ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
статья (1 класс)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_detey_i_podrostkov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Толстопятых Л. Е., учитель начальных классов

МАОУ «СПШ № 33» г. Старый Оскол

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

   

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.

Федеральные государственные образовательные стандарты НОО предъявляют большие требования к сохранению психического, нравственного, физического и духовного здоровья младших школьников.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей.  Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

С каждым годом растет заболеваемость среди обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны центральной нервной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учителя. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Отсюда возникают основные задачи, которые стоят перед учителем на первом месте:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- сохранение работоспособности на уроках;

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Сохранение здоровья начинается с организации всего учебно-образовательного процесса в начальной школе.

Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий и активных форм при проведении урока [1].

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удастся, да и не нужно, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Его признаки: потягивание, задержка ответа, остановившийся взгляд, подпирание головы руками, частая смена позы при сидении, встряхивание руками, перекладывание предметов на столе с места на место, разговоры с соседом, увеличение ошибок при ответе.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха.

На практике применяются следующие средства восстановления умственной работоспособности:

  • физкультурные минутки,
  • физкультурные паузы,
  • динамические перемены,
  • дни здоровья,
  • внешкольные спортивные мероприятия [3].

Учителю необходимо использовать различные формы проведения оздоровительных мероприятий, среди которых можно выделить:

  • общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц);
  • подвижные игры;
  • танцевальные физкультурные минутки;
  • ритмические физкультурные минутки (отличаются от танцевальных четким исполнением элементов);
  • гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз);
  • физкультурно-спортивные мероприятия (традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц);
  • двигательно-речевые упражнения (учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения);
  • дидактические игры с движениями;
  • развивающие игры («Запомни движение и повтори», «Испорченный телефон»);
  • гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; придумать, на что похожа кегля, скакалка);
  • оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
  • сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);
  • пантомимическая гимнастика.

Для создания здоровьесберегающей среды в школе проводятся нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.

Педагоги устраняют перегрузку на уроке и строго дозируют домашние задания.

Большое значение в формировании культуры здоровья младших школьников имеет работа с родителями: беседы классного руководителя, медицинского работника школы;  посещение семей обучающихся с целью выявления причин неблагополучия в состоянии  здоровья, организации  помощи [2].

На классных родительских собраниях значительное место отводится выступлениям самих родителей. Они делятся опытом медико-гигиенического воспитания детей в семье, намечают проведение в классе физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с родителями.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Список литературы

1. Жиренко О.Е. Здоровьесберегающее образование в современной начальной школе. – Воронеж, 2009. – С. 3-6.

2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. – М.: Вентана Граф, 2008. – С. 5-17.

3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 4-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Формирование здорового образа жизни. Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.

Формирование здорового образа жизни. Профилактиказлоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде....

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...

Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков

Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей  Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Программа коррекционно-развивающих занятий  по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья», 4-8 кл...