Главные вкладки

    Конспект открытого внеклассного занятия в 4 класс по толерантности "Мир, который нужен нам!"
    классный час (4 класс)

    Богданова Евгения Александровна

    Занятие-игра «Мир, который нужен нам!»

     «Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю».
    Антуан де Сент – Экзюпери.

          Вот уже несколько десятков лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна  быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе  происходит активный рост агрессивности, экстремизма,  конфликтов. Почему? Толерантно ли общество или нет?  Какие проблемы толерантности в современном обществе существуют?
         Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».
         Толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».
     «Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».
           В настоящее время проблема толерантности относится в воспитательной проблеме. Это связано с тем, что в основе толерантности лежит умение общаться и взаимодействовать. Педагог в процессе формирования коммуникативных навыков и умений, должен учить детей, что все люди разные и нужно уметь воспринимать человека таким, какой он есть. Даже если что-то в одежде или внешности кажется странным и необычным, следует вести себя корректно и адекватно. С самого раннего возраста необходимо быть терпимыми друг к другу, даже если это не просто.
         В связи с актуальностью данной проблемы мной было разработано занятие-игра для учащихся начальной школы. Практическая значимость данного занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить воспитанников толерантному отношению друг к другу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

    средней общеобразовательной школа № 484

    Московского района Санкт-Петербурга

    Конспект занятия в 4 классе

    «Мир, который нужен нам!»

     Богданова Евгения Александровна
    учитель начальных классов

    Конкурс   педагогических достижений

    Московского района Санкт-Петербурга 

    «Воспитай личность» 

    номинация «Классный руководитель» 

     

    подноминация  «Дебют»

    начальная школа

                                                         форма проведения-игра

    2020

    Занятие-игра «Мир, который нужен нам!»

     «Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю».
    Антуан де Сент – Экзюпери.

          Вот уже несколько десятков лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна  быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе  происходит активный рост агрессивности, экстремизма,  конфликтов. Почему? Толерантно ли общество или нет?  Какие проблемы толерантности в современном обществе существуют?
        Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».
        Толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».
     «Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».
          В настоящее время проблема толерантности относится в воспитательной проблеме. Это связано с тем, что в основе толерантности лежит умение общаться и взаимодействовать. Педагог в процессе формирования коммуникативных навыков и умений, должен учить детей, что все люди разные и нужно уметь воспринимать человека таким, какой он есть. Даже если что-то в одежде или внешности кажется странным и необычным, следует вести себя корректно и адекватно. С самого раннего возраста необходимо быть терпимыми друг к другу, даже если это не просто.
        В связи с актуальностью данной проблемы мной было разработано занятие-игра для учащихся начальной школы. Практическая значимость данного занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить воспитанников толерантному отношению друг к другу.

    Цель занятия: продолжить знакомство с понятием «толерантность», воспитание у учащихся терпимости по отношению к людям другой веры, национальности или других жизненных взглядов, как одного из важнейших качеств современной личности.

    Задачи:

    • Развитие у учащихся навыков групповой работы, умения находить компромиссные решения и вести диалог друг с другом, считаться с мнение других.
    •  Создание оптимальных условий для формирования у учащихся коммуникативных связей.
    •  Ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями других народов.


    Ожидаемые результаты:

    • Личностные:

         -формирование толерантных установок;
        -формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

               -помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих,

    • Метапредметные:
      -развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
      -развитие творческого потенциала учащихся.
    • Предметные:
      -знакомство детей с понятием “толерантность” и историей его происхождения.

    -развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, умения формулировать и высказывать своё мнение

    Форма проведения: игра.

    Виды деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная.
    Направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное.

    Методы работы: словесный (беседа), наглядный, игра, упражнение, групповая работа, творческое задание, индивидуальная работа.
    Возраст участников: учащиеся 10-11 лет (ученики начальной школы).

    Приёмы работы: организационный момент-«приветствие разных народов мира»,  постановка проблемной ситуации-упражнение «орехи».
    Оборудование: классная комната с расставленными столами для групповой работы (2 группы – 2 стола); мультимедийное оборудование; презентация, музыкальное оформление, грецкие орехи (по количеству человек),раздаточный и наглядный материал, видеоролик «Мир, который нужен нам!», шаблон лепестков (для рефлексии по количеству человек), альбомные листы, ватман с заданием, мягкая игрушка в виде ромашки с разноцветными лепестками, подставки с правилами работы в группе, конверты с пословицами, карточки с проблемными ситуациями для каждой группы; фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
    Время занятия: 30-35 минут.

