Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы
материал

Шакирова Эльза Раисовна

В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, большим творческим потенциалом, с нестандартным мышлением, чтобы успешно осуществлять научно-технический прогресс.

На современном этапе следует большее внимание уделять воспитанию подрастающего поколения. Уже в начальной школе ученики овладевают основными приемами логического мышления (сравнение, классификация, обобщение и др.). Именно поэтому педагоги начальной школы ставят перед собой важную задачу по формированию и развитию логики детей, которая бы дала детям возможность доказывать свои суждения, приходить к правильным умозаключениям, делать доказательные выводы, что в итоге, позволяет ученикам самостоятельно приобретать знания.

Данная курсовая работа раскрывает теоретические и практические аспекты развития логического мышления учащихся начальной школы при обучении игре в шахматы.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что учитель в виду отсутствия системы работы по использованию таких мыслительных операций, как синтез и анализ, классификация и обобщение, аналогия и абстракция, не всегда знает, как правильно способствовать развитию у учащихся способности мыслить по законам логики.

В развитии логического мышления исключительно большое значение отводится шахматам. В целом, роль шахмат в процессе обучения школьников трудно переоценить. Шахматы – средство разностороннего развития индивида. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно выполнить отсутствие логики в школьном обучении. Шахматы – логичная игра, так как все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

Именно поэтому, сегодня, проблеме введения занятий по шахматам в школе уделяется такое внимание со стороны правительства нашей страны

В ближайшие два года для учеников начальных классов всех российских школ введут обязательные занятия шахматами. Как сообщила министр образования и науки Ольга Васильева, в ведомстве идет активная работа по введению в учебную программу первых-четвертых классов обязательных занятий по шахматам. Принятие этого решения стало результатом исследовательской работы, которую провело Министерство образования и науки. В результате мониторинга выяснилось, что в 40 регионах России школьники играют в шахматы, и они показывают более высокие результаты в учебе. Это связано с тем, что игра в шахматы позволяет детям лучше думать, анализировать, планировать, ставить задачи и решать, в связи с чем повышается уровень интеллектуального развития школьников.

Изложенные выше факты определили выбор темы курсовой работы: «Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы».

Объект исследования - процесс организации обучения младших школьников игре шахматам.

Предмет исследования – развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы.

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать развитие логического мышления младших школьников на занятиях по обучению игре в шахматы.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

-проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

-раскрыть приемы и методы формирования логического мышления младших школьников;

- изучить потенциал развития логического мышления через обучение игре в шахматы;

- рассмотреть методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.В. Басовой, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, О.К. Тихомирова, Н.Ф. Талызиной, Н.Б. Истоминой и др.

Использовались следующие методы исследования, применяемые в ходе реализации поставленных цели и задач: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, изучение опыта школьных учителей, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация.

В первой главе доклада раскрываются основные теоретические аспекты развития логического мышления школьников в начальной школе.

Во второй главе представлены методические особенности организации обучения игре в шахматы, методы и приемы, направленные на развитие логического мышления на занятиях по шахматам, а так же рассмотрены основные методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы




Содержание

Введение…………………………………………………………….…………3

Глава 1.

Теоретические аспекты развития логического мышления в начальной школе…………………………………………………………………………...6

Мышление как познавательный процесс. Виды мышления и их особенности………………………………………………………………………6

1.2 Шахматы и их потенциал в развитии младших школьников….…….10

1.3 Особенности развития логического мышления учащихся начальных классов и возможности его развития на занятиях по обучению игре в шахматы………………………….……………………………………..……..13

Глава 2.

Технология развития логического мышления через обучение игре в шахматы в начальной школе…………………………………..……………..16

2.1 Технологические особенности организации обучения игре в шахматы с целью развития логического мышления школьников………….…………..16

2.2 Приемы и методы развития логического мышления при обучении игре в шахматы………………………………………………………………..………19

2.3Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников..………………….………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………...29

Список использованной литературы…………………………………………31

Приложение

Введение

В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, большим творческим потенциалом, с нестандартным мышлением, чтобы успешно осуществлять научно-технический прогресс.

