формирование положительных личностных качеств: сочувствия, сострадания, взаимопомощи;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • формирование ценностей совместного творчества.

Результат: театральная постановка русской народной сказки «Дочь и падчерица»

  1. Подготовительный этап.

Деятельность учителя

- напоминает содержание сказки «Дочь и падчерица»;

  • проводит беседу о персонажах сказки: их особенностях, характерах;
  • предлагает постановку «Дочь и падчерица».                                                                               

 Деятельность учащихся:

  • слушают  сказку «Дочь и падчерица» в исполнении учителя; просмотр мультфильма;
  • участвуют в беседе: определяют особенности героев, их характеры,
  • принимают решение об участии в постановке сказки «Дочь и падчерица».

2. Организационный этап.

Деятельность учителя

  •  помогает детям распределить роли в спектакле;
  •  учитель работает над речевой составляющей роли;
  •  учитель работает над эмоциональным образом роли;
  •  обсуждает промежуточные результаты работы над проектом с детьми.                            

 Деятельность учащихся

  • распределяют роли для постановки спектакля;
  • разучивают слова с родителями;
  • учатся отображать характер и эмоции героев сказки.                                                                 

  2. Этап практической деятельности.

Деятельность учителя

- проводит репетиции (индивидуальные и групповые);

- учитель консультирует в изготовлении декораций (деревья, корзина, сундук…)

- родители изготавливают маски и подбирают костюмы;

Деятельность учащихся

- репетируют спектакль по сказке «Дочь и падчерица»;

-рисуют декорации к сказке;

- делают маски и костюмы совместно с родителями;

3. Презентация продукта.

Деятельность учителя

  • участвует в качестве музыкального руководителя сказки «Дочь и падчерица»

Деятельность учащихся:

  • Показывают спектакль для учеников 1 А класса;
  •  участвуют в школьном конкурсе «Театральные встречи»;
  • участвуют в районном конкурсе «Театральные встречи»;
  •  показывают спектакль в подготовительной группе МДОУ №5 «Сказка»

4. Подведение итогов.

Деятельность учителя

-  проводит рефлексию;

- обеспечивает поощрение актёров;

- предлагает новый проект.

Деятельность учащихся

- получают призы;

- участвуют в обсуждении темы нового проекта.

Дочь и падчерица

Сценарий для постановки
русской народной сказки

Действующие лица:

Старик
Машенька
Мачеха
Наташа
Собачка
Мышка
Медведь
Рассказчик

Слева деревенский дом, справа – избушка, посредине несколько деревьев. На втором плане поле и лес.

Дочь и падчерица. Вид сцены

Рассказчик

В безымянной деревушке
На пригорке у реки
С дочкой Машенькой в избушке
Жили-были старики.
Но однажды захворала
Мать и вскоре умерла.
Да одной беды, знать, мало –
Мачеха к ним в дом пришла.
Ведь хозяйство-то большое,
Где успеть все одному?!
И махнул старик рукою –
Молодую взял жену!
Ничего, что тоже с дочкой,
Будет Маше лучше с ней.
Думал, трудно в одиночку,
Оказалось, так трудней!

Из дома выбегает старик, на крыльцо выходит мачеха.

Мачеха (грозно)

Ах ты, дурень окаянный,
Глупая твоя башка!
Я везде тебя достану!
Где картошки два мешка?
Нечего сидеть без дела!
Если старый, помирай!
Погляди, изба осела,
Покосился наш сарай.
Да и дочь твоя – лентяйка,
Где она? Пускай пойдет
И до завтра, негодяйка,
Всю кудель перепрядет!

Старик

Машеньку ты зря ругаешь,
Ведь она весь день в делах.
Ты Наташку наряжаешь,
А мою не любишь!

Мачеха (возмущенно)

                                Ах,
Вот ты как! Да как ты смеешь
Так со мною говорить?
Ты об этом пожалеешь!
Хочешь всех нас уморить?
Дочь свою вези в лес темный,
Чай, там больше напрядет!
            
(в сторону)
Съест ее медведь огромный,
Дед лишь косточки найдет!

Старик плачет, Мачеха уходит в дом. На крыльцо выходит Машенька и обнимает отца.