    Ход занятия

    1. Организационный этап
      (Создание психологического настроя в группе).
    1. Приветствие разных народов мира. (Слайд 5-10).

    У: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что мы собрались здесь, сегодня все вместе. Для начала вам нужно поприветствовать друг друга. Какими только приветствиями люди не пользуются! Так вот, движения и жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран, во время приветствия еще разнообразнее, например:

    • русские, англичане, американцы – пожимают друг другу руки.
    • Китайцы – пожимают руку самому себе.
    • Латиноамериканцы – обнимаются.
    • Самоанцы – обнюхивают друг друга.
    • Тибетцы – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и высовывают язык.
    • У некоторых индейских племен, принято при виде незнакомцев сидеть на корточках до тех пор, пока он не заметит этой миролюбивой позы.
    • В некоторых племенах снимают обувь.

    - Выберете жест приветствия, который понравился вам больше всего, поприветствуйте своего соседа слева, справа.

    II.     Основная часть.

     1. Постановка проблемной ситуации. Упражнение «Орехи». (Слайд 11).

    У: чтобы понять, чему посвящена наша встреча, выполним упражнение под названием «Орехи».

    У: У каждой группы лежит пакет с грецкими орехами по количеству участников. Возьмите по одному ореху их пакета, в течение 1 минуты внимательно рассмотрите и запомните свой орех. Положите орех обратно в пакет. (Учитель перемешивает их, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой).Когда это выполнено, учитель просит рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других).

    Обсуждение:
    • Аналогия между орехами и людьми:

    • Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые.
    • Как судят о ценности ореха?
    • Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются). Необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его.
    На экран выводятся критерии толерантности.
    (Слайд 12).
    Критерии толерантности:
    • равноправие граждан независимо от их пола, расы, национальности, религии и т.д.;
    • взаимоуважение и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, малообеспеченным и др.);
    • возможность следовать своим традициям для всех культур общества;
    • свобода вероисповедания без ущемления возможностей других членов общества;
    • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
    • позитивная лексика в общении.

    У: наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.

    -Наше занятие пройдёт в форме игры. Символом нашего занятия станет Ромашка с разноцветными лепестками (мягкая игрушка). На лепестках прикреплены задания, за каждым из них скрывается один из признаков  «Толерантности». Выполнив их, в конце нашего занятия вы сможете дать точное определение толерантности.
    Вам также предстоит поработать сегодня в группах. Давайте повторим правила работы в группах, которые вы наверняка знаете хорошо. У вас на каждом столе стоит подставка с правилами, давайте прочитаем их.

    2.Правила работы в группе. (Слайд13).

    Задание 1. 

    -Посмотрим, как вы умеете работать в группах. Вот первое задание для вас.

    Девиз нашего занятия вы сможете узнать, собрав из слов предложение.

    (детям выдаётся конверт со словами , которые они должны собрать).

    Приложение 1 (слайд 14).
    Девиз: «Мир, который нужен нам!» учитель прикрепляет на доску.

    У: замечательно, правила работы в группах вы знаете отлично.

    3. Беседа «Что такое толерантность?». Работа с определением.

    У: а кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. А что оно означает, знаете?(выслушать мнение учащихся).

    А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались, как грецкие орехи? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы учащихся).

    — Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы учащихся).

    — Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.
    Давайте посмотрим, так что же обозначает слово «толерантность».

     (Слайд 15).

    «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». 

    Статья 1 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО.

    Именно с этого документа начинается история Международного дня толерантности, который стал символом терпимости во всем мире. Провозглашение принципов и самого праздника состоялось в 1995 году. Оба события связывают с 50-летием организации.

    В 1997 году Ассамблея ООН призывает страны-участницы присоединиться к празднованию и объявляет о Годе толерантности. Нетерпимость рассматривается как угроза человечеству.

    Поэтому в рамках праздника и декларации разрабатываются программы борьбы с нетерпимостью, дискриминацией, экстремизмом. (Слайд 16).

    16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

    4.Работа в группах.

    У: По желанию, дети выбирают первый (цветной)лепесток с заданием. (Лепестки соответствуют цвету конверта с данным заданием). После выполнения каждого задания, лепестки прикрепляются на доску.

    1 лепесток «Толерантность-это уважение». (зелёный конверт)

    У: у каждой группы лежит листок с записанным текстом. Вы должны в течении 2 минут прочитать и найти проблему, которая возникла в сложившихся ситуациях.

