Внеклассное мероприятие "Милосердие - зеркало души"
классный час (2 класс)

Светлана Владимировна Лукомская

Игра - путешествие по станциям. Познавательный и поучительный материал для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloserdie_-_zerkalo_dushi.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Милосердие – зеркало души»

Тип занятия: игра – путешествие

Цель: формирование у учащихся стремления к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям.

Задачи:

Личностные УУД:

- уметь ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

Познавательные УУД:

-уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы (словарей);

Коммуникативные УУД:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Планируемые результаты:

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

обучающиеся получат возможность для формирования:

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные

обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

обучающиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

Ресурсы занятия: ноутбук, проектор, экран, толковые словари русского языка, плакат с изображением модели человека.

Ход занятия:

1.Организационно – мотивационный этап  
Слайд 1.                                     
Учитель:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.

А можно и так: На рассвете встать.
И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям!

(Звучит песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот)

Какие хорошие слова - поделись улыбкою своей. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.  Повернитесь к гостям и подарите им тепло своих улыбок.  А сейчас повернитесь все  ко мне и начнём наш разговор.  Я желаю всем нам хорошей работы.

2. Операционно – исполнительский этап
Слайд 2.

 Сегодня я предлагаю вам отправиться  на поезде в необыкновенное путешествие.  А вот в какую страну мы совершим путешествие, вы   скажете, посмотрев мультфильм «Пальто».                                                  

Беседа по сюжету мультфильма.

- Какие мысли и  чувства у вас появились после просмотра мультфильма? (чувства жалости, сопереживания, сострадания, гордость за мальчика, который не пожалел свое пальто)

- Как поступил мальчик?
(мальчик  бескорыстно отдал  другому ребенку то, в чем тот нуждался.  Он  молодец, у него доброе сердце)

Слайд 3.

- Каким качеством  обладал  мальчик? На экране нужно выбрать из 4 качеств человека одно, которое подходит к мальчику.                                        
        Равнодушие

    Эгоизм

    Жадность

    Милосердие

- Определите тему нашего занятия  …(«Милосердие»).


Слайд 4.

 Мы отправляемся с вами в страну под названием  «Милосердие».  

Пока мы едем до первой станции,  скажите,  о чём мы будем говорить сегодня?
- Что бы вы хотели узнать, понять?
(Узнать,  что такое  милосердие?  Определить,   какими качествами должен обладать милосердный человек? А легко ли быть милосердным?)

         Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.


Ученик. 
Если кто-то загрустит,
ты его не оставляй,
добрым словом,
добрым делом
утешай и помогай!

Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров, —
Тем больше вернется тепла.

Слайд 5.

Первая станция «Узнай - ка!»

Мы прибыли на станцию «Узнай - ка!»

Слайд 6.

- Ребята, произнесите слово «милосердие». Вслушайтесь в это слово.
- Как вы думаете, как оно могло возникнуть? Найдите корень в этом слове.

(В этом слове два корня – мил- и –серд)

- Что означает это слово? (милое сердце)

А что значит милое сердце? (доброе, ласковое, нежное, любящее, заботливое…)

-  Где мы можем найти информацию о том, что такое милосердие?

(Обратимся к словарю, к родителям, посмотреть в интернете, в библиотеке)


          Одно из самых красивых слов на свете – слово Милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. 

Слайд 7.

 В словаре Ожегова милосердие означает готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. 

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите сердце в ладонях. Это и есть эмблема МИЛОСЕРДИЯ.

  В устном народном творчестве милосердие представлено в образе женщины. У нее  светлые волосы – солнце, тепло; голубые глаза – мирное небо;   теплая лучезарная улыбка – символизирует радушие, гостеприимство.

Часто люди говорят: “У этого человека доброе Сердце”. 
- О каком человеке говорится?
(о человеке, который поможет другому человеку морально, словом или делом. Говорят, у доброго человека всегда большое сердце, в котором хватает места для дружбы, терпения, нежности, милосердия, искренности.) 

Слайд 8.

 Вот оно сердце…   (ледяное сердце из сказки «Снежная королева»)                            

- Что это? Это не то сердце, о котором мы сейчас говорим.
Это какое-то холодное сердце.

- Вы хотели бы иметь такое сердце?

- Что же произошло? Я поняла! Это проделки Снежной королевы.

Осколки ледяного зеркала попали в сердце Каю, отчего он и сделался злым и жестоким.