На современном этапе следует большее внимание уделять воспитанию подрастающего поколения. Уже в начальной школе ученики овладевают основными приемами логического мышления (сравнение, классификация, обобщение и др.). Именно поэтому педагоги начальной школы ставят перед собой важную задачу по формированию и развитию логики детей, которая бы дала детям возможность доказывать свои суждения, приходить к правильным умозаключениям, делать доказательные выводы, что в итоге, позволяет ученикам самостоятельно приобретать знания.

Данная курсовая работа раскрывает теоретические и практические аспекты развития логического мышления учащихся начальной школы при обучении игре в шахматы.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что учитель в виду отсутствия системы работы по использованию таких мыслительных операций, как синтез и анализ, классификация и обобщение, аналогия и абстракция, не всегда знает, как правильно способствовать развитию у учащихся способности мыслить по законам логики.

В развитии логического мышления исключительно большое значение отводится шахматам. В целом, роль шахмат в процессе обучения школьников трудно переоценить. Шахматы – средство разностороннего развития индивида. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно выполнить отсутствие логики в школьном обучении. Шахматы – логичная игра, так как все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

Именно поэтому, сегодня, проблеме введения занятий по шахматам в школе уделяется такое внимание со стороны правительства нашей страны

В ближайшие два года для учеников начальных классов всех российских школ введут обязательные занятия шахматами. Как сообщила министр образования и науки Ольга Васильева, в ведомстве идет активная работа по введению в учебную программу первых-четвертых классов обязательных занятий по шахматам. Принятие этого решения стало результатом исследовательской работы, которую провело Министерство образования и науки. В результате мониторинга выяснилось, что в 40 регионах России школьники играют в шахматы, и они показывают более высокие результаты в учебе. Это связано с тем, что игра в шахматы позволяет детям лучше думать, анализировать, планировать, ставить задачи и решать, в связи с чем повышается уровень интеллектуального развития школьников.

Изложенные выше факты определили выбор темы курсовой работы: «Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы».

Объект исследования - процесс организации обучения младших школьников игре шахматам.

Предмет исследования – развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы.

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать развитие логического мышления младших школьников на занятиях по обучению игре в шахматы.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

-проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

-раскрыть приемы и методы формирования логического мышления младших школьников;

- изучить потенциал развития логического мышления через обучение игре в шахматы;

- рассмотреть методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.В. Басовой, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, О.К. Тихомирова, Н.Ф. Талызиной, Н.Б. Истоминой и др.

Использовались следующие методы исследования, применяемые в ходе реализации поставленных цели и задач: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, изучение опыта школьных учителей, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация.

В первой главе курсовой работы раскрываются основные теоретические аспекты развития логического мышления школьников в начальной школе.

Во второй главе представлены методические особенности организации обучения игре в шахматы, методы и приемы, направленные на развитие логического мышления на занятиях по шахматам, а так же рассмотрены основные методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников. 

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления в начальной школе.

1.1.Мышление как познавательный процесс. Виды мышления и их особенности

Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным или опосредованным отражением действительности.

Выделяют следующие формы мышления:

1) понятие - это форма мышления, в которой отражаются обобщенные и значимые свойства явлений и предметов. К примеру, любой треугольник имеет три угла, но разные размеры, такие как длина сторон и площадь, различную величину углов и форму. Но фигуру треугольник, определяет только первый признак, который отличает ее от других фигур: трапеции, круга, прямоугольника.

2) суждение - это форма мышления, использующая отрицание или утверждение какого-либо положения относительно предмета, явления или их свойств. С помощью суждения можно раскрывать сущность понятий. Умение правильно высказаться о предмете или явлении, означает, что ребенок знает тот или иной предмет или явление.

3) умозаключение - это такая форма мышления, используя которую человек может вывести новое суждение, сопоставляя и анализируя какое-либо суждение.

Существуют два вида умозаключения - это дедуктивное и индуктивное.

Индукция - это способ при котором при рассуждении человек приходит к общему от частных суждений.

Дедукция - это способ обратный индукции, при котором в процессе рассуждения человек приходит к частному суждению от общего.

По типу различают три вида мышления:

1) наглядно - действенное;

2) наглядно - образное;

3) словесно - логическое (теоретическое).

