Занятие по внеурочной деятельности Правда или Ложь?
классный час (4 класс)

Махусаева Людмила Викторовна

Занятие по внеурочной деятельности Правда или Ложь?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по внеурочному занятию

в 4 «В» классе

Тема: Правда или ложь

Тип урока: Диспут

Оборудование: Презентация

Цель: Выявление представления учащихся о том, что такое «правда» и «ложь; убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за честные поступки, достоин уважения

Задачи урока:

Обучающая: Формировать умения распознавать понятия «правда» и «ложь», проводить между ними различия;

Развивающая: Развивать речь и мышление, умения анализировать различные нравственные высказывания, умение отстаивать свою точку зрения

Воспитательные: Воспитывать коллективизм и умение работать в группе; закрепить коммуникативные навыки; формировать нравственную позицию учащихся; воспитывать нравственные качества – честность, справедливость

Предполагаемые результаты урока:

Познавательные УУД:

  1. Извлекать информацию из текста.
  2. Строить речевое высказывание в устной форме.
  3. Объяснять понятия: правда, ложь

Регулятивные УУД

  1. Принимать и сохранять учебную задачу.
  2. Планировать свои рассуждения в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

  1. Слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты

  1. Сопоставлять положительные и отрицательные высказывания людей.
  2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Этап урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Сегодня мы проведём диспут на тему «Правда или ложь?», но перед этим необходимо повторить правила проведения диспута:

1. Диспут – это мирный спор.

2. На диспуте все активны. Все в споре равны.

3. Говори что думаешь, и думай, что говоришь.

4. Прежде чем спорить, подумайте главное, что Вы хотите сказать.

5. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

Настраиваются на урок. Разделяются на группы.

Слушают правила диспута.

Личностные: Нравственно-эстетическая ориентация

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

В процессе диспута мы выясним, можно ли лгать людям или лучше говорить правду?

А также осуществим следующие задачи:

  1. Что означают понятия “правда” и “ложь”
  2. Согласится или опровергнуть высказывания своих одноклассников.
  3. Сделать выводы

Для начала послушайте сказку.
«За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры: одну звали Правда, другую – Ложь. Правда была красивой, сильной, гордой; а Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сеять зерно, чтобы урожай вырастить, а ложь тут как тут: «Что вам тут трудиться, да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».
Честный народ ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву; ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это – голод для народа.
Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Правда и корила, и стыдила, а ей хоть бы что, знай себе, врет и обметывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее избавиться».


- Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от Лжи? Какой вы представляете себе Правду и какой Ложь?

- А давайте, ребята подберем близкие по значению словам «правда» и «ложь» - слова-синонимы.

- Ребята, скажите, а что значит быть честным?

Принимают установку учителя.

Дети рисуют словесный портрет. 

Истина, честность, неправда, вранье, обман.

Никогда никого не обманывать, говорить только правду, не лгать, не врать

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные: формулирование ответов и выводов.

Регулятивные: принятие, сохранение цели и следование им в учебной деятельности

III. Открытие нового знания

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Находка», подумайте, что заставило мальчика поступить честно?

Я выбежал на улицу
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
Но тут беда случается,
 
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Недруг по той шел улице,
По той же мостовой.
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
И вдруг я вижу девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: Твой?
Я нож беру уверенно,
Кладу его в карман.
 
Проходит мимо девочка,
 
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
 
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Я бросился за девочкой,
 
и я догнал ее,
 
и я спросил у девочки:
- Твое? Скажи, твое?
- Мое, - сказала девочка, -
Я шла, разинув рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.

- Что бы выбрали вы: горькую правду или сладкую ложь?

- Кто из сказочных героев часто прибегает ко лжи и обману?

- Как вы думаете, что испытывает человек, когда обман раскрывается?

Какие пословицы и поговорки вы знаете о правде и лжи? Продолжите пословицы и поговорки.


Правда дороже ……
Кто правдой живет, ……
Ложь человека …….
Правду, что шило, …….
Лучше горькая правда, чем …….
Правду, как ни прячь, …..


Послушайте рассказ В. Осеевой «Что легче?», но только начало, а вы подумайте, что произойдет дальше.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы. Ягоды. Птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся.
- Попадет нам дома! 
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или сказать правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет меня ругать.
- А я скажу, - говорит второй. – Что задержался у дедушки, он захворал.
- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она – правда, и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам …
А теперь послушайте, что произошло дальше.
Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости пришел. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем и повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

- Какая пословица подходит к этому рассказу?

Слушают учителя.

Если не сказать правду, то будет стыдно. Ложь бывает сладкой, но она всегда наказуема. Правда всего сильней.

Отвечают на вопросы учителя.

(золота).

(тот добро наживет).

(не красит).

(в мешке не утаишь)

(сладкая ложь).

(все равно наружу выйдет).

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные: формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний

Коммуникативные: формулирование ответов и выводов

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

IV. Рефлексия

Наш диспут близится к концу.

Ребята, какая тема была у нас сегодня на уроке?

Какие цели мы поставили на урок?

Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной. Лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Отвечают на вопросы.

- «Правда и ложь»

- можно ли людям лгать или лучше всегда говорить правду?

- Правда всегда становится явной, поэтому нужно говорить правду

Личностные: смыслообразование

Познавательные: извлечение информации.

Познавательные: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: формулирование ответов и выводов

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1 – й уровень: мораль общества рекомендует, говорит правду, так как ложь рано или поздно будет раскрыта.

2 –й уровень: уважать мнение любого человека, независимо оттого схоже ли оно или, наоборот, противоречит твоей точки зрения.

3 –й уровень: взаимодействие в команде и поиск компромисса, высказывания общего мнения команды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правда или ложь?

Слайд 2

Правила диспута: Диспут – это мирный спор. На диспуте все активны. Все в споре равны. Г овори что думаешь, и думай, что говоришь. Прежде чем спорить, подумайте главное, что Вы хотите сказать. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

Слайд 3

Задачи диспута: Что означают понятия “правда” и “ложь” Согласится или опровергнуть высказывания своих одноклассников. Сделать выводы

Слайд 4

Ложь — это намеренное искажение истины, неправда. Правда - это то, что соответствует действительности, это истина

Слайд 5

Я выбежал на улицу По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Недруг по той шел улице, По той же мостовой. Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти .

Слайд 6

И вдруг я вижу девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: Твой? Я нож беру уверенно, Кладу его в карман. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Я бросился за девочкой, и я догнал ее, и я спросил у девочки: - Твое? Скажи, твое? - Мое, - сказала девочка, - Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет .

Слайд 7

Правда дороже Кто правдой живет, Ложь человека Правду, что шило , Лучше горькая правда, чем Правду, как ни прячь, золота тот добро наживет не красит в мешке не утаишь сладкая ложь все равно наружу выйдет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...