Технологическая карта урока Основы православной культуры (ОРКСЭ) Совесть и раскаяние
план-конспект занятия (1, 4 класс)

Акиншина Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока Совесть и раскаяние

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Основы православной культуры

Класс  4 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема

Совесть и раскаяние

Цель

Углубление представлений о добре и зле, о преступлении; ознакомление с понятиями «грех» и «раскаяние» в свете православного мировоззрения

Задачи

Образовательные:

- дать представление о том, что включает в себя слова «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «совесть».

Развивающие:

 - продолжить развитие представлений о нравственных православных категориях;

- развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

- развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником; творческие способности.

Воспитательные:

- создать условия для формирования личной ответственности за свои поступки на основе представлений, православного учения о совести и раскаянии;

- воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Основные термины и понятия

Добро, зло, грех, преступление, совесть, раскаяние (покаяние), отречение

Основные средства наглядности

Иллюстративный ряд учебника, фотографии, репродукции картин

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организа-ционный момент

- Добрый день, ребята!

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока.

- Садитесь.

Ожидаю увидеть доброжелательный настрой на урок.

Мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся.

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Создание психологического настроя на учебную деятельность.

Организация обратной связи.

2.Актуализа-ция знаний.

- Узнать тему урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы.

На слайде слова-ответы появляются по клику на ячейку с цифрой.

 1. Гордость - …….? (Стыд)

2. Здоровье - ……..? (Болезнь)

3. Ложь - …….?(Правда)

4. Трусость - …….? (Смелость)

5.Тьма - ……? (Свет)

6. Грязь - ……..? (Чистота)

7. Смерть - ………? (Жизнь)

-Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)

- Сегодня на уроке мы поговорим о совести.

Совесть и раскаяние.

Учащиеся воспроизводят материал в соответствии с поставленными вопросами.

Дети формулируют тему урока, определяют цель.

Фронтальный опрос.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

владение монологической формой речи.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД:

фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его).

Постановка цели урока. Создаю у учащихся «ситуацию успеха».

3. Проблемное объяснение знаний с использовани-ем моделей и схем.

- Так что же такое добро? В чем оно проявляется?

-Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен. Дома вы должны были подготовить словосочетания со словом «добро» и пословицы о добре.

- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование слова добро. Прочитаем об этом на стр.36 вашего учебного пособия.

- В православии добро – это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

 - исполнение Воли Божией

- Послушайте притчу о доброй старушке и её молодой душе. Подумайте, какого человека можно назвать добрым?

Притча о доброй старушке и ее молодой душе

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

- Что вы скажете о старушке?

- Легка ли была её жизнь? Как вы думаете, почему?

- Ожесточилось ли её сердце? Постарела ли душой?

- Каким секретом поделилась старушка?

- Какой вывод можно сделать?

- Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете?

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)

- А что такое, по-вашему, зло?

В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова: зло-дей – делающий беду, наносящий вред; зло-мыслити – иметь вредное намерение, желать несчастья;  зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать;  зло-честивый – чествующий, славящий, творящий худое.

- Как в православии объясняют толкование этого слова (стр.36)

Зло – то, что удаляет человека от этих добрых целей.

У слова зло в православии есть синоним: грех. 

Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит  голосу совести. Грех – уклонение от заповедей Божией.

-   Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

- Слово «грех» образовано от «грек» – уклонение от заповедей Божией, в старославянском языке имело значение «промах, ошибка».

- Преступное действие приносит вред тому, на кого оно нацелено. А грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Один человек позавидовал другому. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Его жизнь не стала хуже от того, что кто-то на него посмотрел завистливым глазом. Но тот, кто позавидовал, сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу.

- Грех – это еще и преступление против самого себя, против Бога, против ближнего.

- Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?

 На доске фотографии, картинки

- Посмотрите на эти прекрасные васильки во ржи или на вот эти веселые одуванчики в клубнике. Они красивы, но в поле с рожью и на грядке с клубникой они сорняки, приносящие вред.

- Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за опоздание на урок, ты спохватился: «Её наказали за мою шалость! Зачем я так? Я же хотел улыбки, а не слез!».

- Что помогло тебе понять, что твой поступок не забавен?

- Попробуйте привести свои примеры? 

Тренинг «Как не попасть в сети зла?»

- Зло удаляет от добрых целей.

Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

    Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.  Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.  Постепенно зло достигает  вершины.  А дальше все быстро - стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком.

И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)

- Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться?  