На первой и самой ранней ступени развития ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Оно определяется практическим действием, то есть ребенку задача дается наглядно и решается руками. При развитии более высоких форм логического мышления данная форма мышления не исчезает. Постепенно с развитием речи и приобретением опыта дети приходят к наглядно-образному мышлению. Ребенок при мышлении использует образы, а слово помогает ему делать правильные обобщения. На начальном этапе школьной жизни ученики мыслят с использованием конкретных образов. А при дальнейшем обучении в школе у них развивается словесно-логическое мышление.

Особенностью наглядно-действенного мышления является то, что задачи решаются с использованием реального преобразования ситуации. Ребенок пытается сравнивать предметы, накладывает один на другой или приставляет один к другому; он пытается анализировать, разламывая по частям игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков домик; он классифицирует и обобщает, раскладывая шарики по цвету. Ребенок еще не ставит перед собой цель и не планирует свои действия. Не следует думать, что наглядно-действенное мышление встречается только у детей. Данный вид мышления не редко применяется в быту (например, в квартире при перестановке мебели) или требуется, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора) [9].

Наиболее поздний этап развития мышления - это словесно-логическое. Оно функционирует на базе языковых средств. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий и логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

Необходимо отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, когда в содержании задачи используются схемы, практически невозможно отделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление. По данным нейропсихологов 48% граждан мыслят логическим путем и 52% образным, 25% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Поэтому, пытаясь определить вид мышления опытным путем, необходимо помнить, что этот процесс всегда условный и относительный. Обычно используются все компоненты мышления, поэтому можно говорить лишь о преобладании какого-либо вида мышления. Следует помнить, что только при условии развития всех видов мышления, человек может правильно и достаточно полно отражать действительность.

В одной и той же деятельности могут быть представлены все перечисленные виды мышления. Но, как правило, всегда преобладает тот или иной тип мышления в зависимости от характера ситуации и конечных целей.

Высшей ступенью умственного развития ребенка является логическое мышление, которое проходит длительный путь развития. Оно отличается тем, что совершается в форме абстрактных понятий и рассуждений.

Логическое мышление, в отличие от практического, осуществляется только словесным путем. Сформированное умение ребенка правильно рассуждать, дает возможность обучения доказательству. Человек с хорошо развитым логическим мышлением, умеет основательно мыслить, не допуская ошибок в суждениях. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности.

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического развития младших школьников, а также понимание конечных целей.

В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. В дальнейшем ребёнок учится рассуждать, анализировать, устанавливать простые закономерности, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Можно сделать вывод, что логическое мышление необходимо развивать в раннем детстве, так как от момента рождения до 7 - 10 лет у ребёнка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-предметного мышления. Отсюда следует, что значительное место должно принадлежать широкому применению нестандартных логических задач в процессе обучения младших школьников.

1.2.Шахматы и их потенциал в развитии младших школьников

Развитие - это процесс, направленный на изменение духовных и материальных объектов с целью их улучшения.

Особенно важно в начальной школе применение игровых методов, так как известно, что ребёнок легче обучается играя. Дидактическое назначение интеллектуальной игры объясняет В. Сабуров: «Сейчас преуспевают люди совершенно иного склада – те, кто умеет чётко поставить задачу, ограничить её и найти для неё решение. Причём задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. Сегодня достаточно понимать правила игры, в которой участвуешь. Навыки игрока становятся существенно важнее для успеха в жизни, чем багаж знаний».

Начальная школа нуждается в учебном предмете игрового характера для улучшения логического мышления и воспитания ответственности за принимаемые решения. Н.Ф. Талызина акцентирует внимание на том факте, что «до сих пор нет конкретной программы логических приёмов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, в связи с чем работа над развитием мышления в школе идёт стихийно и большинство учащихся не овладевает начальными приёмами мышления даже в старших классах. Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления, необходимый для чтения, письма, говорения, математических операций, и очень мало делает для выработки умений высшего типа – рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументированно, диалогично. В результате в мышлении начинается перекос». Можно добавить, что пока нет и программ учебных предметов, в которых прямо указано, на каком конкретно материале и как именно ученик овладевает навыками логического мышления.

В настоящее время у школьников явно недостаточно развиты логическое мышление, способность рассуждать логически, что затрудняет эффективное обучение управлению сложными современными технологическими и организационными системами. В качестве предмета, решающего эти проблемы, в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы. Цели развития начального образования заключаются в реализации не только образовательной, но и развивающей функций обучения, связанных с развитием мышления ребёнка, с приёмами и способами его умственной деятельности.

