Культура поведения
учебно-методическое пособие (2 класс)

Зиновьева Тамара Николаевна

Формирвание культуры поведения у детей с ЗПР через понимание определения и способов проявления на примере конкретных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Контингент: обучающиеся 3 классов                            

Тема занятия: Культура поведения

Продолжительность: 40 минут

Технология: Игровые, здоровьесберегающие, педагогического общения, с использованием ТСО.

Автор: воспитатель Зиновьева Т.Н.

Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 502

Краткая аннотация: Формирование культуры поведения через понимание определения и способов проявления на примере конкретных ситуаций.  

Оборудование: компьютер, видео экран, набор для рисования, доска для вернисажа, раздаточный материал (карточки).

Мультимедийное обеспечение: видеофрагменты из Мультфильма  

Цель: Формирование навыков культурного поведения 

Коррекционная составляющая занятия: наглядная (видео-) демонстрация

вариантов культурного и некультурного поведения (сравнение, разбор ситуаций). 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Узнать в чем проявляется культурное поведение
  • Усвоить правила и нормы культурного поведения
  • Научиться использовать модели культурного поведения и избегать некультурного.
  • Потренироваться в применении модели культурного поведения

Метапредметные:

  • Научиться использовать вежливые слова и выражения
  • Сформировать понятийный комплекс культурного поведения
  • Расширить словарный запас

Личностные:

  • Научиться избегать проявления некультурных моделей поведения.
  • Добиться мотивации к культурному поведению
  • Преодолеть нежелание учиться
  • Сформировать для себя личные правила вежливости 
  • Убедиться в необходимости следовать правилам культурного поведения 

Планирование деятельности

- в доступной, увлекательной форме вводить детей в «мир культуры», знакомить с простыми правилами культурного поведения – вежливости, этикета;

- создавать условия для становления у них осознанного отношения и поведения;

- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

- учить избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.

Ход урока 

Технологическая карта урока

Части занятия

Деятельность воспитателя 

Деятельность обучающихся

Время

УУД

Вводная часть

 Организационный момент

5 мин.

Коммун.УУД: постановка вопросов –  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познав.УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Приветствие

– Здравствуйте, дети.

— Здравствуйте

Определение темы и целей урока

Сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения. О том, что это такое и что такое культурный человек.

Вы когда-нибудь слышали, как о ком-то говорили «этот человек культурный, а тот не очень»?

– Да, слышали

Воспроизведение и коррекция опорных знаний

— А как вы думаете, в каком случае говорят, что человек культурный (а в каком не культурный)?

— Он себя ведет культурно (не культурно); у него поведение культурное (не культурное).

Коммун.УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение вести диалог на конструктивной основе

Познав.УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

Рег.УУД:

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

— Правильно. Вы же все культурные ребята?

– Знаете, что такое культурное поведение?

— Вы все говорите правильно, но не одно и то же, знаете почему? Потому что понятие «Культура» включает в себя очень много всего, и культурное поведение – это поведение человека, который соблюдает правила культуры. Это и правила вежливости, и правила этикета (помните, у нас с вами были занятия на эти темы?). Культурный человек — воспитанный, он и дома, и на улице, и в школе, и в транспорте, и в общении с людьми (родителями, учителями, одноклассниками и т.д) ведет себя соответственно этими правилами.  

— Да.

— Да.

— Да, поучим

— Когда человек вежливый, воспитанный,

не кричит,

не дерется, не толкается,

уступает место

— Предлагаю посмотреть мультфильм (всем удобно сидеть, экран хорошо всем виден?). Смотрите внимательно, мы обязательно побеседуем потом.

Рассаживаются удобнее

Основная часть

Изучение нового материала

15 мин.

Беседа «Культурное поведение – это…» + видео (Мультфильм про культурное поведение)

https://youtu.be/kKSMEvqjnHY

Смотрят видео, прерываясь на обсуждение. Формулируют вопросы, пытаются сами ответить на некоторые из них, слушают уточнения и комментарии воспитателя. Анализируют.

Коммун.УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение вести диалог на конструктивной основе

Познав.УУД: умение работать с невербальными (визуальными) источниками; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

Моменты для обсуждения в процессе просмотра:

Корректируют с выводом «Потому что…»:

Поведение на уроке. Толкнул, грубо ответил.

У вас бывают такие ситуации. А как бы вежливые Мишуня и Поря вели себя?

Попросить подвинуться, Ответить вежливо, не перебивать.