- Какой надежный щит поставить на пути зла?   (Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

Дети отвечают

Дети делятся подготовленными дома словосочетаниями со словом «добро» и пословицами о добре.

Ученики работают над текстом.

Дети слушают притчу, делают выводы.

Старушка прожила долгую жизнь.

Нет, тяжела. Наверное, много испытаний выпало на её долю: война, голод, разруха…

Нет, душа старушки по-прежнему оставалась молодой.

Хорошее записывать в сердце, а плохое на воде.

Добро – помнить. Зло – забывать.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети высказывают предположения

Дети работают с учебником.

Дети отвечают.

Дети приводят свои примеры.

В самом начале, на мизинце.

Дети поочерёдно называют положительные качества.

Метод контрастов

Познавательные  УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование;

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации).

Операционный компонент учебной деятельности (ученики принимают и удерживают учебную задачу)

Стимулирование познавательной активности.

Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга.

Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению.

4.Первичное закрепление.

- Давайте вспомним, какой плохой поступок совершила Нина Карнаухова из рассказа Аркадия Гайдара «Совесть»? (не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).

- По православным понятиям она совершила грех.

- Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»)

- Как вы понимаете это предложение?

- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше?

- Человеку на его грех указывает не полицейский, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.

- Вспомните, пожалуйста, из курса русского языка, какое значение имеет приставка «со»?

-С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

- Верно. В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим.

- Какая самая главная книга у православных?

- Давайте узнаем, что рассказывает Евангелие о Петре. (учебник с. 36 «Отречение Петра»)

  Проверка восприятия:                                            

   - Какой грех он совершил?

   - Что творилось с его душой после отречения от Христа?

   - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения?

- Когда человек предаёт тех, кто его любит или отрекается от них, душа не может радоваться.

   - Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт».

- Совесть может разговаривать с человеком.  Как вы думаете, о чём?

- А как работает совесть и какие важные дела совершает узнаем, прочитав в учебном пособии на стр. 37.

-Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

- перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

- после ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

- У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и, если не умело её загнать глубже будет только хуже. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде.

Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга.

Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению.

Её мучает совесть.

Нет, она раскаялась в своём поступке.

Приставка «со» означает соединение с чем-либо, совместные действия (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).

- С Богом.

Предательство.

Душа испытывала муки.

Совесть

Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так, она мучает нас.

Демонстрационно-тренировочный прием.

Продуктивный метод.

Познавательные  УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действий

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

5. Самостоятель-ная работа с самопроверкой

Работа по группам.

1 группа

Связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек»  и «мёртвая душа»?

Объясни.

Есть такое выражение — «сожжённая совесть». По-гречески «сожжение совести» означало наложение клейма на тело преступника. То место, на котором выжигается клеймо, теряет чувствительность и делается как бы мёртвым, бесчувственным. Так и душа человеческая, отягчённая злом, мертвеет, теряет способность к добрым делам.

2 группа

Портрет совестливого человека

 Составьте словесный собирательный образ совестливого человека.

Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо)

Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то  они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

Совесть побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

3 группа

Синквейн

Совесть (существительное)

Вечная, мудрая (прилагательное)

Помогает, мучит, учит (Глагол)

Совесть – главный судья (Составить предложение)

Работа в паре .

- Найдите вариант как можно заменить предложение:

Поступать вопреки своим убеждениям.

Жить честно, справедливо.

Делать что-либо хорошо, добросовестно.

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести.

Поступать без стыда, без стеснения.

 

 Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то.

Выполняют самостоятельную работу с использованием новых знаний

Поступать против совести.

Жить по совести. Делать на совесть

Жить со спокойной

совестью. Поступать без зазрения совести Поступок на его совести

Групповая работа.

Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

Учитель предлагает детям выполнить самостоятельную работу с использованием новых знаний. Дифференциация по уровню трудности выполненного задания способствует развитию способностей учащихся, обеспечивает усвоение материала на необходимом уровне

Управление первичным закреплением с элементами самоконтроля, самооценки. Включение нового знания в систему знаний.

6. Включение в систему знаний и повторение

- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите в учебнике.

- Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

- Легко ли поступать по совести?

  - А если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Но ведь с болью жить трудно. Когда у нас, например, болит горло, что мы предпринимаем?

- Какое лекарство нужно принять, когда болит душа?

   - Так что же такое раскаяние? Раскаяние - испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке

-Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.

- В православии существуют шаги в раскаянии.

- Прочитай,  чём состоит первый шаг в раскаянии? 