Исходя из вышеизложенного и из специфики предмета «Шахматы», определяем главную цель предмета - как развитие мышления младшего школьника, в том числе:

1) развитие наглядно-образного мышления;

2) развитие наглядно-действенного мышления;

3) развитие словесно-логического мышления;

4) развитие последовательного логического мышления;

5) развитие стратегического мышления;

6) развитие тактического мышления;

7) развитие комбинаторного мышления;

8) развитие творческого и алгоритмического мышления (в частности, на основе моделирования);

9) развитие способности к рефлексии;

10) развитие памяти (в частности, оперативной);

11) развитие внимания;

12) развитие воображения;

13) обучение на шахматном материале умению учиться.

Развитие наглядно-действенного мышления применительно к шахматам может быть реализовано только в процессе анализа, когда в ходе принятия решения разрешается переставлять фигуры непосредственно при мысленном расчёте. Действием в шахматах является перемещение фигуры с одного поля на другое, т.е. выполнение хода. Словесно-логическое мышление может широко применяться в шахматной партии (внутренняя речь) и на уроке шахмат – при обосновании решения учебных задач.

Следовательно, логическое мышление играет важную роль в обучении шахматам. Это хорошо понимал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский, который особо выделял значение шахмат в воспитании культуры мышления, умственном развитии младшего школьника: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». И далее В.А. Сухомлинский обращает внимание на то, что «речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Таким образом, занятия по обучению игре в шахматы в начальной школе позволит наиболее полно использовать потенциал ребёнка, заложенный в древней игре. Процесс обучения её азам способствует развитию навыков ориентирования на плоскости, пространственного мышления; формирует аналитико-синтетическую деятельность; учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; развивает логическое мышление; содействует совершенствованию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость.

1.3.Особенности развития логического мышления учащихся начальных классов и возможности его развития на занятиях по обучению игре в шахматы

Мышление младших школьников сильно отличается от мышления детей, посещающих детский сад. Например, для дошкольников более характерно такое качество мышления, как непроизвольность и малая управляемость в постановке и решении интересующей их задачи, в то время как младшим школьникам приходится регулярно выполнять обязательные задания, учиться управлять своим мышлением, и не только тогда, когда это интересно.

При описании развития мышления детей начальной школы следует отметить, что ребенок 7 - 8 лет мыслит лишь конкретными образами и категориями. Стул для него еще конкретный стул, как в школе, так и дома. Рюкзак - это конкретный рюкзак, принадлежащий ему или его другу. В восприятии ребенком иносказательной речи, так же присутствует конкретность мышления. Детям этого возраста сложно понять переносное значение метафор или пословиц. Например, "ледяные руки" для ребенка - это руки из льда, не холодные руки.

К возрасту 8 - 9 лет дети переходят на новый уровень развития способностей. Они переходят к стадии формальных операций, то есть развивается умение выделять важные признаки предметов и явлений (абстрагирование) и умение обобщать. Дети этого возраста уже могут устанавливать порядок понятий, вычленять более узкие и более широкие понятия. Если первоклассник и второклассник не могут дать четкого аргументированного ответа, используя простейшее доказательство, подменяя их на указание реального факта, то в третьем и четвертом классах дети должны уметь обоснованно доказывать то или иное суждение. Ученики 3 - 4 класса в аналитической деятельности, прежде всего должны основываться на представления и понятия.

Развитие мышления детей в начальной школе идет от способности анализировать определенный предмет и явление, к способности анализировать связи между этими предметами и понятиями. Третьеклассник к концу учебного года должен научиться основным элементам анализа: выявление отношений между понятиями (часть и целое, противоположность, наличие функциональных связей)

У младших школьников отличительной особенностью логического мышления является так же трудность в выполнении, казалось бы, простой операции, как сравнение. Трудность сравнения для детей начальной школы состоит в том, что, сначала ребенок изначально не знает, что такое сравнить, а так же, не умеет пользоваться этой операцией, как приемом решения поставленной задачи.

Помимо этого, изученный опыт показывает, что детям 7-10 лет доступно выделение главных признаков, их распознавание в новых предметах и фактах, оперирование сводом понятий, переходам к выводам, поиск и установление связей, группировка предметов по определенным признакам. (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, К.И. Некрасова и др.)

