"Новые возможности в работе с петербургскими школьниками в освоении музейно- культурного пространства"
статья (3 класс)

Макшакова Татьяна Васильевна

Данная методическая разработка описывает методику работы и организацию образовательного путешествия  как наиболее эффективную форму работы с учащимися в начальной школе под руководством учителя. Образовательные путешествия являются действенным средством развития познавательной активности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Новые возможности в работе с петербургскими школьниками в освоении музейно-культурного пространства»

Проблема включения восприятия младшего школьника в музейно - культурное пространство находит свое выражение в организации систематического посещения объектов культуры. Походы в музей - верный путь освоения культурного наследия. Школьнику предоставляется возможность работы в составе группы на музейной экспозиции и погружение в архитектурно-пространственную среду во время следования по историческому центру Петербурга. Отдельным направлением является экскурсия по городу с посещением памятных мест исторического, архитектурного или художественного значения. В эту группу входят и прогулки по садам исторического центра. Так ,комплекс "Русский музей" в свой состав включает Михайловский  и Летний сад. Целая программа изучения садов Русского музея разработана сотрудниками музея.

Я много лет включала в преподаваемые в начальной школе дисциплины предметы краеведческого характера, а сам курс

 " Краеведение" является одним из модулей внеурочной деятельности ,в котором ведётся систематическая работа. этот курс нестандартный. он не может укладываться в определённые рамки, потому что содержание этого курса во многом зависит от творческого отношения учителя и учащихся, от их эмоционального настроя. Самая главная задача курса не только дать определённую сумму знаний, а пробудить у учащихся любовь к родному городу, пробудить трепетное отношение к нему и осознание значимости себя как частицу этого города, возбудить потребность в изучении истории города, в котором живёшь. Знания, которые дети получат в данном курсе, ориентированы на такие направления, как онтологическое, ориентационное и аксиологическое , которые помогают сформировать собственную духовную позицию.

Однако немаловажным моментом  в познании истории и поэзии великого города является направление эмоционально-чувственной работы. В качественном функционировании указанного направления играет роль подачи материала и его восприятия. Зависимость педагога и ученика на- лицо: преподавание не может быть без души, равно как и познание абстрактных мыслей и понятий не подведёт ребёнка к важному этапу зарождения любви к своему городу. На этом основании предлагаемое преподавание курса включает в себя два аспекта: информационный и эмпативный. Изучение города должно быть активным. Опорными словами на занятиях являются: "Иди. Смотри. Думай". Как пример реализации образовательно - воспитательных задач курса краеведения предлагается образовательное путешествие.
   В отличие от экскурсий, образовательный маршрут разрабатывается педагогом для конкретной аудитории, избирая для исследовательского обзора небольшой участок города или загородной территории. Это могут быть несколько улиц, кварталов старинной застройки, парк, сквер, мосты и другие объекты. Обычно такое путешествие организуется недалеко и на знакомой местности. Оно может проходить в присутствии учителя или взрослых с небольшой группой детей. Главное, чем отличается образовательное путешествие от экскурсии - это позицией участников прогулки. Школьник, проходящий заданный маршрут, не ждёт, а сам задаёт себе вопросы и старается самостоятельно найти на них  ответы. Переход от позиции пассивного слушателя в активного открывателя - основное качество нового вида экскурсионно- познавательной деятельности подготовленных учащихся. Для организации и проведения запланированного путешествия необходим этап предварительного обучения. Этап подготовки берёт на себя преподаватель. Необходимо осмотреть выбранный путь следования группы, составить список вопросов - ориентиров, подготовить распечатки маршрутных листов по количеству человек или мини - групп.
   Изменение активности участника образовательного путешествия существенно влияет на результат экскурсионной деятельности. Если в традиционном варианте слушатель лишь изредка может задать вопрос экскурсоводу, то в образовательном путешествии он ищет ответы на вопросы постоянно. Весь маршрут построен в виде вопросов и инструкций к действию. Например, чтобы попасть к какому-либо объекту маршрута, нужно в выданном листе найти ориентиры (светофор, трамвайные пути, направление течения реки и другое), которые помогают выйти на правильный путь. Также побуждают  к действию задания: обозначь на карте, зарисуй фасад здания, выбери чётную сторону улицы и.т.д. Подобные задания и вопросы позволяют с интересом следовать по маршруту, активно и пристально изучать окружающую среду, внимательно относится к памятникам старины.
   Нередко на маршрут выходят несколько человек. Тогда уместны вопросы - действия: обсудите в группе, посоветуйтесь с товарищем, выполните задание по мини-группам. В конце путешествия уместно коллективное обсуждение. Образовательные путешествия - наиболее эффективная форма работы с учащимися начальной школы под руководством учителя. Образовательные путешествия являются действенным средством развития познавательной активности детей, эмоциональному, эстетическому воспитанию детей, которое проявляется  в результате систематического, целенаправленного включения их в самостоятельную деятельность по изучению города. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность стало возможным благодаря возникновению образовательных путешествий, новому подходу к проведению экскурсий. Применение образовательных  путешествий в учебном процессе учащихся при изучении города значительно расширяет содержание материала, разнообразит формы общения школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре "Макбук - наш друг. Новые возможности, которые открывает интернет - пространство".

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МАКБУК – НАШ ДРУГ. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЕТ ИНТЕРНЕТ - ПРОСТРАНСТВО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДАРБИНЯН Ш.Ш.)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Экскурсия по Александро-Невской Лавре)

В предлагаемой статье содержится материал об истории создания Лавры, о ее исторических памятниках, о современном состоянии Лавры. Данный материал можно использовать на уроках русского языка, литератур...

«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»

В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность...

Формировании среды интеграции детей мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга

Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания....

Аннотация на программу внеурочной деятельности для повышения адаптивных способностей детей-инофонов в полиэтническом образовательном и культурном пространстве российского общества

Цель курса:  развитие у школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения, воспитание  и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного об...

«Новые возможности в работе с петербургскими школьниками в освоении музейно-культурного пространства»

Проблема включения восприятия младшего школьника в музейно - культурное пространство находит свое выражение в организации систематического посещения объектов культуры. Походы в музей - верный путь осв...