Чихнул. Что надо сказать? Почему?

Будь здоров. Потому что приятно слышать в свой адрес добрые пожелания.

Поведение на улице, на дороге.

Не нарушать порядок и спокойствие других, соблюдать ПДД, не задирать никого.

Сорока прилетела. Вежливо ее встретили? А в зеркало смотреться прилично на улице или в транспорте, причесываться, в наушниках сидеть? Почему?

Нет, по-хамски. Не культурные они, не вежливые. Надо было предложить отдохнуть с дороги, поинтересоваться, поздороваться.

Нет, можно не услышать машину, если уши закрыты.

развитие логических действий (анализ, синтез, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Лич.УУД:  смыслообразование(развитие познавательного инетерса)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять заботливое отношение к одноклассникам;

- проявлять внимание на протяжении всего занятия;

- развивать доброжелательность по отношению к окружающим;

- формировать готовность к сотрудничеству

Почему Сорока отправила Мишуню и Порю?

Отомстила. Как аукнется – так и откликнется.

Ежик помочь хотел. Как бы культурные дети ответили?

Сказал бы «Спасибо».

«Надо придерживать ветки». Какие последствия у таких шалостей?

Травмы получили.

Яблоко взял, а как бы вежливый повел себя? Кого в результате они наказали?

Угостил. Поделился. Себя.

Если оба не знают дорогу, можно ли так спорить, к чему это приведет?

Заблудиться и погибнуть. Нужно держаться вместе и не ходить с незнакомыми. Соблюдать ОБЖ.

«Эй ты» – к Белочке - культурное поведение? Захочется ей после такого обращения помогать Мишуне? А Поря хорошо с Муравьем разговаривает? А с Лягушкой?

Здравствуй, белочка, подскажи, пожалуйста. И приятно общаться, и симпатичный уже Мишуня. И Поря неправ.

Белочка предупреждала – послушала Мишуня? А у вас бывает такое, что мама предупреждает, а ее не слушаетесь?

Да.

Поря у пиратов. Можно разговаривать с незнакомыми? Мишуня в болоте. Правила этике. Как культурный человек себет себя в гостях?

Нет. Это опасно. Они его могут убить, съесть. Лягушки рассказывают.

Ответьте на вопрос Змеи?

Угостили. Тапочки предложили. Обиделись бы на невежливость.

Поведение за столом. У пиратов.

Приятного аппетита. Не отвлекаться, не разговаривать, не воровать еду, благодарить за угощение, что приготовили и накормили.

Подлизы. Культурное поведение? А можно им верить? Почему подлиз не любят?

Можно так раскидывать в лесу мусор? Не только потому что это засоряет лес. Кто знает, почему нельзя, например, жвачку выплевывать на улице или пластилин выкидывать? Потому что птички ее примут за хлеб и погибнут - клювик склеится.

Нет, это не искренне, это враки, а не вежливость. Они предатели. И трусливые. Мусор раскидывать нельзя, потому что это засоряет лес.

Белочка: особенно, если они тебя вежливо попросят… Что могли после этих слов и после всех приключений почувствовать Поря и Мишуня?

Им стыдно стало.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

- уметь оценивать правильность выполнения собственных действий;

- осуществлять не только самоконтроль, но и взаимоконтроль;

- понимать учебно-познавательную задачу и следовать ей до конца учебных действий;

- настраиваться на успешную, плодотворную работу;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

- объективно оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- ориентироваться

в учебнике, бережно

к нему относиться;

- осознанно читать текст и строить ответы на вопросы.

Есть у них друзья? Да. Не фальшивые подлизы, а настоящие? Почему Вы так решили?

Они их спасали, рисковали сами. Но могли обидеться и не спасать.

Мультфильм закончился, и мы с вами теперь знаем, что культурное поведение – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Физкультминутка

— Молодцы. А теперь, чтобы и глазки отдохнули, и немножко переключиться, давайте сделаем зарядку и вспомним о приключениях Пори и Мишуни. Как они бегали, прятались. И повторим это в нашей физкультминутке! Согласны?

— Да.

5 мин.

Встаньте, пожалуйста, рядом со своим местом и повторяйте упражнения за мной.

Воспитатель показывает упражнение и комментирует, предлагает упражнения, напоминающие конкретные действия персонажей:

Дети повторяют упражнения:

Поря и Мишуня идут и убегают. Аист идет. Лягушка прыгает.