Машенька

Не кручинься, я поеду,
Как-нибудь не пропаду.

Старик (плача)

Ненавижу бабу эту,
С ней живем мы как в аду!

Мачеха выглядывает из окна.

Мачеха

Я все вижу, я все слышу,
Быстро лошадь запрягай!
Дед, ну что ты еле дышишь?
В лес вези ее давай!

Из-за дома появляется лошадь, запряженная в телегу. Машенька и старик садятся. Старик погоняет лошадь. Лошадь медленно везет их к лесной избушке.

Старик

Эх, не повезло с женою,
Ты уж, доченька, прости.

Машенька

Завтра ты вернись за мною,
Да не плачь и не грусти!

Старик и Машенька (поют)

Где полынь да лебеда
Ходят горе да беда,
А за мной и тут и там
Ходит лихо по пятам.
Хоть не нужно мне оно,
Да не выбросишь в окно,
Не оставишь среди поля.
Знать моя такая доля!

Ноты и mp3-файл к этой песне вы можете скачать здесь: Песня «Где полынь да лебеда».

Лошадь останавливается. Старик и Машенька сходят с воза, лошадь скрывается за избушкой. Старик дает Машеньке мешочек.

Старик

Вот тебе крупы немного,
Вот огниво, вот кремень.
Оставайся, дочка, с богом,
Жди на следующий день.
Разведи огонь ты в печке,
Кашки чугунок свари!

Машенька

После ужина при свечке
Прясть я буду до зари.
Ты, отец, не беспокойся,
С легким сердцем поезжай.

Из-за избушки появляется лошадь. Старик сходит с крыльца, садится в телегу и оборачивается к Машеньке.

Старик

Дочка, ничего не бойся!

Машенька (весело)

А ты, батя, не пужай!

Машенька уходит в избушку. Старик едет на телеге домой.

Старик (поет)

Где полынь да лебеда
Ходят горе да беда,
А за мной и тут и там
Ходит лихо по пятам.
Бабы все ж оно не злей,
Вместе с лихом веселей,
Ведь не бьет и не бранит,
Да со свету не теснит!

Старик вместе с телегой скрывается за домом. Наступает вечер. Машенька выглядывает из окна.

Машенька

Как на улице темно
И как страшно Маше.
Надо бы закрыть окно.

Из-за деревьев появляется мышка, подбегает к крыльцу и смотрит на Машу.

Мышка

Дай мне ложку каши.

Машенька

Ой ты, Мышенька моя,
Ты развей мне скуку!

Мышка поднимается на крылечко и заходит в дом.

Голос Мышки

Что в горшочке у тебя,
Гречка? Ну-ка, ну-ка!

Мышка выбегает из дома с чугунком и садится на крыльце.

Машенька

Может, песенку споем,
Вместе помечтаем?
Посидим с тобой вдвоем,
Ночку скоротаем.

Мышка (поет)

Ночью желтая луна
Сказку нам расскажет,
Что есть где-то Сыр-страна
И Сыр-море даже!
Там из сыра корабли
Плавают куда-то.
Там мой сырный край земли,
Рыцарь в сырных латах.
Он откроет двери мне
Сказочного мира,
Где живу я в Сыр-стране
В домике из сыра.

Ноты и mp3-файл к этой песне вы можете скачать здесь: Песенка мышки про Сыр-страну.

Вдруг из леса появляется медведь и идет к избушке. Мышка роняет чугунок.

Медведь

Ну-ка, девица, туши
Свет в своем окошке.
Да не мешкай, поспеши.
Выйди из сторожки.

Мышка спускается с крыльца. Машенька выходит на крыльцо. Медведь протягивает Маше колокольчик.

Медведь

Вот держи, не оброни,
В жмурки поиграем.
Колокольчиком звени,
Я тебя поймаю.

Мышка

Дай платочек повяжу,
А не то обманешь.
Ведь понятно и ежу,
Жульничать ты станешь.

Мышка и Медведь уходят за дом. Потом Медведь возвращается с повязкой на глазах. Мышка подбегает к Машеньке и берет у нее колокольчик.

Мышка (Машеньке)

Ты не бойся, в жмурки мышь
За тебя сыграет.