За время обучения в начальном звене школы можно выделить несколько этапов развития логического мышления, на которые должен обратить внимание педагог, для правильного развития всех мыслительных операций младших школьников:

первый этап в развитии мышления младших школьников может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий;

второй этап - формирование такой операции логического мышления, как абстрагирование;

третий этап - формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений;

(первые три этапа реализуются в 1-2 классах начальной школы)

четвёртый этап (3 класс) у детей должна быть сформирована способность выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

пятый этап (3-4 классы) предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале (1-2 класс) заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а к 3-4 классу в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, противоположность, следствие и причина и другое).

К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез. Ниже будут рассмотрены и охарактеризованы все мыслительные операции, на которые следует обратить внимание педагогам начальной школы.

Выводы по первой главе

Таким образом, говоря об особенностях развития логического мышления детей начальной школы и, опираясь на вышеизложенное в первой главе, можно сделать следующие выводы:

Особенностью развития логического мышления детей начальной школы является проявление его не только в самом протекании мыслительного процесса, но и в каждой его отдельной операции.

Для мышления детей этого возраста характерно однолинейное сравнение.

Для мышления ребенка характерен процесс, идущий путем "короткого замыкания", минуя развернутый этап анализа.

Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к выводам и обобщениям.

Глава 2. Технология развития логического мышления через обучение игре в шахматы в начальной школе

2.1 Технологические особенности организации обучения игре в шахматы с целью развития логического мышления школьников

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, так как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.

Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди детей младшего школьного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться.

При обучении игре в шахматы на начальном этапе рекомендуется использовать опыт работы в данной области И.Г. Сухина, которым разработан шахматный курс, включающий в себя ряд нетрадиционных авторских наработок. Основная идея курса заключается в том, что игра «Шахматы» через структуру и содержание способна придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Особое внимание уделяется развитию логического мышления младших школьников, чему способствуют следующие методические приемы и методики используемые в данном курсе:

  • широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
  • применение нестандартных дидактических заданий и игр;
  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; 
  • преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
  • выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
  • разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
  • неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

Организация обучения в соответствии с данной программой направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в этом возрасте.

Важное место при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат, знакомит учащихся с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит детей со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны школьникам. 

Включение информационных технологий в виде интерактивной доски в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников. Благодаря мультимедийному способу передачи информации, у детей формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развивается произвольность психических процессов: дети учатся планировать, выстраивать логику действий в игре в шахматы, осуществлять оценку и контроль своей деятельности. В основу технологии обучения учащихся игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения).

2.2 Приемы и методы развития логического мышления при обучении игре в шахматы

Развитие логики младших школьников зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Активная работа мышления в продуктивной деятельности находит свое выражение в мыслительных операциях анализа и синтеза, классификации, сравнения, аналогии и обобщения. Все эти мыслительные операции принято называть приемами умственных действий или логическими приемами мышления.

Анализ - это мысленное выделение основных элементов объекта или предмета, его признаков и свойств. В то время как синтез представляет собой соединение различных элементов и сторон объекта в единое целое. Эти две мыслительные операции дополняют друг друга.

Сравнение - это прием логического мышления, требующий выделения различия и сходства между признаками объекта или явления. Они обычно соотносят предметные объекты и символические. (см. Приложение В)

Классификация - это прием умственных действий который характеризуется разделением множества на группы по какому-либо признаку.

Прием аналогии - прием логического мышления направленный на выявлении сходства в каком-либо отношении между предметами и явлениями, действиями.

Прием обобщения - выделение важных признаков объектов, их свойств и отношений. Процесс обобщения и результат обобщения являются разными понятиями. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах.

Для успешного усвоения детьми логических операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса.

Особое внимание уделяется организации совместной деятельности с детьми и предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельности.

Особенности организации совместной деятельности:

  • В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.
  • Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
  • Совместная игра педагога с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
  • Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Педагог играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  • Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  • Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга (приложение 1), математических развлечений.
  • Используются следующие игровые приёмы - игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности) (приложение 2) пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом); элементы драматизации (в том числе сказки сочинённые самими детьми) – для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона;
  • метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала)

При организации самостоятельной деятельности учащихся направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Эффективными являются следующие методические приемы:

переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала. Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач. Особую роль играют “сильные” дети: отлично справившись с конкретной задачей они “подключаются” к тем, кто испытывает трудности. Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах более слабым.