Ходьба спокойным шагом (ходьба на месте, ходьба с заданием –

косолапим, на пятках, на носках); бег. Прыжки. Приседания.

От ветки уклонился. Крысы костер разводят, дрова собирают.

Наклоны корпуса

Филин летит

Упражнения для рук.

Змея

Упражнения для шеи.

Мультяшки глазками хлопают. Удивляются.

Упражнения для глаз.

МОЛОДЦЫ!

Заключительная часть (закрепление)

Дидактическая игра

10 мин.

А теперь проверим, как Вы запомнили, что такое культурное поведение. Мы уже знаем, что это и правила этикета, и правила вежливости, и бережное отношение к природе, и соблюдение ПДД. Предлагаю вам составить солнышко из вежливых картинок и слов.

Воспитатель раздает всем карточки с частями слов, которые нужно собрать и прикрепить к солнышку на доске в виде лучей или (в виде фразы)

Собирают слова (фразу) и прикрепляют на доске (к солнышку).

Коммуникативные

-умение высказывать своё

мнение, прислушиваться к мнению других;

- излагать свои мысли в устной форме.

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Подведение итогов урока, рефлексия

5 мин.

Подведение итогов, рефлексия

Итак, что такое культура поведения?

Нужна ли она нам?

Для чего?

Вы большие молодцы.

Приятно было с вами работать. Спасибо за внимание и за работу!

Формулируют и обосновывают свою точку зрения:

Правила поведения, чтобы никому не доставлять неприятностей, а наоборот, чтобы всем было и приятно, и удобно, и радостно, и хорошо.

Лич.УУД: — смыслообразование (установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему : “ 15 апреля – Международный День Культуры ” Зиновьева Тамара Николаевна

Слайд 2

КУЛЬТУРА — это создаваемые на протяжении всего существования человечества и признанные всеми материальные , духовные и социальные ценности, оказывающие влияние на жизнь каждого отдельного человека.

Слайд 3

В переводе с санскрита « культура» обозначает «почитание света». И это действительно так: – культурный человек всегда стремится к прекрасному, самосовершенствуется, занимается саморазвитием; – культура развивает в человеке мышление и разум, – объединяет людей в культурное сообщество, воспитывает.

Слайд 4

Санкт-Петербург – культурная столица России . Один из красивейших городов мира, который строили не только русские, но и французские, и итальянские архитекторы.

Слайд 5

Они внесли в его облик частичку своей культуры, возможно потому Петербург так восхищает представителей всех культур и народов.

Слайд 6

Музеи , театры, библиотеки Петербурга известны на весь мир.

Слайд 7

Вот лишь некоторые из них:

Слайд 8

Эрмитаж

Слайд 9

Русский Музей

Слайд 10

Мариинский театр

Слайд 11

Филармония

Слайд 12

В Санкт-Петербурге живут умные, начитанные и культурные люди!

Слайд 13

15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (пакт Рериха)

Слайд 14

Потому этот день и стали отмечать как Международный День культуры

Слайд 15

Традиционно в этот день по всей планете, включая одну из самых культурных стран Россию

Слайд 16

п роходят соответствующие мероприятия, посвященные этой теме: выставки, конференции, спектакли, концерты и пр.

Слайд 17

Обязательный атрибут праздника — торжественный подъём Знамени Мира, автор которого наш соотечественник, художник Николай Рерих.

Слайд 18

Знамя представляет собой белое полотнище с изображением трёх соприкасающихся кругов, символизирующих прошлое, настоящее и будущее.

Слайд 19

Как называется эта картина ? Мона Лиза (Джоконда)

Слайд 20

Кто автор картины « Мона Лиза»? Леонардо Да-Винчи

Слайд 21

В каком музее находится картина Леонардо Да-Винчи « Мона Лиза»? Музей Лувр Париже

Слайд 22

КУЛЬТУРНАЯ РАСКРАСКА

Слайд 23

Молодцы! Поздравляем. С нашей презентацией вы стали намного культурнее!!! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культура поведения

интересное занятие для первоклассников....

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

Программа по культуре поведения младших школьников.

Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...

Классный час "Культура поведения"

Как Тётушка Сова  знакомила детей с правилами поведения. Помогают её Вредные советы Г. Остера, народная мудрость, сценка, показанная детьми. Учащиеся приходят к вывожу, что внешний вид, волшебные...

Беседа о культуре поведения "Правила, обязательные для всех".

Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности....

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...