Машенька прячется в дом и смотрит в окошко. Мышка звенит колокольчиком. Медведь пытается ее поймать.

Медведь

Шустрая какая, ишь,
Славно убегает!

Медведь и мышка играют в жмурки. Наступает рассвет.

Рассказчик

До утра играл медведь
С юркой мышкой в жмурки,
Стал с досады он реветь
И бросать в мышь чурки.
Но ни разу не попал,
Только уморился.

Медведь

Как ее я не поймал?
Вот конфуз случился!
Хватит, Маша, погоди,
Не могу, устал я.

Машенька выходит на крыльцо. Мышка отдает ей колокольчик и убегает за дом. Медведь снимает повязку.

Медведь

Да не бойся, подойди.
Раз уж не поймал я,
Подарю тебе коней
Чудных златогривых
Да еще сундук камней
Дорогих красивых.
Ладно, девица, прощай,
Мне пора в берлогу.
На медведя не серчай,
Оставайся с богом!

Медведь уходит. Машенька прячется в дом. Из дома слева выходит старик, из окна высовывается Мачеха.

Мачеха

Поезжай-ка, старый пень,
В темный лес проведать,
Что там делала весь день
Дочка дармоеда.

Из-за дома появляется лошадь, запряженная в телегу. Старик сходит с крыльца, садится в нее и медленно едет к лесной избушке. Из дома выбегает собачка.

Мачеха (ехидно)

Привезет старик назад
Падчерицы кости!

Собачка

Тяф! Везет он с нею клад,
Женихов жди в гости!

Мачеха (возмущенно)

Врешь, проклятая! Молчи,
А не то получишь!
Съел медведь ее в ночи!
Что ты воду мутишь?

Старик останавливается рядом с избушкой. Лошадь скрывается за ней. Вместо нее появляется тройка златогривых лошадей в богатой упряжи. На возу стоит золотой сундук. Из дома выбегает Машенька и обнимает отца. Они вместе едут обратно.

Собачка

Тяф! Тяф! Тяф! Везет старик
Машеньку с приданым.
А Наташку, хоть умри,
Замуж брать не станут!

Старик с дочерью подъезжают к дому. Мачеха бросается к возу.

Мачеха

Ах, какие жемчуга,
Скатные, морские!
Ах, какие бельчуга,
Камешки какие!

Машенька заходит в дом. Тройка скрывается за домом.

Мачеха

Эй, старик, вези скорей
В лес мою Наташу.
Ей подарят сто коней,
Не чета всем вашим.
Не один дадут, а пять
Сундуков с приданым.
Марш! Тебе я повторять
По сто раз не стану!

Мачеха вытаскивает из дома упирающуюся Наташу. Из-за дома выезжает их старая лошадь, запряженная в телегу. Старик и Наташа медленно едут к сторожке. Мачеха уходит в дом.

Старик (поет весело)

Как засохла лебеда,
Со двора ушла беда,
А я по полю пойду,
Себе новую найду.
Себе новую найду,
Да домой не поведу!

Старик и Наташа сходят с воза, лошадь скрывается за избушкой. Старик дает Наташе мешочек.

Старик

Вот тебе крупы немного,
Вот огниво, вот кремень.
Оставайся, дочка, с богом,
Жди на следующий день.

Из-за избушки появляется лошадь, Старик садится на телегу и уезжает. Наташа остается стоять на крыльце.

Наташа (капризно)

Не хочу сидеть в избушке,
Лучше дома на печи.
Я привыкла есть ватрушки,
Пряники да калачи.
А теперь придется кашу
Мне варить себе самой.
Стой, старик, возьми Наташу,
Отвези ее домой!

Старик подъезжает к своему дому и скрывается за ним вместе с телегой. Наташа со вздохом уходит в избушку и через некоторое время появляется в окошке. Наступает вечер. Из-за деревьев выбегает Мышка, подбегает к крыльцу и смотрит на Наташу.

Мышка

Здравствуй, милая Наташа!
Шла я по лесу, и вот
Чую, пахнет манной кашей.
Не смотри ты, словно кот,
Дай и мне хотя бы ложку!

Наташа (визжит)

Ой, спасите! Это мышь!

Мышка

Дай мне кашки, хоть немножко!