 

- Как вы его понимаете?

- Прочитайте, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

- Как вы его понимаете?

- Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена.

-Мы с вами назвали два шага  в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.  

-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.

 У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»

- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите в учебнике.

-Для православных людей   место покаянной молитвы – храм. В храме совершается таинства исповеди. У христиан раскаяние связано с таинством покаяния.

Как дерево может

 Укрыть от дождя,

Так храм защищает

 Пришедший народ

 От жизненных бурь

 И душевных невзгод!

- Но прежде чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню.

- Иногда люди делают вид, будто раскаиваются, а на самом деле подделывают раскаяние. Они думают, что, стоит скороговоркой сказать: "Прости, мама" или "Прости, Господи!", и можно спешить к новым приключениям.

- Что об этом говорит учебник? (стр.39 последний абзац)

Учатся работать с информацией, делают выводы.

Нелегко

Пьём лекарство, идём к врачу

Сделать доброе дело, попросить прощенья, покаяться 

Согласие человека с протестующим криком своей совести

Переворот своих стремлений.

Готовность исправить свой поступок

Находят ответ в тексте учебника

Репродуктивный метод.

Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Включение нового знания в систему знаний.

7. Итог урока.

- Как работу нужно делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой и до слёз.

- К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло…

- Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД: Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

8.Рефлексия.

-  Наш урок мы закончим словами-пожеланиями:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

 И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

-Молодцы ребята! Вы хорошо поработали: были дружными активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности.

- Какое открытие сделали вы для себя, что положим в сундучок знаний. Закончите предложения, начало которых вы видите на экране.

Теперь я знаю, …  что такое совесть и раскаяние

Теперь я умею …  управлять злом, побеждать его

Теперь я (буду) не буду … трудиться над своей душой

Домашнее задание

по выбору одно задание

1. Подготовить ответ на тему: Как я понимаю выражение «мир в душе».

2.  Провести интервью с членами семьи по вопросам: Совесть и раскаяние.

3. Сочинить сказку на тему «Совесть пропала».

Дети дополняют предложение, используя приобретённые знания.

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

3. Записывают домашнее задание в дневник

Организация рефлексии, самостоятельная постанова учащимся дальнейших целей обучения.

 



Предварительный просмотр:

Урок Мира в День Знаний         в 1 «А» классе.

Место проведения: кадетский корпус, кабинет 101.

Учитель Акиншина Татьяна Владимировна

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.

Задачи: 

- Создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.

- Познакомить детей со школьными правилами и основными требованиями учителя в игровой обстановке.

- Создать эмоциональный настрой, повысить интерес к школе, учебе,  классу, учителю.

- Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира;

          - Показать причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов.

          - Воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле.      

          - Развивать речь, логическое мышление, внимание, память.

           - Включить родителей и учащихся в совместную деятельность; создать атмосферу душевного здоровья, эмоционального благополучия  как условия  успешности любой деятельности.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, взрослые!
                 Здравствуйте, дети!
                 День необычный сегодня на свете -
                 Музыка всюду, улыбки и смех -
                 Корпус  открыл свои  двери для всех.

Дорогие ребята! Сегодня у вас очень важный день. Ещё вчера вас называли детьми, малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить: "Это ученики, ученицы, школьники и школьницы,"  -  вы стали воспитанниками кадетского корпуса. Корпус станет для вас вторым домом. Это класс, где вы будете учиться. Посмотрите, как здесь уютно и чисто! Именно здесь вы приобретёте  самых верных друзей на всю жизнь,  здесь вы каждый день будете получать особенные подарки. Но это не игрушки и не конфеты. Это ЗНАНИЯ.

Дом, школа, семья – эти слова неразделимы. Есть родительский дом, где вас любят – это ваша родная семья. Есть школьный дом и школьная семья – это друзья, любимый класс, учителя. И сегодня в нашем доме День Рождения новой большой неугомонной  семьи.

У меня родились детки:
Соня  – раз, Алёша – два,
Лера, Миша, Даша, Маша,
Три Димы, Тимофея – два.
Полюбуйся, детвора!

Кирилл, Захар, Данил, Андрей,

Милана, Марк, Максим, Сергей.

А какие в нашем классе
«редкостные» имена:
Яромир, Аксинья, Лев,

Ростислав и Ярослав.

Есть Лёня, Коля, Саша, Влад,

Витюша есть и Вячеслав.

В общем, полный первый класс.
Я – большой семьи родитель.
Догадались? Я – учитель!

