Технологическая карта к занятию внеурочной д-ти на тему "ВЕСЁЛЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТАРТЫ"
план-конспект занятия (3 класс)

Григоржевская Екатерина Юрьевна

Для воспитателей ГПД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_d-t.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочной деятельности

Тема: «ВЕСЁЛЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТАРТЫ»

Класс: 3А

Учитель: Григоржевская Е.Ю.

Цель урока: Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о фразеологизмах;  формировать речевые умения, обогащать свою речь; расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать свои знания; раскрывать образность и богатство русского языка; прививать любовь к русскому слову,  развивать устную и письменную речь учащихся.

Задачи:

Предметные: получат возможность научиться: иметь первоначальные представления о фразеологизмах; различать, находить и обосновывать фразеологизмы, наблюдать за звуковыми образами слов, осмысливать фразеологические обороты и определять для себя новую информацию, составлять фразеологизмы по рисункам, используя опорные слова, восстанавливать деформированные фразеологизмы (с нарушенным порядком слов)Научатся - применять фразеологизмы в устной и письменной речи, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Метапредметные: владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Формы работы учащихся:  работа в команде

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Сегодня я проведу с вами интересное внеурочное мероприятие по русскому языку «Весёлые «фразеологические» старты».

    - Для участия в этих стартах, рассаживаясь за парты, вы самостоятельно  разделились на 3 команды: «Шарики», «Ллунтики» и «Смешарики».  Каждая команда должна выбрать капитана, причём этот ученик должен будет выполнять очень важное задание – вписывать после выполнения каждого конкурса в лепбук нужные слова и вклеивать подходящие картинки к полученным фразеологизмам. К концу мероприятия наши гости оценят лепбук каждой команды по пятибалльной системе. Правильно выполняя различные конкурсные задания, вы будете зарабатывать баллы. Та команда, которая, подойдя к финишу, наберёт большее количество баллов, станет победителем в «Весёлых «фразеологических» стартах».  Ну, а победителей обязательно  ждут  призы. 

Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм работы. Делятся на три команды, каждая команда учащихся выбирает командира. Дети внимательно слушают учителя о правилах игры.

Постановка учебной задачи.

- В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, вместе они имеют одно целостное значение, а друг без друга они это значение утрачивают. Такие неразделимые словосочетания называются фразеологизмами. Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно только запоминать.

        Например: держать язык за зубами – молчать; зарубить себе на носу – запомнить; смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания; море по колено – ничего не страшно; тянуть кота за хвост – затягивать надолго выполнение задания; делать большие глаза – удивляться. (3 слайд)

 -  Участвуя в весёлых соревнованиях, вам необходимо будет поразмышлять над следующими вопросами:

  • Украшают ли фразеологизмы нашу речь?

Нужны ли они?

Внимательно слушают рассказ учителя о фразеологизмах, рассматривают 3 слайд с примерами фразеологических оборотов.

       Ребята слушают постановку учебной задачи и настраиваются на дальнейшую плодотворную  работу.

Проведение игры «Весёлые «фразеологические» старты»

1 конкурс «Разминка» (5-13 слайды)

2 конкурс «Замени фразеоло-гизм одним словом» 

3 конкурс «Найди потерянное слово для фразеологизма»

4 конкурс «Определи, с какой профессией связан фразеоло-гизм?» 

5 конкурс «Найди концовку фразеологизму» 

6 конкурс «Найди фразеологизмы-синонимы» 

7 конкурс «Найди фразеологизмы-антонимы» 

- Итак, начинаем наши весёлые «фразеологические» старты.

- 1 конкурс «Разминка». Каждой команде нужно подобрать подходящее слово-животное для фразеологизма. Начинает угадывать слово команда «Шарики», затем «Ллунтики», а потом «Смешарики». За каждое правильно угаданное слово 1 балл.

- Напоминаю, что капитан должен записать угаданное слово в лэпбук и ниже вклеить подходящую картинку. Вся команда командиру помогает найти картинку к этому фразеологизму. 

  • Голоден, как волк
  • Хитер, как лиса
  • Мокрый, как курица
  • Здоров, как бык
  • Надут, как индюк
  • Труслив, как заяц

- 2 конкурс «Замени фразеологизм одним словом». Каждой команде нужно подумать, что обозначает фразеологизм и выбрать нужное слово. Итак, начинаем с команды «Шарики».

- Не забываем работать в лепбуках.

Команда «Шарики»

Повесить нос -

1. Смеяться

2. Грустить

3. Веселиться  

Команда «Лунтики»

Ломать голову-

1. Печалиться

2. Сердиться

3. Думать  

Команда «Смешарики»

Надуть губы-

1. Обидеться

2. Кривляться

3. Хохотать  

- 3 конкурс «Найди потерянное слово для фразеологизма». Каждой команде нужно вспомнить фразеологизм и подобрать ему нужное слово. Итак, начинаем с команды «Шарики».

 Команда «Шарики» - ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ

Команда «Лунтики» - ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ

Команда «Смешарики» - БРОСАТЬ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

- Не забываем работать в лепбуках.

 

- 4 (Учитель называет фразеологический оборот, а команды называют профессию)

Команда «Шарики» - Два сапога пара (сапожник) 

Команда «Лунтики» - Закидывать удочку (рыбак) 

Команда «Смешарики» - Заметать следы (охотник)

- Не забываем работать в лепбуках.

- 5 конкурс «Найди концовку фразеологизму». Каждой команде нужно правильно соединить стрелочками начало и конец фразеологизма. Итак, возьмите карточки и выполните задание.

- Карточку вклейте на страничку в лепбук. 

НИ ПУХА                                   А ДВА ЛУЧШЕ

УМ ХОРОШО                             НЕ ДАЛЕКО ПАДАЕТ

ВЕШАТЬ ЛАПШУ                      НИ ПЕРА

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ                НА УШИ

- Не забываем работать в лепбуках.

- 6 конкурс «Найди фразеологизмы – синонимы».  Каждой команде нужно назвать и записать в книжку фразеологизмы, похожие по смыслу.  

Команда «Шарики» 

Ни рыба ни мясо                     куры не клюют

                               ни то ни сё

                               без задних ног

Команда «Лунтики»

Как снег на голову                   куры не клюют

                               кот наплакал

                               как гром среди ясного неба

Команда «ЛСмешарики» 

Рукой подать                           в двух шагах

                                у чёрта на куличках

                                спустя рукава

- Не забываем работать в лепбуках.

- 7 конкурс «Найди фразеологизмы - антонимы». Каждой команде нужно правильно соединить стрелочками фразеологизмы, противоположные по смыслу. Итак, возьмите карточки и выполните задание.

(Команды работают в карточках) Карточки вклеивают в лепбук

РУКОЙ ПОДАТЬ                       СПУСТЯ РУКАВА

ХОТЬ ПРУД ПРУДИ               У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

ЗАСУЧИВ РУКАВА                 КОТ НАПЛАКАЛ

 

Подведение итогов

Сдача лепбуков «Весёлые «фразеологические» старты» 

- Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями и успешно пришли к финишу. Поздравляю Вас с победой.

Рефлексия деятельности.

Итог урока.

-– Сегодня на уроке  мы не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.

- Дети, так как вы думаете, зачем нам нужны фразеологизмы? (ответы учащихся)

Вывод: чем больше вы будете знать фразеологизмов, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

Дети отвечают на вопросы и  делают выводы по изученной теме.