В соответствии с данной системой работы по обучению игре в шахматы можно выделить следующие критерии уровней развития детей: 

Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

В рамках представленной системы работы учащиеся должны знать:

• Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

• Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

• Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;

• Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

• Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

• Правильно располагать фигуры перед игрой;

• Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

• Решать простые шахматные задачи.

Итогом являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

2.3 Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников

Описанные ниже методики позволят педагогам и родителям выявить уровень развития логического мышления младших школьников.

Одной из наиболее распространенных методик является методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала). Методика Э.Ф. Замбацявичене - это опросник, который состоит из четырех субтестов разработанных с учетом программного материала начального звена школы:

Таблица № 1 - Характеристика субтестов методики Э.Ф. Замбацявичене

№ п/п

Задания

Вывод по субтесту об испытуемом

первый субтест

задания, требующие от учащихся на основе анализа выделить главные признаки объектов или явлений

Запас знаний испытуемого

второй субтест

задания на исключение "пятого лишнего".

Владение операциями обобщения и классификации, способность выделять основные признаки объектов или явлений.

третий субтест

задания на умозаключение по аналогии

Умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями, уровень владения такой мыслительной операцией как сравнение

четвертый субтест

задания на обобщение

Умение обобщать.

Каждому заданию присваивается определенный балл, отражающий степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить младший школьник за выполнение I-II субтестов - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка представляет собой сумму всех значений отдельных субтестов и составляет 100 баллов. Для идентификации уровня по каждому отдельному субтесту предлагается следующая интерпретация полученных результатов:

Таблица № 2 - Интерпретация результатов по субтестам

методики Э.Ф. Замбацявичене

№ п/п

высокий уровень

средний

недостаточный

низкий

очень низкий

субтесты I-II

26-21

21-16

16-11

11-6,

менее 6

субтест III

23-19

19-14

14-9

9-5

5;

субтест IV

25-20

20-15

15-10

10-5

5

При подсчете общего результата, определяется уровень логического мышления:

100-80 баллов - высокий уровень развития;

79-60 баллов - средний уровень развития логического мышления;

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39-20 баллов - низкий уровень развития логического мышления;

меньше 20 баллов - очень низкий уровень развития логического мышления.

Так же распространенной методикой исследования уровня развития логического мышления является блок методик, разработанных Л.Я. Ясюковой, на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

По результатам теста оцениваются следующие учебные действия школьников:

1. Выделение несущественных и существенных признаков путем анализа.

2. Сравнение, классификация и обобщение по заданным критериям.

3. Умение построения умозаключения и умение устанавливать аналогии.

4. Построение логической цепи рассуждений, определение причинно-следственных связей. Ниже рассмотрим четыре субтеста методики Л.Я. Ясюковой.

Таблица № 3 - Характеристика субтестов методики Л.Я. Ясюковой

Название субтеста

Источник

Задания

Вывод по субтесту об испытуемом

Осведомлённость

("Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах" Л.А. Ясюковой - Субтест №1

задания на выявление осведомленности

можно судить о запасе знаний школьника

Классификация

("Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах" Л.А. Ясюковой - Субтест №2

Задания на классификацию

Сформированность приема классификации, способность к обобщению и абстрагированию

Аналогии

("Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах" Л.А. Ясюковой Субтест №3

задания по решению аналогий (построение умозаключений)

Умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Числовые ряды

("Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах" Л.А. Ясюковой Субтест №6

задания на построение логической цепи рассуждений

Способность испытуемого верно выстраивать логические цепи.

Рассмотренные выше методики помогут учителям в полной мере раскрыть уровень развития логического мышления младших школьников и определить направление дальнейшей работы по формированию основных мыслительных операций детей.