Наша семья – это наш 1 «А» класс кадетского корпуса, в количестве  30  учеников,  а также родители, бабушки и дедушки. Что такое семья? Семья  – это коллектив родственных душ. При рождении новой семьи всегда есть свидетели и гости. Уважаемые родители, сегодня вы присутствуете и являетесь свидетелями рождения новой классной семьи. Мы отмечаем рождение 1 «А» класса! В честь этого события разрешите вручить вам свидетельство о рождении 1 «А» класса Второго Донского императора Николая II корпуса.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ

Сегодня, 1 сентября 2014 года, регистрируется рождение 1 класса «А»

Мать

Акиншина Татьяна Владимировна

Дети

24 мальчиков и 6 девочек

Характер детей

Веселый, пытливый, шумный, добрый, отзывчивый

Общий вес

       738 кг

Общий рост

   38 м  19 см

Развитие

Нормальное

Перспективы

Блестящие

Уникальный материал для рождения класса предоставили

Мамы и папы, бабушки и дедушки,

Место регистрации

Ростов-на-Дону, ул. Казахская ,57 а

 Вместе нам предстоит учиться не только читать, писать и считать, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять. А чтобы со всем этим мы смогли справиться, наверное, надо нам друг с другом познакомиться.

- А как мы это можем сделать? (варианты детей)

- Давайте все дружно назовем своё имя. (называют) Не получилось.

- Давайте все шёпотом назовём свои имена. (называют) Снова не получилось.

- Да, ребята. Вместе хорошо играть, петь, иногда читать стихи, а вот говорить лучше по одному. Это первое школьное правило. Человеку становиться особенно приятно, когда его слушают. Если мы научимся, друг друга слушать, всем нам станет тепло и уютно.

- В день рождения принято дарить подарки. Я тоже  хочу вас поздравить и приготовила небольшой подарок.

- Ой, а где же он? Он лежал на столе, а сейчас его нет. Только лежит какой-то конверт. От кого это письмо?

От Незнайки ученикам 1 «А» класса. Вам интересно, что написал Незнайка? Прочитаем письмо.

Ждёте подарки? Ну ждите, ждите! А я их спрятал. Чтобы узнать, где он лежит, вам нужно отправиться в путешествие к  Стране Знаний и выполнить все мои задания.

Незнайка.

Ну что же, придётся отправляться. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ в Приложении)

Итак, остановка Сказочная. Наверняка вы все знаете сказки.

- Молодцы, с первым испытанием вы справились и получили первую подсказку «Подарок».

Далее остановка Школьная.

Незнайка собирался в школу и приготовил портфель. Но друзья сказали ему, что в портфеле много лишних вещей. Давайте поможем ему собрать портфель. Все встаньте и когда отвечаете "Да" хлопайте в ладоши, когда "Нет" – топайте.

На дно кладем кулек конфет? (ДА)

А милицейский пистолет? (НЕТ)

Туда положим винегрет? (НЕТ)

А может быть, улыбок свет? (ДА)

Положим спелый апельсин? (ДА)

А продуктовый магазин? (НЕТ)

Цветов корзину для друзей? (ДА)

А разноцветных кренделей? (ДА)

Салат положим в сумку? (НЕТ)

 Кладем улыбку и успех? (ДА)

Задорный детский звонкий смех? (ДА)

Учитель: А что ещё необходимо взять с собой вы узнаете, отгадав загадки.

Со вторым испытанием вы тоже успешно справились и получили вторую подсказку «спрятан». Получилось «Подарок спрятан». Опять ничего не понятно. Надо продолжать путешествие.

Но прежде немного отдохнём.

Физминутка.

Поехали дальше. Остановка Загадочная.

 

Три ромашки-желтоглазки,

Два весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?  (5)

Кто там в роще «тук-тук-тук»?

Это дятел поднял стук.

И ещё двух слышу я.

Сколько дятлов здесь, друзья?         (3)

Картошки много накопали,

Здесь 3 мешка, там целых 5.

Так сколько же мешков собрали?

Кто мне поможет сосчитать?          (8)

Постирала мама с дочкой

Десять носовых платочков.

Четыре подсохло - гладить их.

Сколько штук ещё сырых?                (6)

На тарелочке семь слив,

Вид их очень уж красив.

Съел четыре сливы Павел.

Сколько мальчик слив оставил?       (3)

Купила школа для детей

Три белых, шесть цветных мячей.