-  Давайте попробуем растопить ледяное сердце и наполним его добром.

-А для этого нам надо вспомнить пословицы о добре. Подойдите к столу возьмите 1 карточку. Вспомните или придумайте концовку пословицы.
(Дети у доски читают пословицы)

 Работа с пословицами.

  • Жизнь дана…. (на добрые дела.)
  • За добро плати….. (добром.)
  • Добра желаешь….. – (добро и делай.)
  • Добро помни,….. (а зло забывай.)
  • Доброе слово лечит,… (а злое калечит.)

Слайд 9.

 Вот оно сердце, наполненное  добротой и  любовью. Слово милосердие — очень древнее слою.

Оно является синонимом слова доброта.

Дари добро, что так необходимо.

Ему любой безмерно будет рад.

Не забывай, что наша жизнь взаимна,

И все к тебе вернется во сто крат!


_________________________________________________________________

Отправляемся на 2 станцию.  Пока мы едем, я хотела бы узнать…

 -А какие добрые слова знаете вы?

Вот волшебный стул, кто на него сядет обязательно вспомнит «Добрые слова». (Внимательный, отзывчивый, весёлый, трудолюбивый, доброжелательный, искренний, ласковый, заботливый, душевный, терпеливый, щедрый, благородный, мудрый, жизнерадостный, милосердный, человечный, радушный, добрый.)

Слайд 10.

Вторая станция «Вспоминай – ка!»

-Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? (ответы детей)

 Нам с вами предстоит провести небольшое исследование.

 

Исследовательская работа “Качества личности милосердного человека”.

 На доске вы видите силуэт милосердного человека.  Я предлагаю вам подумать и найти на карточках те качества, которыми должен обладать милосердный человек. Карточку прикрепить на доске.

Слайд 11.  (На фоне музыки) (Дети выбирают и приклеивают на доску вокруг силуэта качества милосердного человека)

1. Доброта          
2. Жадность        

3. Сопереживание

4. Лень        
5. Лицемерие        

6. Вежливость

7. Лживость    
8. Уважение      

9. Хвастовство    10. Дружелюбие

11. Сочувствие   12. Зазнайство  13.Забота  14. Грубость  15. Понимание

16 Агрессивность  17.Душевность  18. Дерзость.

Такими качествами должен обладать милосердный человек. Все ли с этим согласны?
- Так какое главное объяснение значения слова «милосердие»?
(Готовность помочь, оказать помощь)

Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых даже начинают раскаиваться в совершенном деле.

Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения.
Ученица:

Милосердие в моем понимании –
Это – ласка, любовь, сострадание.
Это – маме усталой помочь.
Это – бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел, простить.

Это птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз – согрей,
Если он не одет – одень.
Если голоден – накорми.
Если жаждет он – напои.
Если он скорбит – утешай,
Заболеет он – навещай.

Отправляемся с вами дальше.  Пока мы в пути, я предлагаю вам игру.

Игра «Да, нет, не всегда»

 На доске написаны 3 слова - Да, нет, не всегда. Встаньте рядом с тем словом, которое является ответом на вопросы.
(Учащиеся на поставленный вопрос встают к своему ответу)

- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью? (нет)

- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную ему помощь? (нет)

-Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела? (нет)

-Способны ли вы сделать добро даже тому, кто вам неприятен? (да)

-Легко ли быть добрым человеком? (да)

Слайд 12.

Вот мы и приехали на третью станцию.
______________________________________________________________

Третья станция – «Рассуждай-ка!»

Слайд 13.

- А как вы думаете, нужно ли милосердие в наше время? (необходимо)

- Прочитайте ситуацию. - А как бы вы поступили?

Ситуация (у детей текст ситуации. Вслух читает 1 ученик.)

По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.

- Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:

-Это твоя бабушка?

-Нет! — ответил мальчик.

-Мама? — удивилась подружка!

-Нет.

-Ну, тетя или знакомая?

-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.


- Как вы думаете, мальчик был милосердным и добрым?
- В чем проявилась его 
доброта?  (Мальчик молодец, он помог старушке и не ждал похвалы.)


Слайд 14.

- А кто еще нуждается в милосердии? (ответы детей)

(Это: пожилые люди: бабушки и дедушки, которые живут рядом с нами; бездомные, голодные, брошенные животные; люди с ограниченными возможностями; больные люди и все те, кому по какой-то причине плохо и одиноко.)