Наташа

Уходи отсюда! Кыш!

Мышка убегает обратно в лес. Наташа скрывается в избушке.

Рассказчик

Съела жадная Наташа
Целый чугунок одна.
И ни ложки манной каши
Мышке не дала она.
А потом легла на печку
Да заснула. А медведь
К ней явился на крылечко,
Начал под окном реветь.

Из леса появляется Медведь и идет к избушке.

Медведь

Ну-ка, девица, туши
Свет в своем окошке.
Да не мешкай, поспеши.
Выйди из сторожки.

Наташа выглядывает в окно.

Наташа (зевая)

Я в приданное хочу
Сто коней, нет двести!
Ты давай не по чуть-чуть,
А давай все вместе!
На крылечке положи
Сундуки со златом.
Я хочу на свете быть
Самою богатой!

Медведь (озадаченно)

Ладно, девка. Коли так,
Одарю по чести.

Мышка выглядывает из-за деревьев.

Мышка

Красная цена – пятак
Этакой невесте!

Мышка и Медведь скрываются в лесу. Наташа зевает и прячется в избушке. Наступает рассвет.

Рассказчик

Заглянул рассвет в окно,
И запели птицы.
Хоть пора вставать давно,
Сон Наташе снится:
Скачут тысячи коней
В золотых попонах,
На конях тех мчатся к ней
Короли в коронах,
Злато сыплют на нее,
Ну, а ей все мало…
Слышит вдруг, петух поет –
Сразу все пропало!
А Наташенькина мать
Так и не уснула.

Мачеха выходит из дома, толкая старика с крыльца.

Мачеха

Вот, бездельник! Хватит спать!
Чтоб тебя согнуло!
Быстро лошадь запрягай,
Привези Наташу,
Да смотри, не растеряй
Ты богатство наше!
С ней должно быть сто коней,
Да все не простые!
А еще должны быть с ней
Горы золотые!

Из-за дома появляется лошадь с телегой, старик садится и едет к лесной избушке. Мачеха заходит в дом и появляется в окне. Из-за дома выбегает собачка.

Собачка (ехидно)

Тяф! Тяф! Тяф! Твою Наташу
Без копейки дед везет!
А назло вам нашу Машу
Замуж царь себе возьмет!

Мачеха (возмущенно)

Врешь! Я слышу топот громкий!
Это наши сто коней!
Вот тебе кусок печенки!

Собачка

Не видать богатства ей!

Старик подъезжает к избушке и слезает с телеги. Его лошадь с телегой исчезают за избушкой. Старик поднимается на крыльцо.

Старик

Эй, Наташа, где ты, дочка,
Не случилось ли беды?

Из избушки выходит Наташа.

Наташа (зевая)

Где мои тут сундучочки?
Эй, несите все сюды!

Раздается грохот, и из-за избушки выезжает тройка черных коней-скелетов и телега, груженая камнями. Старик и плачущая Наташа садятся в нее и едут к дому.

Собачка

Тяф! Тяф! Тяф! Гляди, скелеты
Дочь твою домой везут!
А за принца этим летом
Нашу Машу отдадут!

Собачка убегает за дом. Мачеха выходит из дома. Телега с камнями останавливается перед ней. Наташа с плачем бросается ей на шею. Тройка коней-скелетов исчезает за домом.

Старик

Поделом же, так и надо –
Вам не дали ничего!
По заслугам и награда!
Прочь из дома моего!

Мачеха и Наташа, рыдая, убегают в лес. Из дома выходит Машенька. Старик обнимает ее.

Машенька

Жалко их.

Старик

Не надо, Маша,
Их напрасно не жалей!
Без завистниц в доме нашем
Жить нам будет веселей!

Конец.

Источники:

https://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-doch_i_padcherica.html©


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по русской народной сказке (в обработке Ушинского) для постановки спектакля "КУРОЧКА РЯБА"

Сценарий по русской народной сказке (в обработке Ушинского) для постановки спектакля "КУРОЧКА РЯБА"...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Сценарий к театральной постановке по мотивам русской народной сказки "Колобок – румяный бок"

Действующие лица: Рассказчица, Хор, Старик, Старуха, Колобок, Зайцы – 3, Волк, Медведь, Лиса...