Так сколько же всего мячей

Купила школа для детей?     (9)

И с третьим испытанием вы справились и получили следующую подсказку «В шкафу». Получилось «Подарок спрятан в шкафу». Но в каком и где? Непонятно. Значит опять в путь!

Остановка Мирная.

- А теперь скажите мне первоклассники, кто из вас уже умеет читать? (дети отвечают хором)

Вот я и проверила, кто запомнил первое школьное правило.

А как сказать, чтобы я сразу узнала, кто умеет читать? Верно, поднять руку.

Кто сможет прочесть: Наш дом – планета …. ЗЕМЛЯ

А мы её жители – земляне.

Посмотрите у меня на столе – шар. Но это не простой шар – глобус. Глобус – уменьшенная модель Земли. На глобусе мы можем увидеть моря, реки, разные страны, которых на Земле очень много.

Как называется наша страна? (РОССИЯ)

Какой город в нашей стране самый главный? МОСКВА

А как по-другому можно назвать нашу Землю? Правильно, МИР!


- Что же такое мир? 
- Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь: 
1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара. 
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны.

Сегодня, 1 сентября, все люди отмечают День Мира.

Официально называется этот день «День глобального прекращения огня и отказа от насилия»

- Вот какие пословицы сочинил наш народ: 
Мир строит, война разрушает. 
Мир на планете – счастливы дети. 
Дружно за мир стоять – войне не бывать. 
Худой мир лучше любой ссоры. 

- Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. (Война). 
- Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни людей. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить? 
- В этом году человечество отмечает 104 года со дня начала Первой мировой войны. В этом году 14 февраля мы отметили 75-летнюю годовщину со дня  освобождения г.Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков во Второй мировой войне. Но уже за это время в разных уголках нашей планеты бушевало более 100 войн. Нельзя не вспомнить ещё одну трагическую дату.  Четырнадцать лет назад 1 сентября в городе Беслан ребята нарядные и счастливые шли в школу. Но им не суждено было сесть за парты… Школу захватили террористы, которые удерживали заложников два с половиной дня. За эти дни были убиты 334 человека…
- Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные, безответственные). 
- А можно ли избежать военных действий? Как? (Надо ответственно относится к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.) 
- Часто войны возникают из-за непонимания разных сторон или когда одна страна вмешивается в решение спорных вопросов другой страны, что совершенно недопустимо.

-А что является символом мира? 


Загадка: 
Это птичка-невеличка, 
В городах живет. 
Крошек ей насыплешь- 
Воркует и клюет. (Голубь)

-И не просто голубь, а белый голубь.
- Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий. 

- Вы молодые жители нашей планеты, будущие защитники нашего государства. И от вас в будущем многое на земном шаре будет зависеть. В ваших руках мир и благополучие во всём мире.

- Обведите, пожалуйста, свои ладошки, а родители помогут вам их вырезать.          (приклеиваем ладошки к планете)

- Молодцы. Мы справились со всеми заданиями и получили последнюю подсказку. «Подарок спрятан в шкафу у двери». Ура, вот он!

Вот и пройдены первые испытания. Теперь вас смело можно назвать первоклассниками и конечно же вы заслужили подарки! 

Детям вручаются подарки.


       С сегодняшнего дня вы - первоклассники! Я поздравляю вас! Прошу дать клятву первоклассника. Повторяйте хором:

       КЛЯТВА      ПЕРВОКЛАССНИКА

Клянусь перед всеми стараться здоровым быть,

В школу нашу исправно ходить. Клянусь!

Клянусь писать и читать я прилично

И в ранце носить «хорошо» и «отлично». Клянусь!

Клянусь в том, что буду я очень стараться

С друзьями моими впредь больше не драться! Клянусь!

Клянусь я ребенком воспитанным быть,

Не бегать по школе, а шагом ходить. Клянусь!

Клянусь не бояться дороги тернистой,

И званием школьника дорожить и гордиться. Клянусь!

А если нарушу я клятву свою,

Тогда я молочный свой зуб отдаю,

Тогда обещаю мыть вечно посуду,

И на компьютере играть я не буду! Клянусь!

За хлебом ходить я тогда обещаю,

С собакой гулять, если есть таковая. Клянусь!

Ребенком всегда идеальным я буду

И клятвы моей никогда не забуду! Клянусь!

КЛЯТВА  РОДИТЕЛЕЙ

Клянусь (будь я мать или будь я отец)

Ребенку всегда говорить «Молодец!» Клянусь!