Протянуть руку помощи нуждающемуся – это самая большая радость для человека.

Человек  может научиться милосердию. Если вы будете совершать милосердные поступки, то со временем сердце каждого из вас сделается более человечным.


           

Мы отправляемся дальше в путь, и я предлагаю вам игру:

Игра «Подари добро»

- Перед вами, ребята, несколько предметов. Надо выбрать любой предмет и сказать, какие добрые действия можно совершить с  помощью этого предмета.

КНИГА, ЦВЕТОК, ПИСЬМО, ХЛЕБ, УЛЫБКА
Книга –
прочитать рассказ о доброте и стать добрее.
Цветок – поливать цветок и подарить другу.
Письмо – написать хорошее письмо подруге.
Хлеб – не выбрасывать хлеб, кормить зимой птичек, бездомных кошек и собак.

Улыбка – я просто всем улыбнусь, чтобы  стало светлей и радостней.

Ученица:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
________________________________________________________________

- Мы подъезжаем к последней станции нашего путешествия.

Слайд 15.

Станция «Не забывай-ка!»

Слайд 16.

Знаменательные дни милосердия и сострадания

- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми.

- Как вы думаете, каким словом можно объединить все эти даты?

9 мая –

День Победы.

12 мая

- Международный День сестры милосердия.

1 июня

- Международный день защиты детей.

9 июня –

Международный день друзей.

1 октября

- День пожилых людей.

3 декабря -

Международный День инвалидов (эти даты символизируют милосердие, доброту, заботу)

- На одну из всех этих дат мне хочется обратить особое ваше внимание.
- Как вы думаете, какую дату я имею в виду и почему?
- А какие добрые дела мы бы могли совершить ко Дню Победы?  (
Мы дети, больших дел сделать не можем. Но мы можем выучить стихи, разучить песни военных лет и пойти в гости к ветеранам.)

- Ребята, у нас ветеранов, которые воевали, уже нет в живых. Но есть люди, которые во время войны были детьми. Вот у Егора, я знаю, есть бабушка, о которой он нам расскажет.

Слайд 17.

(Выступление мальчика «Детство моей бабушки»)

Ученик:                         
Ты делай добро,
И не требуй наград.
И будет тебе,
Каждый встреченный рад.


Ведь ласка приятна
И кошке, и львице.
К тебе же добро
Возвратится сторицей!

3. Рефлексивно – оценочный этап

Вот и подошло к концу наше путешествие. Подведем итог нашего занятия.

-  Какая тема  у нас сегодня была, о чём мы говорили?
- Какие ставили задачи?
- На все ли вопросы мы получили ответы, которые ставили в начале  путешествия?

Мы сегодня поговорили с вами о добре и милосердии. А как сделать так, чтобы добро на земле умножалось?

(Самому совершать добрые поступки и оказывать помощь слабым, больным и пожилым)

        Давайте посмотрим ещё раз на доску. Вместе прочитаем качества милосердного человека и постараемся их развивать в себе.

- Понравился вам классный час?
         Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами.

Я хочу вам подарить на память о нашем общении вот такие сердечки.  Пускай эти прекрасные качества всегда живут в ваших сердцах и напоминают вам о соблюдении правил милосердия.

Начните творить добро прямо сегодня, у себя дома! Подарите тепло своего сердца своим бабушкам и дедушкам, старенькой соседке или соседу. Вы обязательно увидите, что мир вокруг вас стал чуточку добрей и красивей! Спасибо вам за работу и за добрые ответы.

Дети исполняют песню «Людям счастье дари»

 




 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Милосердие - зеркало души человека"

«Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)  Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро....

Классный час "Милосердие - зеркало души человека"

Воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни....

Классный час "Глаза - зеркало души" 4 класс

Предлагаю вам конспект классного часа, который был проведен в 4 классе по теме «Глаза – зеркало души». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня...

Воспитанность-зеркало души.

 Как сделать, чтобы все  ребята стали вежливыми, культурными, тактичными, внимательными. Чтобы все поняли самое главное: культура поведения заключается в глубоком уважении к людям! А ...

Проект социальной направленности "Зеркало души"

Проект социальной направленности, реализуемый педагогом и школьниками на базе детского дома....

Классный час «Милосердие – зеркало души»

Предназначен материал для проведения классного часа по теме " Толерантность" в начальной школе....