Занятие в группе продленного дня по теме:"Коррупция в мире сказок". 2 класс.
учебно-методический материал (2 класс)

Гурьянова Елена Владимировна

Итоговая работа учителя начальных классов ГБОУ СОШ №692 Калининского района Санкт-Петербурга Гурьяновой Елены Владимировны.

I квалификационная категория.

Занятие в группе продленного дня на антикоррупционную тему: «Коррупция в мире сказок». 2 класс.

Цель: подвести к пониманию ценностных установок общества, в котором живешь;

развивать способности, необходимые для формирования у младших школьников гражданской позиции в отношении к коррупции; развивать нравственность, духовность;

воспитывать честность, порядочность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_gpd_korruptsiya_v_mire_skazok.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Курс: «ФГОС общего образования: формирование антикоррупционного образования в школе».

Итоговая работа учителя начальных классов ГБОУ СОШ №692 Калининского района Санкт-Петербурга Гурьяновой Елены Владимировны. I квалификационная категория.

Занятие в группе продленного дня на антикоррупционную тему: «Коррупция в мире сказок». 2 класс.

Цель: подвести к пониманию ценностных установок общества, в котором живешь;

развивать способности, необходимые для формирования у младших школьников гражданской позиции в отношении к коррупции; развивать нравственность, духовность;

воспитывать честность, порядочность.

Задачи: познакомить с явлением коррупции, поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

Ход занятия:

Учитель: Сегодня на занятии мы поговорим о коррупции. Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это плохо». А вы слышали слово «коррупция»? Оно вам знакомо? Почему это карается законом, то есть противозаконно?

Ответы учащихся. Давайте посмотрим значение слова в толковом словаре Ожегова. Ученик читает: Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Получается, это преступление? Значит, такие люди должны нести наказание? А чтобы все поняли, кто такие коррупционеры, я предлагаю вам посмотреть сценки и обсудить их.

Сценка по сказке «Доктор Айболит».

Сидит за столом Доктор Айболит. Вбегает Мартышка.

Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Скорее! Спасите! Спасите!

Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.

Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!

Айболит: Да, это скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.

Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее В Африку!

Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!

Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор?

Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.

Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?

Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить!

Учитель: Ребята, вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит? Если «да» - поднимите синюю карточку, если «нет» - красную. Оля, почему ты подняла красную карточку? (Слушается ответ детей) Дима, а ты поднял синюю, тебе понравился Айболит, чем? (Идет обсуждение.)

Айболит не хочет лечить, пока ему не соберут бананы. Вот это называется коррупция – взятка. Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, то есть закону.  Айболит поступает противозаконно. Посмотрим вторую сценку.


Сценка по сказке «Теремок».

Около теремка сидит мышка-норушка. Бежит Лягушка - квакушка.

Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Мышка: Я, Мышка – норушка, а ты кто?

Квакушка: А я Лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить.

Мышка: А у тебя есть деньги, 50 долларов?

Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!

Мышка: Раньше жили, а теперь не живем! Или плати, или уходи!

Лягушка-квакушка плачет и уходит. Входит Медведь.

Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что здесь стоит твой Теремок?

Мышка: Мишка, я ведь заплатила налоги!

Медведь: Ну и что. Плати или я сломаю Теремок!

Мышка: Сейчас, сейчас… (достает деньги и платит)

Учитель: Ребята, в этой сценке мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите ваши карточки. Понравилась вам Мышка? (ответы детей) А Медведь? (ответы детей) Жалко ли вам Лягушку? (ответы) Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз.  Посмотрим третью сценку.

Сценка:


Едет Емеля на печи. Входит, Дядя Степа – милиционер.

Дядя Степа: Старший инспектор ГИБДД – Дядя Степа! Ваши документы?

Емеля: Пожалуйста, пожалуйста!

Дядя Степа: Есть аптечка?

Емеля: Есть, вот, посмотрите.

Дядя Степа: Почему не пристегнут?

Емеля: (смеется) Ха-ха-ха! Как же тут пристегнуться, ремня то нет!

Дядя Степа: Непорядок! Ну как, будем протокол составлять?

Емеля: Может не надо?

Дядя Степа: Надо! Порядок есть порядок. Надо пристегивать ремень всегда, для безопасности. (Кашлянув в сторону) Ну есть, конечно, один выход…

Емеля: Какой такой выход?

Дядя Степа: (отводит в сторону и шепотом говорит) 500 рублей заплати…

Емеля: Да ты что, нет у меня таких денег. А, хотя, попрошу у щуки…

Ведущий: Ребята, поднимите ваши карточки, правильно поступил Емеля?   (ответы детей) А Дядя Степа? (ответы детей) Да, ребята, Емеля нарушил правила дорожного движения. А Дядя Степа воспользовался служебными обязанностями в свою пользу – вместо того, чтобы наказать правонарушителя, взял от него взятку.  А если каждый человек будет нарушать правила, то на дорогах будет беспорядок!

Учитель: Давайте сделаем вывод. Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен быть всегда честным. Вы согласны? Кто не согласен, почему? (ответ детей) Да, получать деньги - это хорошо, если денег много, можно купить все, что захочешь. Но брать взятки, вымогать деньги – это против закона! За это наказывают. Может быть большой штраф или даже посадят в тюрьму.

Давайте мы с вами поиграем. Приглашаю сюда двух учеников. Один из вас сделал домашнюю работу, а другой не сделал. Ученик, не сделавший будет просить тетрадь для списывания. Попробуйте убедить дать тетрадь любыми путями. (можно помочь, дав карточки с подсказкой: дать конфету, шарик, игрушку, деньги, угрожать).

Учитель: Ребята, вы можете сказать, в каком предложении от Кати увидели коррупцию, взятку, рэкет? (ответы детей).

А откуда появилась коррупция?

Исторические корни восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. Появились чиновники. И они стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Как вы думаете, каковы причины коррупции?

Ответы детей: жадность, незнание законов, низкая зарплата.

А как можно бороться с коррупцией? (Ответы детей).

Здорово, что о коррупции стали говорить открыто.

На Руси остались – есть:

Совесть, мужество и честь!

 Давайте проведем небольшой тест по сегодняшней теме.

  1. Как ты понимаешь слово коррупция
  • Помощь друг-другу
  • Использование своих должностных полномочий
  • Получение денег за свою хорошую работу
  1. Как ты думаешь, коррупция…
  • Противозаконно
  • Законно
  1. Какое наказание влечет коррупция?
  • Штраф
  • Лишение свободы
  • Лишение машины

Учитель: Ребята, посмотрев ваши ответы, я убедилась, что вы все отлично поняли.   Молодцы! Всегда надо быть честным, не нарушать законы, быть против такой болезни времени – коррупции. Желаю всем успехов. Спасибо за участие!

Литература:

Учебное пособие «Формирование антикоррупционной культуры у учащихся», авторы К.Ф. Амиров, Д.К. Амирова;

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.