Без стонов вставать, умываться и бриться,

И в школу вести первоклассника лично. Клянусь!

Клянусь выходить в надлежащие сроки,

Клянусь не опаздывать я на уроки. Клянусь!

Клянусь я в учебе ребенка не «строить»,

Клянусь вместе с ним иностранный освоить. Клянусь!

За двойки клянусь я его не ругать

И делать уроки ему помогать. Клянусь!

А если нарушу я клятву мою,

Тогда я последний свой зуб отдаю,

Тогда моего обещаю ребенка

Кормить ежедневно вареной сгущенкой! Клянусь!

Тогда идеальным родителем буду

И клятвы моей никогда не забуду! Клянусь!

Трудно детей своих воспитать,

Многое нужно для этого знать.

Родителям я хочу пожелать:

Детям всегда во всём помогать,

В школу с утра ребёнка собрать,

Напутствия вовремя добрые дать,

Умную книжку успеть прочитать,

А в выходной не забыть погулять,

Чтобы болезней всех избежать,

Надо ещё детей закалять,

Собрания также все посещать,

Школе по мере сил помогать.

А главное - без сомненья -

Желаю я вам терпенья!

Вот и настала пора отправляться вам в Страну Знаний, двери открыты, вы стали настоящими школьниками. Но напоследок я хочу всем первоклассникам подарить маленькое волшебство - мы с вами попробуем узнать, на какие же оценки будут учиться наши ребята. Какие оценки ставят детям, которые хорошо учатся? (ответы детей) Правильно, четыре и пять. 

Игра "Оценки".
Заранее изготовьте из картона круги диаметром около 8 см. На каждом круге написаны оценки - 2, 3, 4, 5. Двоек и троек изготовьте по 2 штуки, а четвёрок и пятёрок - из расчёта по 2-3 хорошие оценки на каждого ребёнка. Учитель демонстрирует "оценки", показывает, что там есть и двойки с тройками. Заранее сделайте пакет с потайным отделением. Для этого берётся обычный бумажный пакет для подарков. На дно приклеивается дополнительный слой бумаги так, чтобы получился потайной кармашек. Все оценки демонстративно кладутся в пакет, но двойки и тройки учитель аккуратно отделяет в дополнительное отделение. Во время конкурса, учитель проходит по рядам, дети засовывают руку в пакет и вытягивают по 2-3 круга с оценками. Понятно, что все дети вытягивают только хорошие оценки. Количество кругов надо рассчитать так, чтобы все хорошие оценки были к концу конкурса разобраны.
 

Учитель: Вот это чудеса! Смотрите, у вас у всех только 4 и 5! А где же двойки и тройки? Ну-ка, посмотрим! (учитель засовывает руку в пакет и из потайного кармашка вытаскивает все двойки и тройки, показывает их детям). Смотрите, тройки и двойки остались в пакете! Вот так чудеса! Это означает, что в этом классе не будет неуспевающих, не будет двоечников. Давайте все дружно похлопаем в ладоши, чтобы это волшебство сбылось, и вы учились только на хорошие оценки.

E:\герб россии.jpg

Свидетельство

о рождении

1 «А» класс

Дата рождения 1 сентября 2014 года

Мать

Дети

Характер детей

Общий вес

Общий рост

Развитие

Перспективы

Уникальный материал для рождения класса предоставили

Место регистрации

Место рождения г.Ростов-на-Дону, ул.Казахская, 57 а

Акиншина Татьяна Владимировна

24 мальчиков и 6 девочек

Веселый, пытливый, шумный, добрый, отзывчивый

   738 кг

   38 м  19 см

Нормальное

Блестящие

Мамы и папы, бабушки и дедушки

Ростов-на-Дону, ул. Казахская ,57 а

Ждёте подарки? Ну ждите, ждите! А я их спрятал. Чтобы узнать, где он лежит, вам нужно отправиться в путешествие к  Стране Знаний и выполнить все мои задания.

                                 Незнайка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...

Технологическая карта урока по православной культуре для 4 класса по теме урока" Подвиг"

Карта составлена по учебнику Кураева А  Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры", 4 класс.Подведение под понятие слово "Подвиг".Осмысление статьи учебник...

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

Технологическая карта урока Основы православной культуры по теме «Подвиг»

Технологическая карта урока Основ православной культуры по теме "Подвиг"...

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»

Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...

Технологическая карта урока. Предмет Православная культура. Урок Икона

Федотова О.А.,МБОУ «СОШ №6»                   Задания и вопросы для обсуждения к теме «Орган...