Выводы по второй главе

Во второй главе курсовой работы были приведены основные формы и методы работы по развитию логического мышления при организации процесса обучения детей игре в шахматы, а так же представлены методики для его изучения. Система работы по обучению младших школьников игре в шахматы, представленная в данной курсовой, отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления учащихся с использованием нетрадиционных форм, а именно через обучение элементам шахматной игры. Методы и формы работы, используемые в данной системе, способствуют более успешному развитию приемов логического мышления (анализ и сравнение, обобщение, классификация, аналогия), что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Заключение

Из множества познавательных процессов мышление, как один из основных, присущ каждому человеку. Только индивид, умеющий правильно мыслить, может успешно обучаться различным предметам. Под умением «правильно мыслить» принято понимать умение делать анализ той или иной ситуации, строить верные суждения на основе проведенного анализа с соблюдением причинно-следственных связей, логичность, непротиворечивость суждений. Проведенные исследования доказывают, что далеко не все школьники обладают этим умением в полной мере и необходио именно в младшем школьном возрасте проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.

Влияние шахмат на развитие умственных способностей ребенка изучено в теории, и доказано на практике проведением множества исследований и экспериментов. Шахматы учат думать, у шахматистов формируется не механическое запоминание, а аналитическое и логическое мышление. Осознавая, какое значение для развития интеллекта ребенка имеют шахматы, сегодня этим вопросом занимается Министерство образования и науки РФ.

В соответствии с задачами исследования, в первой главе курсовой работы был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития логического мышления младших школьников, выявлены особенности логического мышления детей. Проведенный в работе анализ литературы, позволил выделить основные особенности мышления детей этого возраста: его развитие идет от наглядно - действенному к конкретно - образному и от него к понятийному (логическому) мышлению. Целесообразно начать развитие логического мышления с первого класса, поскольку основная часть сенситивного периода приходиться на начальную школу, можно высказать уверенность в том, что необходимость дополнительной работы в этом направлении в начальной школе не вызывает сомнения. Развитие познавательных процессов младшего школьника будет развиваться более продуктивно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются интеллектуальные игры, упражнения, задачи для развития логического мышления младших школьников.

Во второй главе курсовой работы были приведены основные формы и методы работы по развитию логического мышления при организации процесса обучения детей игре в шахматы, а так же представлены методики для его изучения. Система работы по обучению младших школьников игре в шахматы, представленная в данной курсовой, отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления учащихся с использованием нетрадиционных форм, а именно через обучение элементам шахматной игры. Методы и формы работы, используемые в данной системе, способствуют более успешному развитию приемов логического мышления (анализ и сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

В заключение хотелось бы привести высказывание президента Российской Федерации В.В. Путина “Шахматы это не просто спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед. В шахматах заложены огромные возможности умственного развития с раннего возраста. И важная стратегическая государственная задача на сегодняшний день, безусловно, в повышении общего интеллектуального уровня подрастающего поколения, формировании ответственности юных граждан за свои поступки».

Список использованной литературы

1. Бабкина Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников / Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006. - 24 с.

2. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Материалы по оценке готовности к обучению в среднем звене. - Ярославль, 1992. - 202 с.

3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов-н/Д: "Феникс", 2000. - 416с.

4. Белошистая А.В., Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.

5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с.

6. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. – М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1994.

7. Замбацявичене Э.Ф.

8. Истомина, Н.Б. Концепция обучения математике в начальной школе // Начальная школа. – 2006 – № 10.

9. Неверкович, С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе / С.Д. Неверкович // Физическая культура, 2001 – № 2.

10. Сабуров, Е.В. Время азартных уроков / Е.В. Сабуров. – Первое сентября, 23.11.2002.

11. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев : Радянска школа, 1974.

12. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. – М. : Просвещение, 2005.

13. интернет ссылка http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/615177/

14. https://www.m24.ru/articles/%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B/29072016/111796?utm_source=CopyBuf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления младшего школьника через игру"

Тема материалов из опыта работы: «Развитие логического мышления младшего школьника через игру».Автор опыта: Торопова О.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5 г. Нарьян-Мара».В младшем школьном во...

Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей

Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей...

Выступление «Развитие логического мышления младших школьников, как фактор успешного обучения в школе».

Выступление, содержащее теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников....

Развитие логического мышления младших школьников при обучении решению орфографических задач

методические рекомендации для учителя при работе по формированию орфографической грамотности...

Развитие логического мышления младшего школьника в процессе обучения математики.

Данная работа окажет большую помощь преподавателям начальной школы,  работающим над развитием логического мышления учащихся на уроках математики. Разработанная система упражнений может быть испол...

Развитие логического мышления младших школьников при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач

Формирование логического мышления-важна я часть педагогического процесса. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя- полнее использовать эти возможности пр...