    1.Ситуация для обсуждения. (приложение 2)

    Представьте, что вы живёте в доме, где через стенку живёт другая семья. Вы готовитесь ложиться спать, вам утром в школу, родителям на работу. А у соседей праздник, музыка грохочет, люди танцуют, громко смеются, веселятся, прыгают. Сможете ли вы заснуть под этот шум?

    - Кто мне скажет, какая проблема может возникнуть? (Взаимоотношения с соседями).

    - А чего же не хватало этим соседям в их отношениях? (Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).

    2. Ситуация для обсуждения. (приложение 2)
          Один мальчик жаловался, «что с этими здоровканьями одни неприятности. Я говорит, уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный  – просто ужас!».
        А дело было так: Бежит Кешка по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфудболивают. Навстречу ему соседка Марья Ивановна. Он на бегу бодро прокричал не то «здрась», не то «брысь» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».

    - Какую ошибку допустил Кеша?

    - Как нужно здороваться с соседями?

    - Как бы вы поступили в этой ситуации?

    - Что вы делаете, когда встречаете своего соседа на улице? Правильно, здороваетесь. А что такое «Здравствуйте»? Это повелительная форма глагола «здравствовать», мы желаем здоровья встречному человеку. А умеете ли вы здороваться со своими соседями?

    Игра «Доброе соседство» (слайд 17-18).

    - Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.

         Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.

     Итог обсуждения:

    - Зачем нужны эти положительные качества? Какой можно сделать вывод из всего сказанного?

    • Вежливо и доброжелательно обращаться с соседями;
    • Помогать, если возникнут проблемы;
    •  Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь несогласие с ним.

    У: какой признак толерантности мы с вами сейчас усвоили? (Толерантность-это уважение).

    Физкультминутка (Слайд 19).

    Учитель показывает движения под песню Непоседы «Я, ты, он, она – вместе целая страна». (Упражнения со взаимодействием рук).

    2 лепесток Толерантность-это доброта души. ( синий конверт).

    Упражнение. “Мой портрет в лучах солнца”.

    Музыка «Если добрый ты» (слайд 20).

    В центре ватмана (листа) нарисован круг, в нем написана фраза “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других. При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. (По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное). (Пока дети выполняют задание, жюри предлагается посмотреть видеоролик «Мир, который нужен нам!» на планшетах).

    У: каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

    Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

    У: какой признак толерантности мы с вами сейчас усвоили? (Толерантность-это доброта души).

     3  лепесток Толерантность-это дружба. (синий конверт).

    Игра «Собери пословицу». (слайд21).

    Детям раздаются конверты с заданием.
    У: у каждого из вас есть начало пословицы. Вам надо найти ее продолжение.(Приложение 3).

    1. Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
    2. Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)
    3. Человек без друзей,………….(что дерево без корней)
    4. Старый друг лучше …………(новых двух)
    5. Друг познаётся……………….(в беде)
    6. Один в поле….(не воин).
    7. Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)

    У: прочитайте пословицы, которые у вас получились и, объясните, как вы их понимаете.

    Пословицы  нам говорят, что такое настоящая дружба и как ее надо беречь.

    -А вы - дружные ребята? (да)

    -А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга).

    - А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.)

    -А с чем можно сравнить крепкую дружбу?

    - Как много вы знаете о дружбе, молодцы.

    Итог обсуждения: Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, взглядов.

    У: какой признак толерантности мы с вами сейчас усвоили? (Толерантность-это дружба).

    III.Заключительная часть

    1. Подведение итогов

    У: Дружить могут дети и взрослые, люди на разных концах Земли, дружить могут народы разных стран. Многие народы в нашей стране и в нашем крае живут в мире и согласии, помогают друг другу в беде, вместе празднуют радостные события. В народе говорят:

    «Если дружба велика – будет Родина крепка»

    Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов, нападавших на Россию.
    - Чтобы понимать друг друга, не враждовать, мы должны проявлять доброту, гуманность, милосердие, терпение.
    -А теперь вы сможете назвать признаки толерантности?(Дети называют те, которые узнали на занятии).

    Учитель дополняет (слайд 22).

    Толерантность – это милосердие

    Толерантность – это доброта души

    Толерантность – это сострадание

    Толерантность – это уважение

    Толерантность – это дружба

    Толерантность – это терпение

    Послушайте, какое стихотворение написала девочка Акрамова Галия из Башкортостана

    Люди на свет

    Рождаются разными:

    Непохожими, своеобразными.

    Чтобы других

    Ты смог понимать,

    Нужно терпенье

    В себе воспитать.

    Нужно с добром

    К людям в дом приходить,

    Дружбу, любовь

    В своем сердце хранить!

    Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.

    1. Рефлексия

    У: Предлагаю каждой группе собрать цветок толерантности. На лепестках напишите качества человека, которые вы цените в людях, раскрасьте лепесток.
    Например:
    (слайд 23)

    уважение

    доброжелательность

    чуткость

    милосердие

    сострадание

    прощение

    принятие другого таким, каким он есть и т.д

    (Лепестки дети прикрепляют на доску к своему цветку).

    У: Давайте вспомним девиз, который вы сложили в начале занятия. Произнесём его ещё раз все вместе: «Мир, который нужен нам!». (слайд 24)

    -На память я бы хотела оставить символ нашего с вами занятия. (Ромашку с радужными лепестками дарит детям).

    Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. (слайд 25).

    Список использованной литературы:

    1. Проблема толерантности в современном обществе http://yralski.ru/Organy-vlasti/mezhnacionalnyje_i_mezhkonfessionalnyje_otnoshenija_profilaktika_terrorizma_i_ekstremizma/2016/11/14/92273/ 
    2. https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitanie_tolerantnosti_v_shkole/
    3. Упражнение «Орехи» https://урок.рф/library/igri_dlya_razvitiya_tolerantnosti_035842.html 
    4. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

    https://infourok.ru/urok-miloserdiya-i-tolerantnosti-o-dobrote-i-tolerantnosti-klass-1940297.html

    1. Игра «Собери пословицу»

    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/03/23/uroki-tolerantnosti-v-druzhbe-nasha-sila 

    1. Рефлексия

     https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-mladshie-shkolniki-strana-tolerantnost.html 

    Приложение 1

    «Мир, который нужен нам!».

    «Мир, который нужен нам!».

    Приложение 2

    1.Ситуация для обсуждения.

    Представьте, что вы живёте в доме, где через стенку живёт другая семья. Вы готовитесь ложиться спать, вам утром в школу, родителям на работу. А у соседей праздник, музыка грохочет, люди танцуют, громко смеются, веселятся, прыгают. Сможете ли вы заснуть под этот шум?

    2. Ситуация для обсуждения.
          Один мальчик жаловался, «что с этими здоровканьями одни неприятности. Я говорит, уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный  – просто ужас!».
        А дело было так: Бежит Кешка по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфудболивают. Навстречу ему соседка Марья Ивановна. Он на бегу бодро прокричал не то «здрась», не то «брысь» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».

    Приложение 3

    1. Нет друга – ищи, (а нашёл – береги).

    1. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).

    1. Человек без друзей, (что дерево без корней).

    1. Старый друг лучше (новых двух).

    1. Друг познаётся (в беде).

    1. Один в поле (не воин).

    1. Крепкую дружбу и (топором не разрубишь).

    Приложение 4

    Приложение 5

            


            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого внеклассного занятия Тема: «Ориентирование в режиме дня с помощью пиктографических изображений»

    Этот конспект занятий поможет детям ориентироваться в режиме дня с помощью пиктографических изображений...

    Конспект открытого внеклассного занятия по ПДД "Путешествие в страну дорожных знаков" 1 - 4 класс

    Конспект открытого внеклассного занятия по ПДД "путешествие в страну дорожных знаков" 1 - 4 класс....

    Конспект открытого внеклассного занятия по чтению в 1 классе "Занимательность на уроке чтения - "Кафе Буквоежка"

    Открытое внеклассное занятие по чтению в 1 классе "Занимательность на уроке чтения - Кафе Буквоежка"...

    Конспект открытого внеклассного занятия "Весна - Красна" 1 дополнительный класс коррекционная школа

    Открытое внеклассное занятие "Весна - Красна" по предмету мир природы и человека 1 дополнительный класс коррекционная школа...

    Конспект открытого внеклассного занятия «Английский с увлечением» в летнем пришкольном лагере дневного пребывания

    Описание материала: данный материал будет полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе. В ходе данного занятия обучающиеся имеют возможность повторить изученные лексические ед...

    План –конспект открытого внеклассного занятия: «Как хорошо быть вежливым».

    Конспект воспитательского занятия для развития  умения употреблять различные формы словесной вежливости, усваивать нормы и правила поведения в жизни и в обществе....

    Конспект открытого внеклассного занятия по математике "Космическое путешествие" 2 класс коррекционная школа

    Конспект открытого внеклассного занятия по математике "Космическое путешествие" 2 класс коррекционная школа...